ПЛАВСРЕДСТВО Российский патент 2008 года по МПК B63B43/00 

Описание патента на изобретение RU2314966C2

Изобретение относится к области судостроения, в частности к обеспечению непотопляемости при эксплуатации судна, и может быть использовано при проектировании корпусов судов для внутренних водных и морских путей.

Так же известны устройства, обеспечивающие непотопляемость судна, в которых запас плавучести и остойчивости сохраняется благодаря наличию поперечных и продольных водонепроницаемых переборок, при этом образованные отсеки могут оставаться пустыми, либо заполненными легким материалом, обладающим положительной плавучестью на маломерных судах ("Серебро с золотым оттенком" А.Великанов [1] - аналог).

Также известен способ обеспечения плавучести, заключающийся в создании воздушной подушки с помощью незамкнутых объемов, расположенных с внешней стороны прочного корпуса подводной лодки, обеспечивающей ее плавучесть [2].

Данный способ принят в качестве прототипа, как наибольшее отличие, воздушные подушки у подводной лодки обеспечивают плавучесть и расположены с наружной стороны корпуса. Предлагаемое устройство обеспечивает непотопляемость и воздушные подушки располагаются внутри корпуса.

Недостатками подобных конструкций являются:

- неудобства удаления воды из поврежденного отсека после заделки пробоины;

- сложность постоянного контроля за герметичностью отсека в процессе эксплуатации;

- негативное влияние затопления отдельного отсека ограниченного водонепроницаемыми переборками на посадку судна, поскольку неравномерное затопление вызывает появление крена и дифферента;

- развитие коррозии металла либо гниения древесины в герметично закрытых отсеках при наличии в них влажной атмосферы;

- утяжеление конструкции при заполнении отсеков материалами с положительной плавучестью;

- усложнение технологии изготовления судна ввиду малых размеров герметичных отсеков и сложности доступа в них для осуществления сварки (при сварке корпуса), клепки (клепанные корпуса), конопатки (деревянные корпуса), омоноличивании (армоцементных корпусах), покраски и т.п.;

- этот вариант для использования на обычных судах не пригоден, т.к. предусматривает выполнение проницаемым корпуса и ведет к снижению полезной грузоподъемности и эксплуатационных качеств.

Технический результат изобретения достигается тем, что в известном способе переборки выполнены водонепроницаемыми только в верхней своей части, нижняя часть продольных переборок отогнута в сторону наружных бортов для удержания воздуха в бортовых отсеках при крене, шпигат обеспечивает слив воды из той части центрального отсека, которая расположена выше него. Конструкция, содержащая корпус, образованный продольными и поперечными переборками, бортовыми, носовыми и кормовыми отсеками плавучести, выполненными пустотелыми, которые, в свою очередь, формируют центральный открытый отсек или отсеки, и шпигатами, отличающееся тем, что носовые, бортовые, кормовые отсеки плавучести выполнены таким образом, что в нижней части вышеуказанных отсеков возможно свободное сообщение внутреннего объема этих отсеков с атмосферой, при этом возможно заполнение отсеков водой до уровня образующейся при этом воздушной подушки, причем максимальная плавучесть плавсредства достигается при снижении давления в отсеках за счет слива излишков воды из сформированного центрального открытого (незамкнутого по периметру) отсека, через, по меньшей мере, один шпигат, расположенный на уровне действующей ватерлинии, которая будет соответствовать положению судна при затоплении сформированного центрального открытого отсека до уровня указанного шпигата.

На схеме фиг.1 изображен один из вариантов расположения отсеков на судне. Схема содержит обозначения: 1 - воздух внутри отсека; 2 - бортовые отсеки плавучести; 3 - вода; 4 - корпус; 5 - шпигаты; 6 - носовой отсек; 7 - центральный сформированный открытый отсек; 8 - поперечные переборки; 9 - продольные переборки; 10 - кормовой отсек.

На чертежах представлена функциональная схема устройства, реализующая данный способ (фиг.2 и 3). Схемы содержат обозначения: 1 - воздух внутри отсека; 2 - бортовой отсек плавучести; 3 - вода; 4 - корпус; 5 - шпигат.

Функциональная схема устройства, реализующая данный способ обеспечения непотопляемости судна работает следующим образом: при поступлении воды 3 в корпус 4 судна вода 3 достигает определенного положения в корпусе 4 и его отсеках 2, при этом вода 3 равномерно распределяется по всей длине и ширине корпуса 4 судна, благодаря этому судно избегает значительных изменений крена и остойчивости, плавучесть конструкции обеспечивается образованием воздуха внутри отсеков 1 (воздушных мешков) вдоль корпуса 4, которые образуются равномерно с поступающей в корпус 4 водой 3 до определенного уровня, на котором находится шпигат 5 (шпигаты), через шпигат 5 происходит удаление избытка воды 3 из корпуса 4 судна.

На фиг.1 показана примерная схема расположения отсеков судна.

На фиг.2 показан корпус судна до затопления отсека водой.

На фиг.3 показан корпус судна после затопления отсека водой.

Источники информации

1. "Серебро с золотым оттенком" А.Великанов - журнал "Катера и Яхты" №194.

2. В.В.Семенов-Тян-Шанский "Статика корабля", Л., "Государственное Союзное Издательство Судостроительной Промышленности", 1940 г., с.584.

Похожие патенты RU2314966C2

название год авторы номер документа
ПЛАВСРЕДСТВО РЫБОПРОМЫСЛОВОЕ ДЛЯ ОБОРУДОВАНИЯ АМФИБИЙНЫХ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН 2011
  • Федосеев Леонид Федорович
  • Гречкин Андрей Александрович
  • Клячко Лев Михайлович
  • Мареев Сергей Ильич
  • Морозов Леонид Петрович
  • Орлова Татьяна Владимировна
  • Рукавишников Александр Иванович
  • Савельев Геннадий Тихонович
  • Сапарин Вадим Геннадьевич
  • Уманский Вячеслав Львович
RU2482002C1
МОРСКОЙ СПАСАТЕЛЬ - НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО 2015
  • Храмушин Василий Николаевич
RU2603818C1
МОРСКОЕ САМОХОДНОЕ САМОПОДЪЕМНОЕ КРАНОВОЕ СУДНО 2015
  • Тенигин Сергей Юрьевич
  • Ленский Виктор Федорович
  • Кольченко Леонид Викторович
  • Пипенко Андрей Васильевич
RU2603423C1
СПОСОБ УМЕРЕНИЯ БОРТОВОЙ КАЧКИ СУДНА ПОСРЕДСТВОМ ПАССИВНОГО УСПОКОИТЕЛЯ БОРТОВОЙ КАЧКИ И ПАССИВНЫЙ УСПОКОИТЕЛЬ БОРТОВОЙ КАЧКИ СУДНА 2013
  • Тенигин Сергей Юрьевич
  • Матвеенко Владимир Андреевич
  • Гриценко Владимир Александрович
  • Иванов Владимир Алексеевич
  • Бензорук Владимир Акимович
RU2529244C1
СУДНО С АУТРИГЕРАМИ ТРИМАРАННОГО ТИПА 2016
  • Волков Виталий Юрьевич
  • Руденко Станислав Александрович
  • Харитонов Алексей Юрьевич
RU2628550C1
РЫБОПРОМЫСЛОВОЕ ПЛАВСРЕДСТВО 1990
  • Асланов Г.А.
  • Парцвания А.Ф.
  • Соловьев В.Ю.
RU2022866C1
КОРАБЛЬ ГИДРОГРАФИЧЕСКОЙ И ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 2010
  • Гордеев Игорь Иванович
  • Похабов Владимир Иванович
  • Катенин Владимир Александрович
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Павлюченко Евгений Евгеньевич
  • Суконкин Сергей Яковлевич
  • Алексеев Сергей Петрович
  • Курсин Сергей Борисович
  • Бродский Павел Григорьевич
  • Леньков Валерий Павлович
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Руденко Евгений Иванович
RU2459738C2
СУДНО-СПАСАТЕЛЬ 2004
RU2272736C1
ГРЕБНО-ПАРУСНАЯ ЛОДКА ПОЛЯ 2019
  • Карпенко Анатолий Григорьевич
RU2714378C1
КОРПУС СУДНА 2016
  • Бураковский Павел Евгеньевич
RU2617866C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 314 966 C2

Реферат патента 2008 года ПЛАВСРЕДСТВО

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкциям корпуса судов, и может быть использовано в качестве средств повышения непотопляемости судов. Плавсредство содержит корпус, образованный продольными и поперечными переборками, бортовыми, носовыми и кормовыми отсеками плавучести, выполненными пустотелыми, которые, в свою очередь, формируют центральный открытый отсек или отсеки, и шпигатами. Носовые, бортовые, кормовые отсеки плавучести выполнены таким образом, что в нижней части вышеуказанных отсеков возможно свободное сообщение внутреннего объема этих отсеков с атмосферой. Возможно заполнение отсеков водой до уровня образующейся при этом воздушной подушки. Максимальная плавучесть плавсредства обеспечивается при снижении давления в отсеках за счет слива излишков воды из сформированного центрального открытого незамкнутого по периметру отсека через, по меньшей мере, один шпигат, расположенный на уровне действующей ватерлинии, которая будет соответствовать положению судна при затоплении сформированного центрального открытого незамкнутого по периметру отсека до уровня указанного шпигата. Достигается безопасность эксплуатации корпуса судна. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 314 966 C2

Плавсредство, содержащее корпус, образованный продольными и поперечными переборками, бортовыми, носовыми и кормовыми отсеками плавучести, выполненными пустотелыми, которые в свою очередь формируют центральный открытый отсек или отсеки, и шпигатами, отличающееся тем, что носовые, бортовые, кормовые отсеки плавучести выполнены таким образом, что в нижней части вышеуказанных отсеков возможно свободное сообщение внутреннего объема этих отсеков с атмосферой, при этом возможно заполнение отсеков водой до уровня образующейся при этом воздушной подушки, причем максимальная плавучесть плавсредства достигается при снижении давления в отсеках за счет слива излишков воды из сформированного центрального открытого незамкнутого по периметру отсека через, по меньшей мере, один шпигат, расположенный на уровне действующей ватерлинии, которая будет соответствовать положению судна при затоплении сформированного центрального открытого незамкнутого по периметру отсека до уровня указанного шпигата.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2314966C2

В.В.Семенов-Тян-Шанский
Статика корабля
- Л.: Государственное Союзное Издательство Судостроительной Промышленности, 1940, с.584
US 3340842 А, 12.09.1967
DE 3227348 A1, 02.02.1984.

RU 2 314 966 C2

Авторы

Солтус Андрей Сергеевич

Трифонов Андрей Владимирович

Асоцкий Максим Михайлович

Даты

2008-01-20Публикация

2005-12-27Подача