СПОСОБ ЗАЩИТЫ ТРУБОПРОВОДОВ ОТ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ВЫЗВАННЫХ КАРСТОВЫМИ ПРОВАЛАМИ Российский патент 2008 года по МПК E02D27/46 

Описание патента на изобретение RU2316630C2

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к строительству и эксплуатации магистральных трубопроводов и может быть использовано для предотвращения возникновения аварийных ситуаций в трубопроводах, вызванных карстовыми провалами.

Уровень техники

Известен способ защиты трубопроводов от аварийных ситуаций, вызванных карстовыми провалами, при котором вскрывают трубопровод, по обе его стороны попарно с шагом 6 метров устраивают буронабивные сваи, укладывают под трубопровод металлические балки двутаврового профиля, соединяют их с буронабивными сваями, засыпают трубопровод грунтом (см. Хасанов Р.Н. Разработка технологии ремонта газопроводов, проложенных в карстовой в карстовой зоне, на основе поэтапного контроля напряженно-деформированного состояния: автореф. дис. 25.00.19 канд. тех. наук, защищена 27.06.2002 г., Уфа, 23 с.). Данный способ принят в качестве прототипа.

Признаки прототипа, являющиеся общими с заявляемым изобретением, - вскрывают трубопровод, по обе его стороны выполняют буронабивные сваи, укладывают под трубопровод металлический ложемент, соединяют его с буронабивными сваями, засыпают трубопровод грунтом.

Недостатком известного способа, принятого за прототип, является высокая трудоемкость монтажа конструкции, обусловленная тем, что металлическая балка соединяется с буронабивными сваями при помощи сварки. Также недостатком является большая металлоемкость конструкции и отсутствие визуального контроля над конструкцией во время эксплуатации.

Раскрытие изобретения

Задачей изобретения является снижение трудозатрат и металлоемкости конструкции, визуальный контроль над конструкцией во время эксплуатации.

Поставленная задача решается за счет того, что в известном способе защиты трубопроводов от аварийных ситуаций, вызванных карстовыми провалами, при котором вскрывают трубопровод, по обе его стороны выполняют буронабивные сваи, укладывают под трубопровод металлический ложемент, соединяют его с буронабивными сваями, засыпают трубопровод грунтом, буронабивные сваи выполняют таким образом, чтобы оголовок сваи находился выше уровня поверхности земли, в качестве металлического ложемента используют половину трубы большего диаметра, чем диаметр трубопровода, металлический ложемент соединяют с буронабивными сваями с помощью стального троса, которым огибают трубу, а концы троса крепят на оголовках свай при помощи натяжных муфт, регулирующих натяжение троса. Кроме того, на концах троса перед натяжными муфтами устанавливают датчики.

Признаки предлагаемого способа, отличительные от прототипа, - буронабивные сваи выполняют таким образом, чтобы оголовок сваи находился выше уровня поверхности земли; в качестве металлического ложемента используют половину трубы большего диаметра, чем диаметр трубопровода; металлический ложемент соединяют с буронабивными сваями с помощью стального троса, которым огибают трубу; концы троса крепят на оголовках буронабивных свай при помощи натяжных муфт, регулирующих натяжение троса; на концах троса перед натяжными муфтами устанавливают датчики.

Отличительные признаки в совокупности с известными позволяют снизить трудозатраты и металлоемкость конструкции, производить визуальный контроль над конструкцией во время эксплуатации.

Краткое описание чертежа

На чертеже показана схема устройства для осуществления предложенного способа защиты трубопроводов от аварийных ситуаций, вызванных карстовыми провалами.

Устройство содержит буронабивные сваи 1, выполненные по обе стороны трубопровода 2, и соединенный с ними металлический ложемент 3 трубопровода 2. Буронабивные сваи 1 выполнены таким образом, чтобы оголовок 4 сваи 1 находился выше уровня поверхности земли. Металлический ложемент 3 соединен с буронабивными сваями 1 с помощью стального троса 5, который пропущен через петли 6 металлического ложемента 3, огибая его. Концы стального троса 5 закреплены на оголовках 4 свай 1 с помощью натяжных муфт 7, регулирующих натяжение троса 5. На концах троса 5 перед натяжными муфтами 7 установлены датчики 8.

Осуществление изобретения

Способ защиты трубопроводов от аварийных ситуаций, вызванных карстовыми провалами, осуществляют следующим образом.

Геологические службы обнаруживают карстовые провалы грунта, вскрывают трубопровод 2 в том месте, где зафиксирована карстовая полость. Далее установкой пробуривают скважины до глубины залегания некарствующих горных пород, чтобы выполнить буронабивные сваи 1. Буронабивные сваи 1 выполняют попарно с определенным шагом по обе стороны трубопровода 2 таким образом, чтобы оголовок 4 сваи 1 находился выше уровня поверхности земли. Шаг определяется расчетом исходя из величины нагрузки и грунтовых условий. Размер сваи 1 (длина, диаметр, армирование), расстояние между сваями 1 определяется расчетом в каждом конкретном случае. При большом опрокидывающем моменте для того, чтобы не увеличивать диаметр и длину сваи 1, возможно применение анкерных креплений. Затем под трубопровод 2 укладывают металлический ложемент 3, на котором предварительно можно установить петли 6. В качестве металлического ложемента 3 используют половину трубы большего диаметра, чем диаметр трубопровода 2. Далее берут вытянутый стальной трос 5, пропускают его через петли 6 металлического ложемента 3, огибая трубу. Концы стального троса 5 крепят к оголовкам 4 свай 1 при помощи натяжных муфт 7. Натягивают стальной трос 5 до тех пор, пока трубопровод 2 не приобретает проектное положение. Диаметр троса 5 определяют расчетом исходя из нагрузки. Защита троса 5 от атмосферных воздействий осуществляется мастиками. Далее засыпают трубопровод 2 грунтом.

Карстовые процессы продолжают развиваться во времени, поэтому необходимо продолжать наблюдение за напряженно-деформированным состоянием трубопровода 2 и осуществлять мониторинг. Для этого на концах троса 5, находящихся на поверхности земли перед натяжными муфтами 7, устанавливают датчики 8.

Таким образом, преимущество предлагаемого способа защиты трубопроводов от аварийных ситуаций, вызванных карстовыми провалами, по сравнению с прототипом состоит в том, что снижаются трудозатраты и металлоемкость конструкции; появляется возможность визуального и инструментального контроля над отклонением трубопровода от проектного положения, что позволяет своевременно принять меры по предотвращению аварийных ситуаций.

Похожие патенты RU2316630C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ТРУБОПРОВОДОВ ОТ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ВЫЗВАННЫХ КАРСТОВЫМИ ПРОВАЛАМИ 2016
  • Андрейчук Юрий Николаевич
  • Ильин Владимир Кузьмич
  • Хайбуллина Айгуль Ильгизаровна
  • Ильин Олег Владимирович
RU2618802C1
Способ защиты трубопроводов от аварийных ситуаций, вызванных карстовыми провалами 2020
  • Андрейчук Юрий Николаевич
  • Ильин Владимир Кузьмич
  • Хайбуллина Айгуль Ильгизаровна
  • Ильин Олег Владимирович
RU2747045C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЕКТНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОДЗЕМНОГО ТРУБОПРОВОДА ПРИ ПРОКЛАДКЕ В УСЛОВИЯХ МНОГОЛЕТНЕМЁРЗЛЫХ ГРУНТОВ 2016
  • Шамилов Хирамагомед Шехмагомедович
  • Султанмагомедов Султанмагомед Магомедтагирович
  • Хасанов Рустям Рафикович
  • Султанмагомедов Тимур Султанмагомедович
  • Гулин Денис Алексеевич
RU2643914C1
СПОСОБ В.С. СКАЛЬНОГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ БУРОНАБИВНЫХ СВАЙ И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2014
  • Скальный Владимир Степанович
RU2575660C2
ДАТЧИК ПРОВАЛА ГРУНТА 2019
  • Хегай Олег Николаевич
  • Хегай Алексей Олегович
  • Хегай Максим Олегович
  • Хегай Евгений Олегович
  • Хегай Татьяна Сергеевна
RU2708928C1
Способ траншейной прокладки трубопроводов через реки с большой скоростью течения воды 2020
  • Паутов Валерий Иванович
RU2724367C1
СПОСОБ УСТАНОВКИ КОНДЕНСАТОСБОРНИКА БЕЗ СНИЖЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ В ГАЗОВОЙ СЕТИ 2017
  • Рогачёв Александр Григорьевич
  • Давыдов Геннадий Александрович
  • Каменский Владимир Викторович
RU2744221C2
Способ переброски большепролетных трубопроводов доставки пароводяной смеси над каньоном, расположенным в сейсмоактивной зоне 2023
  • Беллендир Евгений Николаевич
  • Илларионов Александр Геннадьевич
  • Бударин Александр Михайлович
  • Ремпель Георгий Игоревич
  • Бутовка Алексей Николаевич
  • Кретов Дмитрий Александрович
RU2815705C1
СПОСОБ МОНТАЖА БУРОНАБИВНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ СВАЙ 2023
  • Горбашов Владимир Николаевич
RU2820641C1
Способ обработки противопучинистым покрытием деревянного свайного основания 2023
  • Алявдин Дмитрий Вячеславович
  • Алявдин Дмитрий Дмитриевич
  • Унжаков Андрей Сергеевич
  • Ефимов Василий Моисеевич
  • Большев Константин Николаевич
RU2826072C1

Реферат патента 2008 года СПОСОБ ЗАЩИТЫ ТРУБОПРОВОДОВ ОТ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ВЫЗВАННЫХ КАРСТОВЫМИ ПРОВАЛАМИ

Изобретение относится к строительству и эксплуатации магистральных трубопроводов и может быть использовано для предотвращения возникновения аварийных ситуаций в трубопроводах, вызванных карстовыми провалами. Способ защиты трубопроводов от аварийных ситуаций, вызванных карстовыми провалами, при котором вскрывают трубопровод, по обе его стороны выполняют буронабивные сваи, укладывают под трубопровод металлический ложемент, соединяют его с буронабивными сваями, засыпают трубопровод грунтом. Буронабивные сваи выполняют таким образом, чтобы оголовок сваи находился выше уровня поверхности земли. В качестве металлического ложемента используют половину трубы большего диаметра, чем диаметр трубопровода. Металлический ложемент соединяют с буронабивными сваями с помощью стального троса, которым огибают трубу, а концы троса крепят на оголовках свай при помощи натяжных муфт, регулирующих натяжение троса. На концах троса перед натяжными муфтами устанавливают датчики. Технический результат состоит в снижении трудозатрат и металлоемкости конструкции, обеспечении визуального контроля над конструкцией. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 316 630 C2

Способ защиты трубопроводов от аварийных ситуаций, вызванных карстовыми провалами, при котором вскрывают трубопровод, по обе его стороны выполняют буронабивные сваи, укладывают под трубопровод металлический ложемент, соединяют его с буронабивными сваями, засыпают трубопровод грунтом, отличающийся тем, что буронабивные сваи выполняют таким образом, чтобы оголовок сваи находился выше уровня поверхности земли, в качестве металлического ложемента используют половину трубы большего диаметра, чем диаметр трубопровода, металлический ложемент соединяют с буронабивными сваями с помощью стального троса, которым огибают трубу, а концы троса крепят на оголовках свай при помощи натяжных муфт, регулирующих натяжение троса, кроме того, на концах троса перед натяжными муфтами устанавливают датчики.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2316630C2

ХАСАНОВ Р.Н
Разработка технологии ремонта газопроводов, проложенных в карстовой зоне, на основе поэтапного контроля напряженно-деформированного состояния, автореферат дис
Видоизменение пишущей машины для тюркско-арабского шрифта 1923
  • Мадьяров А.
  • Туганов Т.
SU25A1
тех
наук
- Уфа, 2002
Опора подземного трубопровода,прокладываемого в слабых грунтах 1985
  • Плешаков Евгений Яковлевич
SU1257348A2
П-ОБРАЗНОЕ ЗАЩИТНОЕ ПОКРЫТИЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ТРУБОПРОВОДА В ОПОЛЗНЕ 1995
  • Петренко Александр Петрович
RU2095519C1
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ГЕОДИНАМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ В ГРУНТЕ И ЗАЩИТЫ ОТ НИХ НАДЗЕМНЫХ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ 1999
  • Михальчук В.А.
  • Селюков Е.И.
  • Кольцов Е.М.
RU2165498C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ НАДЗЕМНОГО ТРУБОПРОВОДА ОТ ГЕОДИНАМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ В ГРУНТЕ 1999
  • Селюков Е.И.
  • Рябоштан Ю.С.
  • Черепанов О.А.
RU2166026C1

RU 2 316 630 C2

Авторы

Аль-Сайяль Елена Борисовна

Ширяева Тамара Сергеевна

Даты

2008-02-10Публикация

2005-07-12Подача