СПОСОБ ВОЗДУШНОГО ЗАПУСКА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2008 года по МПК F02C7/26 

Описание патента на изобретение RU2315882C1

Изобретение относится к энергетике, в частности к способам запуска газотурбинных двигателей. Изобретение может также найти применение в авиационной, автомобильной и других отраслях промышленности, где находят применение газотурбинные двигатели (ГТД).

Использование раскрутки ротора от внешнего источника сжатого воздуха в системе запуска ГТД не редко встречается на практике. При этом пусковой воздух подается на рабочие лопатки ротора через специальные пусковые сопла, ориентированные относительно рабочих лопаток для обеспечения максимального крутящего момента на роторе. Общим недостатком этих систем является относительно низкий КПД преобразования энергии пускового воздуха в раскрутку ротора (обычно не более 40% на режимах розжига камеры сгорания), что существенно увеличивает потребные мощности средств запуска относительно традиционных систем. Однако простота и компактность конструкции, надежность запуска, отсутствие механической связи и маслосистемы в системе раскрутки ротора являются значительными преимуществами воздушного запуска и ряде случаев представляются наиболее оптимальными.

Наиболее близким к предлагаемому является способ пуска газотурбинного двигателя по патенту США №6644033, содержащего установленные последовательно по основному воздушному потоку многоступенчатый компрессор, камеру сгорания и турбину высокого давления. При этом пусковые сопла, расположенные на корпусе передней секции осевого многоступенчатого компрессора, обеспечивают подачу сжатого пускового воздуха на специальные лопатки (ковшевые элементы), установленные на наружной стороне бандажных полок лопаток ротора в передней ступени компрессора. В этом техническом решении очевидны следующие недостатки:

- использование специальных лопаток (ковшевых элементов), для раскрутки ротора при запуске, требует наличия платформ (бандажных полок) на периферии рабочих лопаток для их установки, что не всегда целесообразно и допустимо из условий прочности лопаток ротора, особенно в компрессоре, где применение периферийного бандажа крайне редко используется;

- размещение специальных лопаток (ковшевых элементов) существенно усложняет конструкцию и вес бандажа;

- на основных режимах ГТД (при отключении системы запуска) наличие ковшевых элементов на периферии ротора создает дополнительное сопротивление вращению ротора, что требует дополнительных затрат мощности двигателя;

- размещение пускового устройства в передней секции компрессора, а следовательно, сброс пускового воздуха в основной воздушный поток в передней части компрессора, приводит к значительной неравномерности скоростей основного воздушного потока и ухудшает процесс сжатия воздуха в последующих ступенях компрессора. В результате уменьшается скорость раскрутки ротора, т.е. увеличивается время запуска двигателя.

Технический результат заявляемого изобретения заключается в увеличении скорости раскрутки ротора, обеспечивающем уменьшение времени запуска двигателя и упрощении конструкции компрессора.

Для достижения указанного технического результата в предлагаемом способе воздушного запуска газотурбинного двигателя, содержащего установленные последовательно по основному воздушному потоку многоступенчатый осевой компрессор, камеру сгорания и турбину высокого давления, путем подачи сжатого пускового воздуха со стороны наружного корпуса в компрессор, в соответствии с изобретением, сжатый пусковой воздух подают в основной воздушный поток непосредственно на спинки лопаток рабочего колеса предпочтительно последней ступени компрессора.

При этом подачу сжатого пускового воздуха осуществляют с возможно меньшим углом между направлением струй сжатого пускового воздуха и направлением основного воздушного потока.

В отличие от прототипа в предлагаемом способе запуска ГТД сжатый пусковой воздух подается непосредственно на спинки рабочих лопаток ротора, что позволяет избежать усложнения конструкции компрессора.

Увеличение скорости раскрутки ротора, обеспечивающее уменьшение времени запуска двигателя при использовании изобретения, достигается за счет того, что пусковые сопла размещают предпочтительно перед последним рабочим колесом компрессора. По мере смещения подачи пускового воздуха в ступени, расположенные ближе к входу в компрессор, последующие за подачей сжатого пускового воздуха ступени компрессора будут иметь пониженный КПД из-за вносимой пусковым воздухом неравномерности скоростей основного воздушного потока, а также будут увеличиваться дополнительные энергетические затраты на прокачку сжатого пускового воздуха через компрессор, что приведет к уменьшению скорости раскрутки ротора, давления за компрессором и суммарного полезного расхода потока через камеру сгорания и турбину.

Предлагаемое изобретение иллюстрируется чертежами, на которых изображены:

фиг.1 - схема подачи сжатого пускового воздуха в компрессор;

фиг.2 - фрагментарный окружной разрез направляющих и рабочих лопаток последней ступени компрессора с видом на поверхность выхода пусковых сопел.

Предлагаемый способ осуществляют следующим образом.

ГТД с воздушным запуском содержит установленные последовательно по потоку многоступенчатый осевой компрессор 1 (в данном примере для 2-х каскадной схемы двигателя - компрессор высокого давления), камеру сгорания 2, турбину высокого давления (на чертеже не показана). В приведенном варианте выполнения ГТД имеет кольцевую полость 4 на наружном корпусе 5 последней ступени компрессора 1. В кольцевую полость 4 на режимах запуска подается пусковой воздух 11 высокого давления от внешнего источника сжатого воздуха 6. Последняя ступень осевого компрессора 1, с направляющими лопатками 7 и рабочими лопатками 8, имеет сопла 9, выполненные в платформах 10 направляющих лопаток 7. Проходная площадь пусковых сопел 9 определяется степенью сжатия источника сжатого воздуха 6 и потребным расходом через сопла. Сжатый пусковой воздух 11 из полости 4 через сопла 9 с расширением и ускорением в соплах 9 подается в основной воздушный поток 12 на спинки рабочих лопаток 8, обеспечивая тем самым раскрутку ротора 3.

Для получения максимального крутящего момента на роторе 3 оси сопел 9 ориентированы так, чтобы минимизировать воздействие струй сжатого пускового воздуха 11 на расход основного потока 12 через компрессор 1, что достигается выбором возможно меньшего угла между направлением струй пускового воздуха 11 и направлением основного воздушного потока 12.

После соударения с рабочими лопатками 8 пусковой воздух 11 вместе с основным воздушным потоком 12 поступает в камеру сгорания 2, где используется на этапе розжига камеры сгорания, обеспечивая тем самым ее устойчивый розжиг при меньшем расходе воздуха основного потока 12 на входе в компрессор 1 (т.е. при меньших оборотах и потребной мощности компрессора). Далее в смеси с основным воздушным потоком в виде продуктов сгорания пусковой воздух 11 поступает к турбине высокого давления и тем самым увеличивает полезную работу расширения в турбине.

Подвод пускового воздуха 11 в предлагаемом устройстве запуска выполняется до завершения розжига камеры сгорания 2, а также для сокращения времени запуска может быть продлен вплоть до выхода на холостой ход.

Похожие патенты RU2315882C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ЗАПУСКА И ОХЛАЖДЕНИЯ МИКРО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПУСКОВЫМ КОМПРЕССОРОМ С ВОЗДУШНЫМ КЛАПАНОМ 2013
  • Гусаров Валентин Александрович
  • Еронин Сергей Федорович
  • Кулагин Ярослав Владимирович
RU2523084C1
Устройство для запуска газотурбинного двигателя 2016
  • Канахин Юрий Александрович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Стародумова Ирина Михайловна
RU2634444C1
Устройство для запуска газотурбинного двигателя 2016
  • Канахин Юрий Александрович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Стародумова Ирина Михайловна
RU2635163C1
Устройство для запуска газотурбинного двигателя 2016
  • Канахин Юрий Александрович
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Стародумова Ирина Михайловна
RU2635164C1
СПОСОБ ЗАПУСКА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ С ОХЛАЖДАЕМОЙ ТУРБИНОЙ 2003
  • Быстров В.В.
  • Гойхенберг М.М.
  • Канахин Ю.А.
  • Стародумов А.В.
RU2252327C1
СПОСОБ ЗАПУСКА ОДНОВАЛЬНОГО ОДНОРЕЖИМНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2020
  • Фролов Владимир Иванович
  • Мохов Алексей Александрович
  • Лещенко Игорь Алексеевич
RU2753434C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ГЛУЗДАКОВА Ю.С. 1993
  • Глуздаков Юрий Семенович
RU2078968C1
МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ ОСЕВОЙ КОМПРЕССОР АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1998
  • Белоус Владимир Иосифович
RU2165547C2
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С БИРОТАТИВНЫМ ВЕНТИЛЯТОРОМ 2017
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
  • Пожаринский Александр Адольфович
RU2647944C1
ВИНТОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2022
  • Михайлов Юрий Николаевич
RU2816769C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 315 882 C1

Реферат патента 2008 года СПОСОБ ВОЗДУШНОГО ЗАПУСКА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Способ воздушного запуска газотурбинного двигателя, содержащего установленные последовательно по потоку многоступенчатый осевой компрессор, камеру сгорания и турбину высокого давления, осуществляют путем подачи сжатого пускового воздуха со стороны наружного корпуса в компрессор. Сжатый пусковой воздух подают в основной воздушный поток непосредственно на спинки лопаток рабочего колеса предпочтительно последней ступени компрессора. Изобретение позволяет увеличить скорость раскрутки ротора, обеспечивающую уменьшение времени запуска двигателя и упрощение конструкции компрессора. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 315 882 C1

1. Способ воздушного запуска газотурбинного двигателя, содержащего установленные последовательно по потоку многоступенчатый осевой компрессор, камеру сгорания и турбину высокого давления, путем подачи сжатого пускового воздуха со стороны наружного корпуса в компрессор, отличающийся тем, что сжатый пусковой воздух подают в основной воздушный поток непосредственно на спинки лопаток рабочего колеса предпочтительно последней ступени компрессора.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что подачу сжатого пускового воздуха осуществляют с возможно меньшим углом между направлением струй сжатого пускового воздуха и направлением основного воздушного потока.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2315882C1

US 6644033 В2, 11.11.2003
КАЦ Б.М
и др
Пусковые системы авиационных газотурбинных двигателей
- М.: Машиностроение, 1976, с.122-123
SU 1482289 A1, 27.06.1999
Способ запуска газотурбинного двигателя со свободной турбиной 1980
  • Денисов Александр Викторович
  • Кирин Виктор Иванович
  • Шапкайц Александр Давидович
  • Арсеньев Евгений Сергеевич
  • Баженов Юрий Александрович
  • Шпакунов Кирилл Александрович
  • Дзявго Альберт Казимирович
  • Козьбо Михаил Григорьевич
  • Мартинен Леонид Иванович
  • Парамонов Виктор Алексеевич
SU928053A1
US 3085396 A, 16.04.1963
РЕГУЛИРУЕМЫЙ ЕМКОСТНОЙ ДАТЧИК НАЛИЧИЯ ВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ 2016
  • Крючков Владимир Ильич
RU2640315C1

RU 2 315 882 C1

Авторы

Скворцов Александр Всеволодович

Елизаров Владимир Валентинович

Даты

2008-01-27Публикация

2006-04-27Подача