Изобретение относится к области морской сейсморазведки, а именно к устройствам и комплексам, предназначенным для буксировки сейсмооборудования на акваториях с ледовым покровом.
Известно устройство для буксировки сейсмографной косы в морях с ледовым покровом, содержащее судно-буксир с сейсмической лебедкой, кабель ввода, сейсмографную косу, концевое тело и защитную буксируемую линию, охватывающую кабель ввода и состоящую из профилированных обтекателей, размещенных с зазором на грузонесущем тросе между жестко закрепленными на нем опорными муфтами (см. авт. св. СССР №1744660 на изобретение «Устройство для буксировки сейсмографной косы в морях с ледовым покровом». МПК (5) G01V 1/38. Заявлено 30.05.90, опубликовано 30/06/92, бюл. №24. Заявители - НИИ морской геофизики ПО «Союзморгео» и Ленинградский кораблестроительный институт).
Известное устройство достаточно громоздко. Кроме того, не обеспечивает надежную защиту сейсмографной косы на акваториях с ледовым покровом, так как вход защитной буксируемой линии происходит с кормы прямо в воду на уровне ватерлинии, что не исключает соприкосновения защитной буксируемой линии с плавающим льдом, а следовательно, возможны ее повреждения.
Кроме того, не предусмотрена защита от столкновения со льдом линии сейсмических пневмоисточников при их постановке на акваториях с ледовым покровом.
Вследствие этого данное устройство не отличается высокой эффективностью эксплуатации при сейсмической разведке на акваториях с ледовым покровом.
Анализ отобранной в процессе поиска информации позволил выявить наиболее близкое устройство для буксировки сейсмографной косы, содержащее судно-буксир с сейсмической лебедкой и кабель ввода, с которым соединена сейсмографная коса, включающая концевое тело, защитный кожух, выполненный в виде полого цилиндра, охватывающего с зазором кабель ввода и сейсмографную косу (см. авт. св. СССР №1520459 на изобретение «Устройство для буксировки сейсмографной косы». МПК (4) G01V 1/38. Заявлено 1988.03.31, опубликовано 1989.11.07. Заявители - ЛКИ, ВМНП геолого-геофизическое объединение по разведке нефти и газа «Союзморгео» - прототип).
Известное устройство не обеспечивает надежную защиту кабеля ввода, сейсмографной косы в ледовых условиях работы, так как вход защитного кожуха происходит с кормы прямо в воду на уровне ватерлинии, что не исключает соприкосновения защитного кожуха с плавающим льдом, а следовательно, возможны повреждения как кожуха, так и косы.
Устройство также достаточно громоздко.
Оно не предусматривает защиту от столкновения со льдом линии сейсмических пневмоисточников при их постановке на акваториях с ледовым покровом.
Вследствие этого данное устройство не отличается высокой эффективностью эксплуатации при сейсмической разведке на акваториях с ледовым покровом.
Таким образом, известные устройства для буксировки сейсмооборудования, используемые для проведения морской сейсморазведки на акваториях с ледовым покровом, характеризуются невысокой эффективностью их эксплуатации.
Заявляемое в качестве изобретения техническое решение комплекса для буксировки забортного сейсмооборудования позволяет достичь нового технического результата - повышения эффективности эксплуатации комплекса путем увеличения надежности кабеля ввода и всего сейсмооборудования, как сейсмографной косы, так и линии сейсмических пневмоисточников, упрощения и компактности комплекса при эксплуатации на акваториях с ледовым покровом.
Следующая совокупность существенных признаков характеризует сущность предлагаемого в качестве изобретения технического решения и способствует достижению нового технического результата.
Комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования, содержащий судно, имеющее корпус с днищем и трюмами, сейсмические лебедки и кабели ввода, с которыми соединено сейсмооборудование, выполненное в виде сейсмографных кос, защитный кожух, выполненный в виде полого цилиндра, охватывающего с зазором кабель ввода и сейсмографную косу, отличающийся тем, что буксируемое забортное сейсмооборудование оснащено линиями сейсмических пневмоисточников, комплекс дополнительно снабжен защитным кожухом для линии сейсмических пневмоисточников, в центральной части корпуса в днище в области трюма выполнена шахта по ширине от правого борта до левого борта и по высоте выше ватерлинии, сейсмические лебедки с сейсмооборудованием установлены в трюме с шахтой, при этом защитные кожухи снабжены направляющими для возможности перемещения в шахте, нижние края которых в рабочем положении расположены ниже нижней кромки плавающих льдов.
Достижению технического результата способствует и то, что шахта выполнена прямоугольной формы, верхняя часть которой снабжена средствами для фиксации защитных кожухов.
Итак, анализ выявленной информации о существующем уровне техники в области морской сейсморазведки и сущность предложенного изобретения показали, что предлагаемое в качестве изобретения техническое решение комплекса для буксировки забортного сейсмооборудования отвечает критерию патентоспособности «новизна».
Комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования, содержащий судно, имеющее корпус с днищем и трюмами, сейсмические лебедки и кабели ввода, с которыми соединено сейсмооборудование, выполненное в виде сейсмографных кос, защитный кожух, выполненный в виде полого цилиндра, охватывающего с зазором кабель ввода и сейсмографную косу, позволяет обеспечить защиту от столкновения со льдом только сейсмографным косам во время их буксировки при сейсмической разведке.
Оснащение буксируемого забортного сейсмооборудования линиями сейсмических пневмоисточников и дополнительное снабжение комплекса защитным кожухом для линии сейсмических пневмоисточников обеспечивает надежную защиту последней от столкновения со льдом при постановке сейсмооборудования на акваториях с ледовым покровом.
Выполнение в центральной части корпуса в днище в области трюма прямоугольной шахты по ширине от правого борта до левого борта и по высоте выше ватерлинии и установление сейсмических лебедок с сейсмооборудованием в трюме с шахтой позволяет разместить сейсмоооборудование в рабочем положении в этой шахте, при этом обеспечивается упрощение устройства, его компактность и надежная защита всего оборудования от обледенения, замерзания.
Снабжение защитных кожухов направляющими для возможности перемещения в шахте, расположение нижних краев которых в рабочем положении ниже нижней кромки плавающих льдов, обеспечивает надежную защиту как самих кожухов, так и кабелей ввода с сейсмооборудованием при постановке, полностью исключая столкновение последнего со льдом.
Кроме того, расположение защитных кожухов в шахте, выполненной в трюме судна, имеющего определенную осадку, позволяет выполнить их незначительных размеров, что также способствует компактности и простоте комплекса в целом.
Снабжение верхней части шахты средствами для фиксации защитных кожухов препятствует перемещению последних во время сейсморазведки, что также повышает надежность устройства. Это совместно с другими признаками способствует достижению технического результата.
Таким образом, предлагаемая совокупность существенных признаков обеспечивает получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.
В ходе проведенного заявителем поиска информации в области морской сейсморазведки и судостроения обнаружены отдельные отличительные признаки заявленного изобретения среди известных объектов того же назначения (наличие шахты в корпусе судна, защитный кожух для сейсмографной косы). Однако форма выполнения и назначение иные, корме того, совокупность существенных признаков предлагаемого изобретения, способствующая достижению нового технического результата, и ее влияние на последний не обнаружена из существующего уровня техники.
Именно совокупность существенных отличительных признаков позволяет получить новый технический результат - повышение эффективности эксплуатации комплекса путем увеличения надежности кабеля ввода и всего сейсмооборудования, как сейсмографной косы, так и линии сейсмических пневмоисточников, упрощения и компактности комплекса при эксплуатации на акваториях с ледовым покровом.
Следовательно, предлагаемое изобретение обладает таким критерием патентоспособности как «изобретательский уровень».
Предлагаемое изобретение поясняется с помощью чертежей,
где
на фиг.1 изображен комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования, вид сбоку;
фиг.2 - то же, вид сверху;
фиг.3 - защитный кожух в рабочем положении.
Комплекс для буксировки забортного сейсмооборудования (см. фиг.1, 2) содержит судно 1, имеющее корпус 2 с днищем 3, сейсмические лебедки 4, кабели 5 ввода, с которыми соединено сейсмооборудование 6, трюма 7.
В центральной части корпуса 2 в днище 3 в трюме 7 выполнена прямоугольная шахта 8 по ширине от правого борта 9 до левого борта 10, по высоте выше ватерлинии 11. Такая форма шахты проще в процессе изготовления и обслуживания.
В трюме 7 с шахтой 8 установлены двухбарабанные сейсмические лебедки 4 для сейсмооборудования 6.
Сейсмооборудование 6 представляет собой сейсмографные косы, линии сейсмических пневмоисточников (источников звуковых волн), а также необходимое периферийное оборудование (регуляторы глубины погружения, средства поддержания плавучести сейсмографных кос, устройства для поддержания расстояния между косами). Это стандартное сейсмооборудование, например сейсмические косы SEAL длиной по 6000 м каждая фирмы SERCEL (Франция), линии пневмоисточников BOLT фирмы Bolt Technology Corporation (США).
В положении "по-походному" сейсмообрудование 6 намотано на сейсмические лебедки 4.
Для защиты от соприкосновения со льдом кабелей ввода 5 и сейсмооборудования 6 (сейсмографных кос и линий сейсмических пневмоисточников) комплекс снабжен защитными кожухами 12 (см. фиг.3). Кожух выполнен в виде полого цилиндра, охватывающего с зазором кабель 5 ввода и сейсмооборудование 6. При этом кожух 12 выполнен таким диаметром, чтобы могло свободно пройти и периферийное оборудование вместе с сейсмооборудованием 6.
Кожух 12 снабжен направляющими 13 для возможности перемещения в шахте 8. Нижний край 14 кожуха 12 в рабочем положении расположен ниже нижней кромки плавающих льдов. Учитывая осадку судна, длина кожуха 12 незначительна.
Верхняя часть 15 шахты 8 снабжена средствами 16 для фиксации защитных кожухов 12, например прижимными скобами.
В положении "по-походному" кожухи 12 уложены и закреплены в трюме 7 с шахтой 8.
Для перемещения кожухов 12 из положения "по-походному" в рабочее положение на судне предусмотрены грузовые устройства (на черт. не показаны).
Предлагаемое изобретение работает следующим образом.
Перед постановкой сейсмооборудования 6 кожухи 12 с помощью грузовых устройств опускают в шахту 8 до уровня ниже нижней кромки плавающих льдов. Затем с помощью средств 16 каждый кожух 12 фиксируют в шахте 8.
Постановку сейсмографного оборудования 6 осуществляют его стравливанием с сейсмических лебедок 4 через кожухи 12. Во время стравливания к сейсмографным косам прикрепляют необходимое периферийное оборудование.
Сначала стравливают линии сейсмоисточников, затем сейсмографные косы. При этом сейсооборудование 6 попадает в море через кожухи 12, минуя столкновения со льдом. После стравливания сейсмооборудования 6 стравливают кабели ввода 5. Последние находятся в рабочем положении, располагаясь в защитных кожухах 12, избегая столкновений со льдом.
Затем осуществляют сейсмическую съемку в море с ледовым покровом, обеспечивая при этом высокую надежность всего сейсмооборудования.
Таким образом, в результате применения заявляемого устройства достигается новый технический результат - повышение эффективности эксплуатации комплекса путем увеличения надежности кабеля ввода и всего сейсмооборудования, как сейсмографной косы, так и линии сейсмических пневмоисточников, упрощения и компактности комплекса при эксплуатации на акваториях с ледовым покровом.
Следовательно, предлагаемое изобретение соответствует критерию патентоспособности «промышленная применимость».
В Мурманском морском пароходстве разработано технико-экономическое обоснование переоборудования сухогрузного судна ледового плавания «Иван Папанин» под научно-исследовательское судно (НИС) для проведения сейсмической разведки. Предпроектное технико-экономическое обоснование подтвердило высокие технико-экономические показатели работы судна типа «Иван Папанин» в качестве НИС для сейсмической разведки нефти и газа на шельфе северных морей в ледовых условиях.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОМПЛЕКС ДЛЯ БУКСИРОВКИ ЗАБОРТНОГО СЕЙСМООБОРУДОВАНИЯ | 2010 |
|
RU2427860C1 |
КОМПЛЕКС ДЛЯ БУКСИРОВКИ ЗАБОРТНОГО СЕЙСМООБОРУДОВАНИЯ | 2010 |
|
RU2427859C1 |
КОМПЛЕКС ДЛЯ БУКСИРОВКИ ЗАБОРТНОГО СЕЙСМООБОРУДОВАНИЯ | 2011 |
|
RU2483331C1 |
Комплекс сейсморазведки | 2020 |
|
RU2734492C1 |
Устройство для буксировки сейсмографной косы в морях с ледовым покровом | 1990 |
|
SU1744660A1 |
СЕЙСМОГРАФИЧЕСКОЕ СУДНО ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЕЙСМОРАЗВЕДКИ В АРКТИЧЕСКИХ МОРЯХ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЙ | 2015 |
|
RU2589242C1 |
СЕЙСМОГРАФИЧЕСКОЕ СУДНО ДЛЯ СЕЙСМОРАЗВЕДКИ ПО 2D ТЕХНОЛОГИИ В АРКТИЧЕСКИХ МОРЯХ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЙ | 2013 |
|
RU2539430C2 |
Устройство для буксировки сейсмографной косы | 1990 |
|
SU1805426A1 |
СПОСОБ ПОДВОДНОЙ СЕЙСМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ | 2016 |
|
RU2621638C1 |
Устройство для буксировки сейсмографной косы | 1988 |
|
SU1520459A1 |
Изобретение относится к области морской сейсморазведки и может быть использовано для буксировки сейсмооборудования на акваториях с ледовым покровом. Сущность: комплекс выполнен в виде судна, имеющего корпус с днищем и трюмами, сейсмические лебедки и кабели ввода. С кабелями ввода соединено сейсмооборудование, выполненное в виде сейсмографных кос. Защитный кожух в виде полого цилиндра охватывает с зазором кабель ввода и сейсмографную косу. Сейсмооборудование дополнительно оснащено линиями сейсмических пневмоисточников, защитным кожухом для линии сейсмических пневмоисточников. В центральной части корпуса в днище в области трюма выполнена шахта по ширине от правого борта до левого борта и по высоте выше ватерлинии. Сейсмические лебедки с сейсмооборудованием установлены в трюме с шахтой. При этом защитные кожухи, нижние края которых в рабочем положении расположены ниже нижней кромки плавающих льдов, снабжены направляющими для возможности перемещения в шахте. Технический результат: повышение эффективности использования, упрощение и компактность комплекса. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Устройство для буксировки сейсмографной косы | 1988 |
|
SU1520459A1 |
Устройство для буксировки сейсмографной косы в морях с ледовым покровом | 1990 |
|
SU1744660A1 |
Устройство для буксировки линейных групп сейсмических приборов в морской сейсморазведке | 1982 |
|
SU1104454A1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ С ДВУМЯ ОРГАНАМИ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАЩЕЕ ЕЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2008 |
|
RU2493995C2 |
Авторы
Даты
2008-02-20—Публикация
2006-05-19—Подача