РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 1997 года по МПК F02B53/02 

Описание патента на изобретение RU2087729C1

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено главным образом для использования в автомобилестроении.

Известен роторный двигатель внутреннего сгорания, содержащий овальный корпус с эпитрохоидальной поверхностью, в котором размещается трехгранный ротор, совершающий планетарное движение, см. книгу Н.С.Ханин и др. Автомобильные роторные поршневые двигатели. Москва, 1964 г. фиг. 30 и фиг. 31. В корпусе этого двигателя установлена свеча зажигания и имеются впускное и выпускное окна, близко расположенные друг к другу, а камеры сгорания выполнены на гранях ротора.

Однако известный двигатель имеет существенные недостатки. Так как впускное и выпускное окна сообщаются в момент завершения выпуска отработанных газов и начала впуска свежей смеси, это следует из пояснения на упомянутой выше фиг. 31 из позиций 1 и 12, то в результате этого часть отработанных газов с более высоким давлением заходит во впускную систему, а потом часть свежей смеси попадает в выпускную систему, из-за чего ухудшается качество заряда рабочих камер и происходит потери топлива. А из-за того, что в нем камеры сгорания некомпактные и подвижные, в них плохо сгорает топливо. И все это приводит к снижению экономичности двигателя.

Известен также роторный двигатель внутреннего сгорания, содержащий овальный корпус с эпитрохоидальной поверхностью, внутри которого размещается трехгранный ротор, на гранях которого выполнены камеры сгорания. В корпусе этого двигателя имеются впускное и продувочное заполнительное окна, расположенные близко друг к другу, и вмонтированы рядом две форсунки для впрыска топлива, а отработанные газы поступают на турбокомпрессор, который применяется в комплекте с двигателем для подачи воздуха на продувку и заполнение рабочих камер с наддувом, см. Реферативный журнал. Двигатели внутреннего сгорания, N 8, Москва, 1988 г. стр. 51, статья: Усовершенствование роторных ДВС фирмы Mazda (Япония).

Однако известный двигатель имеет существенные недостатки. В нем трудно организовать горение топлива из-за движения камер сгорания, которые к тому же невозможно выполнить компактными, потому что в нем теоретическая степень сжатия невысокая, равна всего 15,5, а это приводит к ухудшению сгорания топлива и снижению экономичности. А при выполнении непрямоточной продувки рабочих камер в них будет некачественным заряд и вследствие этого экономичность тоже снижается. И к тому же при выполнении продувки рабочих камер работа двигателя по четырехтактному циклу является не целесообразной, а поступление горячих отработанных газов в турбокомпрессор приводит к быстрому разрушению турбины последнего, а следовательно, и к уменьшению его долговечности. В двигателе экономичность снижается также из-за неполного расширения горячих газов вследствие выполнения в нем равными степени сжатия и степени расширения.

Задачей настоящего изобретения является создание роторного двигателя с планетарным движением ротора при равном количестве рабочих тактов на один оборот эксцентрикового вала в сравнении с известным, выполнение в двигателе стационарной компактной камеры сгорания в корпусе и улучшение продувки рабочих камер для получения в них более высокого качества заряда с наддувом, улучшения сгорания топлива, выполнение в двигателе более высокой степени расширения по сравнению со степенью сжатия и достижение в результате этого более высокой экономичности при осуществлении работы двигателя с большей целесообразностью при продувке рабочих камер по двухтактному циклу с воспламенением топлива от сжатия, а также выполнение разбавления горячих отработанных газов продувочным воздухом для их охлаждения перед поступлением на турбину турбокомпрессора с целью увеличения срока службы турбины и повышения долговечности турбокомпрессора.

Задача решается тем, что для создания двигателя реализована схема выполнения корпуса с эпитрохоидальной поверхностью, близкой к кольцевой, при размещении в нем двухгранного ротора с передаточным отношением синхронизирующих шестерен ротора и корпуса, равным 2:1, в которой теоретически достигается очень высокая степень сжатия, равная 140 (см. первую схему ряда - 1 на фиг. 27, указанной выше книги С.Б.Ханин и др.), что позволяет выполнить в корпусе компактную стационарную камеру сгорания и расположить относительно нее выпускное и продувочно-заполнительные окна с противоположной стороны от поперечной оси и со смещением в другую сторону от вертикальной оси. Двигатель целесообразно выполнять как и известный из двух и более секций, так как это облегчает уравновешивание роторов и делает более предпочтительным его выполнение в комплекте с турбокомпрессором, так как в этом случае проще добавлять секции двигателя, чем каждую секцию комплектовать продувочным агрегатом с поршневым или роторным компрессором.

Изобретение поясняется фиг. 1 и 2, где на фиг. 1 показан роторный двигатель внутреннего сгорания в поперечном разрезе В-В, выполненном на фиг. 2, на которой он показан в продольном разрезе А-А, выполненном на фиг. 1.

Роторный двигатель внутреннего сгорания содержит корпус 1 с эпитрохоидальной поверхностью, близкой к кольцевой, в котором размещается двухгранный ротор 2, сидящий свободно на эксцентрике 3 эксцентрикового вала 4. Корпус 1 закрыт торцевыми крышками 5 и 6, причем первая из них выполнена заодно с синхронизирующей шестерней корпуса 7, с которой входит в зацепление синхронизирующая шестерня ротора 8, закрепленная жестко на роторе 2. Диаметр делительной окружности Ф2 шестерни ротора 8 в два раза больше диаметра делительной окружности Ф1 шестерни корпуса 7 и с помощью этих шестерен осуществляется синхронизация движения ротора 2 и вращения эксцентрикового вала 4. Ротор 2 уплотняется с помощью торцевых пластин 9 и радиальных пластин 10, соединенных с помощью цилиндрических сухариков 11. Торцевые 9 и радиальные 10 уплотнительные пластины к сопрягающимся поверхностям прижимаются с помощью гофрированных пружин 12. На торцах ротора 2 установлены еще маслосъемные кольца 13, прижимаемые к торцевым крышкам 5 и 6 тоже гофрированными пружинами 12.

Эксцентриковый вал 4 опирается на подшипники скольжения 14 крышек корпуса 5 и 6, а в ротор 2 вмонтирован подшипник скольжения 15, которым он опирается на эксцентрик 3 эксцентрикового вала 4, на одном конце которого выполнены шлицы 16 для съема мощности, а на другом имеется шпонка 17 для установки привода вспомогательных агрегатов. Между корпусом 1 и его торцевыми крышками 5 и 6 установлены уплотнительные прокладки 18. В корпусе 1 выполнена компактная камера сгорания 19, в которую вмонтирована форсунка 20, форсунок может быть, как в известном, две, и еще в нем имеются выпускное окно 21 и расположенное близко к нему продувочно-заполнительное окно 22. Выпуск отработанных газов в смеси с охлаждающим их воздухом показан стрелкой с крестиком 23, а поступление воздуха в рабочие камеры К-1 и К-2 показан стрелкой с ноликом 24.

Двигатель работает по двухтактному циклу. Из фиг. 1 следует: в данный момент прохождения ротора из рабочей камеры К-1 практически весь сжатый воздух вынесен в камеру сгорания 19, в которую форсункой 20 впрыскивается топливо, а рабочая камера К-2 в это время имеет наибольший объем и поэтому уже прекратилось добавление в нее воздуха 24 для разбавления горячих отработанных газов и в ней образовалась их смесь 23, а после этого начинается ее предварительная продувка также воздухом 24 при уменьшении объема рабочей камеры К-2.

Вращение эксцентрикового вала 4 и ротора 2 происходит в одинаковых направлениях, которые на фиг. 1 отражены стрелками С1 и С2. И как видно из фиг. 1, при выходе из показанного там положения ротора 2 в рабочей камере К-1 будет происходить расширение горячих газов не до конечного увеличения ее объема, а до тех пор, пока продольная ось ротора займет промежуточное положение, при котором нижняя радиальная пластина ротора начнет переходить через выпускное окно 21 и из рабочей камеры К-1 будет выпущена часть возможных избыточных отработанных газов, а затем, когда нижняя радиальная пластина 10 пройдет через выпускное окно 21, а верхняя будет проходить через камеру сгорания 19, то от турбокомпрессора воздух 24 будет поступать в продувочно-заполнительное окно 22 для окончательной прямоточной продувки рабочей камеры К-2 и продувки камеры сгорания 19, а из последней он поступит в рабочую камеру К-1, в которой он заполняет возрастающий объем и охлаждает горячие отработанные газы, разбавляя их и образуя с ними смесь 23.

Так как продувочный воздух 24 проходит через рабочую камеру К-2 с повышенным давлением, то она будет заполнена свежим зарядом воздуха 24 с наддувом, а потом, когда его радиальные уплотнительные пластины 10 перейдут через камеру сгорания 19 и продувочно-заполнительное окно 22, в рабочей камере К-2 начнется сжатие оставшегося в ней воздуха, которое закончится тогда, когда эта камера займет положение, показанное на фиг. 1 для рабочей камеры К-1, а после этого все описанные выше процессы в рабочих камерах повторятся, но только с изменением порядка последних.

В корпусе двигателя 1 впускное 21, продувочно-заполнительное окно 22 и камера сгорания 19 выполнены так, что в рабочих камерах достигается большая степень расширения по сравнению со степенью сжатия, причем при повороте эксцентрика 3 на угол 240o ротор 2 повернется на угол 120o, меньший в два раза. Из этого следует, что ротор 2 будет вращаться в два раза медленнее эксцентрикового вала 4, что обеспечивается с помощью синхронизирующих шестерен ротора 8 и корпуса 7 с передаточным отношением 2:1. А ввиду того, что теоретически предложенная схема двигателя обеспечивает высокую степень сжатия до 140, а для двигателя внутреннего сгорания она требуется в пределах 6-18, то это позволяет выполнить компактную камеру сгорания 19 и не занимать полностью объем рабочих камер свежим зарядом при их продувке, обеспечить большую степень расширения по сравнению со степенью сжатия и к тому же облегчает принцип реализации двигателя принятой схемы с выполнением стационарной камеры сгорания, а это позволяет осуществить очень качественную продувку рабочих камер и продувку камеры сгорания при окончательной прямоточной продувке и обеспечить заполнение с наддувом рабочих камер, что приводит к повышению экономичности. В двигателе при повороте на один оборот эксцентрикового вала совершается один рабочий такт, т.е. как в двигателе Ванкеля.

Роторный двигатель внутреннего сгорания имеет хорошие технико-экономические показатели. В корпусе двигателя выполнена стационарная компактная камера сгорания, что улучшает сгорание топлива и приводит к повышению экономичности. И в нем осуществлено разбавление воздухом горючих отработанных газов для их охлаждения перед поступлением на турбину, что приводит к увеличению срока службы последней и повышению долговечности турбокомпрессора, а также способствует уменьшению токсичности выходящих из двигателя газов, и в нем обеспечена двухразовая продувка рабочих камер при заполнении их с наддувом, причем окончательная продувка выполнена прямоточной с продувкой камеры сгорания, что улучшает качество заряда и способствует повышению экономичности двигателя.

Похожие патенты RU2087729C1

название год авторы номер документа
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ "ВИТЯЗЬ" 1999
RU2158834C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ "ВИКТОР" 1997
RU2133355C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Енов Михаил Иванович
RU2040698C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ "СЛАВЯНИН" 1990
  • Енов М.И.
  • Белай Н.Т.
RU2028475C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Енов Михаил Иванович
RU2109149C1
УРАВНОВЕШЕННЫЙ РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2020
  • Енов Михаил Иванович
RU2741166C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1990
  • Енов М.И.
  • Белай Н.Т.
RU2037631C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Енов М.И.
  • Белай Н.Т.
RU2006614C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ "ЭВРИКА" 2005
RU2311548C2
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Енов Михаил Иванович
RU2006615C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 087 729 C1

Реферат патента 1997 года РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Использование: моторостроение, в частности автомобилестроение. Сущность изобретения: роторный двигатель внутреннего сгорания содержит корпус с эпитрохоидальной поверхностью, в котором размещается двухгранный ротор, совершающий планетарное движение, а в корпусе выполнена стационарная камера сгорания и имеются близко расположенные друг к другу впускное и продувочно-заполнительное окна. Двигатель работает в комплекте с турбокомпрессором по двухтактному циклу с воспламенением от сжатия. Корпус двигателя выполнен с эпитрохоидальной поверхностью, близкой к кольцевой, и размещение в нем двухгранного ротора при передаточном отношении синхронизирующих шестерен ротора и корпуса, равным 2:1, позволяет повысить экономичность двигателя и увеличить долговечность турбокомпрессора. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 087 729 C1

Роторный двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус с эпитрохоидальной поверхностью, в котором вмонтирована форсунка для впрыска топлива и имеются близко расположенные друг к другу выпускное и продувочно-заполнительные окна, в корпусе размещается ротор, совершающий планетарное движение, отличающийся тем, что корпус двигателя выполнен с эпитрохоидальной поверхностью, близкой к кольцевой, в нем размещен двухгранный ротор с синхронизирующей шестерней ротора, входящей в зацепление с синхронизирующей шестерней корпуса, диаметр делительной окружности которой меньше в два раза по сравнению с шестерней ротора, в корпусе выполнена стационарная компактная камера сгорания, относительно которой выпускное и продувочно-заполнительные окна расположены с противоположной стороны от поперечной оси двигателя и смещены в разные стороны от его вертикальной оси.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2087729C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Ханин Н.С
и др
Автомобильные роторно-поршневые двигатели
- М., 1964, фиг
Способ обработки медных солей нафтеновых кислот 1923
  • Потоловский М.С.
SU30A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Топка с несколькими решетками для твердого топлива 1918
  • Арбатский И.В.
SU8A1
Реф.жур
Машина для изготовления проволочных гвоздей 1922
  • Хмар Д.Г.
SU39A1
Способ запрессовки не выдержавших гидравлической пробы отливок 1923
  • Лучинский Д.Д.
SU51A1

RU 2 087 729 C1

Авторы

Енов Михаил Иванович

Даты

1997-08-20Публикация

1994-12-27Подача