Изобретение относится к средствам для повышения безопасности полетов гражданских самолетов и, в частности, для пресечения действий по захвату самолетов.
Известно устройство для обезвреживания террористов в гражданских самолетах, содержащее расположенные под полом фюзеляжа испарители с алюминиевыми корпусами и нагревательными элементами под ними, ампулы с анестетиком, характеризующиеся способностью разрушения при подаче напряжения и попадания анестетика на горячий корпус с образованием наркотической смеси при смешивании с воздухом в фюзеляже, а также две пулегазонепроницаемые стенки и двери со стороны кабины летчиков /см. патент РФ на изобретение №2224691, кл. B64D 45/00, G08B 15/02, 2002 [1]/.
Недостатками известного устройства являются значительные усложнения конструкции салона для обеспечения пулегазонепроницаемости кабины, опасность воздействия на пассажиров, особенно на детей и стариков, образующейся наркотической смеси.
Известны также устройство для предотвращения захвата самолета или террористического акта на нем и система безопасности самолета, содержащее установленную в салоне самолета видеокамеру для обнаружения источника опасности и по меньшей мере одну единицу дистанционно-управляемого стрелкового оружия, оснащенного видеокамерой, прицелом, дисплеем, пультом управления стрельбой, а также видеокамеру общего обзора и лазерный целеуказатель /см. патент РФ на изобретение №2269817, кл. G08В 15/00, 2004 [2]/.
Недостатками данного устройства являются значительные сложность и стоимость, опасность разгерметизации салона при стрельбе и поражения пассажиров.
Наиболее близким устройством того же назначения к заявленному изобретению по совокупности признаков является устройство для защиты воздушного судна от террористов, включающее пассажирские кресла с установленными в них баллонами с нейтрализующим газом, видеокамеры общего обзора салона и вспомогательных помещений, и пульт управления вентиляцией салона и баллонами с газом, расположенный в кабине пилотов /см. патент РФ на изобретение №2002309, кл. G08В 15/00, В64D 13/00, 1991 [3]/, и принятое за прототип.
Недостатком известного устройства-прототипа является опасность воздействия на пассажиров, особенно на детей и стариков, а также на пилотов при нарушении герметичности кабины, нейтрализующего газа наркотического действия, то есть низкая безопасность полетов.
Сущность изобретения заключается в создании сравнительно простого, надежного и недорогого устройства для обезвреживания террористов, полностью исключающего как опасность для пассажиров и пилотов, так и непосредственно для живучести самолета, и предусматривающего обнаружение предполагаемых террористов, их последующую жесткую фиксацию непосредственно в пассажирском кресле путем захвата с помощью поворотных подлокотников, а в случае предпринятия ими попыток активных действий по освобождению и т.п. - их физическое обезвреживание путем резкого увеличения усилия сжатия подлокотников.
Технический результат - повышение безопасности полетов в гражданских самолетах.
Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном устройстве для предотвращения захвата гражданского самолета, размещенном на креслах, установленных в салоне самолета, снабженном видеокамерой общего обзора салона, особенность заключается в том, что в каждом из кресел подлокотники выполненным в их центральной части отверстием свободно насажены на штырь с возможностью вращения в горизонтальной плоскости при исключении осевых смещений и упругой фиксации подлокотников вдоль горизонтальных ребер боковин, при этом к обращенным к спинкам концам подлокотников шарнирно прикреплены одним из концов по цилиндрическому постоянному магниту с осевым направлением намагниченности, свободные концы которых, имеющие разноименные полюса, введены с противоположных сторон в осевое отверстие установленного на задней стороне спинки электромагнита и упруго соединены витой цилиндрической пружиной, причем обмотка электромагнита подключена с заданной полярностью к соответствующим данному креслу контактам пульта в кабине пилотов с указанием номера кресла, соединенным с источником постоянного напряжения с регулируемой амплитудой.
На чертежах схематично показано одно из пассажирских кресел с предлагаемым устройством в исходном состоянии /до включения электромагнита/ со схемой его подключения к пульту: на фиг.1 - вид сбоку; на фиг.2 - вид сверху /пунктиром показано положение подлокотников после включения электромагнита/.
Устройство для предотвращения захвата гражданского самолета, размещенное на пассажирских креслах, установленных в салоне самолета, снабженном видеокамерой общего обзора салона /камера не показана/, при этом каждое из кресел в свою очередь содержит сиденье 1, спинку 2 и боковины 3 с подлокотниками 4, которые выполненным в их центральной части ступенчатым отверстием 5 свободно насажены на жестко закрепленный в боковине 3 вертикальный штырь 6 с возможностью вращения в горизонтальной плоскости при исключении осевых смещений и упругой фиксации подлокотников 4 вдоль горизонтальных ребер боковин 3. Штырь 6 представляет собой болт 7, ввернутый в резьбовое отверстие 8 в боковине 3 и законтренный. При этом к обращенным к спинке 2 концам подлокотников 4 шарнирно прикреплены одним из концов по цилиндрическому постоянному магниту 9 с осевым направлением намагниченности, свободные концы которых, имеющие разноименные полюса, введены с противоположных сторон в осевое отверстие 10 установленного на задней стороне спинки 2 электромагнита 11, и упруго соединены витой цилиндрической пружиной 12. Шарнирное крепление постоянных магнитов 9 к подлокотникам 4 осуществлено с помощью осей 13, прикрепленных снизу к подлокотникам 4 вблизи их задних концов и свободно введенных в сквозные радиальные отверстия 14 в магнитах 9 с фиксацией от выпадания, а пружина 12, притягивая магниты 9 друг к другу, обеспечивает в исходном состоянии прижатие задних концов подлокотников 4 к бокам спинки 2, или, как было указано выше, установку подлокотников 4 в исходном состоянии вдоль горизонтальных ребер боковин 3. При этом обмотка 15 электромагнита 11 подключена с заданной полярностью к соответствующим данному креслу контактам 16 специального пульта в кабине пилотов с указанием номера кресла, соединенным с источником 17 постоянного электрического напряжения с регулируемой с помощью резистора 18 амплитудой. Полярность подключения обмотки 15 к контактам 16 выбрана такой, чтобы полюс N правого на фиг.2 постоянного магнита 14 находился с конца обмотки 15 с полярностью "+", a полюс S левого магнита - с конца обмотки 15 со знаком "-". При таком подключении оба постоянных магнита 14 при включении обмотки 15 будут выталкиваться из нее наружу под действием электромагнитных сил.
Работа предлагаемого устройства осуществляется следующим образом.
С помощью расположенной в салоне видеокамеры общего обзора пилоты, находясь в кабине, обнаруживают пассажира, предположительно представляющего опасность с точки зрения террористического захвата самолета, и принимают меры к его изоляции. Для этого на специальном пульте, находящемся здесь же в кабине пилотов, нажимается кнопка /замыкается ключ К/ с номером, соответствующим номеру кресла данного пассажира, при этом постоянный электрический сигнал с указанной выше полярностью подается с контактов 16 в обмотку 15 электромагнита 11. Амплитуда данного сигнала выбирается достаточной для того, чтобы постоянные магниты 14, преодолев исходное, притягивающее их усилие пружины 12, не только вышли наружу из осевого отверстия 10 электромагнита 11 в противоположные стороны и развернули при этом подлокотники 4 в положение, показанное пунктиром на фиг.2, но и последние зажали бы своими передними концами пассажира с гарантированной величиной усилия, обеспечивающего надежную жесткую фиксацию пассажира в кресле при невозможности его попыток освободиться путем расжатия подлокотников 4 и т.п. В случае, если после такой фиксации пассажир предпринимает активные действия по своему освобождению, извлечению посторонних предметов и т.п., экипаж принимает дальнейшие меры, направленные на физическое обезвреживание пассажира. Для этого вращением регулятора /потенциометра 18/, находящегося здесь же на пульте управления рядом с кнопкой под тем же номером, то есть уменьшением сопротивления цепи обмотки возбуждения 15, плавно увеличивают величину тока в обмотке 15, и, соответственно, величину тягового усилия электромагнита 11 и силы сжатия пассажира подлокотниками 4, за счет чего происходит физическое обезвреживание последнего, нарушение возможности дыхания, сильный болевой шок и т.п.
Предлагаемое устройство, отличаясь простотой, дешевизной, надежностью, позволяет повысить безопасность полетов на гражданских самолетах. Не создавая опасности для пассажиров и экипажа, а также живучести всего самолета, оно позволяет лишить представляющего опасность пассажира свободы движений жесткой фиксацией его непосредственно в пассажирском кресле, а в случае предпринятия им дальнейших попыток активных действий - физически его обезвредить путем воздействия в том же кресле на пассажира значительных по величине сжимающих усилий.
Изобретение относится к средствам для повышения безопасности полетов гражданских самолетов, в частности для пресечения действий по захвату самолета. Устройство для предотвращения захвата гражданского самолета размещено на креслах, установленных в салоне самолета. Салон самолета снабжен видеокамерой общего обзора. В каждом из кресел подлокотники с выполненным в их центральной части отверстием свободно насажены на штырь с возможностью вращения в горизонтальной плоскости при исключении осевых смещений и упругой фиксации подлокотников вдоль горизонтальных ребер боковин. К обращенным к спинкам концам подлокотников шарнирно прикреплены одним из концов цилиндрические постоянные магниты с осевым направлением намагниченности, свободные концы которых, имеющие разноименные полюса, введены с противоположных сторон в осевое отверстие установленного на задней стороне спинки электромагнита и упруго соединены витой цилиндрической пружиной. Обмотка электромагнита подключена с заданной полярностью к соответствующим данному креслу контактам пульта в кабине пилотов с указанием номера кресла, соединенным с источником постоянного напряжения с регулируемой амплитудой. Данное техническое решение позволяет повысить безопасность полетов на гражданских самолетах. 2 ил.
Устройство для предотвращения захвата гражданского самолета, размещенное на креслах, установленных в салоне самолета, снабженном видеокамерой общего обзора салона, отличающееся тем, что в обеих боковинах каждого кресла, изготовленного из изоляционного материала, над бедрами пассажира выполнены полости, при этом в полости одной боковины размещен отрезок гибкого стального троса заданной длины, один конец которого жестко закреплен внутри полости и соединен с контактным наконечником, а другой конец с прикрепленным к нему ферромагнитным токопроводящим элементом свободно выведен внутрь кресла через отверстие в боковине, напротив ферромагнитного элемента жестко установлены в полости другой боковины электромагнит, а на обращенной к сиденью стороне данной боковины установлена контактная пластина, соединенная с другим контактным наконечником, при этом оба контактных наконечника подключены к одной, а обмотка возбуждения электромагнита подключена к другой паре контактов, соответствующих данному креслу, установленных рядом на специальном пульте в кабине пилотов с указанием номера кресла, и соединенных соответственно с источниками изменяемого и заданного электрических сигналов.
RU 2002309 C1, 30.10.1993 | |||
ПАССАЖИРСКОЕ КРЕСЛО | 2001 |
|
RU2213679C2 |
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАХВАТА САМОЛЕТА ИЛИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА НА НЕМ И СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ САМОЛЕТА | 2004 |
|
RU2269817C1 |
DE 3736744 A1, 11.05.1989 | |||
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ ТЕРРОРИСТОВ В ГРАЖДАНСКИХ САМОЛЕТАХ | 2002 |
|
RU2224691C2 |
Авторы
Даты
2008-04-27—Публикация
2006-10-20—Подача