Изобретение относится к области авиационной ракетно-космической техники. Оно может быть использовано в авиационных ракетных комплексах (АРК) космического назначения преимущественно с тяжелыми баллистическими ракетами (массой 100 т и более), оснащенными, например, жидкостными ракетными двигателями (ЖРД) и запускаемыми в воздухе с целью выведения космических аппаратов (КА), например, ИСЗ на орбиты.
Известен аналог АРК с ракетой-носителем, представленный в информационных выпусках №№20, 21, 31, 32, 38-41, 45, 46 1988 года "Ракетно-космическая техника" по материалам иностранной печати, экспресс-информация, серия 1, издание "Центрального научно-исследовательского института машиностроения", г.Москва по АРК с ракетой-носителем (РН) "Пегас" (США). Указанный аналог, как наиболее близкий по технической сути, принят за прототип.
Недостатками прототипа являются в том числе:
- ограничения по максимальной массе РН и выводимых ею на орбиты масс КА;
- малая эффективность использования технических возможностей самолета, например, по дальности доставки РН к точке ее пуска;
- малая безопасность экипажа самолета и самолета при полете в район пуска РН и при ее пуске.
Задачами, на решение которых направлена настоящая заявка на изобретение, в том числе являются:
- повышение эффективности использования технических возможностей самолета и АРК в целом;
- повышение безопасности экипажа самолета, самолета и его надежности при полете в точку пуска РН и при ее пуске.
Это достигается, в том числе за счет:
- выполнения крыла РН с изменяемой площадью при ее буксировке самолетом до точки пуска;
- уменьшения лобового сопротивления и избыточной подъемной силы, создаваемых крылом РН, при ее буксировке до точки запуска;
- возможности увеличения дальности и высоты полета самолетов с буксируемой РН за счет уменьшения веса и лобового сопротивления ее крыла и, как следствие этого, увеличения выводимой на орбиты массы космических аппаратов;
- применения наземной транспортно-разгонной платформы (ТРП).
Сущность изобретения поясняется фиг.1-3, на которых показан общий вид размещения РН на наземной транспортно-разгонной платформе и ее сопряжения с самолетом, выполняющим функции самолета-буксировщика РН.
РН 1 с дополнительно смонтированными на ее корпусе обтекателем 2, на котором смонтировано крыло 3 с элеронами 4, обтекателями передним (носовым) 5 и хвостовым 6 размещена на наземной ТРП 7. Крыло 3 через его центроплан 8 закреплено на корпусе РН 1, трос-фал 9 сопряжен с центропланом 8 крыла 3 РН 1 и самолетом 10. Самолет 10 выполняет функции самолета-буксировщика.
Передний обтекатель 5 и хвостовой обтекатель 6 смонтированы на передней и хвостовой частях РН 1 соответственно. На хвостовом обтекателе 6 смонтированы стабилизирующие поверхности, образующие управляемые стабилизатор 11 и вертикальное хвостовое оперение 12. Крыло 3 снабжено элеронами 4, стабилизатор 11 - рулями высоты 13, а оперение 12 - рулями направления 14. В крыле 3 и его центроплане 8, в обтекателях 2, 5, 6 при необходимости могут быть выполнены полости под размещение элементов систем управления РН1, крыла 3, стабилизатора 11, например, вертикального хвостового оперения 12, др. систем, обеспечивающих функционирование АРК, например, электроснабжения (не показаны).
К центральной части крыла 3, к зоне Б, в которой установлены элероны 4, прикреплены несущие части крыла 3, например, шесть штук попарно равновеликих и симметрично расположенных относительно продольной оси крыла 3. Это две части 15 являются консолями крыла 3, две части 16 являются центральными для правого и левого крыльев, две части 17, примыкают к зоне Б крыла 3.
Части 15, 16, 17 отделяются после взлета самолета 10 при буксировке РН1. Этим достигается регулирование величин подъемной силы крыла 3 и уменьшение лобового сопротивления крыла 3, установленного на корпусе РН 1, при полете в зону пуска.
Отделение частей 15, 16, 17 от крыла 3 производится по команде от системы управления РН 1 последовательно попарно: сначала две части 15, потом две части 16 и две части 17, например, с использованием удлиненных детонирующих зарядов, размещенных по периметрам профилей частей 15, 16, 17 крыла 3 (на чертеже не показаны).
Сопряженные между собой трос-фал 9, крыло 2, центроплан 8 крыла 3, обтекатель 2 крыла 3 образуют устройство сопряжения РН1 с самолетом 10, выполняющим функции буксировщика.
Эта система, включающая ракету-носитель 1, крыло 3 и другие вышеупомянутые элементы, функционирует следующим образом.
Перед запуском космического аппарата ТРП 7 подается на техническую позицию авиационного ракетного комплекса, где на нее производится погрузка снаряженной ракеты-носителя 1, например, не заправленной компонентами топлива со смонтированными на ней вышеупомянутыми элементами.
После погрузки снаряженной РН 1 на ТРП 7 производятся заправка РН 1 топливом и проверки ее систем, а также систем ТРП 7 на функционирование.
После завершения всех работ по подготовке авиационного ракетного комплекса к запуску космического аппарата снаряженная ТРП 7 буксируется на взлетно-посадочную полосу (ВПП) 18 в точку начала движения ТРП 7 при взлете самолета 10 на пуск РН 1, где производится сопряжение самолета 10 с центропланом 8 крыла 3 РН 1 с помощью троса-фала (ТФ) 9. В результате чего самолет 10 и ТРП 7 приведены в стартовое положение на ВПП 18.
Функционирование комплекса производится в следующей последовательности.
По команде от системы управления АРК на вылет в район пуска РН 1 одновременно на самолете 10 и ТРП 7 запускаются двигатели (для разгона ТРП 7 на ней установлены двигатели 19). Тяги двигателей самолета 10 и ТРП 7 обеспечивают равные ускорения при движении их по ВПП 18.
По достижении заданных уровней тяг двигателей самолета-буксировщика 10 и ТРП 7 подается команда на взлет (начало движения их по ВПП 18).
При этом обеспечиваются уровни тяг двигателей самолета 10 и ТРП 7, исключающие провисание троса-фала 9 до недопустимого уровня.
При движении самолета 10 и ТРП 7 по ВПП 18 на самолеты 10 и снаряженную ракету-носитель 1 действуют подъемные силы, которые обеспечивают отрыв самолета 10 от ВПП 18 и снаряженной РН 1 от ТРП 7 при достижении заданной скорости движения (˜280-300 км/час).
При отрыве самолета 10 от ВПП 18 одновременно от ТРП 7 производится отделение снаряженной РН 1 по команде от системы управления РН 1 (ТРП 7) и начало полета самолета 10 в район пуска РН 1.
При этом в процессе полета самолета 10 с РН 1 до района пуска производится регулирование величин подъемной силы и лобового сопротивления крыла 3 путем отделения от него частей 15, 16, 17 по командам от системы управления РН1.
По прибытии самолета 10 в район пуска самолет 10 и снаряженная РН 1 занимают заданные расчетные положения в пространстве по высоте, направлению и скорости полета, угловым параметрам (крен, тангаж, курс), обеспечивающие запуск РН 1.
По команде от системы управления АРК на пуск РН 1 производятся подачи команд на запуск двигателя I ступени РН 1, отделение обтекателей 2, 5, 6 от корпуса РН 1, например, с помощью задействования пирозамков и детонирующих шнуров, размещенных на указанных отделяемых элементах (на чертеже не показано) для разрушения их силовых связей с РН 1.
После отделения от корпуса РН 1 всех смонтированных на ней вышеупомянутых частей и запуска двигателя I ступени производится ее полет по заданной программе и выведение космического аппарата на заданную орбиту.
Таким образом, представленный выше технический облик АРК с новыми отличительными признаками в сравнении с прототипом, в том числе позволяет:
- увеличить эффективность АРК, в том числе увеличить выводимые на орбиты массы КА или высоты их орбит, расширить районы пусков ракет относительно мест базирования АРК;
- повысить безопасность экипажа и самолета, надежность АРК;
- уменьшить технические и другие риски при создании АРК и его эксплуатации.
Предложенное в изобретении техническое решение открывает перспективное направление разработки АРК.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2006 |
|
RU2355602C2 |
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2006 |
|
RU2317921C1 |
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2006 |
|
RU2323856C2 |
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2006 |
|
RU2355601C2 |
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2005 |
|
RU2359870C2 |
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2006 |
|
RU2323855C2 |
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2009 |
|
RU2401777C1 |
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2005 |
|
RU2345927C2 |
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2005 |
|
RU2317923C2 |
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2005 |
|
RU2359881C2 |
Изобретение относится к области авиационно-космической техники и может быть использовано в авиационных ракетных комплексах космического назначения, преимущественно с тяжелыми баллистическими ракетами (массой более 100 тонн), оснащенными, например, жидкостными ракетными двигателями и запускаемыми в воздухе с целью выведения космических аппаратов на орбиты. Авиационный ракетный комплекс содержит самолет, ракету-носитель воздушного запуска, устройство сопряжения ракеты-носителя с самолетом, выполняющим функции буксировщика, системы, обеспечивающие их функционирование, и наземную транспортно-разгонную платформу, оснащенную двигателями для ее разгона. На корпусе ракеты-носителя дополнительно смонтированы обтекатель с установленным на нем крылом, а также носовой и хвостовой обтекатели. На хвостовом обтекателе установлены стабилизатор и вертикальное оперение. Обтекатели выполнены с возможностью их отделения от ракеты-носителя. Крыло ракеты-носителя выполнено с возможностью изменения площади после взлета самолета. Изменение площади крыла достигается за счет отдельно прикрепленных частей крыла, попарно равновеликих и симметрично расположенных относительно продольной оси крыла, соединенных между собой с возможностью отделения их, например, с использованием детонирующих удлиненных зарядов, размещенных по периметру профилей отделяемых несущих частей крыла. Данное техническое решение авиационного ракетного комплекса позволяет достичь увеличения дальности и высоты полета самолетов с буксируемой ракетой-носителем за счет уменьшения веса и лобового сопротивления ее крыла и, как следствие этого, увеличения выводимой на орбиту массы космических аппаратов. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
US 6029928 А, 29.02.2000 | |||
МНОГОРАЗОВЫЙ УСКОРИТЕЛЬ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ | 1999 |
|
RU2148536C1 |
СПОСОБ ВЗЛЕТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ДРУГОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ПОЛЕТЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 1996 |
|
RU2099250C1 |
СПОСОБ ВЫВОДА ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОГО САМОЛЕТА В КОСМОС И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2085449C1 |
JP 4103498 A, 06.04.1992 | |||
US 5088663 A, 18.02.1992. |
Авторы
Даты
2008-02-27—Публикация
2006-04-27—Подача