ЛЕГКИЙ САМОЛЕТ Российский патент 2007 года по МПК B64C23/00 

Описание патента на изобретение RU2302976C1

Изобретение относится к области авиации, а именно к легким многоцелевым самолетам различного назначения.

Известно устройство легкого самолета (RU 2095285 С1, 10.11.1997), фюзеляж которого выполнен в виде развитого центроплана полукольцевой формы, образующего кольцевой канал воздушного винта. Причем к центроплану пристыкованы консоли крыла большого удлинения с элеронами и закрылками на них.

Фюзеляж указанного легкого самолета не имеет дополнительного объема для размещения целевой нагрузки, а центроплан его, выполненный в виде полукольцевого канала воздушного винта, значительно снижает аэродинамическое качество самолета и усложняет его конструкцию.

Ближайшим техническим решением предлагаемого изобретения является легкий самолет (US 3705700 А, 12.12.1972), состоящий из фюзеляжа с хвостовым оперением и шасси, двигателей с воздушными винтами и составного крыла, образованного его консолями и центропланом, часть крыла которого имеет форму воздушного канала.

Фюзеляж указанного легкого самолета не имеет дополнительного объема для размещения целевой нагрузки, кроме того, полезную площадь фюзеляжа занимает устройство для образования водяной пленки. Такое устройство не обеспечивает большого аэродинамического качества и усложняет конструкцию самолета.

Техническим решением предлагаемого изобретения является повышение аэродинамического качества легкого самолета, упрощение его конструкции и увеличение внутренних полезных объемов его фюзеляжа.

Техническое решение достигается тем, что фюзеляж самолета выполнен в виде центроплана с удлинением меньше 0,5 и ему задан несущий аэродинамический профиль, причем снизу фюзеляж переходит в составное крыло с центральной частью малого удлинения и консолями большого удлинения, а справа и слева от фюзеляжа по хорде стыковки консолей к центральной части крыла над крылом установлены двигатели с воздушными винтами, а боковые поверхности фюзеляжа с поверхностью крыла образуют кольцевой канал воздушных винтов, при этом оси вращения воздушных винтов расположены относительно плоскости хвостового оперения на расстоянии не более 0,15 диаметра воздушного винта.

Изобретение поясняется чертежами

На фиг.1 показан легкий самолет при виде слева.

На фиг.2 дан вид легкого самолета сверху.

На фиг.3 легкий самолет изображен при виде спереди.

На фиг.4 показан пилотируемый вариант легкого самолета.

На фиг.5 изображен дистанционно пилотируемый легкий самолет при виде слева.

На фиг.6 дан вид сверху дистанционно пилотируемого легкого самолета.

На фиг.7 показано пространственное изображение пилотируемого легкого самолета.

Легкий самолет выполнен следующим образом. Фюзеляж 1 легкого самолета выполнен в виде узкого длинного центроплана, которому задан крыльевой несущий аэродинамический профиль. Удлинение центроплана принято в интервале 0,1-0,5.

В концевой части фюзеляжа установлено V-образное хвостовое оперение 2 с аэродинамическими рулевыми поверхностями 3, которые выполняют функции рулей направления и рулей высоты.

Легкий самолет имеет трехстоячное шасси с основными стойками 4 и носовой стойкой 5, которые убираются в полете в ниши шасси (не показаны).

В передней части фюзеляжа установлены блоки 6 автоматического управления самолетом, целевая нагрузка, например радиолокационное оборудование, блоки радионаблюдения и т.д. в зависимости от назначения самолета. В центральной части фюзеляжа расположена телекамера 7.

У пилотируемого самолета в передней части фюзеляжа расположена кабина 8 пилота и пассажиров.

Снизу в хвостовой части фюзеляжа установлена хвостовая опора 9 на случай грубой посадки дистанционного пилотируемого самолета.

Нижняя аэродинамическая поверхность 10 фюзеляжа переходит в составное крыло с центральной его частью 11, центральная часть крыла имеет малое удлинение. Она образована передней кромкой 12 имеющей большую стреловидность и задними кромками 13 большой обратной стреловидности. К центральной части крыла, расположенной на фюзеляже, по ее концевой хорде 14 пристыкованы консоли 15 крыла, которые имеют большое удлинение. Таким образом, общее удлинение составного крыла будет превышать 8-12 единиц. На задней кромке консолей крыла расположены закрылки 16 и элероны 17.

Над хордой 14 стыковки консолей на пилонах 18 справа и слева от фюзеляжа 1 установлены двигатели 19 с воздушными винтами 20. В центральной части крыла рядом с двигателями установлены топливные баки 21.

Боковые поверхности фюзеляжа 22 сопрягаются с верхней поверхностью 23 центральной части крыла по радиусу, который на 3-6 мм больше радиуса воздушного винта 20.

Таким образом, боковые поверхности фюзеляжа и верхняя поверхность центральной части крыла образуют своеобразный кольцевой канал 24 воздушных винтов. Суммарный размер этих каналов составляет больше половины диаметра воздушного винта.

Оси 25 вращения воздушных винтов расположены относительно плоскости хвостового оперения на расстоянии не более 0,2 диаметра воздушных винтов (расстояние "b" на фиг.3).

В верхней части фюзеляжа в непосредственной близости к центру тяжести самолета расположен парашютный отсек 27, в котором размешен посадочный парашют.

Легкий самолет действует следующим образом. После подготовки самолета к полету запускают его двигатели и затем совершают взлет обычным для самолета классической схемы образом с использованием дистанционного управления.

Легкий самолет может иметь взлетную массу до 600-800 кг. Он предназначен для широкого применения в качестве дистанционного пилотируемого самолета с различным бортовым оборудованием в зависимости от выполняемых задач (радио, фото, телеоборудование) устройства для установки различного типа помех (радио, тепловых, оптических и т.д.).

Во время полета управление легким самолетом осуществляется автоматически или с помощью системы дистанционного управления традиционной для такого типа схемы самолетов.

Посадка легкого самолета производится по самолетному с помощью дистанционной системы пилотирования. Посадку можно производить и с помощью посадочного парашюта. Шасси самолета выдерживают грубую посадку без выравнивания и парашютную посадку с вертикальной скоростью до 7 м/с.

Легкий самолет предлагаемого устройства можно эксплуатировать как пилотируемый самолет. В этом случае в передней части фюзеляжа выполнена кабина пилота (фиг.4).

Предлагаемый легкий самолет имеет малую радиолокационную заметность благодаря плавному сопряжению составного крыла с фюзеляжем, отсутствию острых углов в сопряжении объемов и агрегатов самолета. Кроме того, консолям крыла и хвостовому оперению задана небольшая стреловидность.

Про сравнению с известными техническими решениями предлагаемый легкий самолет имеет большее аэродинамическое качество (более 18) благодаря крылу составной схемы с развитой центральной частью крыла, особой форме фюзеляжа с несущим аэродинамическим профилем и кольцевым каналом воздушных винтов.

Кольцевые каналы воздушных винтов повышают их КПД и тягу, а также снижают влияние скорости полета самолета на работу воздушного винта для винтов фиксированного шага.

Расположение воздушных винтов над крылом увеличивает подъемную силу крыла на всех режимах полета благодаря воздушной струе большой интенсивности, образующейся над крылом. Это обеспечивает значительное снижение взлетно-посадочной скорости.

Наличие воздушных потоков от винтов над крылом обеспечивает устойчивый полет самолета на больших углах атаки (до 45°) что подтверждено экспериментально и эксплуатацией самолетов серии CCW.

По сравнению с прототипом предлагаемый легкий самолет имеет лучшие эксплуатационные свойства, а его относительная масса ниже благодаря оптимальности наружных обводов и аэродинамической компоновки.

Похожие патенты RU2302976C1

название год авторы номер документа
ЛЕГКИЙ ДВУХМОТОРНЫЙ САМОЛЕТ 2008
  • Кондратьев Вячеслав Петрович
RU2381143C1
МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ 2006
  • Кондратьев Вячеслав Петрович
RU2317918C1
САМОЛЕТ - ЭКРАНОПЛАН МНОГОРЕЖИМНЫЙ 2019
  • Большаков Антон Владимирович
  • Гаврилов Николай Федорович
  • Кондратьев Вячеслав Петрович
  • Проничев Владимир Егорович
RU2719993C1
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ (ВАРИАНТЫ) 2002
  • Каримов А.Х.
  • Тарасов А.З.
  • Соколова А.Н.
  • Филинов В.А.
  • Чуднов А.В.
RU2213024C1
Экранолёт 2019
  • Крутов Александр Александрович
  • Пигусов Евгений Александрович
  • Черноусов Владимир Иванович
RU2729114C1
СПОСОБ ОБСЛУЖИВАНИЯ КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ И МНОГОРАЗОВАЯ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2007
  • Подколзин Василий Григорьевич
  • Полунин Игорь Михайлович
  • Зиновьев Денис Михайлович
RU2342288C1
ГИДРОСАМОЛЕТ С ЭКРАННЫМ ЭФФЕКТОМ 2012
  • Аладьин Виктор Валентинович
  • Аладьина Мария Викторовна
RU2532658C2
БЕСПИЛОТНЫЙ СКОРОСТНОЙ ВЕРТОЛЕТ, ДЕСАНТИРУЕМЫЙ С САМОЛЕТА-НОСИТЕЛЯ 2016
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2627975C2
АВИАТРАНСФОРМЕР 2010
  • Петручик Владимир Петрович
  • Уфимцев Анатолий Иванович
  • Терешонков Михаил Анатольевич
  • Никитюк Виктор Александрович
RU2444445C1
САМОЛЕТ СО СКЛАДЫВАЕМЫМ КРЫЛОМ И УСТРОЙСТВО СКЛАДЫВАНИЯ КРЫЛА САМОЛЕТА 2009
  • Игнатьев Сергей Владимирович
RU2403177C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 302 976 C1

Реферат патента 2007 года ЛЕГКИЙ САМОЛЕТ

Изобретение относится к авиации, а именно к легким многоцелевым самолетам. Самолет состоит из фюзеляжа с хвостовым оперением и шасси, двигателей с воздушными винтами и составного крыла, образованного его консолями и центропланом. Фюзеляж самолета выполнен в виде центроплана с удлинением меньше 0,5. Снизу фюзеляж переходит в составное крыло с центральной частью малого удлинения, а справа и слева от фюзеляжа, по хорде стыковки консолей, установлены двигатели с воздушными винтами. Боковые поверхности фюзеляжа с поверхностью крыла образуют канал воздушных винтов. Оси вращения воздушных винтов расположены относительно плоскости хвостового оперения на расстоянии не более 0,15 диаметра воздушного винта. Таким образом, повышается аэродинамическое качество легкого самолета, упрощается его конструкция, увеличиваются внутренние полезные объемы фюзеляжа. 7 ил.

Формула изобретения RU 2 302 976 C1

Легкий самолет, состоящий из фюзеляжа с хвостовым оперением и шасси, двигателей с воздушными винтами и составного крыла, образованного его консолями и центропланом, отличающийся тем, что фюзеляж самолета выполнен в виде центроплана с удлинением меньше 0,5, причем снизу фюзеляж переходит в составное крыло с центральной частью малого удлинения, а справа и слева от фюзеляжа по хорде стыковки консолей установлены двигатели с воздушными винтами, а боковые поверхности фюзеляжа с поверхностью крыла образуют канал воздушных винтов, при этом оси вращения воздушных винтов расположены относительно плоскости хвостового оперения на расстоянии не более 0,15 диаметра воздушного винта.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2302976C1

US 3705700 А, 12.12.1972
ЛЕГКИЙ САМОЛЕТ 1993
  • Макаров Юрий Васильевич
RU2095285C1
RU 2001842 С1, 30.10.1993
УСТАНОВЛЕНИЕ СЕКРЕТА, СОВМЕСТНО ИСПОЛЬЗУЕМОГО МЕЖДУ ПЕРВЫМ УСТРОЙСТВОМ СВЯЗИ И ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ ОДНИМ ВТОРЫМ УСТРОЙСТВОМ СВЯЗИ 2015
  • Чжан Гоцян
  • Араужо Жозе
  • Андерссон Ларс
RU2693920C1
ЛЕГКИЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ 2004
  • Демченко Олег Федорович
  • Долженков Николай Николаевич
  • Матвеев Андрей Иванович
  • Попович Константин Федорович
  • Гуртовой Аркадий Иосифович
  • Школин Владимир Петрович
  • Кодола Валерий Григорьевич
RU2271305C1

RU 2 302 976 C1

Авторы

Кондратьев Вячеслав Петрович

Даты

2007-07-20Публикация

2006-03-24Подача