РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ Российский патент 2008 года по МПК F02K9/76 

Описание патента на изобретение RU2321762C1

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании ракетных двигателей на твердом топливе.

Решение задач по уменьшению габаритов, массовому совершенству, баллистической эффективности двигателей привело к необходимости разработки совмещенных (интегральных) схем двигательных установок, т.е. блока двигателей с общим днищем.

Из патентных источников известны двигательные установки, выполненные по интегральной схеме (см. патенты США 3362165, 3385063, 4104878 и др.).

Наиболее близкой по конструктивным признакам и решаемой задаче является двигательная установка, приведенная в книге «Конструкции ракетных двигателей на твердом топливе», под. ред. чл.-корр. РАН Л.Н.Лаврова, г.М.: Машиностроение, 1993 г., стр.60. Установка содержит двигатели предыдущей и последующей ступеней, камеры сгорания которых разделены общим днищем, сопло двигателя последующей ступени со стационарным раструбом, узел разделения ступеней.

Недостатки двигательной установки-прототипа связаны с ее конструктивной схемой, в которой не предусмотрено раздельное изготовление двигателей и их стыковка, а сопло двигателя последующей ступени полностью расположено в камере двигателя предыдущей ступени.

При такой схеме возникают большие сложности заполнения двигателей топливом, особенно полости между соплом двигателя последующей ступени и корпусом двигателя предыдущей ступени, раскрепления заряда от сопла и общего днища, контроля этих технологических операций. Кроме того, в этом случае исключается возможность автономной отработки двигателей на стенде.

Приведенные недостатки, естественно, ведут к снижению надежности конструкции. Кроме того, снаряженная топливом двигательная установка является весьма громоздкой (особенно для баллистических ракет), что создает значительные трудности при ее транспортировке.

Технической задачей изобретения является устранение указанных недостатков. Технический результат достигается тем, что в двигательной установке на твердом топливе, содержащей двигатели предыдущей и последующей ступеней с общим днищем, разделяющим их камеры сгорания, и закрепленным на днище соплом, узел разделения ступеней, раструб сопла двигателя последующей ступени выполнен в виде поворотных лепестков, а между общим днищем и торцом заряда двигателя предыдущей ступени образована кольцевая полость, в которой размещены развернутые к днищу лепестки раструба сопла и привод их раскрытия, при этом в зоне выхода кольцевой полости на цилиндрическую часть корпуса предыдущей ступени выполнены узлы стыковки и разделения ступеней.

Несложно показать существенность совокупности отличительных признаков предложенного технического решения.

Выполнение раструба сопла последующей ступени в виде поворотных лепестков позволяет формировать заряд предыдущей ступени в виде моноблока и таким образом обеспечивать максимальное заполнение двигателя предыдущей ступени топливом. Существенно упрощается технологическая схема формирования заряда, в которой исключается необходимость выполнения заряда из нескольких частей, что имеет место в известных аналогах.

Раздельное изготовление двигателей позволяет проводить их автономную отработку на стенде.

Размещение привода поворота лепестков сопла в застойной зоне между лепестками сопла и общим днищем также способствует повышению плотности компоновки установки, уменьшению ее габаритов.

На чертеже представлена конструкция двигательной установки, которая содержит двигатель 1 предыдущей ступени и двигатель 2 последующей ступени, разделенные общим днищем 3. Сопло двигателя последующей ступени имеет вдвинутую в камеру сгорания часть 4 и раструб, выполненный в виде поворотных лепестков 5, связанных с приводом 6 и опирающихся на общее днище 3. Камеры двигателей предыдущей и последующей ступеней заполнены зарядами 7 и 8 соответственно. Заряд 7 выполнен моноблочным и установлен с образованием между его торцом и общим днищем кольцевой полости А. На стенке корпуса двигателя предыдущей ступени в области расположения кольцевой полости А размещены узлы стыковки 9 и разделения 10 совмещенных двигателей. Привод 6 для установки лепестков 5 в рабочее положение размещен в полости между развернутыми и прилегающими к днищу лепестками раструба сопла и общим днищем (в застойной зоне). В этой же полости могут быть размещены кабели, бортовой источник питания и другие элементы электроавтоматики.

Особенности работы двигательной установки заключаются в следующем:

после сгорания заряда 7 подается команда на разделение ступеней и запуск двигателя последующей ступени, после чего лепестки 5 с помощью привода 6 приводятся в рабочее положение.

Таким образом, использование изобретения позволит повысить надежность конструкции, технологичность изготовления, упростить оснастку заполнения и отработку, транспортировку и сборку двигательной установки.

Похожие патенты RU2321762C1

название год авторы номер документа
РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ 2006
  • Макаревич Юрий Леонидович
  • Соколовский Михаил Иванович
  • Зарицкий Владимир Игнатьевич
RU2327051C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА С ПОВОРОТНЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ СОПЛОМ (ВАРИАНТЫ) 2010
  • Губертов Арнольд Михайлович
  • Миронов Вадим Всеволодович
  • Давыденко Николай Андреевич
  • Борисов Дмитрий Марианович
  • Ульянова Марина Викторовна
  • Дегтярев Сергей Антонович
RU2428579C1
СПОСОБ РАСШИРЕНИЯ ЗОНЫ ПРИМЕНИМОСТИ БИКАЛИБЕРНОЙ РАКЕТЫ И БИКАЛИБЕРНАЯ РАКЕТА, РЕАЛИЗУЮЩАЯ СПОСОБ 2013
  • Ветров Вячеслав Васильевич
  • Дикшев Алексей Игоревич
  • Костяной Евгений Михайлович
  • Образумов Владимир Иванович
  • Песин Анатолий Фридрихович
  • Голомидов Борис Александрович
  • Замарахин Василий Анатольевич
RU2538645C1
ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА 2000
RU2190115C2
ОТРАЖАТЕЛЬ ГАЗОВОГО ПОТОКА ПРОДУКТОВ СГОРАНИЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2017
  • Вериженко Артем Вадимович
  • Волчков Виктор Михайлович
  • Грибов Михаил Анатольевич
  • Докучаев Анатолий Федорович
  • Исаев Алексей Олегович
RU2715447C2
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ ЗЕНИТНАЯ РАКЕТА 2008
  • Болотин Николай Борисович
RU2380648C1
РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ 2013
  • Макаревич Юрий Леонидович
  • Соколовский Михаил Иванович
  • Шатров Владимир Борисович
  • Мозеров Борис Георгиевич
  • Зарицкий Владимир Игнатьевич
  • Митрофанов Николай Александрович
  • Кузьмин Александр Николаевич
RU2538154C1
Поворотное управляющее сопло с гибким раскладным насадком 2015
  • Снесарь Владимир Иванович
  • Брякова Раиса Ивановна
  • Терпогосова Белла Кареновна
  • Копытин Игорь Николаевич
  • Писарев Александр Юрьевич
RU2647022C1
Сопло ракетного двигателя 2016
  • Лянгузов Сергей Викторович
  • Ижуткина Алевтина Петровна
RU2620480C1
СОПЛО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ И МЕХАНИЗМ РАЗДВИЖКИ СОПЛА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Иоффе Ефим Исаакович
  • Лянгузов Сергей Викторович
  • Крылов Александр Дмитриевич
  • Ижуткина Алевтина Петровна
RU2542650C2

Реферат патента 2008 года РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании ракетных двигателей на твердом топливе. Ракетная двигательная установка на твердом топливе содержит двигатели предыдущей и последующей ступеней с общим днищем, разделяющим их камеры сгорания, и узлы стыковки и разделения ступеней. Раструб сопла двигателя последующей ступени выполнен в виде поворотных лепестков. Между общим днищем и торцом заряда предыдущей ступени образована кольцевая полость, в которой размещены развернутые к днищу лепестки раструба сопла и привод их раскрытия. Узлы стыковки и разделения ступеней расположены в зоне выхода кольцевой полости на цилиндрическую часть корпуса предыдущей ступени. Изобретение позволяет обеспечить максимальное заполнение топливом двигателя предыдущей ступени, а также повысить плотность компоновки ракетной двигательной установки и уменьшить ее габариты. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 321 762 C1

Ракетная двигательная установка на твердом топливе, содержащая двигатели предыдущей и последующей ступеней с общим днищем, разделяющим их камеры сгорания, узел разделения ступеней, отличающаяся тем, что раструб сопла двигателя последующей ступени выполнен в виде поворотных лепестков, а между общим днищем и торцом заряда предыдущей ступени образована кольцевая полость, в которой размещены развернутые к днищу лепестки раструба сопла и привод их раскрытия, при этом в зоне выхода кольцевой полости на цилиндрическую часть корпуса предыдущей ступени выполнены узлы стыковки и разделения ступеней.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2321762C1

US 3780968 А, 25.12.1973
US 4817377 A, 04.04.1989
US 4924775 A, 15.05.1990
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов 1921
  • Ланговой С.П.
  • Рейзнек А.Р.
SU7A1
US 4819426 А, 11.04.1989
US 3362165 A, 09.01.1968.

RU 2 321 762 C1

Авторы

Макаревич Юрий Леонидович

Лавров Лев Николаевич

Соколовский Михаил Иванович

Зарицкий Владимир Игнатьевич

Даты

2008-04-10Публикация

2006-09-25Подача