Область техники, к которой относится изобретение
Изобретение относится к машиностроению в социальной сфере и решает задачу расширения функциональных возможностей инвалидов с нарушением или отсутствием опорно-двигательного аппарата путем привлечения их к полезной физической деятельности вне помещения, в первую очередь инвалидов, проживающих в сельской местности.
Уровень техники
Известны различные конструкции механических устройств, предназначенных для перемещений инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата вне помещений.
Известны кресла-коляски, используемые инвалидами в спортивных целях, см., например, запись трансляции соревнований по легкой атлетике (гонки на инвалидных колясках - спринт и средние дистанции) на Параолимпийских играх в Афинах (см. запись соревнований от 14 августа, 2004 г). Недостатком известных колясок является их использование с применением физической силы только в целях соревнований на скорость передвижения вне помещений.
Известна инвалидная коляска, предназначенная для преодоления больших расстояний вне помещения (см., например, инструкцию по эксплуатации инвалидной коляски Ставровского завода автотракторного оборудования "Кресло-коляска инвалидная складная с рычажным приводом" мод.407). Недостатком известной инвалидной коляски является применение физической силы для выполнения единственной цели - осуществления инвалидом возможности перемещения на большие расстояния.
Раскрытие изобретения
Результат, который может быть достигнут с помощью изобретения, имеет социальное значение и сводится к расширению функциональных возможностей инвалидов с нарушением или отсутствием опорно-двигательного аппарата путем привлечения инвалидов к полезному физическому труду вне помещений.
Этот результат достигается за счет временного совмещения кресла-коляски и орудий труда в устройство, которое может быть использовано для совершения полезной физической работы одновременно с перемещением инвалидов. Использование временно размещенного на коляске скребка, например, позволяет инвалиду выполнять работу по перемещению ограниченного объема рыхлого материала, например снега и т.п.
Размещение колес инвалидной коляски попарно внутри эластичных гусениц уменьшает давление колес на грунт и повышает возможности коляски к преодолению различного рода препятствий, повышает проходимость устройства и делает его менее зависимым от климатических условий, что особенно важно для сельской местности, где, как правило, отсутствует твердое покрытие дорог и нет тротуаров. Снижение давления устройства на грунт и повышение его проходимости позволяет инвалиду выполнять среди прочих и некоторые сельскохозяйственные работы на приусадебном участке.
Краткое описание чертежей
На фиг.1 показано устройство, содержащее инвалидное кресло-коляску и механизм скребка в рабочем и транспортном (пунктир) положении, вид сбоку.
На фиг.2 показано устройство, содержащее инвалидную кресло-коляску с колесами, размещенными попарно внутри эластичной гусеницы, и механизм скребка в рабочем и транспортном (пунктир) положении, вид сбоку.
На фиг.3 показан фрагмент малого колеса кресла-коляски, размещенного внутри эластичной гусеницы с прерывистыми ребордами.
На фиг.4 показан поперечный разрез эластичной гусеницы по реборде.
Осуществление изобретения
Устройство для расширения возможностей инвалида с нарушением опорно-двигательного аппарата к полезной физической деятельности имеет вертикальную плоскость симметрии и состоит из инвалидного кресла-коляски 1 и съемного орудия труда, например скребка 2, соединенного с креслом-коляской по обеим сторонам кулисными механизмами. Скребок 2 вместе с элементами кулисного механизма выполняется из легкого и прочного материала, например из армированного стеклопластика. Кресло-коляска включает пару больших приводных колес 3 с обручами захвата 4 и пару малых колес 5. На осях колес 3 жестко установлены секторы фиксации положения 6 скребка 2, каждый из которых снабжен Т-образным фиксатором положения 7 и двумя ограничителями 8. На каждой из осей колес 3 кнаружи от сектора фиксации 6 установлен с возможностью поворота относительно оси колеса 3 рычаг, состоящий из двух жестко соединенных между собой линейных элементов: элемента 9 и элемента 10, снабженного рукоятью. Нижняя тяга 11 шарнирно соединена с возможностью поворота в плоскости, параллельной плоскости симметрии, со скребком 2 и осью колес 5. Верхняя тяга 12 шарнирно связана с возможностью поворота в той же плоскости со скребком 2 и с элементом рычага 9, соединение верхних тяг 12 с элементом рычага 9 подпружинено (шарнирно-пружинное сочленение) пружиной 13 и имеет небольшой излом вниз, причем ненапряженное состояние пружины отвечает рабочему положению скребка.
Колеса 3 и 5 в плоскостях, параллельных плоскости симметрии, могут быть попарно размещены внутри эластичных гусениц 14 между прерывистыми ребордами 15, выполненных, например, из мягкого пластика.
Работа устройства для расширения возможностей инвалида происходит следующим образом.
В транспортном положении элемент рычага 10 находится в нижнем положении и пружина 13 в напряженном состоянии поджимает рычаг снизу к Т-образному фиксатору. Вращая колеса с помощью обручей захвата 4, инвалид перемещается в кресле-коляске к месту работы. Для приведения скребка 2 в рабочее положение инвалид останавливает движение и с помощью рукоятей на элементе рычага 10 отжимает его последовательно вниз, от себя, вверх и к себе, выводя его вначале из нижнего паза Т-образного фиксатора положения скребка 7 и возвращая его снова в фиксатор 7, но уже в верхний паз - с другой стороны фиксатора 7. После чего устройство с помощью обручей захвата 4 приводится в движение и с помощью скребка 2 выполняется полезная работа по перемещению, например, снега. Приведение скребка в транспортное положение производится в обратном прядке. Обе эти операции осуществляются в пределах сектора фиксации 6, исключающего выход элемента рычага 10 за пределы сектора фиксации 6 благодаря ограничителям 8, ограничивающим угол поворота. Излом книзу в подпружиненном соединении верхней тяги 12 и элемента рычага 9 исключает выход жестко связанного с ним элемента 10 из паза фиксатора 7, так как при перемещении материала скребком сочленение нижней тяги 11 и элемента рычага 9 может перемещаться только вниз, создавая напряжение в пружине 13 и прижимая элемент рычага с рукоятью 10 к фиксатору 7. Поворот устройства осуществляется после приведения скребка 2 в транспортное положение вращением приводных колес 3 с помощью обручей захвата 4 в противоположные стороны.
Для повышения проходимости и уменьшения давления на основание устройство может иметь гусеничный ход, причем эластичные гусеницы 14 снабжены прерывистыми ребордами 15, что резко уменьшает жесткость гусениц на изгиб в местах сочленения реборд и препятствует выходу колес кресла-коляски, особенно малых 5, из ложементов, образованных ребордами 15, при поворотах.
Использование изобретения позволяет расширить функциональные возможности инвалида с нарушением опорно-двигательного аппарата и привлечь его к выполнению разнообразной полезной физической работы вне стен помещения.
Гусеничный ход устройства исключительно важен для инвалидов, проживающих в сельской местности, где, как правило, отсутствует твердое покрытие дорог и нет тротуаров. Гусеничная опора, снижая давление устройства на грунт и повышая его проходимость, позволяет инвалиду выполнять среди прочих и некоторые сельскохозяйственные работы на приусадебном участке.
Изобретение относится к машиностроению в социальной сфере и может быть использовано для расширения функциональных возможностей инвалидов с нарушением или отсутствием опорно-двигательного аппарата путем привлечения их к полезной физической деятельности вне помещения, в первую очередь инвалидов, проживающих в сельской местности. Устройство содержит инвалидное кресло-коляску со съемным орудием труда. Съемное орудие труда выполнено в виде скребка, который соединен с креслом-коляской по обеим сторонам кулисными механизмами с нижними и с подпружиненными верхними тягами. На осях приводных колес установлены секторы положения скребка. Каждый сектор снабжен Т-образным фиксатором и двумя ограничителями. Кнаружи от сектора фиксации на каждой из осей приводных колес установлен рычаг. Рычаг имеет рукоять и возможность поворота. Нижние тяги шарнирно соединены со скребком и осями колес. Верхние тяги шарнирно связаны со скребком и с рычагами. Верхние и нижние тяги установлены с возможностью поворота в плоскостях, которые параллельны плоскости симметрии. В результате функциональные возможности инвалидов расширяются. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
US 5794957 А, 18.08.1998 | |||
US 4605239 А, 12.08.1986 | |||
US 4679509 А, 14.07.1987 | |||
RU 2000094 C, 23.02.1993. |
Авторы
Даты
2007-08-27—Публикация
2005-12-12—Подача