Изобретение относится к области машиностроения, в частности к двигателестроению, и может быть использовано во всех областях народного хозяйства и обороны страны, где в качестве силовых установок применяются двигатели внутреннего сгорания (поршневые и газовые турбины).
Поршневые двигатели внутреннего сгорания более сложны в конструктивном отношении и тяжелы, но экономичны.
Устройство газовых турбин проще поршневых двигателей, они легки, компактны и быстроходны, но экономические показатели их ниже при мощностях турбин до 500 л.с.
Попытки создания двигателя внутреннего сгорания, сочетающего в себе положительные качества поршневых двигателей и газовых турбин, в которых рабочий орган, ограничивающий пространство сгорания, совершает вращательное движение, предпринимались с конца XIX века. Но сложные конструктивные и технологические задачи надолго задержали решение этой проблемы.
До последнего времени не удалось создать конструкции роторного двигателя, способного конкурировать с двигателями обычного типа.
Наиболее близким решением этой проблемы стала конструкция двигателя инженера Ванкеля.
В этом двигателе треугольный ротор обкатывается своими вершинами по внутренней эпитрохоидной поверхности корпуса. Между гранями ротора и стенками корпуса образуются рабочие камеры переменного объема, в которых протекает рабочий процесс.
Но и в этом двигателе нерешенными вопросами остались проблемы уплотнения рабочего пространства двигателя, большого износа рабочих элементов, а также эффективного охлаждения ротора и смазки контактирующих поверхностей.
Целью настоящего изобретения является создание работоспособного, мощного и экономичного роторного двигателя с хорошими технико-экономическими показателями, лишенного вышеназванных недостатков.
Указанная цель достигается тем, что роторный двигатель внутреннего сгорания, содержащий два различных по диаметру цилиндрических ротора: внутренний с валом вдоль осевой части и внешний, концентрично расположенные относительно друг друга и оси двигателя, закрытые с торцов крышками, прикрепленными к внешнему ротору с продувочным окном на задней крышке и выпускным на передней, между крышками и роторами образуется кольцевая герметичная рабочая камера, согласно изобретению из роторов внутрь кольцевой камеры на половину ее высоты установлены выступы газовых затворов с радиальными пазами, в которых размещаются подвижные уплотнительные заслонки с продольными канавками, выполненные на их контактирующих сторонах. Роторы кинематически связаны между собой синхронизирующей конической зубчатой передачей, содержащей в себе шестерню, жестко посаженную на ступицу передней крышки, шестерню, установленную на вал внутреннего ротора, и промежуточную шестерню, размещенную между ними. Камера сгорания с клапанами, продувочным окном и форсункой установлена на наружной стороне внешнего ротора, над газовым затвором и через клапаны и каналы соединяется с пространством кольцевой камеры.
В процессе компоновки двигателя принята несколько другая схема размещения и взаимосвязи всех узлов и механизмов. В результате чего в предложенной конструкции роторного двигателя удалось улучшить систему уплотнения рабочего пространства, упростить передаточный механизм от рабочих органов к рабочему валу, устранить из конструкции кривошипно-шатунный механизм и другие передачи и тем самым свести к минимуму инерционные усилия, увеличить быстроходность и литровую мощность, уменьшить размеры и вес двигателя. В кольцевой камере, образованной между внутренним и внешним роторами и закрытой с торцов крышками, осуществлен двухтактный рабочий процесс двойного действия с непосредственным впрыскиванием топлива.
Чертежи, поясняющие изобретение:
фиг.1 - общая схема поперечного разреза двигателя;
фиг.2 - продольный разрез данного двигателя;
фиг.3 - схема устройства заслонки газового затвора без показа уплотнительных канавок.
Роторный двигатель внутреннего сгорания содержит два различных по диаметру цилиндрических ротора (внутренний 1 и внешний 2), концентрично расположенных относительно друг друга и оси двигателя. Внутренний ротор выполнен пустотелым с выступами по бокам осевой части в виде вала 3, на котором имеются два клапана золотникового типа, на заднем конце - впускной 4, на переднем конце - впускной 5. Роторы с торцов закрыты крышками: передней 6 и задней 7, прикрепленными к внешнему ротору.
Осевая часть крышек выполнена в виде ступиц 8 для свободной посадки их на вал внутреннего ротора.
На передней крышке ближе к внутренней цилиндрической поверхности внешнего ротора имеется выпускное окно 9, на задней крышке - продувочное окно 10, окна смещены между собой на 180°.
Роторы связаны между собой синхронизирующей конической зубчатой передачей, которая обеспечивает их вращение в противоположных направлениях. Одна из шестерен 11 жестко посажена на ступицу передней крышки, вторая 12 - на вал внутреннего ротора, а третья 13 промежуточная размещается между ними и устанавливается на раме двигателя.
Между роторами и крышками образуется кольцевая герметичная камера.
Из роторов внутрь кольцевой камеры на половину ее высоты установлены выступы газовых затворов 15 и 16 с радиальными пазами, в которых устанавливаются подвижные заслонки 17, 18.
Заслонки выполняются разъемными с внутренним гнездом 19 под пружину, которая прижимает обе половины заслонки к стенкам крышек. Контактирующие стороны заслонок имеют продольные уплотнительные канавки.
На конце каждой заслонки имеется по одному сверлению 20 под пальцы толкателей кулачкового механизма (не показанного на чертеже), с помощью которых заслонки перемещаются в радиальных пазах выступов газовых затворов и прижимаются к цилиндрическим поверхностям роторов. Для лучшей герметизации заслонки тщательно шлифуются и притираются к контактирующей поверхности 27 кольцевой камеры 14. С наружной стороны внешнего ротора над выступом газового затвора закреплена камера сгорания 21 с впускным 22 и выпускным 23 клапанами, продувочным окном 24 и форсункой 25 для подачи топлива в камеру сгорания.
Для сведения, к минимуму инерционных усилий с другой стороны ротора напротив камеры сгорания крепится противовес 26. Вся наружная поверхность внешнего ротора выполнена в виде ребер воздушного охлаждения, установленных под углом направления вращения ротора для лучшей вентиляции.
Через клапаны 22, 23 и каналы 28, 29, выполненные около выступа газового затвора, камера сгорания соединяется с пространством кольцевой камеры 14. В осевой части вала внутреннего ротора установлен маслопровод 30 для подачи и вывода масла из полости ротора.
Кроме того, двигатель снабжается продувочным, топливным и масляным насосами для обеспечения нормальной работы.
В роторном двухтактном двигателе двойного действия предложенной конструкции рабочий процесс должен протекать в следующем порядке.
При схождении газовых затворов в верхней половине кольцевой камеры воздух в камере сгорания 21 сильно сжат до высоких степеней 16-17 и туда форсункой 25 произведен впрыск топлива, впускной клапан камеры 22 закрыт, а выпускной 23 - открыт. Через клапан 23 и канал 29 горящая рабочая смесь выбрасывается в кольцевую камеру 14, где она догорает, расширяется, воздействуя на газовые затворы и приводя во вращение оба ротора. Ввиду того, что золотниковые клапаны 4 и 5 закрыты, прорыв газов через продувочные окна отсутствует. Когда газовые затворы разойдутся на 180°, давление в кольцевой камере упадет, и откроется выпускной клапан 5, через который отработанные газы из кольцевой камеры через выпускное окно 9 выходят в атмосферу.
В дальнейшем происходит открытие клапана 4 и подача чистого воздуха из продувочного насоса через продувочное окно 10 в кольцевую камеру и продувочное окно 10 в камеру сгорания. В это время происходит прямоточная продувка.
Затем клапан 5 закрывается и начинается наддув в камеру чистого воздуха до тех пор, пока вся камера не будет заполнена воздухом.
После этого клапан 4 также закрывается, в это время в нижней половине кольцевой камеры происходит процесс, аналогичный описанному: сначала сжатие рабочей смеси, затем сгорание, расширение, выпуск, продувка и наддув.
Система охлаждения роторного двигателя предусматривается комбинированной.
Внешний ротор рассчитан на воздушное охлаждение, для этого наружная поверхность ротора выполнена в виде ребер воздушного охлаждения, установленных под углом направления вращения ротора.
Охлаждение внутреннего ротора проводится с помощью масла, закачиваемого по маслопроводу 30 во внутреннюю полость ротора.
Смазка рабочих органов двигателя осуществляется маслом из внутренней полости ротора по сверлениям в уплотнительной заслонке и цилиндрической поверхности ротора.
В предложенной конструкции роторного двигателя предпринята попытка объединить положительные свойства двигателей внутреннего сгорания и по возможности устранить их основные недостатки.
В результате компоновки двигателя был упрощен передаточный механизм от рабочих органов к рабочему валу. Устранен из конструкции кривошипно-шатунный механизм и ряд других передач, а вследствие этого в несколько раз уменьшены размеры двигателя и снижен его удельный вес. А сведенные до минимума инерционные нагрузки способствовали увеличению быстроходности и литровой мощности.
Повышению мощности двигателя также способствует прямоточная продувка воздухом рабочих камер от отработанных газов, что привело к увеличению эффективного давления. Основным же фактором повышения мощности и экономичности двигателя стала возможность осуществления в нем двухтактного рабочего процесса двойного действия с непосредственным впрыскиванием топлива, что намного увеличивает мощность двигателя.
Простые расчеты служат подтверждением этих выводов.
Например, заданы размеры кольцевой камеры. Ширина - 100 мм, высота - 100 мм, средний радиус вращения кольцевой камеры - 150 мм, объем кольцевой камеры - 9400 см3, однако из этого объема исключается объем газовых затворов в сумме 1400 см3, так что остаточный объем камеры будет 8000 см3 или 8 л. По этим данным можно определить мощность двигателя по формуле для двухтактных двигателей:
где Ре - давление, равное 6 кг/см2, V - объем, равный 8 л, n - частота вращения, равная 3000 об/мин и i - количество секций равное 1.
Что же касается двухтактного двигателя двойного действия, то его мощность возрастает на 80-85%:
320×0,8=256 л.с.
В целом же эффективная мощность двухтактного двигателя двойного действия будет:
320+256=576 л.с.
Но из этой величины необходимо исключить 76 л.с. на привод продувочного насоса, тогда литровая мощность будет 500/8=62 л.с./л.
Из этого следует, что по всем основным параметрам - размеру, удельному весу, мощности и литровой мощности - предложенный двигатель превосходит все известные.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2010 |
|
RU2441992C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2001 |
|
RU2194175C2 |
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1996 |
|
RU2161707C2 |
УРАВНОВЕШЕННЫЙ РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2020 |
|
RU2741166C1 |
Лопастной двигатель внутреннего сгорания | 2017 |
|
RU2659602C1 |
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ "ВИТЯЗЬ" | 1999 |
|
RU2158834C1 |
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1994 |
|
RU2087729C1 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 2009 |
|
RU2415780C1 |
ТОРОВО-РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ "ТРД-КАН21" (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2327886C9 |
Роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания | 2022 |
|
RU2805946C1 |
Изобретение относится к двигателестроению, в частности, к роторным двигателям внутреннего сгорания. Изобретение позволяет упростить двигатель, уменьшить его размеры и удельный вес, а также увеличить мощность. Роторный двигатель внутреннего сгорания содержит два различных по диаметру цилиндрических ротора: внутренний и внешний. Внутренний и внешний роторы концентрично расположены относительно друг друга и оси двигателя, закрыты с торцов крышками, прикрепленными к внешнему ротору с продувочным окном на задней крышке и выпускным на передней. Между крышками и роторами образуется кольцевая герметичная рабочая камера. Из роторов внутрь кольцевой камеры на половину ее высоты установлены выступы газовых затворов с радиальными пазами, в которых размещаются подвижные уплотнительные заслонки с продольными канавками, выполненные на их контактирующих сторонах. Роторы кинематически связаны между собой синхронизирующей конической зубчатой передачей, содержащей в себе шестерню, жестко посаженную на ступицу передней крышки, шестерню, установленную на вал внутреннего ротора, и промежуточную шестерню, размещенную между ними. Камера сгорания с клапанами, продувочным окном и форсункой установлена на наружной стороне внешнего ротора, над газовым затвором и через клапаны и каналы соединяется с пространством кольцевой камеры. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
US 4890990 А, 02.01.1990 | |||
US 5375985 А, 27.12.1994 | |||
US 1872361 А, 12.03.1926 | |||
РОТОРНО-ПОРШНЕВАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА | 1989 |
|
RU2011865C1 |
SU 17883305 A1, 15.01.1993. |
Авторы
Даты
2007-07-20—Публикация
2004-04-22—Подача