РЕВЕРСИВНОЕ УСТРОЙСТВО СУДНА Российский патент 2007 года по МПК B63H11/11 

Описание патента на изобретение RU2292288C2

Изобретение относится к области водного транспорта и предназначено для изменения направления (реверсирования) хода судна преимущественно с водометными движителями.

Известное реверсивное устройство судна (RU № 2198112 от 10.02.2003 г., МПК В 63 Н 11/11), принятое за прототип, содержит реверсивную заслонку, вал и рычаги ее поворота, привод в виде электродвигателя с зубчато-винтовым механизмом, взаимодействующим с рычагом поворота реверсивной заслонки. Электропривод содержит переключатель управления реверсом, контактор, конечные выключатели, реле и другие элементы электрического управления.

Как показал опыт эксплуатации, электрическая система управления реверсом в виде конечных выключателей и реле не обеспечивает достаточной надежности из-за сильной вибрации в кормовой части судна. Периодически возникают сбои в работе сигнализации.

Известно реверсивное устройство (SU 1586957 от 23.08.1990 г., МПК В 63 Н 11/11) в виде гидроцилиндра, шарнирно связанного с заслонкой за кормой судна снаружи.

Конструкция постоянно находится в бурлящем потоке воды. Срок службы (ресурс) этого гидроцилиндра и трубопроводов для подвода рабочей жидкости ограничен. Привод обеспечивает только два фиксированных положения и работает от автономной гидросистемы, достаточно сложной по составу. Каждый движитель имеет собственное реверсивно-рулевое устройство с приводами.

Целью настоящего изобретения является устранение отмеченных недостатков.

Указанная цель достигается тем, что в предлагаемом изобретении реверс двух движителей осуществляется с помощью одного трехпозиционного гидроцилиндра с краном управления, подключенных к масляной системе главных двигателей и находящихся внутри моторного отсека. При этом реверсивные заслонки обоих движителей связаны с гидроцилиндром и между собой передачей из тяг и поворотных рычагов, обеспечивающих синхронность 3-х положений заслонок обоих движителей на переднем ходу, на заднем ходу и при отсутствии хода судна, при дрейфе.

Сущность изобретения заключается в том, что для упрощения и повышения надежности конструкции привод поворота реверсивных заслонок обоих движителей выполнен от одного трехпозиционного гидроцилиндра с краном управления, подключенных к масляной системе главного двигателя и находящихся в моторном отсеке судна. Гидроцилиндр связан с заслонками с помощью тяг и поворотных рычагов.

Технический результат реализации изобретения - обеспечение надежности управления реверсом судна. Это достигается одним трехпозиционным гидроцилиндром. Малонадежные элементы типа электрических конечных выключателей и реле отсутствуют. Защита от перегрузок в конечных положениях привода обеспечивается предохранительным клапаном, переключающим рабочее давление на слив по достижении заслонкой любого из трех фиксированных положений. Рабочей жидкостью является масло из масляной системы главного двигателя судна. Специальной гидравлической системы не требуется.

Предлагаемое изобретение изображено на чертежах:

Фиг.1 - реверсивное устройство, вид сбоку;

Фиг.2 - реверсивное устройство, вид в корму внутри помещения;

Фиг.3 - реверсивное устройство, вид сверху;

Фиг.4 - схема работы.

На фиг.1-3 показано реверсивное устройство в положении заднего хода (заслонка опущена). Реверсивное устройство состоит из расположенной за соплом 1 водомета 2 заслонки 3, закрепленной на цапфах 4, уха 5 на заслонке, тяги 6, рычага 7 на внешнем конце вала 8, рычага 9 на внутреннем конце вала 8, гидроцилиндра 10. Вал 8 установлен внутри втулки 11 в кормовой стенке. Гидроцилиндр 10 трехпозиционный, имеет кран управления (не показан), состоит из вставки 12, к которой с обеих сторон прикреплены гильзы 13 и 14 с штоками 15 и 16.

Штоки 15 и 16 могут иметь разные ходы, т.к. нейтральное (стоповое) положение реверсивной заслонки может находится не посредине ее угла поворота. На вставке 12 и гильзах 13 и 14 имеются штуцеры для подключения к гидросистеме (не показано), для подвода и отвода масла от крана управления. Гидроцилиндр установлен так, что один шток 15 закреплен шарнирно за фундамент, а другой шток 16 - за рычаг 9, также шарнирно.

Гидроцилиндр имеет 3 позиции:

- оба штока выдвинуты (наибольшая длина),

- оба штока втянуты (наименьшая длина),

- один шток выдвинут (промежуточная длина).

Механизмы реверса правого и левого бортов связаны между собой кинематически с помощью поворотных рычагов 17, 18 и тяги 19, 20.

Работает устройство следующим образом.

При движении судна передним ходом заслонка 3 поднята (показано штрихами на фиг.1) и не создает препятствия отбрасываемой винтом или водометом струе воды. Реактивная сила R двигает судно вперед. Штоки гидроцилиндра при этом выдвинуты оба полностью (фиг.4а).

Для перехода на задний ход кран управления ставится водителем в положение "задний ход". Рабочая жидкость (масло) поступает в гидроцилиндр, штоки 15 и 16 втягиваются, рычаг 9 поворачивается против часовой стрелки, рычаг 7 - тоже. Заслонка опускается вниз в поток воды (фиг.4б). Поток воды меняет направление, возникает реактивная сила R, тормозящая судно, а затем создающая задний ход.

Для установки заслонки в промежуточное положение, например с целью стопорения судна R=0 (дрейфа), рабочая жидкость (масло) подается только в одну рабочую полость, один шток выдвигается, другой - остается втянутым (фиг.4в).

Таким образом, от положения штоков гидроцилиндра зависит направление движения судна. Управление судном по курсу осуществляется с помощью рулевых заслонок от отдельного привода.

Похожие патенты RU2292288C2

название год авторы номер документа
Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя 1988
  • Макаров Владимир Александрович
  • Папков Леонид Сергеевич
  • Бейлин Иосиф Яковлевич
SU1738690A1
Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя 1983
  • Бейлин Иосиф Яковлевич
  • Ванчиков Николай Александрович
  • Каверя Владимир Иванович
  • Смирнов Александр Сергеевич
SU1111945A1
РЕВЕРСИВНОЕ УСТРОЙСТВО СУДНА 2000
  • Дадаев Г.А.
RU2198112C2
РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ 2019
  • Бурнаев Виктор Иванович
RU2712408C1
ДВИЖИТЕЛЬ ВОДОМЕТНЫЙ 2009
  • Карпов Владимир Иванович
  • Троицкий Александр Петрович
  • Васильев Валентин Фёдорович
  • Чурбанов Станислав Валентинович
RU2436706C2
РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО 2021
  • Смирнов Андрей Валерьевич
RU2763067C1
РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО 2002
  • Смирнов А.В.
RU2244658C2
РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ 2006
  • Леонтьев Артем Юрьевич
  • Попов Александр Николаевич
  • Азовцев Валерий Александрович
  • Тусов Павел Андреевич
RU2324621C2
ШАССИ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2002
  • Косиченко Д.Ю.
  • Шабалин А.В.
  • Ханакин В.В.
  • Иванеев А.И.
  • Вереютин А.В.
  • Крыхтин Ю.И.
  • Суворов Ф.Н.
  • Русанов А.И.
  • Шумилкин А.А.
RU2268839C9
РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ 2007
  • Драгун Виктор Николаевич
RU2330785C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 292 288 C2

Реферат патента 2007 года РЕВЕРСИВНОЕ УСТРОЙСТВО СУДНА

Изобретение относится к водному транспорту и предназначено для изменения направления (реверсирования) хода судна преимущественно двумя водометными движителями. Устройство содержит реверсивные заслонки с приводом их поворота. Привод поворота заслонок обоих движителей выполнен от одного трехпозиционного гидроцилиндра с гидрокраном управления, подключенных к масляной системе главных двигателей и находящихся в моторном отсеке судна. Реверсивные заслонки обоих движителей связаны с гидроцилиндром и между собой передачей, состоящей из тяги и рычагов. Технический результат заключается в обеспечении надежности управления реверсом судна. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 292 288 C2

Реверсивное устройство судна, преимущественно с водометными движителями, содержащее реверсивные заслонки с приводом их поворота, отличающееся тем, что привод поворота реверсивных заслонок обоих движителей выполнен от одного трехпозиционного гидроцилиндра с гидрокраном управления, подключенных к масляной системе главных двигателей и находящихся в моторном отсеке судна, при этом реверсивные заслонки обоих движителей связаны с гидроцилиндром и между собой передачей, находящейся также внутри моторного отсека и состоящей из тяги и рычагов, обеспечивающих синхронность положений заслонок обоих движителей.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2292288C2

РЕВЕРСИВНОЕ УСТРОЙСТВО СУДНА 2000
  • Дадаев Г.А.
RU2198112C2
US 5049096 А, 17.09.1991
Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя 1988
  • Карпов Владимир Иванович
  • Латышев Юрий Серафимович
  • Мамедов Эльхан Мир Давуд Оглы
SU1586957A1

RU 2 292 288 C2

Авторы

Дадаев Гурий Александрович

Даты

2007-01-27Публикация

2005-04-14Подача