СПОСОБ ВОЗВРАЩЕНИЯ НА КОСМОДРОМ МНОГОРАЗОВОЙ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ РАКЕТЫ Российский патент 2007 года по МПК B64G1/14 B64G1/62 

Описание патента на изобретение RU2309089C1

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может использоваться при создании многоразовых ракетных комплексов, не требующих отчуждения земель под зоны падения отработавших первых ступеней и обеспечивающих надежное и экономически выгодное выведение полезных нагрузок на околоземные орбиты.

Известен способ возвращения на космодром многоразовой первой ступени, основанный на использовании конструктивно-компоновочной схемы ступени по самолетному типу с применением аэродинамических органов управления, воздушно-реактивных двигателей, шасси и посадкой на взлетно-посадочную полосу (Новости космонавтики, №10, 2004 г., стр.39-40).

Известен также способ возврата на космодром многоразовой первой ступени ракеты путем подхвата элементов первой ступени в воздухе на участке спуска специальными ловителями, установленными на вертолетах, и последующей доставки их на космодром железнодорожными платформами (Новости космонавтики, №3, 2002 г., стр.44-45).

Недостатком этих способов является наличие в составе ракеты специальных устройств и систем, обеспечивающих возвращение и приземление многоразовой первой ступени.

Известен ближайший аналог заявляемого способа (патент RU 2202500 с приоритетом от 21.02.2001), в котором пакетная многоразовая ступень при спуске трансформируется в осесимметричную связку, а после торможения вновь трансформируется в пакетную, после чего совершает посадку на маршевых двигателях на значительном расстоянии от космодрома.

Недостатками указанного способа являются:

- наличие на возвращаемой ступени механизмов трансформирования ступени;

- аэродинамический нагрев боковых поверхностей баков при торможении;

- отчуждение земель под зоны падения;

- осуществление посадки на значительном расстоянии от космодрома;

- доставка многоразовой отработавшей ступени на космодром дополнительными транспортными средствами.

Несмотря на перечисленные выше недостатки, указанный способ может быть выбран в качестве прототипа.

Задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является создание способа возврата отработавшей первой ступени непосредственно в точку старта с использованием только штатных элементов ступени без дополнительных конструктивных элементов для посадки и каких-либо улавливающих систем и транспортных средств доставки ступени на космодром.

Указанная задача решается тем, что возвращение на космодром отработавшей многоразовой первой ступени (после ее отделения от второй ступени) осуществляют путем повторного запуска штатных двигателей, разворота ее в тангажной плоскости, последующего набора скорости, необходимой для возвращения на космодром, а после аэродинамического торможения ступени хвостовой частью вниз вновь включают рулевые двигатели ступени и осуществляют приземление за счет тяги рулевых двигателей, работающих на остатках компонентов топлива, имеющихся в топливных баках ступени.

Предлагаемый способ не требует применения в многоразовой ступени дополнительных органов и устройств для осуществления приземления, так как возвращение непосредственно на космодром и посадка осуществляется за счет штатных двигателей первой ступени.

Сущность предлагаемого способа поясняется чертежом, на котором представлена траектория полета многоразовой первой ступени, на которой показаны участки и точки, характерные для предлагаемого способа, где:

1 - активный участок траектории полета ракеты при работе двигателей многоразовой первой ступени;

2 - участок разделения ступеней;

3 - участок разворота многоразовой первой ступени в тангажной плоскости и набора скорости, необходимой для возврата на космодром;

4 - участок баллистического полета вне атмосферы;

5 - участок аэродинамического торможения ступени хвостовой частью вниз;

6 - расчетная точка траектории, где вновь производят включение рулевых двигателей ступени;

7 - участок приведения ступени к точке посадки и гашения скорости перед приземлением до величины, близкой к нулю, за счет тяги рулевых двигателей;

8 - активный участок траектории полета ракеты при работе двигателей второй ступени.

Предлагаемый способ осуществляется следующим образом.

В конце активного участка траектории полета ракеты с работающим двигателем первой ступени (участок 1) по функционалу скорости выключают двигатели первой ступени. После физического разделения первой и второй ступеней в конце участка 2 траектории, когда ступени разойдутся на безопасное (для запуска второй ступени) расстояние, производят повторное включение двигателей первой ступени, осуществляют разворот первой ступени в плоскости тангажа в направлении возвращения на космодром (участок 3) и производят набор скорости до значения, необходимого для возвращения ступени на космодром по баллистической траектории. При достижении заданной скорости в конце участка 3 выключают двигатели первой ступени, после чего первая ступень совершает полет по баллистической траектории (участок 4) до входа в атмосферу. На участке 5 траектории происходит аэродинамическое торможение, ступень стабилизируется хвостовой частью вниз, при этом аэродинамические тепловые нагрузки воспринимаются штатным тепловым экраном, установленным в хвостовой части и защищающим элементы конструкции первой ступени от тепловых нагрузок, возникающих при работе двигателей первой ступени на старте ракеты и полете ее на участке 1 траектории. На расчетной высоте от земли, определяемой скоростью парашютирования (точка 6), вновь включают рулевые двигатели первой ступени. На участке 7 за счет тяги работающих рулевых двигателей производят активное торможение ступени, устраняют погрешности наведения, приводят ступень к месту посадки, гасят вертикальную скорость до величины, близкой к нулю, и осуществляют приземление в заданном районе космодрома.

Предлагаемый способ возвращения многоразовой первой ступени на космодром исключает применение в ее конструкции дополнительных органов и устройств, необходимых для возврата ступени на космодром, а возврат ступени в точку старта осуществляют за счет многократного включения штатных маршевых и рулевых двигателей и использования незначительной части имеющихся в баках компонентов топлива.

Кроме того, предложенный способ не требует применения специальных улавливающих устройств, устанавливаемых на вертолетах и самолетах, исключает применение каких-либо транспортных средств для доставки первой ступени к месту старта, исключает необходимость отчуждения земель под зоны падения отработавших первых ступеней.

Похожие патенты RU2309089C1

название год авторы номер документа
РАКЕТА КОСМИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ТАНДЕМНОЙ СХЕМЫ С МНОГОРАЗОВОЙ ПЕРВОЙ СТУПЕНЬЮ 2006
  • Дегтярь Владимир Григорьевич
  • Данилкин Вячеслав Андреевич
  • Телицын Юрий Сергеевич
  • Жуков Валерий Александрович
  • Казновский Габбас Иванович
  • Могиленко Владимир Иванович
  • Обухов Николай Александрович
  • Позин Григорий Борисович
  • Усолкин Юрий Юрьевич
RU2318704C2
СПОСОБ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНОГОРАЗОВОЙ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ 2017
  • Дегтярь Владимир Григорьевич
  • Калашников Валерий Николаевич
  • Мочалов Евгений Николаевич
  • Слета Александр Васильевич
RU2678616C1
МНОГОРАЗОВЫЙ РАКЕТНО-АВИАЦИОННЫЙ МОДУЛЬ И СПОСОБ ЕГО ВОЗВРАЩЕНИЯ НА КОСМОДРОМ 2010
  • Рябуха Николай Николаевич
RU2442727C1
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ 2011
  • Ахметов Равиль Нургалиевич
  • Кирилин Александр Николаевич
  • Минаев Михаил Михайлович
  • Новиков Валентин Николаевич
  • Солунин Владимир Сергеевич
  • Сторож Александр Дмитриевич
  • Широков Виталий Анатольевич
RU2482030C2
МНОГОРАЗОВЫЙ УСКОРИТЕЛЬ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ 1999
  • Киселев А.И.
  • Медведев А.А.
  • Труфанов Ю.Н.
  • Радугин И.С.
  • Кузнецов Ю.Л.
  • Панкевич А.А.
  • Набойщиков Г.Ф.
  • Ушаков В.М.
RU2148536C1
СПОСОБ ВЫВЕДЕНИЯ КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ НА ОКОЛОЗЕМНУЮ ОРБИТУ И МНОГОРАЗОВЫЙ СОСТАВНОЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ САМОЛЕТ-НОСИТЕЛЬ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (АЭРОКОСМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА " НУР-САИД") 2001
  • Гашимов Мирсултан Исмаил Оглы
RU2232700C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСКОРЕННОЙ ДОСТАВКИ ПАССАЖИРОВ НА МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНЫЕ РАССТОЯНИЯ 2019
  • Петрищев Владимир Федорович
RU2731518C1
ЛУННЫЙ КОМПЛЕКС С МНОГОРАЗОВЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ, ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ЗЕМЛЯ-ЛУНА-ЗЕМЛЯ И СПОСОБ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2006
  • Гашимов Мирсултан Исмаил Оглы
RU2337040C2
МНОГОРАЗОВАЯ ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ 2022
  • Щурин Константин Владимирович
  • Береснев Степан Александрович
  • Капустин Всеволод Александрович
RU2790569C1
Способ запуска на орбиту полезной нагрузки и многоразовая эжекторная ступень РН для его осуществления 2019
  • Возисов Николай Иванович
RU2734965C1

Реферат патента 2007 года СПОСОБ ВОЗВРАЩЕНИЯ НА КОСМОДРОМ МНОГОРАЗОВОЙ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ РАКЕТЫ

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может использоваться при создании многоразовых ракетных комплексов, не требующих отчуждения земель под зоны падения отработавших первых ступеней. Предлагаемый способ заключается в том, что непосредственно после разделения первой и второй ступеней ракеты повторно включают рулевые и маршевые двигатели первой ступени и совершают разворот ступени в плоскости тангажа. Затем набирают скорость, необходимую для возвращения ступени на космодром по баллистической траектории. После аэродинамического торможения ступени хвостовой частью вниз вновь включают рулевые двигатели ступени на расчетной высоте и приводят ступень к точке посадки. Вертикальную скорость перед приземлением гасят до величины, близкой к нулю. Технический результат изобретения состоит в обеспечении возврата отработавшей ступени непосредственно в точку старта без использования дополнительных конструктивных элементов для посадки, улавливающих систем и транспортных средств доставки ступени на космодром. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 309 089 C1

Способ возвращения на космодром многоразовой первой ступени ракеты, заключающийся в том, что непосредственно после разделения первой и второй ступеней ракеты повторно включают рулевые и маршевые двигатели первой ступени, совершают разворот ступени в плоскости тангажа, набирают скорость, необходимую для возвращения ступени на космодром по баллистической траектории, а после аэродинамического торможения ступени хвостовой частью вниз вновь включают рулевые двигатели ступени на расчетной высоте, приводят ступень к точке посадки и гасят вертикальную скорость перед приземлением до величины, близкой к нулю.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2309089C1

СПОСОБ СПАСЕНИЯ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ МНОГОРАЗОВОГО ПРИМЕНЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2001
  • Афанасьев В.А.
  • Борзов В.С.
  • Данилкин В.А.
  • Дегтярев Г.Л.
  • Дегтярь В.Г.
  • Марусик А.Ф.
  • Мещанов А.С.
  • Сиразетдинов Т.К.
  • Сытый Г.Г.
  • Теплицын Ю.С.
RU2202500C2
US 3105658 А, 01.10.1963
US 3232560 A, 01.02.1966
РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 1993
  • Буланов Вячеслав Васильевич
  • Коваль Александр Денисович
RU2087389C1
RU 2070711 С1, 20.12.1996.

RU 2 309 089 C1

Авторы

Дегтярь Владимир Григорьевич

Данилкин Вячеслав Андреевич

Телицын Юрий Сергеевич

Жуков Валерий Александрович

Казновский Габбас Иванович

Могиленко Владимир Иванович

Обухов Николай Александрович

Позин Григорий Борисович

Усолкин Юрий Юрьевич

Даты

2007-10-27Публикация

2006-03-29Подача