Изобретение относится к замкам для защиты помещений и может быть использовано в транспортных средствах как противоугонное устройство в качестве стопора вала.
Известен блокиратор вала рулевого колеса по патенту РФ №2228863 (опубл. 20.05.2004), состоящий из цилиндра, охватывающего вал, ось которого перпендикулярна продольной оси вала, стопора, устанавливаемого в паз цилиндра и зафиксированного замковым механизмом с ключом для отпирания этого механизма. Стопор состоит из трех частей: корпуса, барабана и захвата, и корпус, и барабан снабжены штифтами, расположенными соосно по окружности вдоль оси, захват же жестко установлен в корпусе, и в нем и в барабане выполнены вырезы под рулевой вал.
Недостатком вышеописанного изобретения является то, что подпружиненные запирающие штифты позволяют воздействовать на них отмычками и находить их кодовое положение, так как пружина совместно с отмычкой дает возможность перемещать штифт в противоположные стороны с целью разблокировки секретного механизма.
Известен стопор вала с замковым механизмом по патенту РФ №2281213 (опубл. 10.08.2006), снабженный ключом, выполненным в виде пластины с углублениями, для отпирания этого механизма. Стопор вала состоит из корпуса, барабана и захвата. Корпус и барабан снабжены штифтами, расположенными соосно по окружности вдоль оси. Штифты барабана подпружинены с образованием замкового механизма. Барабан установлен в корпусе с возможностью поворота вокруг своей оси, захват жестко установлен в корпусе, в захвате и в барабане выполнены вырезы под вал. В барабане выполнено центральное цилиндрическое отверстие, в которое установлен подпружиненный ступенчатый поршень, взаимодействующий со штифтами торцевой и цилиндрической частями. Каждый штифт состоит не менее чем из трех частей: одна часть - ступенчатая, взаимодействующая с ключом, другая - составная из цилиндра и стержня с возможностью фиксированного изменения длины, а последняя - взаимодействующая с поршнем.
В отличие от предыдущего аналога выполнение в барабане центрального цилиндрического отверстия, в которое установлен подпружиненный ступенчатый поршень, взаимодействующий со штифтами торцевой и цилиндрической частями, позволяет значительно повысить стойкость замкового механизма стопора вала к криминальному взлому. При воздействии на отдельный передний ступенчатый штифт отмычкой усилие будет передаваться через последующие два штифта на поршень. Поршень от этого воздействия и усилия пружины начнет поворачиваться в плоскости, проходящей через ось его вращения, в результате чего его цилиндрическая часть начнет зажимать последнюю часть штифта. Произойдет фиксация перемещения всех трех частей штифтов, находящихся в отверстии. Причем чем сильнее усилие, тем сильнее фиксация. При прекращении воздействия под действием пружины штифты возвращаются в исходное положение. Если усилия пружины оказалось недостаточно, то разблокировка происходит при вводе ключа, который воздействует сразу как минимум на два или три передних ступенчатых штифта. При таком воздействии поршень расклинивается.
Однако описанная конструкция оставляет возможность открыть замок путем воздействия на штифты отмычками.
Известен также стопор вала с замковым механизмом по патенту РФ №2324610 (опубл. 20.05.2008), в котором для исключения криминального вскрытия секретной части задние штифты выполнены ступенчатыми, кроме одного штифта, который выполнен цилиндрическим, и ступенчатые штифты установлены меньшим диаметром в барабан, а большим - в корпус, причем часть ступенчатого штифта с меньшим диаметром штифтов находится и в корпусе, и в барабане. Вскрыть такой замок отмычками, как показала сертификация, почти невозможно. В большинстве случаев происходит заклинивание замкового механизма, а при грубом воздействии на штифты - полная блокировка.
Данный блокиратор вала рулевого колеса наиболее близок к предлагаемому замку Шлеппера по стойкости к криминальному вскрытию - по функциональности.
Недостатком данной конструкции является высокая сложность изготовления, а именно высокая точность изготовления деталей замка, в частности поршня и взаимодействующих с ним задних ступенчатых штифтов, и барабана. Если не выполнить эти условия, то возможно заклинивание замкового механизма и полная его блокировка. В рабочем состоянии вывести из клина замковый механизм невозможно. При установке такого стопора на автомобиль в виде противоугонного устройства это приводит к крайне нежелательным последствиям и неудобствам, так как разблокировка замкового механизма возможна только в одном случае - при помощи его срезания.
Предлагаемым изобретением решается задача - исключение возможности заклинивания замка при сохранении его охранных свойств не хуже выше приведенного аналога.
Для достижения этого технического результата в замке Шлеппера, снабженном ключом для отпирания и состоящим из корпуса, барабана и захвата, корпус и барабан снабжены отверстиями с установленными в них штифтами, расположенными соосно по окружности вдоль оси с возможностью поворота вокруг своей оси, захват жестко установлен в корпусе, в захвате и в барабане выполнены вырезы под вал, каждый штифт состоит не менее чем из трех частей: одна часть ступенчатая, взаимодействующая с ключом, другая - составная из цилиндра и стержня с возможностью фиксированного изменения длины, при этом в отверстиях корпуса замка и отверстиях барабана нарезана резьба, задние штифты цилиндрические, а на средних и задних штифтах выполнена резьба для взаимодействия с резьбовыми поверхностями в отверстиях корпуса и барабана, причем диаметр резьбы отверстий, выполненных в корпусе замка и в барабане, больше диаметра резьбы, выполненной на средних и задних штифтах.
Такая конструкция при криминальном воздействии исключает возможность контролируемого перемещения штифтов, так как их резьбовая поверхность взаимодействует с резьбовой поверхностью отверстий в корпусе замка и в барабане.
Рассмотрим этот эффект подробнее:
1. Для криминального вскрытия замка отмычками необходимо переместить каждый из штифтов в кодовое положение.
2. Это возможно при определении перехода среднего и заднего штифтов плоскости контакта корпуса замка и барабана.
3. Для определения перехода необходимо создать крутящий момент, чтобы произошло смещение отверстий корпуса замка относительно отверстий барабана за счет их люфта, в результате чего они станут «ступенчатыми». Эта ступень «прослушивается», что позволяет определить кодовое положение штифтов.
4. В предлагаемой конструкции замка в отверстиях корпуса замка, барабана, а также на внешней цилиндрической части средних штифтов и на задних штифтах нанесена резьба. Причем штифты цилиндрические.
5. При создании крутящего момента, необходимого для определения кодового положения штифтов, последние заблокируются из-за взаимодействия резьбовых поверхностей штифтов с резьбовыми отверстиями корпуса замка и барабана. Контролируемое перемещение штифтов будет невозможным. Как показали проведенные испытания, такой замковый механизм становится слишком «шумным» и эти «шумы» не дают возможность его «прослушивать». Открыть такой замок отмычками практически невозможно, так как исключено контролируемое перемещение штифтов.
6. При открывании замка ключом крутящего момента при вводе последнего нет, поэтому штифты легко перемещаются в кодовое положение. После ввода ключа производится отпирание - поворот корпуса замка относительно барабана.
Предлагаемый замок Шлеппера иллюстрируется чертежами, представленными на фиг.1-8.
На фиг.1 - показан вид замка спереди;
на фиг.2 - общий вид замка в разрезе А-А;
на фиг.3 - общий вид замка в разрезе Б-Б;
на фиг.4 - вид внутренней проточки с фиксирующим штифтом, вид В;
на фиг.5 - вид ступенчатого штифта, вид Г;
на фиг.6 - вид подпружиненного цилиндрического штифта, вид Д;
на фиг.7 - общий вид замка без короны (показан паз захвата);
на фиг.8 - общий вид замка в аксонометрии.
Замок Шлеппера (фиг.2-3) снабжен ключом 1, выполненным в виде цилиндра с углублениями для отпирания замкового механизма. Он состоит из корпуса 2, в отверстиях которого нарезана резьба, барабана 3, в котором также выполнены резьбовые отверстия, и захвата 4. Корпус 2 и барабан 3 снабжены штифтами 5,6-7,8 (фиг.2), расположенными соосно по окружности вдоль оси корпуса 2 и барабана 3. Барабан 3 установлен в корпус 2 и взаимодействует с цилиндрической частью корпуса 2 с возможностью поворота вокруг своей оси, захват 4 имеет два паза (фиг.7) для жесткой установки в корпус 2 при помощи резьбового соединения и ступенчатых фиксирующих штифтов 9, взаимодействующих с резьбовым коническим штифтом 10. На захват 4 и корпус 2 одета корона 11, также жестко зафиксированная ступенчатыми фиксирующими штифтами 9. Такая схема фиксации захвата 4 и короны 11 делает конструкцию стопора вала практически монолитной. И в захвате 4, и в барабане 3 выполнены вырезы под вал 12. В каждом отверстии барабана 3 и корпуса 2 находятся три штифта: передний ступенчатый 5, средний регулируемый с резьбой на внешней поверхности цилиндра 6-7 и задний цилиндрический с резьбой 8. Один из задних штифтов (любой) взаимодействует с пружиной 13. Передние ступенчатые штифты 5 взаимодействуют с ключом 1. Регулируемые штифты 6-7 взаимодействуют с передними ступенчатыми 5 и задними цилиндрическими 8 штифтами и образуют замковый секретный механизм. Диаметры резьбовых отверстий в корпусе замка 2 и в барабане 3 равны и больше диаметра резьбы, выполненной на средних 6-7 и задних цилиндрических штифтах 8. Передние ступенчатые штифты 5 могут свободно перемещаться в резьбовых отверстиях корпуса замка 2.
Захват 4 имеет такой вырез, который позволяет корпусу 2, будучи установленным на вал 12, вместе с захватом 4 поворачиваться вокруг своей оси при разблокировке ключом 1 корпуса 2 относительно барабана 3 на тридцать градусов вправо или влево. Кроме этого (фиг.7) в захвате 4 выполнено два паза, расположенных напротив друг друга по диаметру (фиг.3) под ступенчатые фиксирующие штифты 9.
Замок Шлеппера работает следующим образом. Замок находится в состоянии «открыто», это значит, что вырез барабана 3 совмещен с вырезом захвата 4 так, что замок может свободно одеваться на вал 12 и сниматься с него. В открытом состоянии замок одевается на вал 12 и поворачивается рукой до упора захвата 4 в вал 12. Это приводит к совмещению соосных отверстий со штифтами 5,6-7 корпуса 2 и штифтами 8 барабана 3, штифты 8 под действием силы тяжести, а подпружиненный цилиндрический штифт (один из них) под действием пружины 13 перемещаются до упора, фиксируя при этом замок в положении «закрыто». Установка замка завершена. В таком положении замок надежно зафиксирован на валу 12.
Разблокировка замка производится в обратном порядке. Ключ 1 вводится на торцевую часть корпуса 2 и перемещает передние ступенчатые штифты 5, при этом последние воздействуют на штифты 6-7, а они, в свою очередь, на задние цилиндрические штифты 8, и все вместе перемещаются в плоскость разъема между корпусом 2 и барабаном 3 до упора захвата 4 в вал 12. Далее ключ 1 снимается с торцевой части корпуса 2 и убирается. При дальнейших установках замка на вал 12 ключ 1 не требуется, он необходим лишь при разблокировке замка.
Технический эффект от применения предлагаемой конструкции замка Шлеппера заключается в абсолютно эффективной системе защиты замкового механизма от криминального вскрытия и грубого физического воздействия по сравнению с аналогичными устройствами.
Наличие резьбовой поверхности на средних, цилиндрических задних штифтах и в отверстиях корпуса замка и барабана, а также наличие одного подпружиненного штифта практически исключают возможность криминального вскрытия замка.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАМОК С ИЗМЕНЯЮЩИМСЯ КОДОМ | 2008 |
|
RU2392404C2 |
СТОПОР ВАЛА С ЗАМКОВЫМ МЕХАНИЗМОМ | 2008 |
|
RU2371335C1 |
ЗАМОК ДЛЯ ЗАПИРАНИЯ И ОДНОВРЕМЕННОГО ПЛОМБИРОВАНИЯ | 2009 |
|
RU2415241C1 |
ЗАМОК С ИЗМЕНЯЮЩИМСЯ КОДОМ | 2009 |
|
RU2439267C2 |
ЗАМОК | 2013 |
|
RU2514861C1 |
ЗАМОК | 2013 |
|
RU2526210C1 |
СТОПОР ВАЛА С ЗАМКОВЫМ МЕХАНИЗМОМ | 2006 |
|
RU2324610C2 |
ЗАМОК | 2020 |
|
RU2755356C1 |
ЗАМКОВЫЙ МЕХАНИЗМ | 2014 |
|
RU2549048C1 |
СТОПОР ВАЛА С ЗАМКОВЫМ МЕХАНИЗМОМ | 2004 |
|
RU2281213C2 |
Изобретение относится к замкам для защиты помещений и может быть использовано в транспортных средствах как противоугонное устройство. Замок снабжен ключом для отпирания его и состоит из корпуса, барабана и захвата. Корпус и барабан снабжены отверстиями с установленными в них штифтами, расположенными соосно по окружности вдоль оси с образованием замкового механизма. Барабан установлен в корпус с возможностью поворота вокруг своей оси. Захват жестко установлен в корпусе, в захвате и в барабане выполнены вырезы под вал. Каждый штифт состоит не менее чем из трех частей: одна часть ступенчатая, взаимодействующая с ключом, другая - составная из цилиндра и стержня с возможностью фиксированного изменения длины, задние штифты цилиндрические. В отверстиях корпуса и отверстиях барабана нарезана резьба, а на второй и третьей частях штифтов выполнена резьба для взаимодействия с резьбовыми поверхностями в отверстиях корпуса и барабана. Диаметр резьбы отверстий, выполненных в корпусе замка и в барабане, больше диаметра резьбы, выполненной на штифтах. Изобретение позволяет исключить возможность заклинивания замка при сохранении его охранных свойств. 8 ил.
Замок, снабженный ключом для отпирания и состоящий из корпуса, барабана и захвата; корпус и барабан снабжены отверстиями с установленными в них штифтами, расположенными соосно по окружности вдоль оси с образованием замкового механизма, причем барабан установлен в корпусе с возможностью поворота вокруг своей оси, захват жестко установлен в корпусе, в захвате и в барабане выполнены вырезы под вал, каждый штифт состоит не менее чем из трех частей: одна часть ступенчатая, взаимодействующая с ключом, другая - составная из цилиндра и стержня с возможностью фиксированного изменения длины, задние штифты, цилиндрические, отличающийся тем, что в отверстиях корпуса и отверстиях барабана нарезана резьба, а на второй и третьей частях штифтов выполнена резьба для взаимодействия с резьбовыми поверхностями в отверстиях корпуса и барабана, причем диаметр резьбы отверстий, выполненных в корпусе замка и в барабане, больше диаметра резьбы, выполненной на штифтах.
СТОПОР ВАЛА С ЗАМКОВЫМ МЕХАНИЗМОМ | 2006 |
|
RU2324610C2 |
СТОПОР ВАЛА С ЗАМКОВЫМ МЕХАНИЗМОМ | 2004 |
|
RU2281213C2 |
EP 1426254 A1, 09.06.2004 | |||
EP 1236626 A2, 04.09.2002. |
Авторы
Даты
2010-06-27—Публикация
2008-09-15—Подача