РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ Российский патент 2015 года по МПК F02K9/76 

Описание патента на изобретение RU2538154C1

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании твердотопливных двигательных установок для многоступенчатых баллистических ракет.

В настоящее время одним из приоритетных направлений совершенствования твердотопливных ракет является поиск конструктивно компоновочных схем ракет и двигателей, при которых обеспечивается максимально возможное заполнение ракеты топливом, высокая степень расширения сопел в заданных габаритах.

Отрабатывая это направление, и советские, и американские специалисты пришли к так называемой «интегральной схеме» компоновки двигателей, являющейся, по существу, компоновкой двигательной установки из двух двигателей, имеющих общее днище.

Наряду с очевидными достоинствами (уменьшение габаритов, максимально возможное заполнение топливом) схема содержит и ряд определенных недостатков, связанных с необходимостью решения целого ряда проблем в части воспламенения заряда двигателя последующей ступени, заполнения топливом, размещения и тепловой защиты рулевого привода и др.

Сложность решения этих проблем снижает надежность работы двигательной установки, выполненной по интегральной схеме компоновки двигателей.

Известна двигательная установка, в которой двигатели предыдущей и последующей ступени максимально приближены друг к другу (см. «Конструкции ракетных двигателей на твердом топливе» / Под общей редакцией чл.-корр. РАН, д.т.н., профессора Л.Н. Лаврова. М.: «Машиностроение», 1993, стр.56, рис.2.7.).

Недостаток конструктивно-компоновочной схемы двигательной установки заключается в неоптимальном использовании свободного объема межступенчатого отсека ракеты для заполнения топливом и размещения сопла с оптимальной степенью расширения. Эти недостатки снижают энергетическую эффективность двигательной установки и ракеты в целом. Технической задачей изобретения является устранение отмеченного недостатка.

Технический результат достигается тем, что в двигательной установке, содержащей двигатели предыдущей и последующей ступени, соединенные через межступенчатый отсек, образованный с помощью узлов стыка обоих двигателей, днище двигателя предыдущей ступени выполнено с профилем, эквидистантным профилю сопла последующей ступени, и размещено в нем с зазором, исключающим их соприкосновение при работе, а сопло двигателя последующей ступени выполнено с расширением, при котором срез сопла имеет диаметр меньше внутреннего диаметра отсека на величину зазора между ними, также исключающую их соприкосновение (контакт) при работе.

Отличительные признаки заявленного технического решения являются существенными, так как позволяют, по сравнению с прототипом, повысить энергетические характеристики двигательной установки, уменьшить ее габариты.

На чертеже представлена конструктивно-компоновочная схема двигательной установки, раскрывающая существо изобретения.

На схеме обозначены:

1 - двигатель предыдущей ступени;

2 - двигатель последующей ступени;

3 - сопло двигателя последующей ступени;

4 - переднее днище двигателя предыдущей ступени;

5 - узел разделения ступеней (стыковочные шпангоуты);

6 - автономные управляющие двигатели;

7 - межступенчатый отсек;

δ1 - зазор между соплом последующей ступени и передним днищем двигателя предыдущей ступени;

δ2 - зазор между срезом сопла последующей ступени и стенкой межступенчатого отсека;

А - межступенчатая полость для размещения рулевого привода органа управления двигателя последующей ступени или автономных управляющих двигателей.

Особенности работы двигательной установки.

В процессе работы двигателя 1 предыдущей ступени переднее 4 днище под внутренним давлением надувается и приближается к соплу 3 двигателя 2 последующей ступени. Зазор δ1 выбирается с учетом деформации днища, что позволяет исключить их контакт.

Величина зазора δ2 также исключает контакт выходного торца сопла 3 со стенкой межступенчатого отсека 7 в случае деформации последней. По окончанию работы двигателя предыдущей ступени по команде системы управления происходит разъединение стыковочных шпангоутов 5, отработавший двигатель предыдущей ступени отводится, например, с помощью импульсных двигателей, а межступенчатый отсек путем программированной рубки сбрасывается.

Таким образом, использование изобретения позволит повысить энергетические и баллистические характеристики ракетной двигательной установки.

Похожие патенты RU2538154C1

название год авторы номер документа
РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ 2006
  • Макаревич Юрий Леонидович
  • Соколовский Михаил Иванович
  • Зарицкий Владимир Игнатьевич
RU2327051C1
СПОСОБ ГОРЯЧЕГО РАЗДЕЛЕНИЯ СТУПЕНЕЙ ТВЕРДОТОПЛИВНОЙ РАКЕТЫ МОРСКОГО БАЗИРОВАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2001
  • Коротовский Д.В.
  • Марусик А.Ф.
RU2221214C2
Многоступенчатая ракета и головной способ отделения отработанных частей 2017
  • Степанян Ревик Артурович
RU2693093C2
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВОДОРОДНО-КИСЛОРОДНЫЙ РАКЕТНЫЙ МОДУЛЬ 2015
  • Ахметов Равиль Нургалиевич
  • Драчев Владимир Петрович
  • Малов Антон Викторович
  • Маркин Александр Александрович
  • Москвин Сергей Викторович
  • Петренко Станислав Александрович
  • Плужнов Александр Юрьевич
  • Прокофьев Владимир Васильевич
  • Солунин Владимир Сергеевич
RU2585210C1
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОСМИЧЕСКАЯ РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ 2005
  • Соломонов Ю.С.
  • Дорофеев А.А.
  • Сухадольский А.П.
  • Гребенкин В.И.
  • Охотников Н.Н.
  • Полунин В.Д.
  • Андрюшин В.И.
  • Французов В.А.
RU2265560C1
СПОСОБ ПЕРЕОБОРУДОВАНИЯ БОЕВЫХ ТВЕРДОТОПЛИВНЫХ РАКЕТ В ТВЕРДОТОПЛИВНУЮ РАКЕТУ КОСМИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ И РАКЕТА КОСМИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ 1998
  • Соломонов Ю.С.
  • Сухадольский А.П.
  • Зинченко С.М.
  • Васильев Ю.С.
  • Пилипенко П.Б.
  • Французов В.А.
  • Андрюшин В.И.
RU2142898C1
ТВЕРДОТОПЛИВНАЯ РАЗГОННАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА 2000
  • Соколовский М.И.
  • Зыков Г.А.
  • Иоффе Е.И.
  • Лянгузов С.В.
  • Огнев С.В.
  • Леонов А.Г.
  • Минасбеков Д.А.
RU2175726C1
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ РАКЕТА 1994
  • Бахмутов Аркадий Алексеевич
  • Клепиков Игорь Алексеевич
  • Прищепа Владимир Иосифович
RU2088787C1
РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ 2006
  • Макаревич Юрий Леонидович
  • Лавров Лев Николаевич
  • Соколовский Михаил Иванович
  • Зарицкий Владимир Игнатьевич
RU2321762C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ НА СЫПУЧЕМ ТОПЛИВЕ 2019
  • Горшков Александр Александрович
RU2781320C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 538 154 C1

Реферат патента 2015 года РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании твердотопливных двигательных установок для многоступенчатых баллистических ракет. Ракетная двигательная установка содержит двигатели предыдущей и последующей ступени, соединенные через межступенчатый отсек, образованный с помощью узлов стыка двигателей. Днище двигателя предыдущей ступени выполнено с профилем, эквидистантным профилю сопла последующей ступени, и размещено в нем с зазором, исключающим их контакт при работе. Сопло двигателя последующей ступени выполнено с расширением, при котором срез сопла имеет диаметр меньше внутреннего диаметра межступенчатого отсека на величину зазора между ними, исключающего их контакт при работе. Изобретение позволяет снизить габариты двигательной установки и повысить ее энергетические характеристики. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 538 154 C1

Ракетная двигательная установка на твердом топливе, содержащая двигатели предыдущей и последующей ступени, соединенные через межступенчатый отсек, образованный с помощью узлов стыка двигателей, отличающаяся тем, что в ней днище двигателя предыдущей ступени выполнено с профилем, эквидистантным профилю сопла последующей ступени, и размещено в нем с зазором, исключающим их контакт при работе, а сопло двигателя последующей ступени выполнено с расширением, при котором срез сопла имеет диаметр меньше внутреннего диаметра межступенчатого отсека на величину зазора между ними, также исключающего их контакт при работе.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2538154C1

Конструкции ракетных двигателей на твердом топливе, под ред
Л.Н.Лаврова, Москва, "Машиностроение", 1993, стр
Приспособление для разматывания лент с семенами при укладке их в почву 1922
  • Киселев Ф.И.
SU56A1
US 3780968 A, 25.12.1973
US 3362165 A, 09.01.1968
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ ЛЬДОГЕНЕРАТОРА ЛЕДЯНОЙ КРОШКИ 2012
  • Уолкер Даррел Джей
  • Браун Джеймс Уоллэйс
  • Крчмар Тревис Джеймс
RU2574480C1
ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА 2010
  • Иоффе Ефим Исаакович
  • Лянгузов Сергей Викторович
  • Налобин Михаил Алексеевич
  • Сметанин Алексей Петрович
RU2428580C1
US 3301184 A, 31.01.1967

RU 2 538 154 C1

Авторы

Макаревич Юрий Леонидович

Соколовский Михаил Иванович

Шатров Владимир Борисович

Мозеров Борис Георгиевич

Зарицкий Владимир Игнатьевич

Митрофанов Николай Александрович

Кузьмин Александр Николаевич

Даты

2015-01-10Публикация

2013-11-08Подача