Предлагаемое изобретение предназначено для запирания и опломбирования транспортных контейнеров, железнодорожных вагонов, цистерн, автотранспорта, например рефрижераторов, автофургонов и т.д., пакгаузов, складов и иных объектов, где необходимо исключить скрытое проникновение и обеспечить автоматизацию процесса пломбирования.
Известен ряд запорно-пломбировочных устройств, в которых используется гибкая связь в виде отрезка троса, один конец которого предварительно жестко фиксируется в корпусе, а второй фиксируется в корпусе при запирании после пропускания сквозь проушины запираемого объекта, см. патенты РФ 2147089, 2156388, 2131543. С помощью таких запорно-пломбировочных устройств можно запирать объекты с различными размерами проушин. Они обладают высокими силовыми характеристиками и могут быть снабжены электронной меткой, аналогичной описанной в патенте РФ 2127911 или в патенте РФ 2170684, что позволит произвести дистанционный контроль сохранности электронной метки. Однако в таких запорно-пломбировочных устройствах не предусмотрена возможность дистанционного контроля сохранности гибкой связи в виде отрезка троса, что значительно снижает эксплуатационные характеристики известных запорно-пломбировочных устройств, такие как обеспечение надежности сохранности грузов и контроль сохранности грузов.
Известно гибкое запорно-пломбировочное устройство, содержащее металлический трос, один конец которого обжат контрольной шайбой, а другой конец, проходя через два отверстия плашки и образуя дугообразную петлю, фиксируется пломбой, см. патент РФ 2134455. Плашка в нем выполнена в виде основания и крышки, между которыми размещен радиопередатчик, состоящий из источника питания с преобразователем энергии внешних источников в электрическую, формирователя кодовой посылки, передатчика, антенны и двух датчиков положения троса. Информация передается датчиком по радиоканалу на приемное устройство только при воздействии на гибкое запорно-пломбировочное устройство энергии внешних источников. Передаваемая по радиоканалу информация может содержать информацию о целостности гибкого запорно-пломбировочного устройства. Это известное запорно-пломбировочное устройство позволяет контролировать несанкционированное вскрытие перевозимых и охраняемых грузов и объектов, позволяет организовать «безлюдную» технологию по контролю исправности запорно-пломбировочного устройства в процессе транспортировки грузов. Однако такие запорно-пломбировочные устройства обладают и недостатками, которые связаны прежде всего с тем, что невозможно в процессе эксплуатации надежно обеспечить положение левой и правой частей троса, которое необходимо в таких запорно-пломбировочных устройствах для замыкания контактов, при котором осуществляется замыкание цепи контроля. Кроме того, такие устройства являются дорогостоящими при изготовлении, а их эксплуатация требует дополнительных затрат, связанных со снабжением специальным оборудованием пути следования грузов.
Известно гибкое запорно-блокировочное устройство с электронной меткой (патент РФ №2178590, G10К 11/18), выбранное в качестве прототипа, содержащее корпус, отрезок троса, причем в корпусе размещены средства для фиксации при запирании одного конца отрезка троса, другой конец которого предварительно жестко фиксируется в корпусе, пластмассовый контроллер, электронную метку, размещенную на корпусе и содержащую закодированную пломбировочную информацию для считывания ее переносными и/или стационарными считывающими устройствами, причем электронная метка включает антенну, блок СВЧ, кодер и автономный источник питания, отрезок троса выполнен стальным, внутри стального отрезка троса по всей его длине и вдоль него размещен токопроводящий элемент, электронная метка дополнительно снабжена мультивибратором, ключом и формирователем сигнала, внутри корпуса размещен микропереключатель с возможностью его взаимодействия с пластмассовым контроллером в состоянии поставки устройства потребителю и с отрезком троса в запертом состоянии устройства.
Недостатком данного устройства является сложность конструкции, невысокая стойкость к внешним механическим воздействиям, необходимость непрерывного контроля целостности отрезка троса, что значительно усложняет электронную составляющую пломбы.
Задачей предлагаемого изобретения является повышение надежности сохранности грузов при хранении и транспортировке за счет обеспечения возможности автоматизированного контроля за состоянием запорно-пломбировочного устройства, обеспечения высокой степени защиты внутреннего оборудования от внешнего вмешательства и попыток фальсификации пломбировочной информации, возможности использования в уже имеющихся автоматизированных системах идентификации. Задача решается тем, что в электронном запорно-блокировочном устройстве, включающем корпус, запирающий элемент, установленный в корпусе и заблокированный в нем запорным механизмом, электронную метку, содержащую закодированную пломбированную информацию для считывания ее переносными и/или стационарными считывающими устройствами, источник питания, электронная метка установлена в корпусе и представляет собой печатную плату, в устройство введен датчик установки запирающего элемента, при этом печатная плата и вышеупомянутый датчик помещены между пластинами, жестко закрепленными на корпусе, выполненном с интерфейсным окном, закрытым радиопрозрачной крышкой. Запорный механизм может быть выполнен в виде винта, в головке которого выполнен паз, форма которого может быть различной. По второму варианту запорный механизм может быть выполнен в виде механического кодового замка. По третьему варианту запорный механизм может быть выполнен в виде личинки, при повороте ключа в которой запирающий механизм блокируется или разблокируется. Датчик установки запирающего элемента может размещаться как на печатной плате, так и вне ее. Поверхность пластин может иметь кольцевые проточки треугольной формы. Предпочтительно, чтобы пластины были выполнены из закаленной стали, а корпус - из более мягкого, чем пластины, материала, например алюминиевого сплава. Предпочтительно, чтобы корпус устройства был выполнен неразборным. Крышка интерфейсного окна может иметь защелкивающий элемент, препятствующий ее снятию и повторной установке. Запирающий элемент выполнен съемным из металлического прутка, в частности, из закаленной стали. Источник питания установлен в корпусе таким образом, что без снятия запирающего элемента вынуть его из корпуса невозможно, и может быть установлен под запирающим элементом вдоль оси корпуса или перпендикулярно его оси. Электронная метка может иметь часы реального времени. Она фиксирует дату и время срабатывания датчика установки запирающего элемента и осуществляет контроль остаточной емкости элемента питания и передает соответствующую информацию через считывающее устройство в информационный сервер.
Для ограничения доступа к печатной плате и датчику установки запирающего элемента они помещаются между двумя пластинами из закаленной стали. Печатная плата, датчик установки запирающего элемента и пластины устанавливаются в корпус через интерфейсное окно. Пластины жестко крепятся к корпусу устройства и не могут быть отделены без повреждения. Поверхность пластин имеет кольцевые проточки треугольной формы. При попытке просверлить отверстие в запорно-пломбировочном устройстве для доступа к печатной плате и датчику установки запирающего элемента сверло будет соскальзывать по наклонной поверхности треугольной проточки, что затруднит сверление и может привести к поломке сверла. После установки печатной платы, датчика установки запирающего элемента и пластин в корпус, интерфейсное окно закрывается радиопрозрачной крышкой. Крышка имеет защелкивающий элемент, препятствующий ее снятию и повторной установке. Один раз установленная, она не может быть вскрыта без повреждения. Применение различных материалов для изготовления корпуса пломбы (мягкий материал) и пластин (твердый материал) затрудняет доступ к печатной плате и датчику установки запирающего элемента при вскрытии корпуса абразивным инструментом ввиду того, что алюминиевый сплав корпуса забьет рабочую поверхность абразивного инструмента и резание пластин станет невозможным или сильно затруднится.
Запирающий элемент является отдельным независимым элементом, который вставляется в корпус и блокируется в нем. Из-за того, что запирающий элемент не связан жестко с корпусом, возможно использование запирающего элемента любой желаемой формы в соответствии с конкретными потребностями, при соблюдении условия совместимости с конструкцией корпуса запорно-пломбировочного устройства. Запирающий элемент выполнен в виде прутка из закаленной стали. Материал прутка обладает высокой твердостью и коррозийной стойкостью. Запирающий элемент в виде прутка выгодно отличается от запирающего элемента в виде троса ввиду того, что трос требует непрерывного контроля своей целостности, т.к. не обеспечивает достаточной стойкости к повреждению и перекусыванию. Пруток из закаленной стали невозможно разрушить обычными доступными средствами. Кроме того, твердость прутка позволяет говорить о том, что при взломе защищаемого объекта потенциальным злоумышленником целесообразнее окажется перерезать проушины, через которые проходит запирающий элемент, нежели сам запирающий элемент.
Предлагаемое изобретение иллюстрируется с помощью графических материалов, где на фиг.1 условно изображено запорно-блокировочное устройство в запертом положении, на фиг.2 - сечение А-А вышеупомянутого устройства.
Запорно-блокировочное устройство включает корпус 1, съемный запирающий элемент 2, выполненный в виде прутка из закаленной стали, установленный в корпусе 1 и заблокированный в нем запорным механизмом 3, выполненным в виде винта, в головке которого выполнен паз, форма которого может быть различной в зависимости от потребностей, электронную метку, представляющую собой печатную плату 4, содержащую закодированную пломбированную информацию для считывания ее переносными и/или стационарными считывающими устройствами (не показаны), источник питания 5, установленный соосно с корпусом 1. В устройство введен датчик установки запирающего элемента 6, при этом печатная плата 4 и вышеупомянутый датчик помещены между пластинами 7, жестко закрепленными на корпусе 1, выполненном с интерфейсным окном, закрытым радиопрозрачной крышкой 8, имеющей защелкивающий элемент 9, препятствующий ее снятию и повторной установке. Поверхность пластин 6 имеет кольцевые проточки треугольной формы. Пластины 7 выполнены из закаленной стали, а корпус 1 - из алюминиевого сплава.
Использование запорно-блокировочного устройства осуществляется следующим образом.
Запирающий элемент 2 пропускается через проушины защищаемого объекта, вставляется в корпус 1 и блокируется в нем запорным механизмом 3. Запорный механизм 3 имеет фиксирующий элемент, при повороте которого происходит блокировка и разблокировка запирающего элемента 2. Печатная плата 4 и датчик установки запирающего элемента 6 помещаются между двумя пластинами 7. Данный пакет устанавливается в корпус 1 через интерфейсное окно. Пластины 7 жестко крепятся к корпусу пломбы и не могут быть отделены без повреждения. Далее интерфейсное окно закрывается радиопрозрачной крышкой 8. Крышка 8 имеет защелкивающий элемент 9, препятствующий ее снятию и повторной установке. Доступ к печатной плате 4 и датчику установки запирающего элемента 6 отсутствует.
При извлечении и установке запирающего элемента 2 датчик установки запирающего элемента 6 срабатывает, о чем делается соответствующая запись в базе данных устройства.
Обмен данными с внешним переносным или стационарным считывающим устройством осуществляется дистанционно. Обмен данными строится на применении протоколов передачи данных технологии радиочастотной идентификации (RFID). Это позволяет устройству обмениваться данными с коммерчески доступными считывателями радиометок.
Встроенный источник питания 5 позволяет устройству вести отсчет реального времени и при срабатывании датчика установки запирающего элемента 6 заносить соответствующие дату и время во внутреннюю базу данных. Информация об установке устройства, его вскрытии или снятии с охраны, а также дополнительная информация об объекте, на котором устройство установлено, и оставшейся емкости элемента питания 5 передается в информационный сервер через считывающее устройство.
Таким образом, данное запорно-блокировочное устройство обладает рядом преимуществ:
- возможность его многократного использования;
- высокая степень защиты внутреннего оборудования пломбы от вмешательства;
- использование технологии радиочастотной идентификации (RFID), ее частот и протоколов обмена данными для связи с внешним считывающим устройством позволяет работать с коммерчески доступными считывающими устройствами;
- фиксация времени событий;
- контроль ресурса элемента питания.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2017 |
|
RU2684504C2 |
ЭЛЕКТРОННОЕ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2018 |
|
RU2675443C1 |
ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2020 |
|
RU2747428C1 |
ЭЛЕКТРОННОЕ ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО МНОГОРАЗОВОГО ДЕЙСТВИЯ (ЭПУ МД) | 2015 |
|
RU2596474C2 |
ОДНОРАЗОВОЕ ЭЛЕКТРОННО-МЕХАНИЧЕСКОЕ ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2005 |
|
RU2287192C1 |
ЭЛЕКТРОННАЯ НАВИГАЦИОННАЯ ПЛОМБА | 2020 |
|
RU2771007C1 |
ГИБКОЕ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО С ЭЛЕКТРОННОЙ МЕТКОЙ (ВАРИАНТЫ) | 2001 |
|
RU2178590C1 |
ГИБКОЕ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО С РАДИОДАТЧИКОМ | 1998 |
|
RU2134455C1 |
ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛОМБА (ВАРИАНТЫ) | 2007 |
|
RU2358331C1 |
СПОСОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ЗАЩИТЫ ПЛОМБЫ | 2006 |
|
RU2367030C2 |
Изобретение предназначено для запирания и опломбирования транспортных контейнеров, железнодорожных вагонов, цистерн, автотранспорта, например рефрижераторов, автофургонов и т.д., пакгаузов, складов и иных объектов, где необходимо исключить скрытое проникновение и обеспечить автоматизацию процесса пломбирования, и касается электронного запорно-блокировочного устройства, включающего корпус, запирающий элемент, установленный в корпусе и заблокированный в нем запорным механизмом, электронную метку, содержащую закодированную пломбированную информацию для считывания ее переносными и/или стационарными считывающими устройствами, источник питания. Электронная метка выполнена в виде печатной платы и имеется датчик установки запирающего элемента, связанный с платой, при этом в корпусе жестко, без возможности отделения без повреждения, установлены две пластины, а печатная плата и датчик установки запирающего элемента расположены между этими двумя пластинами, причем корпус имеет интерфейсное окно, закрытое радиопрозрачной крышкой. Техническим результатом является повышение надежности сохранности грузов при хранении и транспортировке за счет обеспечения возможности автоматизированного контроля за состоянием запорно-пломбировочного устройства, обеспечения высокой степени защиты внутреннего оборудования от внешнего вмешательства и попыток фальсификации пломбировочной информации, возможности использования в уже имеющихся автоматизированных системах идентификации. 18 з.п. ф-лы, 2 ил.
US 6420971 А, 16.07.2002 | |||
ГИБКОЕ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО (ВАРИАНТЫ) | 2000 |
|
RU2165551C1 |
ДВЕРНОЙ СУВАЛЬДНЫЙ ЗАМОК | 1997 |
|
RU2114968C1 |
US 2005210932, 29.09.2005 | |||
ГИБКОЕ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО С ЭЛЕКТРОННОЙ МЕТКОЙ (ВАРИАНТЫ) | 2001 |
|
RU2178590C1 |
Авторы
Даты
2007-09-27—Публикация
2005-11-15—Подача