Изобретение относится к двигателестроению, в том числе к авиационным и стационарным двигателям ГТД.
Известна силовая установка по патенту РФ №2189477, которая содержит газотурбинный двигатель - ГТД, газовый тракт, соединяющий этот газотурбинный двигатель со свободной турбиной, и нагрузку в виде электрогенератора, вал которого подсоединен к валу свободной турбины через муфту.
Недостатком этой силовой установки является то, что она имеет низкий КПД около 20%, что почти в 2 раза меньше, чем у современных дизельных установок.
Известна силовая установка газотурбовоза по патенту РФ №2272916, которая содержит газотурбинный двигатель с турбиной и свободную турбину, за которой установлен регенеративный теплообменник, выход из которого соединен с газотурбинным двигателем, конкретно - с системой охлаждения турбины.
Недостатком этого двигателя является низкий КПД силовой установки.
Известен газотурбинный двигатель по патенту РФ №2252316 (прототип), который содержит турбокомпрессор, состоящий из компрессора, камеры сгорания и турбины, и не менее двух электрических машин (электрогенератор и электродвигатель) встроенных в турбокомпрессор. Система постоянных магнитов установлена на внутренней поверхности ротора турбокомпрессора, а статор электрической машины установлен на корпусе подшипниковой опоры, т.е. на малом диаметре.
Недостатки этого двигателя: очень маленькая мощность электрических машин, связанная с тем, что они размещены на малом диаметре и имеют по одной ступени. Кроме того, возникают проблемы с охлаждением обмоток статора, размещенных внутри двигателя. Эта конструкция применима для использования электрической машины в качестве стартера или в качестве вспомогательного электрогенератора для питания агрегатов газотурбинного двигателя и самолета.
Задачи создания изобретения: повышение КПД и мощности турбогенератора и машин, созданных на его базе, в том числе двигателей и силовых установок.
Решение указанных задач достигнуто за счет того, что турбогенератор, содержащий не менее одной электрической машины, встроенной в турбину, содержащую ротор, установленный внутри статора, имеющий не менее одного рабочего колеса с бандажными полками, отличается тем, что все рабочие колеса установлены в магнитных подшипниках, размещенных внутри статора над бандажными полками, в которые вставлены рабочие магниты, а в статор вставлены магниты подшипников и статорные обмотки. Для каждого рабочего колеса выполнено по два магнитных подшипника. Статорные обмотки выполнены охлаждаемыми.
Предложенное техническое решение обладает новизной, изобретательским уровнем и промышленной применимостью.
Сущность изобретения поясняется на фиг.1-3, где
на фиг.1 приведена схема турбогенератора,
на фиг.2 - схема расположения обмоток и магнитов,
на фиг.3 приведен вид А.
Предложенное техническое решение (фиг.1) содержит статор турбогенератора 1, внутри которого размещен ротор турбогенератора 2, имеющий не менее одного рабочего колеса турбины 3 с бандажными полками 4, в которые встроены рабочие магниты 5. В статор 2 встроены магниты подшипников 6 и статорные обмотки 7. Система охлаждения статорных обмоток содержит корпуса 8 и трубопроводы 9 подвода воздуха. В статор встроены сопловые аппараты турбины 10. Статорные обмотки 7 кабелями 11, имеющими коммутаторы 12, соединены с потребителями электроэнергии.
При работе рабочее тело: продукты сгорания или сжатый воздух или пар через сопловой аппарат турбины 10 поступает на рабочее колесо (рабочие колеса 3), приводит ротор турбины 2 в движение, в статорных обмотках 7 возбуждается ЭДС и ток по кабелям 11 поступает к потребителям.
Для охлаждения воздух или вода подаются по трубопроводу 9 в корпуса 8 и далее на сброс или циркуляцию.
Применение изобретения позволило
1. Упростить конструкцию турбогенератора, отказавшись от дисков, вала, опор, маслосистемы и т.д.
2. Повысить КПД турбогенератора.
3. Уменьшить вес и габариты в несколько раз.
4. Значительно повысить надежность и ресурс за счет отсутствия ненадежных деталей, узлов и систем.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТУРБОГЕНЕРАТОР | 2006 |
|
RU2323344C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2006 |
|
RU2322588C1 |
ТУРБОВИНТОВОЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2007 |
|
RU2359131C1 |
ТУРБОВИНТОВОЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2007 |
|
RU2359132C1 |
ВИНТОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2007 |
|
RU2358119C1 |
ТУРБОВИНТОВОЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2007 |
|
RU2359130C1 |
ВИНТОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2007 |
|
RU2379523C2 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2006 |
|
RU2325539C2 |
ТУРБОВИНТОВОЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2007 |
|
RU2358120C1 |
ВИНТОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2007 |
|
RU2359144C1 |
Изобретение относится к газотурбинным двигателям. Турбогенератор содержит не менее одной электрической машины, встроенной в турбину, содержащую ротор, установленный внутри статора, имеющий не менее одного рабочего колеса с бандажными полками. Все рабочие колеса установлены в магнитных подшипниках, размещенных внутри статора над бандажными полками, в которые вставлены рабочие магниты, а в статор вставлены магниты подшипников и статорные обмотки. Изобретение направлено на повышение КПД и надежности турбогенератора. Для каждого рабочего колеса выполнено по два магнитных подшипника. Статорные обмотки выполнены охлаждаемыми. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
US 5376827 А, 27.12.1994 | |||
US 5760515 А, 02.06.1998 | |||
US 4064403 А, 20.12.1977 | |||
US 4367413 А, 04.01.1983 | |||
Турбогенератор | 1981 |
|
SU1020592A1 |
Способ работы теплоэлектроцентрали | 1987 |
|
SU1483051A1 |
Авторы
Даты
2008-04-10—Публикация
2006-07-26—Подача