СТОПОР ВАЛА С ЗАМКОВЫМ МЕХАНИЗМОМ Российский патент 2008 года по МПК B60R25/02 E05B27/10 E05B65/00 

Описание патента на изобретение RU2324610C2

Изобретение относится к стопорам вала и может быть использовано в транспортных средствах как противоугонное устройство и в качестве замка для защиты помещений.

Известен блокиратор вала рулевого колеса по патенту РФ №2228863 (опубл. 20.05.2004), состоящий из цилиндра, охватывающего вал, ось которого перпендикулярна продольной оси вала, стопора, устанавливаемого в паз цилиндра и зафиксированного замковым механизмом с ключом для отпирания этого механизма. Стопор состоит из трех частей: корпуса, барабана и захвата, и корпус и барабан снабжены штифтами, расположенными соосно по окружности вдоль оси, штифты барабана подпружинены с образованием замкового механизма, барабан установлен в корпусе с возможностью поворота вокруг своей оси, захват же жестко установлен в корпусе, и в нем и в барабане выполнены вырезы под рулевой вал. Данный блокиратор вала рулевого колеса наиболее близок к предлагаемому стопору вала с замковым механизмом.

Недостатком вышеописанного изобретения является то, что подпружиненные запирающие штифты позволяют воздействовать на них отмычками и находить их кодовое положение, так как пружина совместно с отмычкой дает возможность перемещать штифт в противоположные стороны с целью разблокировки секретного механизма.

Известен стопор вала с замковым механизмом по заявке РФ №2004128065/11(030394), снабженный ключом, выполненным в виде пластины с углублениями, для отпирания этого механизма. Стопор вала состоит из корпуса, барабана и захвата. Корпус и барабан снабжены штифтами, расположенными соосно по окружности вдоль оси. Штифты барабана подпружинены с образованием замкового механизма. Барабан установлен в корпусе с возможностью поворота вокруг своей оси, захват жестко установлен в корпусе, в захвате и в барабане выполнены вырезы под вал. В барабане выполнено центральное цилиндрическое отверстие, в которое установлен подпружиненный ступенчатый поршень, взаимодействующий со штифтами торцевой и цилиндрической частями. Каждый штифт состоит не менее чем из трех частей: одна часть - ступенчатая, взаимодействующая с ключом, другая - составная из цилиндра и стержня с возможностью фиксированного изменения длины, а последняя - взаимодействующая с поршнем. Данный стопор вала с замковым механизмом наиболее близок к предлагаемому.

В отличие от аналога выполнение в барабане центрального цилиндрического отверстия, в которое установлен подпружиненный ступенчатый поршень, взаимодействующий со штифтами торцевой и цилиндрической частями, позволяет значительно повысить стойкость замкового механизма стопора вала к криминальному взлому. При воздействии на отдельный передний ступенчатый штифт отмычкой усилие будет передаваться через последующие два штифта на поршень. Поршень от этого воздействия и усилия пружины начнет поворачиваться в плоскости, проходящей через ось его вращения, в результате чего его цилиндрическая часть начнет зажимать последнюю часть штифта. Произойдет фиксация перемещения всех трех частей штифтов, находящихся в отверстии. Причем, чем сильнее усилие, тем сильнее фиксация. При прекращении воздействия под действием пружины штифты возвращаются в исходное положение. Если усилия пружины оказалось недостаточно, то разблокировка происходит при вводе ключа, который воздействует сразу как минимум на два или три передних ступенчатых штифта. При таком воздействии поршень расклинивается.

Однако описанная конструкция все же оставляет возможность открыть замок путем воздействия на штифты отмычками.

Предлагаемым изобретением решается задача исключения возможности несанкционированного разблокирования стопора вала.

Для достижения этого технического результата в стопоре вала с замковым механизмом, снабженном ключом для отпирания этого механизма и состоящим из корпуса, барабана и захвата, где корпус и барабан снабжены штифтами, расположенными соосно по окружности вдоль оси с образованием замкового механизма, а барабан установлен в корпус с возможностью поворота вокруг своей оси, захват жестко установлен в корпус, в захвате и в барабане имеются вырезы под блокируемый вал, в барабане есть центральное цилиндрическое отверстие, в которое установлен подпружиненный ступенчатый поршень, взаимодействующий со штифтами торцевой и цилиндрической частями, причем каждый штифт состоит не менее чем из трех частей: одна часть ступенчатая, взаимодействующая с ключом, другая - составная из цилиндра и стержня с возможностью фиксированного изменения длины, последняя часть штифтов выполнена ступенчатой, кроме одного штифта, который выполнен цилиндрическим, и ступенчатые штифты установлены меньшим диаметром в барабан, а большим в корпус, причем часть ступенчатого штифта с меньшим диаметром штифтов находится и в корпусе, и в барабане.

Отличительными признаками предлагаемого стопора вала от указанного выше является то, что последняя часть штифтов выполнена ступенчатой, кроме одного штифта, который выполнен цилиндрическим, и ступенчатые штифты установлены меньшим диаметром в барабан, а большим в корпус, причем часть ступенчатого штифта с меньшим диаметром штифтов находится и в корпусе, и в барабане.

Наличие цилиндрического штифта практически устраняет люфт корпуса относительно барабана. Кроме того, он первый воспринимает нагрузки при грубом воздействии на корпус, задние ступенчатые штифты исключают возможность переместить их в кодовое положение отмычкой. Рассмотрим этот эффект подробнее. Для перемещения любого штифта в кодовое положение необходимо:

1. Создать крутящий момент.

2. При создании крутящего момента на корпус из всех штифтов только цилиндрический штифт зажмется между корпусом и барабаном. Другие - ступенчатые штифты имеют меньше диаметр.

3. Необходимо воздействовать отмычкой на тот штифт, который зажат. Именно его перемещение, если это позволит поршень (не будет заклинивания, как описывалось выше) даст возможность разблокировать его. Даже если это произойдет, то, переместившись в плоскость контакта барабана и корпуса, он уже не будет их удерживать от поворота. Корпус повернется относительно барабана до упора в малый диаметр одного из ступенчатых штифтов. Таким образом, цилиндрический штифт будет разблокирован, а один из ступенчатых штифтов зажат между корпусом и барабаном.

4. Необходимо воздействовать отмычкой на тот штифт, который зажат. Именно его перемещение даст возможность разблокировать его, но перемещение этого ступенчатого штифта практически невозможно, последний остановится из-за заклинивания поршнем или дойдя до упора в торец барабана (фиг.4). Переместить его в кодовое положение невозможно. При ослаблении крутящего момента на корпус цилиндрический штифт вернется в исходное положение или сдвинется до него, частично под воздействием подпружиненного поршня, т.е. произойдет запирание.

Предлагаемый стопор вала с замковым механизмом иллюстрируется чертежами, представленными на фиг.1-4.

На фиг.1 показан вид стопора спереди;

на фиг.2 - общий вид стопора в разрезе А-А;

на фиг.3 - общий вид стопора в изометрии;

на фиг.4 - ступенчатый штифт крупным планом, вид В.

Стопор вала с замковым механизмом снабжен ключом 1, выполненным в виде цилиндра с углублениями, для отпирания этого механизма. Он состоит из корпуса 2, барабана 3 и захвата 4. Корпус 2 и барабан 3 снабжены штифтами 5, 6-7, 8, 9, расположенными соосно по окружности вдоль оси корпуса. Штифты 8, 9 барабана 3 подпружинены с образованием замкового механизма. Барабан 3 установлен в корпусе 2 с возможностью поворота вокруг своей оси, захват 4 жестко установлен в корпусе, и в захвате и в барабане выполнены вырезы под вал 10. В барабане 3 выполнено центральное цилиндрическое отверстие, в которое установлен ступенчатый поршень 11 с пружиной 12, взаимодействующий со штифтами 8, 9 торцевой и цилиндрической частями. В каждом отверстии барабана 3 и корпуса 2 находится три штифта: передний ступенчатый 5, средний регулируемый 6-7 и задний ступенчатый 8. Один из задних штифтов 9 - цилиндрический. Передние ступенчатые штифты 5 взаимодействуют с ключом 1. Регулируемые штифты 6-7 взаимодействуют с передними ступенчатыми 5 и задними ступенчатыми 8 или цилиндрическим 9 штифтами. Ступенчатые задние штифты 8 установлены в барабан 3 меньшим диаметром d1, а в корпус 2 большим d2, причем, как видно из фиг.3, часть ступенчатого штифта 8, имеющая меньший диаметр d1, находится и в корпусе 2 и в барабане 3.

Захват 4 имеет такой вырез, который позволяет корпусу 2, будучи установленным на вал 10, вместе с захватом 4 поворачиваться вокруг своей оси при разблокировке ключом 1 корпуса 2 относительно барабана 3 на тридцать градусов вправо или влево.

Стопор вала с замковым механизмом работает следующим образом. Стопор находится в состоянии "открыто", это значит, что вырез барабана 3 совмещен с вырезом захвата 4 так, что стопор может свободно одеваться на вал 10 и сниматься с него. В открытом состоянии стопор одевается на вал 10 и поворачивается рукой до упора захвата 4 в вал 10. Это приводит к совмещению соосных отверстий со штифтами 5, 6-7 корпуса 2 и штифтами 8, 9 барабана 3, штифты 8, 9 под действием подпружиненного ступенчатого поршня 11 перемещаются до упора, фиксируя при этом стопор в положение "закрыто". Установка стопора вала с замковым механизмом завершена. В таком положении стопор надежно зафиксирован на валу 10.

Разблокировка стопора вала с замковым механизмом производится в обратном порядке. Ключ 1 вводится на торцевую часть корпуса 2, отжимает передние ступенчатые штифты 5, при этом штифты 6-7 перемещаются в плоскость разъема между корпусом 2 и барабаном 3. После этого корпус 2 поворачивается рукой относительно барабана 3 до упора захвата 4 в вал 10. Далее ключ 1 снимается с торцевой части корпуса 2 и убирается. При дальнейших установках стопора с замковым механизмом на вал 10 ключ 1 не требуется, он необходим лишь при разблокировке стопора.

Технический эффект от применения предлагаемого стопора вала с замковым механизмом заключается в абсолютно эффективной системе защиты замкового механизма от криминального вскрытия по сравнению с аналогичными устройствами.

Наличие ступенчатых задних штифтов и одного цилиндрического практически исключают возможность криминального вскрытия замка.

Похожие патенты RU2324610C2

название год авторы номер документа
СТОПОР ВАЛА С ЗАМКОВЫМ МЕХАНИЗМОМ 2004
  • Шлеппер Григорий Яковлевич
  • Шлеппер Елена Валентиновна
RU2281213C2
ЗАМОК 2008
  • Шлеппер Григорий Яковлевич
  • Шлеппер Елена Валентиновна
  • Шарипов Александр Авхадеевич
  • Шарипова Ольга Евгеньевна
RU2393100C2
ЗАМОК 2013
  • Шлеппер Григорий Яковлевич
RU2514861C1
СТОПОР ВАЛА С ЗАМКОВЫМ МЕХАНИЗМОМ 2008
  • Шлеппер Григорий Яковлевич
  • Шлеппер Елена Валентиновна
  • Шарипов Александр Авхадеевич
  • Шарипова Ольга Евгеньевна
RU2371335C1
ЗАМОК С ИЗМЕНЯЮЩИМСЯ КОДОМ 2008
  • Шлеппер Григорий Яковлевич
  • Шлеппер Елена Валентиновна
  • Шарипов Александр Авхадеевич
  • Шарипова Ольга Евгеньевна
RU2392404C2
ЗАМОК 2013
  • Шлеппер Григорий Яковлевич
RU2526210C1
ЗАМКОВЫЙ МЕХАНИЗМ 2014
  • Шлеппер Григорий Яковлевич
RU2549048C1
ЗАМОК ДЛЯ ЗАПИРАНИЯ И ОДНОВРЕМЕННОГО ПЛОМБИРОВАНИЯ 2009
  • Шлеппер Григорий Яковлевич
  • Шлеппер Елена Валентиновна
  • Шарипов Александр Авхадеевич
  • Шарипова Ольга Евгеньевна
RU2415241C1
ЗАМОК ДВЕРНОЙ 2015
  • Шлеппер Григорий Яковлевич
RU2618182C1
ЗАМОК С ИЗМЕНЯЮЩИМСЯ КОДОМ 2009
  • Шлеппер Григорий Яковлевич
  • Шарипов Александр Авхадеевич
  • Власов Андрей Михайлович
RU2439267C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 324 610 C2

Реферат патента 2008 года СТОПОР ВАЛА С ЗАМКОВЫМ МЕХАНИЗМОМ

Изобретение относится к стопорам вала и может быть использовано в транспортных средствах как противоугонное устройство и в качестве замка для защиты помещений. Стопор вала снабжен ключом для отпирания замкового механизма и состоит из корпуса, барабана и захвата. Корпус и барабан снабжены штифтами, расположенными соосно по окружности вдоль оси с образованием замкового механизма. Барабан установлен в корпусе с возможностью поворота вокруг своей оси. Захват жестко установлен в корпусе. В захвате и в барабане выполнены вырезы под блокируемый вал. В барабане выполнено центральное цилиндрическое отверстие, в которое установлен подпружиненный ступенчатый поршень, взаимодействующий со штифтами торцевой и цилиндрической частей. Каждый штифт состоит не менее чем из трех частей. Одна часть ступенчатая, взаимодействующая с ключом, другая - составная из цилиндра и стержня с возможностью фиксированного изменения длины, а последняя - цилиндрическая, взаимодействующая с поршнем. Последняя часть штифтов выполнена ступенчатой, кроме одного штифта, который выполнен цилиндрическим. Ступенчатые штифты установлены меньшим диаметром в барабан, а большим в корпус. При этом часть ступенчатого штифта с меньшим диаметром штифтов находится и в корпусе, и в барабане. Достигается исключение возможности несанкционированного разблокирования стопора вала. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 324 610 C2

Стопор вала с замковым механизмом, снабженный ключом для отпирания этого механизма и состоящий из корпуса, барабана и захвата, корпус и барабан снабжены штифтами, расположенными соосно по окружности вдоль оси с образованием замкового механизма, причем барабан установлен в корпусе с возможностью поворота вокруг своей оси, захват жестко установлен в корпусе, в захвате и в барабане выполнены вырезы под блокируемый вал, в барабане выполнено центральное цилиндрическое отверстие, в которое установлен подпружиненный ступенчатый поршень, взаимодействующий со штифтами торцевой и цилиндрической частей, причем каждый штифт состоит не менее чем из трех частей: одна часть ступенчатая, взаимодействующая с ключом, другая - составная из цилиндра и стержня с возможностью фиксированного изменения длины, а последняя цилиндрическая, взаимодействующая с поршнем, отличающийся тем, что последняя часть штифтов выполнена ступенчатой, кроме одного штифта, который выполнен цилиндрическим, и ступенчатые штифты установлены меньшим диаметром в барабан, а большим в корпус, причем часть ступенчатого штифта с меньшим диаметром штифтов находится и в корпусе, и в барабане.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2324610C2

RU 2004128065 А, 27.02.2006
БЛОКИРАТОР ВАЛА РУЛЕВОГО КОЛЕСА 2002
  • Шлеппер Г.Я.
  • Воронков Д.Г.
RU2228863C2
Приспособление для улавливания концов жгутов ткани при крашении на барках 1933
  • Аграчев И.И.
SU37680A1
EP 1426254 A1, 09.06.2004
EP 1236626 A2, 04.09.2002.

RU 2 324 610 C2

Авторы

Шлеппер Григорий Яковлевич

Шлеппер Елена Валентиновна

Даты

2008-05-20Публикация

2006-03-24Подача