Изобретение относится к области оружейной техники и может быть использовано в приспособлениях учебной стрельбы реактивных гранатометов или другого реактивного оружия, имеющего ствол и электровоспламенение стартового заряда.
Известен ручной гранатомет и приспособление учебной стрельбы из него [1] . Обучение стрельбе из гранатомета осуществляется с помощью специальных учебных гранат, а в гранатомет вставляется специальный стволик. Недостатками устройства являются сложная конструкция и необходимость в специальной учебной гранате.
Известно приспособление учебной стрельбы (ПУС) для гранатомета LAW американского производства [2], состоящее из пусковой установки, ремня для переноски и учебной гранаты. Стрельба производится с плеча подкалиберной учебной гранатой, имитирующей стрельбу из гранатомета LAW. Учебная граната имеет траекторию полета, близкую к боевой гранате, и поэтому ПУС имеет такую же систему прицеливания, что и гранатомет LAW. Недостатком приспособления является его высокая стоимость, так как для обучения используется не сам гранатомет, а специально изготовляемый имитатор, а также то, что условия и приемы стрельбы отличаются от таковых при использовании гранатомета. Имитатор значительно легче, имеет другой центр тяжести и т.п., что снижает эффективность обучения гранатометчиков.
Известно приспособление учебной стрельбы (ПУС-7) из гранатомета РПГ-7 [3] . Приспособление по форме и весу практически соответствует боевой гранате. Оно состоит из ствольной коробки, подвижного затвора, макета порохового заряда и ствола, установленного неподвижно в корпусе. Внешняя поверхность корпуса имитирует внешний вид гранаты. Для стрельбы применяются 7,62 мм патроны обр. 1943 года с трассирующей пулей.
Известное устройство имеет ряд недостатков.
При стрельбе из гранатомета с ПУС-7 используются патроны с капсюлем ударного действия, что требует специального механизма разбития капсюля - с помощью пружины. Это усложняет конструкцию ПУСа.
Для заряжания ПУС-7 необходимо открыть затвор, вставить патрон в патронник, закрыть затвор и сложить рукоятку затвора вперед. При заряжании приспособления патроном и при заряжании гранатомета ПУСом держать ПУС необходимо головной частью в сторону цели, т.к. наличие постоянно взведенного ударника может привести к случайному выстрелу.
Для стрельбы с использованием ПУС-7 применяется специально выделенный боек из состава комплекта "Запасных инструментов и принадлежностей" (ЗИП). Кроме того, боек может поломаться при неполном досылании ПУС-7 в канал ствола гранатомета. Это создает трудности при эксплуатации этого ПУСа.
Таким образом, такая конструкция достаточно сложна, создает трудности в эксплуатации и может быть небезопасна при манипулировании ПУСом со взведенным ударником во время выполнения учебной задачи (перебежки, переползание и т.п.).
Предлагаемое изобретение устраняет указанные недостатки и решает задачу упрощения конструкции и улучшения эксплуатационных характеристик путем повышения безопасности в обращении.
Для решения поставленной задачи приспособление учебной стрельбы, содержащее ствол, затвор, корпус с закрепленным на нем съемным обтекателем, внешняя поверхность которых имитирует гранату, согласно изобретению снабжено электрической цепью, состоящей из электрического контакта-бойка, установленного в затворе, и электрического контакта, расположенного на внешней образующей поверхности корпуса, соединенных между собой, при этом затвор установлен неподвижно, а ствол выполнен съемным вместе с обтекателем, для чего на затворе образованы боевые упоры, а на стволе соответственно углубления, корпус снабжен фиксатором ствола с головкой, выступающей за внешнюю образующую корпуса при незапертом канале ствола.
Изобретение поясняется чертежами, где:
на фиг.1 изображен общий вид ПУС в разрезе;
на фиг.2 - общий вид гранатомета с ПУСом в разрезе.
на фиг.3 - узел запирания в разрезе.
Предлагаемое приспособление учебной стрельбы содержит съемный обтекатель 1 со стволом 2 и корпус 3, соединенные между собой посредством двух боевых упоров затвора 5, находящихся в углублениях ствола 2. Фиксация ствола 2 и затвора 5 осуществляется фиксатором 6 (фиг.1, 3). Затвор 5 неподвижно закреплен в корпусе 3. В затворе 5 расположен подпружиненный электрический контакт-боек 7, соединенный проводом 8 с электрическим контактом 9, расположенным на внешней образующей корпуса 3 в задней его части. Корпус 3 повторяет внешние очертания боевой гранаты. Второй электрический контакт 9 соединен с корпусом 3. Патрон 10 заряжен в патронник ствола 2. ПУС 11 установлен в гранатомете 12 (фиг. 2).
Заряжание ПУС происходит следующим образом. Выжимаем фиксатор 6 в верхнее положение. Поворачиваем ствол 2 с обтекателем 1 на 90o, при этом два боевых упора затвора 5 выводятся из углублений ствола 2. Отделяем ствол 2 с обтекателем 1 от корпуса 3. Вставляем патрон в патронник 10. Присоединяем обтекатель 1 со стволом 2 к корпусу 3. При этом фиксатор 6 ствола должен запасть в углубление, выполненное в стволе 2, тем самым фиксируя ствол 2. Головка фиксатора 6 оказывается ниже образующей корпуса 3. Фиксатор 6 ствола является блокировкой выстрела при незапертом канале ствола. В этом случае ПУС 11 нельзя зарядить в канал ствола гранатомета из-за выступающей головки фиксатора 6. Затем ПУС 11 вставляем в гранатомет 12 (фиг. 2). При этом электрические контакты ПУС, находящиеся на внешней поверхности корпуса 3, соединяются с соответствующими контактами гранатомета 12. Устройство готово к выстрелу.
При нажатии на спусковой крючок ударно-спускового механизма гранатомета 12 (фиг. 2) генератор вырабатывает импульс электрического тока, который по электрической цепи гранатомета 12 поступает на электрический контакт 9 ПУСа 11 (фиг. 1), затем по проводу 8 и через электрический контакт-боек 7 на электровоспламенитель патрона 10. Происходит воспламенение пороха в патроне - выстрел.
Поскольку воспламенение электровоспламенителя возможно только электрическим импульсом, ПУС абсолютно безопасен, пока находится вне гранатомета.
Таким образом, упрощается конструкция и улучшаются эксплуатационные характеристики ПУСа, при этом достигается имитация траектории боевой гранаты, а при применении трассирующей пули - наглядность результатов стрельбы как для стреляющего, так и для проверяющих. ПУС по форме и весу практически соответствует боевой гранате, поэтому при стрельбе из гранатомета с применением ПУСа правила подготовки гранатомета к стрельбе, изготовку к стрельбе, производство выстрела и прекращение стрельбы, а также меры предосторожности при стрельбе из гранатомета выполняются так же, как и при стрельбе боевыми гранатами.
Данный ПУС можно применять в гранатометах или в другом ствольном реактивном оружии (например, неуправляемые ракетные снаряды "НУРС" авиации), выстреливающем ракетный снаряд с электровоспламенителем стартового заряда.
На предприятии изготовлена опытная партия таких ПУСов и проведены испытания с положительным результатом.
Источники информации
1. Патент Великобритании 1196563, Н.к. F 3 C, приор. 13.02.68 г.
2. Гранатомет LAW Американского производства, журнал "Infantry" 1975 г, т. 65, 5, стр. 49-50.
3. Наставление по стрелковому делу. Ручной противотанковый гранатомет РПГ-7, РПГ-7Д, изд. Министерства обороны СССР, Москва, 1972 г., стр. 157 - прототип.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ СТРЕЛЬБЫ | 2001 |
|
RU2215966C2 |
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ СТРЕЛЬБЫ | 2005 |
|
RU2300069C1 |
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ СТРЕЛЬБЫ | 2003 |
|
RU2249780C2 |
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ СТРЕЛЬБЫ | 2006 |
|
RU2291368C1 |
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ СТРЕЛЬБЫ | 2006 |
|
RU2329451C2 |
ПАТРОН СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ ДЛЯ УЧЕБНОЙ СТРЕЛЬБЫ | 2002 |
|
RU2229093C2 |
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ СТРЕЛЬБЫ | 2001 |
|
RU2199071C2 |
УДАРНО-СПУСКОВОЙ МЕХАНИЗМ ДВУСТВОЛЬНОГО ГРАНАТОМЕТА | 2001 |
|
RU2192601C2 |
КОМПЛЕКТ ПРАКТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ИМУЩЕСТВА | 2005 |
|
RU2272238C1 |
АВТОМАТИЧЕСКОЕ СТРЕЛКОВОЕ ОРУЖИЕ | 2000 |
|
RU2174661C1 |
Изобретение относится к области оружейной техники и может быть использовано в приспособлениях учебной стрельбы реактивных гранатометов или другого реактивного оружия, имеющего ствол и электровоспламенение стартового заряда. Изобретение решает задачу упрощения конструкции и улучшения эксплуатационных характеристик путем повышения безопасности в обращении. Приспособление учебной стрельбы включает в себя ствол, затвор, корпус с закрепленным на нем съемным обтекателем, внешняя поверхность которых имитирует гранату. Оно снабжено электрической цепью, состоящей из контакта-бойка, установленного в затворе, и электрического контакта, расположенного на внешней образующей поверхности корпуса, соединенных между собой. Затвор установлен неподвижно, а ствол выполнен съемным вместе с обтекателем, для чего на затворе образованы боевые упоры, а на стволе соответственно углубления. Корпус снабжен фиксатором ствола с головкой, выступающей за внешнюю образующую корпуса при незапертом канале ствола. Изобретение улучшает эксплуатационные характеристики, повышает безопасность в обращении с приспособлением. 3 ил.
Приспособление учебной стрельбы, содержащее ствол, затвор, корпус с закрепленным на нем съемным обтекателем, внешняя поверхность которых имитирует гранату, отличающееся тем, что оно снабжено электрической цепью, состоящей из электрического контакта-бойка, установленного в затворе, и электрического контакта, расположенного на внешней образующей поверхности корпуса, соединенных между собой, при этом затвор установлен неподвижно, а ствол выполнен съемным вместе с обтекателем, для чего на затворе образованы боевые упоры, а на стволе соответственно углубления, корпус снабжен фиксатором ствола с головкой, выступающей за внешнюю образующую корпуса при незапертом канале ствола.
Наставления по стрелковому делу | |||
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов | 1921 |
|
SU7A1 |
- М.: Издательство МО СССР, 1972, с.157-159 | |||
Прибор для очистки паром от сажи дымогарных трубок в паровозных котлах | 1913 |
|
SU95A1 |
US 5228855 А, 20.07.1993 | |||
US 6059573 А, 09.05.2000 | |||
Кристаллизатор | 1980 |
|
SU952422A1 |
Автоматический огнетушитель | 0 |
|
SU92A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИМИТАЦИИ РАБОТЫ МЕХАНИЗМА ЗАРЯЖАНИЯ | 1993 |
|
RU2072494C1 |
РЕВОЛЬВЕР | 1994 |
|
RU2080543C1 |
Авторы
Даты
2002-10-27—Публикация
2001-01-31—Подача