Изобретение относится к военной технике, а именно к средствам обучения личного состава воинских подразделений стрельбе из гранатометов: ручных, подствольных, станковых автоматических и др.
В армиях практически всех стран с этой целью используют учебные, учебно-тренировочные и тренировочные патроны (см. Jane′s Ammunition Handbook Edited by Terry J Cander and Charles Q Cutshaw Ninth Edition, 2000-2001, стр.584-588). Отличие в названии этих патронов является чисто условным, т.к. они имеют практически одинаковое устройство и назначение, которое заключается в сокращении расходов на подготовку гранатометчиков.
Эти патроны несмотря на то, что существенно проще боевых, все же достаточно дорогие, т.к. являются одноразовыми и включают в себя штатные гильзы боевых патронов и достаточно сложные габаритно-массовые имитаторы боевых гранат. Другой недостаток этих патронов заключается в том, что стрельба ими приводит к существенному износу гранатометов, т.к. при каждом выстреле имеют место взаимодействие имитатора гранаты со стволом и воздействие на ствол пороховых газов, имеющих высокое давление и температуру.
Примерами таких патронов могут быть германские тренировочные патроны ТР-Т и ТР к гранатометам М79 и М203 (Jane′s Ammunition Handbook Edited by Terry J Cander and Charles Q Cutshaw Ninth Edition, 2000-2001, стр.588), выбранные авторами и заявителем предлагаемого изобретения его аналогом и прототипом соответственно.
Эти патроны содержат штатную гильзу от боевого патрона с капсюлем и метательным зарядом, размещенными в ее камере высокого давления - камере заряжания, и габаритно-массовый имитатор боевой гранаты, закрепленный в гильзе и включающий алюминиевый корпус в форме стакана, ведущий поясок и тонкостенный головной обтекатель, скрепленный с корпусом и закрывающий его передний торец. Отличие патрона ТР-Т от патрона ТР состоит в том, что его имитатор гранаты имеет в донной части трассер, что делает аналог дороже прототипа.
Технической задачей настоящего изобретения является устранение недостатков известных учебных, учебно-тренировочных и тренировочных патронов, а именно снижение стоимости подготовки гранатометчиков за счет уменьшения стоимости выстрела и исключения воздействия факторов стрельбы патроном на гранатомет.
Согласно предлагаемому изобретению решение поставленной технической задачи достигается тем, что в учебно-тренировочном патроне для гранатомета, содержащем капсюль, метательный заряд, камеру заряжания и имитатор боевой гранаты:
- метательный заряд, камера заряжания для него и капсюль образованы гильзой боевого патрона стрелкового оружия;
- имитатор гранаты снабжен выполненным с ним за единое целое имитатором гильзы патрона к гранатомету;
- по оси имитаторов гранаты и гильзы выполнен сквозной канал, в котором закреплен нарезной ствол с патронником, в котором размещен соответствующий боевой патрон стрелкового оружия;
- имитатор гильзы снабжен стопором боевого патрона стрелкового оружия, обеспечивающим расположение дна гильзы боевого патрона в плоскости дна имитатора гильзы, при этом в сквозном канале со стороны имитатора гильзы выполнено коническое уширение, обеспечивающее стопору упругое перемещение в радиальном направлении;
- длина нарезной части ствола выполнена обеспечивающей пуле патрона стрелкового оружия скорости, равной дульной скорости гранаты боевого патрона для гранатомета.
В частном случае боевой патрон стрелкового оружия имеет трассирующую пулю.
Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежом, где представлен продольный разрез учебно-тренировочного патрона.
Учебно-тренировочный патрон состоит из выполненных как одно целое имитаторов гранаты 1 и гильзы 2 боевого патрона для гранатомета, по оси которых имеется сквозной канал 3, в котором закреплен, например, при помощи резьбы нарезной ствол 4 с патронником 5. В нарезном стволе и его патроннике установлен наиболее массовый боевой патрон 6 стрелкового оружия, например 7,62 мм патрон образца 1943 г. к автомату Калашникова, зафиксированный стопором 7 в положении, обеспечивающем размещение дна 8 его гильзы 9 в плоскости дна 10 имитатора гильзы 2. Стопор 7 выполнен из пружинной стали в форме скобы, полка которой прилегает к нарезному стволу 4, а концы установлены в кольцевых канавках 11 и 12 ствола и гильзы 9 соответственно. В сквозном канале 3 со стороны имитатора гильзы 2 выполнено коническое уширение 13, обеспечивающее стопору 7 упругое перемещение в радиальном направлении на величину, равную или больше, чем глубина канавки 12 гильзы 9. Длина 14 нарезной части ствола 4 выполнена обеспечивающей пуле 15 боевого патрона 6 скорости, равной дульной скорости боевой гранаты патрона для гранатомета. Эта длина может быть образована за счет торцевой расточки 16 части ствола со стороны его дульного среза или головной части имитатора гранаты 2.
Масса учебно-тренировочного патрона за счет подбора материала (пластик, алюминиевый сплав и т.д.) имитаторов гранаты 1 и гильзы 2 и размеров сквозного канала 3 равна массе боевого патрона к гранатомету, что позволяет первый (без патрона 6) использовать в учебном процессе для привития навыков гранатометчикам в заряжании и перезаряжании гранатометов и их магазинов (если они имеются) и делает эти операции абсолютно безопасными.
Заряжание учебно-тренировочного патрона для гранатомета патроном 6 стрелкового оружия производится его досыланием усилием руки по стрелке А в нарезной ствол 4. При этом патрон 6 своей коническо-ступенчатой наружной поверхностью последовательно и упруго отжимает стопор 7 в радиальном направлении и при совмещении канавки 12 гильзы 9 патрона 6 с выступом стопора 7 последний под действием упругой силы от его изгиба входит в нее и фиксирует патрон 6 дном 8 его гильзы 9 в плоскости дна 10 имитатора гильзы 2.
Стрельба учебно-тренировочным патроном из гранатомета производится так же, как боевым патроном, т.е. он устанавливается в ствол или магазин (если он имеется) гранатомета, гранатомет взводится, наводится на мишень и осуществляется выстрел, после чего пуля 15 патрона 6 летит к мишени, а пороховые газы сбрасываются в полость ствола гранатомета и, существенно расширяясь в ней из-за большой разницы в диаметрах нарезного ствола 4 и ствола гранатомета, не оказывает на поверхность последнего вредного воздействия.
Удаление гильзы 9 из учебно-тренировочного патрона после выстрела может производиться либо ее выталкиванием шомполом стрелкового оружия из нарезного ствола 4 по стрелке Б, либо также по стрелке Б, но отверткой, конец лезвия которой установлен в канавку 12 гильзы.
Из описания устройства и работы предлагаемого учебно-тренировочного патрона для гранатомета следует, что при обучении гранатометчиков с его использованием:
- стоимость одного выстрела равна стоимости самого массового, а следовательно, и самого дешевого, патрона стрелкового оружия, т.к. основная часть учебно-тренировочного патрона используется многократно;
- при выстреле отсутствует воздействие имитатора гранаты на ствол гранатомета, а воздействие пороховых газов практически полностью устранено;
- обучение операциям заряжания, перезаряжания и др. становится абсолютно безопасным.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ СТРЕЛЬБЫ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПАТРОНОМ ИЗ СТВОЛЬНОГО КРУПНОКАЛИБЕРНОГО ОРУЖИЯ И УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПАТРОН ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2006 |
|
RU2326333C2 |
ПАТРОН СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ ДЛЯ УЧЕБНОЙ СТРЕЛЬБЫ | 2002 |
|
RU2229093C2 |
КОМПЛЕКТ ПРАКТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ИМУЩЕСТВА | 2007 |
|
RU2354915C2 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ ГРАНАТ | 2009 |
|
RU2387948C1 |
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПАТРОН ДЛЯ ГРАНАТОМЕТА | 2006 |
|
RU2339901C2 |
ПОДСТВОЛЬНЫЙ ГРАНАТОМЕТ | 2006 |
|
RU2302602C1 |
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ СТРЕЛЬБЫ | 2001 |
|
RU2215966C2 |
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ СТРЕЛЬБЫ | 2001 |
|
RU2191967C2 |
КОМПЛЕКТ ПРАКТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ИМУЩЕСТВА | 2005 |
|
RU2272238C1 |
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ СТРЕЛЬБЫ | 2005 |
|
RU2300069C1 |
Патрон используется для обучения личного состава воинских подразделений. Патрон содержит метательный заряд, камеру заряжания для него и капсюль, выполненные в виде составляющих боевого патрона стрелкового оружия, и имитатор гранаты, снабженный выполненным с ним за единое целое имитатором гильзы патрона к гранатомету. По оси имитаторов гранаты и гильзы выполнен сквозной канал, в котором закреплен нарезной ствол с патронником, в котором размещен соответствующий боевой патрон стрелкового оружия, при этом имитатор гильзы снабжен стопором боевого патрона стрелкового оружия, обеспечивающим расположение дна гильзы боевого патрона в плоскости дна имитатора гильзы, при этом в сквозном канале со стороны имитатора гильзы выполнено коническое уширение, обеспечивающее стопору упругое перемещение в радиальном направлении, а длина нарезной части ствола выполнена обеспечивающей пуле патрона стрелкового оружия скорость, равную дульной скорости гранаты боевого патрона для гранатомета. Снижается стоимость выстрела, повышается безопасность обучения, обеспечивается отсутствие при выстреле воздействия имитатора гранаты на ствол гранатомета. 1 ил.
JANE S AMMUNITION, HANDBOOK ED-ITED BY TERRY J CANDER AND CHARLES Q CUTSHAW, 9 EDITION, 2000-2001, с.588 | |||
ПАТРОН СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ ДЛЯ УЧЕБНОЙ СТРЕЛЬБЫ | 2002 |
|
RU2229093C2 |
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ БОЕПРИПАС | 1999 |
|
RU2148242C1 |
DE 3612556 A1, 22.10.1987 | |||
US 3570406 A, 16.03.1971. |
Авторы
Даты
2007-10-27—Публикация
2006-02-13—Подача