Изобретение относится к ракетной технике, а именно, к области изготовления коконных стекло-органопластиковых корпусов для прочноскрепленных с ними зарядов ТРТ и к области ликвидации ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ). Изобретение направлено на создание такой конструкции корпуса РДТТ и технологии ликвидации РДТТ, которые позволяют по истечении жизненного цикла РДТТ осуществить ликвидацию заряда ТРТ, находящегося в корпусе, безопасными механическим и гидроструйным способами. Изобретение может быть использовано при утилизации скрепленных с корпусом зарядов ТРТ.
Известный и взятый в качестве аналога корпус РДТТ с прочноскрепленным зарядом ТРТ, подвергающийся ликвидации по способу RU №2143660 путем первоначального измельчения сверхвысоким давлением воды кольцевых долей корпуса, имеет следующие недостатки: в момент локального разрушения корпуса струя воды прорывается к заряду ТРТ и на сверхвысокой скорости ударно воздействует на него, что небезопасно для любых типов твердого топлива и, особенно, для твердых топлив с повышенной чувствительностью к удару; для резки корпуса РДТТ применяют специальное, создающее сверхвысокое гидравлическое давление и работающее в этих экстремально-тяжелых условиях гидронасосное и гидрорежущее оборудование, приводящее к высокой стоимости работы по измельчению корпуса.
В качестве прототипа стекло-органопластикового корпуса взят корпус ракетного двигателя по патенту RU №2042853, содержащий передний шпангоут, установленный на внутреннюю цилиндрическую поверхность корпуса.
С точки зрения ликвидации заряда ТРТ, скрепленного с корпусом-прототипом по способу RU №2143660, недостатки, присущие корпусу-аналогу, в основном распространяются и на корпус-прототип.
Однако в конструкции корпуса-прототипа содержится элемент - шпангоут, установленный на внутренней поверхности корпуса, который выполняет в процессе разделки (измельчения) корпуса неоднозначные функции.
С одной стороны, для доступа к заряду ТРТ под шпангоутом необходима и проводится разделка этого шпангоута, что дополнительно увеличивает трудоемкость работы и является недостатком. С другой стороны, при разделке стекло-органопластикового корпуса над шпангоутом, он выполняет роль преграды на пути сверхвысокоскоростной струи воды к заряду ТРТ и, тем самым, предохраняет заряд на данном этапе разделки корпуса от ее ударного воздействия, что можно отнести к достоинству конструкции корпуса и использовать это достоинство в настоящем изобретении.
В качестве прототипа способа ликвидации заряда ТРТ взят способ по патенту RU №2262068 (заявка №2003129676 от 16.10.2003 г.), по которому перед резкой корпуса РДТТ на крупные кольцевые фрагменты, затопленными струями кавитирующих сопел разделывают и с потоком рабочей жидкости извлекают часть скрепленного заряда ТРТ, образуя свободную от заряда полость, после чего механическим способом отрезают кольцевые фрагменты корпуса, при этом режущий корпус инструмент выходит в высвобожденную от части заряда полость, не соприкасаясь с оставшимся зарядом, что повышает безопасность резки корпуса с находящимся в нем зарядом ТРТ.
Недостатком принятого за прототип способа является то, что перед механической резкой днища и корпуса со стороны их наружной поверхности проводят разделку и удаление части заряда ТРТ в зоне реза корпуса и днища со стороны их внутренней поверхности. Разделка и удаление части скрепленного заряда ТРТ особенно трудны и небезопасны на днище, т.к. при этом применяют специальное гидрорежущее оборудование, многократно вводимое во внутреннюю полость (канал) заряда ТРТ через полюсное отверстие днища. Выполняемая работа усложняется еще и тем, что ее проводят в погруженном (затопленном) в рабочую жидкость положении корпуса с зарядом ТРТ. Кроме того, высвобожденные от части скрепленного заряда ТРТ полости не исключают соприкосновение (врезание) режущего корпус инструмента с оставшимся в корпусе зарядом ТРТ.
Задачей настоящего изобретения является создание такой конструкции органопластикового корпуса РДТТ и технологии ликвидации РДТТ, при которых после завершения жизненного цикла РДТТ резка органопластикового корпуса со скрепленным зарядом ТРТ осуществляется в обычных (нормальных) производственных условиях, механическим универсальным методом, безопасна и не требует предварительных, через полюсное отверстие, разделки и удаления части скрепленного заряда ТРТ, резка заряда ТРТ выполняется в местах и после резки корпуса также безопасным гидроструйным способом, при этом в результате ликвидационной резки отделяются корпусные секции со скрепленным зарядом ТРТ, поверхность которого открыта и доступна для последующих утилизационных (измельчение, химическая деструкция) операций.
Указанная задача решается в два этапа следующим образом. На первом этапе изготавливают коконный стекло-органопластиковый корпус, в котором на его внутренней поверхности, в места будущей ликвидационной резки установлены барьерные пояса, каждый из которых выполнен в виде желоба с размещенным в нем с возможностью демонтажа центральным телом, при этом в дне каждого желоба выполнен сквозной, преимущественно соосно ему, канал, между корпусом и центральным телом установлена полоса из антиадгезионного материала, а боковины барьерного пояса скреплены преимущественно клеевым составом с корпусом и выполнены из материала, стойкость к механическому проникновению режущего инструмента которого выше чем у материала корпуса; барьерные пояса установлены между корпусом и теплозащитным или защитно-крепящим слоем; желоб барьерного пояса, канал в дне желоба и его боковины образованы двумя Z-образными профилями, при этом канал в дне желоба образован их полками, обращенными друг к другу, а под боковинами пояса установлены вкладыши из теплозащитного материала в виде клиньев; центральное тело выполнено в виде установленных друг за другом, примыкающих вкладышей; в центральном теле выполнен ряд резьбовых отверстий для обеспечения и облегчения его демонтажа; в центральном теле выполнены каналы с возможностью размещения в них кабельных линий; центральное тело выполнено в виде пакета из плоских кабеля и кожуха; ширина барьерного пояса А и его высота В выполнены с соотношением A:B=(1,5...4)C:(0,05...0,7)C, где С - ширина желоба в месте прилегания к внутренней поверхности корпуса; на наружной поверхности корпуса выполнена трассировка барьерного пояса в виде вмотанных и выступающих наружу реперов-знаков; реперы-знаки на корпусе размещены и зафиксированы на направляющей, например, проволочной струне; барьерные пояса выполнены кольцевыми; в зонах перехода днищ в цилиндрическую оболочку установлены два кольцевых барьерных пояса и два примыкающих к ним, диаметрально противоположных продольных барьерных пояса; установлены "n" продольных барьерных поясов; установлены кольцевые и два- или "n"-примыкающих к ним продольных барьерных поясов.
На втором этапе - при ликвидации, с наружной стороны осуществляют вырезку, преимущественно механическую, полос корпуса РДТТ в пределах ширины барьерных поясов, установленных при изготовлении корпуса на его внутреннюю поверхность, удаляют вырезанные полосы корпуса, вскрывают барьерные пояса, обеспечивая доступ к заряду ТРТ, осуществляют гидроструйную резку заряда ТРТ, по окончании которой отделяют секции скрепленного с корпусом и/или днищами заряда ТРТ; гидроструйную резку заряда ТРТ начинают с резки теплозащитного и/или защитно-крепящего слоя; вырезают полосу корпуса РДТТ шириной (1,0...1,4)С, где С - ширина вскрытия барьерного пояса в месте его прилегания к внутренней поверхности корпуса РДТТ; отделение скрепленного с корпусом и/или днищами заряда ТРТ осуществляют кольцевыми секциями; при резке отделяют две секции скрепленного заряда с днищами, после чего отделяют две продольные секции полуцилиндрической формы; при резке отделяют "n" продольных секций клиновидно-трапецеидальной формы.
Сущность изобретения поясняется графическими изображениями на фиг.1, 2, 3.
Фиг.1 показывает:
- коконный корпус ракетного двигателя со скрепленным зарядом ТРТ, содержащий барьерные пояса между корпусом и зарядом, установленный на роликовые ложементные опоры и соединенный с приводом вращения (прокрутки);
- схему резки и удаления полос стекло-органопластикового корпуса над двумя кольцевыми и одним из "n"-продольных барьерными поясами;
- гидрорежущее оборудование с гидроструйным инструментом (схематично), их установочные и рабочие движения (стрелки).
Фиг.2 показывает:
- схему резки заряда ТРТ в местах вскрытых продольных барьерных поясов и варианты получаемой при этом формы поперечного сечения продольных секций скрепленного с корпусом заряда ТРТ;
- оборудование механической обработки (резки) коконного, стекло-органопластикового корпуса - металлорежущий станок; установочные и рабочие движения механического режущего инструмента (стрелки).
Фиг.3 показывает варианты конструктивного исполнения поперечного сечения барьерного пояса коконного, стекло-органопластикового корпуса (кольцевого и/или продольного).
Коконный корпус ракетного двигателя со скрепленным зарядом ТРТ содержит стекло-органопластиковый корпус 1, заряд ТРТ 2, теплозащитное покрытие 3, защитно-крепящий слой 4, кольцевые барьерные пояса 5, продольные барьерные пояса 6.
Кольцевой и продольный барьерные пояса 5, 6 установлены на внутренней цилиндрической поверхности стекло-органопластикового корпуса 1 и содержат желоба, сквозные каналы в их дне 7, боковины 8, центральное тело 9 и полосу 10 из антиадгезионного материала, например, тефлона. Желоба, сквозные каналы в их дне 7 и боковины 8 образованы двумя Z-образными профилями. Под боковинами 8 барьерного пояса установлены вкладыши 11 в виде клиньев из теплозащитного материала. В центральном теле 9 выполнены каналы (отверстия) 12 для размещения кабельных линий (проводов). Центральное тело может быть выполнено в виде пакета из плоских кабеля и кожуха (не показаны). В центральном теле могут быть выполнены резьбовые отверстия для облегчения его демонтажа. Над барьерным поясом, для ориентации места его нахождения и вскрытия, в стекло-органопластиковый корпус вмотаны выступающие наружу реперы-знаки 13.
Изготовление стекло-органопластикового корпуса, в т.ч. установка и фиксация на его внутреннюю поверхность барьерных поясов 5, 6 полностью согласуется с известными способами изготовления топливного заряда, скрепленного с корпусом типа кокон:
- непосредственной заливкой топливной массы в подготовленный корпус двигателя;
- обмоткой готового заряда ТРТ стеклолентой, пропитанной смолой, с последующей полимеризацией (Фахрутдинов И.Х. и Котельников А.В. Конструкция и проектирование ракетных двигателей твердого топлива. М., 1987, стр.43, подраздел 2.2.2).
При изготовлении стекло-органопластикового корпуса под непосредственную заливку топливной массы, в оправке для намотки пропитанного связующим стекло- или органоволокна (Фахрутдинов И.Х. и Котельников А.В. Конструкция и проектирование ракетных двигателей твердого топлива. М., 1987, стр.10, 11, подраздел 1.1.2) выполняют соответствующие углубления (желоба), в которые заподлицо с ее наружной поверхностью устанавливают барьерные пояса 5, 6. При намотке и полимеризации корпуса 1, пояса 5, 6 приклеиваются к нему заранее нанесенным (установленным) клеевым составом 14 и остаются на его внутренней поверхности после удаления оправки.
При изготовлении стекло-органопластикового корпуса путем обмотки готового заряда, отлитого в изложнице, барьерные пояса 5, 6 укладываются на соответствующие места заряда 2 перед намоткой ленты аналогично укладке других устройств и элементов (Фахрутдинов И.Х. и Котельников А.В. Конструкция и проектирование ракетных двигателей твердого топлива., М., 1987, стр.45, подраздел 2.2.2). После завершения намотки корпуса барьерные пояса 5, 6 установлены (зафиксированы) между корпусом и зарядом.
При ликвидации скрепленный с корпусом заряд ТРТ устанавливают на роликовые ложементные опоры 15, соединяют с приводом вращения и прокрутки, например, при помощи соосного корпусу фланцевого вала 16, после чего, используя механическое оборудование (металлорежущий станок) 17, в нормальных цеховых условиях осуществляют резку стекло-органопластикового корпуса над каждым барьерным поясом 5, 6, причем при резке корпуса над кольцевым поясом 5 корпус с зарядом вращают, а при резке над продольными поясами 6 - прокручивая, фиксируют.
Резку стекло-органопластикового корпуса выполняют в пределах ширины барьерного пояса, при этом: во время резки механический инструмент, например, дисковая фреза 18, прорезав толщину стекло-органопластикового корпуса встречает преграду в виде барьерного пояса - боковин 8 и центрального тела 9, которые исключают его соприкосновение с топливным зарядом 2. Кроме того, механические характеристики материала боковин 8 и центрального тела 9, выполнены с более высокой, чем у стекло-органопластикового корпуса, стойкостью к механическому проникновению в него режущего инструмента, что, в свою очередь, не позволяет выполнить сквозной проход инструменту к заряду ТРТ, например, инструмент затупляется; тепловое воздействие, возникающее при механической резке корпуса рассеивается составными элементами (деталями) барьерного пояса, изолируется теплозащитным и защитно-крепящим слоями 3, 4, а также теплозащитными вкладышами 11, установленными под боковинами 8, и не оказывается опасным для заряда ТРТ 2 с точки зрения его воспламенения; таким образом вырезается и удаляется полоса стекло-органопластикового корпуса над каждым из поясов 5, 6, а точнее над демонтируемым центральным телом 9 каждого пояса.
После демонтажа полосы 10, центрального тела 9 (вскрытия барьерных поясов) через желоба и сквозные каналы в их дне 7, используя гидрорежущее оборудование 19 с гидроструйным инструментом - соплом 20 и такие же как при механической резке рабочие и установочные движения корпуса с зарядом ТРТ, осуществляют резку заряда ТРТ 2, в результате которой получают секции скрепленного с корпусом заряда ТРТ 21, 22, 23, 24, 25 различной формы (21, 22, 23 - кольцевые секции, 24, 25 - продольные секции полуцилиндрической и клиновидно-трапециедальной формы).
Достоинством предложенного корпуса РДТТ с установленными на его внутреннюю поверхность барьерными поясами и способа секционной ликвидации скрепленного с корпусом заряда ТРТ является:
- безопасность резки стекло-органопластикового корпуса со скрепленным зарядом ТРТ универсальным механическим методом за счет исключения соприкосновения режущего инструмента и заряда ТРТ барьерными поясами;
- простота вскрытия барьерных поясов путем демонтажа центрального тела, обеспечивающая удобный доступ к заряду ТРТ для его гидроструйной резки;
- получение крупных секций скрепленного с корпусом заряда ТРТ с максимально открытой площадью его поверхности.
Предложенные конструкция корпуса РДТТ с барьерными поясами, установленными между силовой оболочкой и зарядом ТРТ, и способ ликвидационной резки такого корпуса с зарядом ТРТ решают одну из актуальных задач ликвидации и последующей утилизации скрепленных с корпусом зарядов ТРТ без их сжигания или подрыва, или, остающейся всегда сложной и опасной, разделки заряда ТРТ внутри корпуса РДТТ.
Источники информации
1. Патент RU №2143660, МКИ 6 F42B 33/06. Способ ликвидации зарядов твердого ракетного топлива (ТРТ), 1999.
2. Патент RU №2042853, МКИ 6 F02K 9/08, 9/34. Ракетный двигатель, 1995.
3. Патент RU №2262068 С2 (заявка №2003129767 от 06.10.2003), МПК F42B 33/06, F42D 5/04, С06В 21/00. Способ ликвидации заряда твердого ракетного топлива (ТРТ), 2005.
4. Патент RU №2230925, МПК 7 F02K 9/34, 9/08, F42B 12/72. Органопластиковый корпус ракеты.
5. Фахрутдинов И.Х. и Котельников А.В. Конструкция и проектирование ракетных двигателей твердого топлива. М., 1987, с.10-11, 43-45, подразделы 1.1.2, 2.2.2.
6. Monroe J.W. et.al. Патент США №3312231, 1967.
7. Scott L.B. Патент США №3440096, 1969.
8. Т.М.Мелькушов, Н.И.Мелик-Пашаев, П.Г.Чистяков, А.Г.Шиуков. Ракетные двигатели. М., 1968, стр.485-487.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЛИКВИДАЦИИ ЗАРЯДА ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА (ТРТ) | 2003 |
|
RU2262068C2 |
СПОСОБ ЛИКВИДАЦИИ ЗАРЯДОВ ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА (ТРТ) | 1998 |
|
RU2143660C1 |
СТЕНДОВАЯ УСТАНОВКА | 1993 |
|
RU2045675C1 |
ЗАРЯД СКРЕПЛЕННЫЙ | 2000 |
|
RU2190113C2 |
СПОСОБ ЛИКВИДАЦИИ СКРЕПЛЕННЫХ ЗАРЯДОВ ТРТ С ОТДЕЛЯЕМЫМИ ДНИЩАМИ | 1999 |
|
RU2165591C1 |
КОРПУС РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА И РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2009 |
|
RU2408791C1 |
УСТАНОВКА ГИДРОРЕЗКИ И УТИЛИЗАЦИИ ЗАРЯДА ТРТ | 1997 |
|
RU2128323C1 |
Заряд твердого топлива | 2019 |
|
RU2716122C1 |
ЗАРЯД ТВЕРДОГО ТОПЛИВА ДЛЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2005 |
|
RU2303153C2 |
КОРПУС РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА ТИПА "КОКОН" | 2000 |
|
RU2174619C1 |
Изобретение относится к области изготовления коконных, стекло-органопластиковых корпусов ракетных двигателей и к области ликвидации и утилизации ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ). При изготовлении коконного, стекло-органопластикового корпуса РДТТ, в местах предстоящей, при ликвидации, резки, на его внутреннюю поверхность устанавливают барьерные пояса. Каждый барьерный пояс выполнен желобчатым, в дне желоба выполнен сквозной канал, в котором размещено и зафиксировано с возможностью демонтажа центральное тело, боковины барьерного пояса скреплены с корпусом и выполнены из материала, у которого стойкость к механическому проникновению режущего инструмента выше, чем у материала корпуса. При ликвидации скрепленного с корпусом заряда ТРТ, в пределах ширины барьерного пояса, осуществляют вырезку полосы корпуса РДТТ и ее удаление над каждым из барьерных поясов, путем демонтажа центрального тела вскрывают барьерные пояса, открывая щелевые каналы для доступа гидроструйного инструмента к поверхности заряда ТРТ, после чего выполняют гидроструйную резку заряда ТРТ, по окончании которой отделяют секции скрепленного с корпусом заряда ТРТ. Изобретение обеспечивает защиту заряда ТРТ от режущего инструмента при ликвидационной резке корпуса в местах установки барьерных поясов, а также позволяет легко вскрыть барьерные пояса путем демонтажа центрального тела. При гидроструйной резке заряда ТРТ через щелевые каналы вскрытых барьерных поясов предложенный способ ликвидации скрепленного с корпусом заряда ТРТ позволяет получить секции скрепленного с корпусом заряда ТРТ с максимально открытой площадью его поверхности. 2 н. и 18 з.п.ф-лы, 3 ил.
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1993 |
|
RU2042853C1 |
RU 2003129767 A1, 10.04.2005 | |||
DE 4411655 А, 01.06.1995 | |||
СПОСОБ ЛИКВИДАЦИИ ЗАРЯДОВ ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА (ТРТ) | 1998 |
|
RU2143660C1 |
Авторы
Даты
2007-07-20—Публикация
2005-05-03—Подача