УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФИКСИРОВАНИЯ И УЧЕТА ПРЕДЕЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ Российский патент 2008 года по МПК G01P15/08 G01C9/14 

Описание патента на изобретение RU2316008C1

Изобретение относится к измерительным приборам для фиксирования и учета предельных колебаний при транспортировке и может быть использовано в медицине чрезвычайных происшествий, в частности в тренажерах-носилках для тренировки спасателей, с целью выработки навыков безопасной транспортировки больных в чрезвычайных ситуациях, а также при транспортировке больных и раненых по пересеченной местности.

Известен датчик для измерения амплитуды, содержащий корпус, подвижной измерительный наконечник, установленный в направляющих и жестко связанный с тензорезисторным преобразователем перемещений, измерительную схему и регистрирующий прибор, в котором тензорезисторный преобразователь перемещений выполнен в форме плоской спирали из равномерно сужающейся металлической ленты постоянной толщины, при этом внутренний узкий конец спирали жестко связан с измерительным наконечником, который установлен перпендикулярно плоскости преобразователя, а внешний широкий конец спирали закреплен на корпусе датчика (см. заявку РФ на изобретение №2002104177, 7МПК G01Н 11/06 «Датчик для измерения амплитуды», дата публикации 20.10.2003 г.).

Недостатком известного датчика для измерения амплитуды является то, что тензорезисторный преобразователь перемещений, выполненный в виде плоской спирали, позволяет точно измерять амплитуду вертикальных перемещений. В случае сложных колебательных перемещений датчик измеряет только вертикальную составляющую колебаний, что не позволяет его применить, например, в тренажерах для тренировки спасателей или на носилках для транспортировки больных и раненых в чрезвычайных ситуациях, а также для транспортировки предметов, чувствительных к наклонным колебаниям.

Известен датчик для измерения ускорения, содержащий корпус, чувствительный элемент, выполненный в виде маятника, соединенный с корпусом при помощи упругого подвеса, устройство для измерения перемещения чувствительного элемента, датчик уравновешивания, две пары упоров, при этом центр масс чувствительного элемента находится между первой и второй парой упоров (см. патент РФ №2020484, 5МПК G01P 15/08 «Маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом», опубликованный 30.09.1994 г.).

Использование известного маятникового компенсационного акселерометра с упругим подвесом в навигационной системе предопределяет высокие требования к точности измерения и надежности прибора, что усложняет его конструкцию. Кроме того, маятник известного устройства при работе перемещается только в одной плоскости между упорами, что не позволяет фиксировать предельную амплитуду колебаний в разных осях координат.

Известен датчик наклона и ускорений, содержащий размещенные в цилиндрической полости маятник и стенку, закрепленные на консольном валу и связанные между собой шестернями, взаимодействующими через накладки и подшипники с маятником и стенкой, при этом маятник содержит два преобразователя угла наклона в электрический сигнал, включенных через переключатели в мостовую схему (см. заявку РФ №94027705, 6МПК G01С 9/12 «Маятниковый датчик наклона и ускорений», дата публикации 22.07.1994 г.).

Недостатком известного датчика является большое количество кинематических связей, что делает его сложным, крупногабаритным и тяжелым. При этом маятник перемещается, как и в вышеуказанном аналоге, только в одной плоскости.

Наиболее близким по функциональному назначению и существенным признакам является датчик (устройство) предельных ускорений (колебаний) транспортируемого объекта (при транспортировке), содержащий корпус, в котором размещено подпружиненное инерционное тело с режущим элементом, установленным с возможностью последовательного разъединения электрических проводников, выполненных в виде проволок, размещенных в диэлектрическом корпусе контактной группы в параллельных плоскостях, перпендикулярных продольной оси датчика, образуя независимые электрические цепи, при этом режущий элемент установлен непосредственно на инерционном теле перпендикулярно продольной оси датчика, в корпусе датчика и в корпусе контактной группы выполнены пазы для обеспечения перемещения режущего элемента (см. патент РФ на изобретение №2216026, 7МПК G01P 15/04 "Датчик предельных ускорений", опубликованный 10.11.2003 г.).

Задача, на решение которой направлено известное изобретение, заключается в измерении нескольких предельных значений ускорения при аварии транспортируемого объекта, например при взрывном нагружении или повторных ударных воздействиях, и надежном сохранении этой информации при произвольном расположении объекта после аварии.

Известный датчик не может быть применен для фиксирования и подсчета предельно допустимых наклонов при многократном повторении колебательных движений, например, при транспортировке ответственных грузов или при транспортировке раненых в чрезвычайных ситуациях, так как он предназначен только для трехкратного фиксирования заданных ускорений, и после срабатывания, то есть после разрезания трех проводников и фиксирования трех значений ускорений, его функции заканчиваются. Необходимо производить разборку датчика, установку новых проводников и установку датчика на новый транспортируемый объект.

Технический результат заявляемого изобретения предусматривает обеспечение безопасной и удобной транспортировки больных и раненых в чрезвычайных ситуациях путем исключения опасных колебаний средства транспортировки, а также использование в качестве измерительного прибора в тренажерах для выработки у спасателей навыков безопасной транспортировки.

Указанный технический результат обеспечивается тем, что устройство для фиксирования и учета предельных колебаний при транспортировке, содержащее корпус и расположенное в нем подпружиненное инерционное тело, установленное с возможностью взаимодействия с контактной группой, замыкающей независимые электрические цепи, соединенные с регистрирующим прибором, согласно изобретению дополнительно содержит расположенный в середине основания корпуса подпружиненный магнит, при этом корпус выполнен цилиндрической формы из диэлектрического материала, инерционное тело выполнено в виде содержащего магнит маятника, контактная группа выполнена в виде контактов, равномерно расположенных по внутреннему периметру корпуса в точках пересечения поверхности корпуса с траекторией качания маятника, причем регистрирующий прибор выполнен в виде счетчика импульсов и соединен с источником звукового сигнала.

Наличие подпружиненного магнита, расположенного в основании корпуса, взаимодействующего посредством магнитного поля с магнитом маятника, способствует стабилизации положения инерционного тела, то есть позволяет ему быстро вернуться в исходное положение, что повышает быстродействие и точность работы устройства.

Выполнение корпуса цилиндрической формы из диэлектрического материала, а инерционного тела в виде содержащего магнит маятника, а также равномерное расположение контактов по периметру цилиндрического корпуса позволяют при сложных и многократных колебательных движениях тренажера или средства для транспортировки больных и раненых производить фиксацию предельных, опасных для транспортируемого величин колебаний путем воздействия магнитного маятника на соответствующий направлению колебания контакт.

Равномерное расположение контактов по внутреннему периметру корпуса в точках пересечения поверхности корпуса с траекторией качания маятника обеспечивает оптимальное взаимодействие маятника с соответствующим контактом контактной группы при достижении маятником предельной амплитуды, соответствующей максимально допустимой величине колебаний тренажера или средства для транспортировки больных или раненых в чрезвычайных ситуациях.

Наличие звукового сигнала при достижении опасных значений колебаний при транспортировке, например, в соревнованиях спасателей или при транспортировке раненых в чрезвычайных ситуациях является предупреждением о необходимости изменения способа транспортировки с меньшими перепадами величин колебаний.

Технических решений, совпадающих с совокупностью существенных признаков изобретения, не выявлено, что позволяет сделать вывод о соответствии изобретения условию патентоспособности «новизна».

Заявляемые существенные признаки изобретения, предопределяющие получение указанного технического результата, явным образом не следуют из уровня техники, что позволяет сделать вывод о соответствии изобретения условию патентоспособности «изобретательский уровень».

Условие патентоспособности «промышленная применимость» подтверждено на примере конкретного выполнения устройства для фиксирования и учета предельных амплитуд при транспортировке.

На фиг.1 показан общий вид устройства для фиксирования и учета предельных колебаний при транспортировке.

На фиг.2 показана электрическая схема вышеуказанного устройства.

Устройство для фиксирования и учета предельных колебаний при транспортировке содержит корпус 1 с крышкой 2 и основанием 3. В корпусе 1 расположено инерционное тело, выполненное в виде маятника 4, соединенного с пружиной 5, закрепленной на крышке 2. В нижней части маятника 4 расположен магнит 6. На внутренней поверхности корпуса 1 установлена контактная группа, выполненная в виде равномерно расположенных по периметру корпуса 1 герконов 7, которые закреплены в точках пересечения поверхности корпуса 1 с траекторией качания маятника 4. На крышке 2 установлен регистрирующий прибор 8, выполненный в виде счетчика импульсов и соединенный с герконами 7 контактной группы и источником питания 9, который установлен на основании 3 и выполнен в виде элементов питания типа АА. В центре основания 3 на пружине 10 закреплен магнит 11. Счетчик импульсов 8 соединен с источником звукового сигнала 12.

При использовании устройства в чрезвычайных ситуациях, в частности в медицине катастроф, его устанавливают на носилках для транспортировки по пересеченной местности больных и раненых. В этом случае люди, несущие носилки, вынуждены преодолевать различные препятствия, при этом носилки совершают сложные колебания с разнонаправленными и значительными наклонами, что зачастую является опасным для транспортируемого человека. При достижении предельно допустимого отклонения устройство звуковым сигналом оповещает об опасности, а следовательно, и о необходимости изменения способа транспортировки, в том числе изменение скорости, изменение маршрута, перераспределение силовых нагрузок.

Для обеспечения щадящего режима транспортировки по пересеченной местности больных и раненых устройство устанавливают в машине скорой помощи.

Устройство работает следующим образом. При наличии колебаний маятник 4 начинает раскачиваться с различной амплитудой, соразмерной величине колебаний. При незначительных колебаниях магнит 6 находится на расстоянии от контактной группы, превышающем действие магнитного поля на герконы 7, которые остаются разомкнутыми, и сигнал не поступает на счетчик импульсов 8 и источник звукового сигнала 12. При достижении предельно допустимых колебаний, по которым произведены расчеты параметров устройства, один из герконов 7 замыкает соответствующую независимую электрическую цепь на счетчик импульсов 8 и соединенный с ним источник звукового сигнала 12. Звуковой сигнал оповещает о необходимости изменения режима транспортировки. Параметры маятника 4, второго подпружиненного магнита 11 подбираются экспериментальным путем в зависимости от выбранной предельной величины колебаний транспортного средства, параметров контактной группы, быстродействия и точности работы устройства.

При использовании устройства для фиксирования и подсчета предельных колебаний при транспортировке для обучения сотрудников медицины катастроф МЧС, в частности спасателей, навыкам транспортировки больных и раненых по пересеченной местности в чрезвычайных ситуациях устройство работает аналогичным образом.

При использовании устройства для фиксирования и учета предельных амплитуд колебаний при транспортировке в конкурсах-соревнованиях между медицинскими бригадами экстренного реагирования устройство устанавливают на тренажер, выполненный в виде носилок, вес которых соответствует среднестатистическому весу человека. Для выявления победителя учитывают минимальное количество сигналов, зафиксированных счетчиком сигналов 8.

Похожие патенты RU2316008C1

название год авторы номер документа
МОБИЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТРЕНАЖЕР ПО ПОДГОТОВКЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ 2013
  • Омельченко Максим Васильевич
  • Кочетов Олег Савельевич
  • Тараканов Андрей Юрьевич
  • Скубак Никита Юрьевич
RU2547944C1
САНИТАРНЫЙ ТРАНСПОРТ "АКАДЕМИК ЛИТВИНОВ" 2002
  • Литвинов А.М.
RU2254115C2
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОТРАБОТКИ И КОНТРОЛЯ НАВЫКОВ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ОПЕРАТОРОВ-СПАСАТЕЛЕЙ МЕХАНИЧЕСКИМ УДАРНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ 2005
  • Одинцов Леонид Григорьевич
  • Малай Владимир Иванович
  • Курсаков Александр Валентинович
RU2330326C2
МОБИЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 2013
  • Кочетов Олег Савельевич
  • Тараканов Андрей Юрьевич
  • Омельченко Максим Васильевич
RU2581095C2
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ПЕРВОЙ И РЕАНИМАЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ 2001
  • Лутаенко В.Ф.
  • Казимиров Ю.Б.
  • Кобаков Ю.А.
  • Гвак Г.В.
RU2189640C1
МОБИЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 2013
  • Дурнев Роман Александрович
  • Кочетов Олег Савельевич
  • Тараканов Андрей Юрьевич
  • Норсеева Мария Евгеньевна
RU2538734C1
КОМПЛЕКТ СРЕДСТВ СПАСАТЕЛЯ ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ И ЭКСТРЕННОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШЕМУ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 2022
  • Данилов Андрей Валериевич
  • Шпелев Андрей Николаевич
RU2809584C2
СПОСОБ СИГНАЛИЗАЦИИ ПОКЛЕВКИ 2010
  • Крестьянинов Александр Викторович
RU2437283C1
РОБОТ-ТРЕНАЖЕР 1998
  • Близнец В.М.
  • Мартынцев П.П.
RU2134913C1
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОТРАБОТКИ НАВЫКОВ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ 1999
  • Бубнов В.Г.
  • Винокуров Н.П.
  • Логунов А.Т.
RU2144218C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 316 008 C1

Реферат патента 2008 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФИКСИРОВАНИЯ И УЧЕТА ПРЕДЕЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ

Изобретение относится к измерительным приборам для фиксирования и учета предельных колебаний при транспортировке и может быть использовано в медицине чрезвычайных происшествий, в частности в тренажерах-носилках для тренировки спасателей, с целью выработки навыков безопасной транспортировки больных в чрезвычайных ситуациях, а также при транспортировке больных и раненых по пересеченной местности в чрезвычайных ситуациях. Сущность: устройство для фиксирования и учета предельных колебаний при транспортировке содержит корпус 1 с крышкой 2 и основанием 3. В корпусе 1 расположено инерционное тело, выполненное в виде маятника 4, соединенного с пружиной 5, закрепленной на крышке 2. В нижней части маятника 4 расположен магнит 6. На внутренней поверхности корпуса 1 установлена контактная группа, выполненная в виде равномерно расположенных по периметру корпуса 1 герконов 7, которые закреплены в точках пересечения поверхности корпуса 1 с траекторией качания маятника 4. На крышке 2 установлен регистрирующий прибор 8, выполненный в виде счетчика импульсов и соединенный с герконами 7 контактной группы и источником питания 9, который установлен на основании 3 и выполнен в виде элементов питания типа АА. В центре основания 3 на пружине 10 закреплен магнит 11. Счетчик импульсов 8 соединен с источником звукового сигнала 12. Технический результат заявляемого изобретения предусматривает обеспечение безопасной и удобной транспортировки больных и раненых в чрезвычайных ситуациях путем исключения опасных колебаний средства транспортировки, а также использование в качестве измерительного прибора в тренажерах для обеспечения навыков такой транспортировки. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 316 008 C1

Устройство для фиксирования и учета предельных амплитуд колебаний при транспортировке, содержащее корпус и расположенное в нем подпружиненное инерционное тело, установленное с возможностью взаимодействия с контактной группой, замыкающей независимые электрические цепи, соединенные с регистрирующим прибором, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит расположенный в центре основания корпуса подпружиненный магнит, при этом корпус выполнен цилиндрической формы из диэлектрического материала, инерционное тело выполнено в виде содержащего магнит маятника, контактная группа выполнена в виде контактов, равномерно расположенных по внутреннему периметру корпуса в точках пересечения поверхности корпуса с траекторией качания маятника, причем регистрирующий прибор выполнен в виде счетчика импульсов и соединен с источником звукового сигнала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2316008C1

ДАТЧИК ПРЕДЕЛЬНЫХ УСКОРЕНИЙ 2001
  • Гайнумухаметов А.Г.
RU2216026C2
Датчик угла наклона объекта в двух взаимно перпендикулярных плоскостях 1985
  • Умников Валерий Николаевич
  • Геталов Андрей Александрович
  • Григорьев Андрей Борисович
SU1328672A1
Инерционный регистратор предельных ускорений 1990
  • Милованов Станислав Иванович
  • Миронов Владимир Иванович
  • Семичковский Юрий Андреевич
  • Демин Нинель Михайлович
  • Шупик Анатолий Иванович
  • Горюнов Евгений Иванович
SU1795373A1
Устройство для определения угла наклонаОб'ЕКТА 1979
  • Авдохина Тамара Николаевна
  • Ефремов Владимир Сергеевич
  • Житков Лев Алексеевич
  • Никулин Валерий Александрович
SU838338A1
US 4143615 А, 13.03.1979.

RU 2 316 008 C1

Авторы

Петров Владимир Юрьевич

Блоцкий Тадеуш Альбинович

Мальцев Александр Борисович

Даты

2008-01-27Публикация

2006-11-10Подача