ШЕСТЕРЕНЧАТЫЙ ВАРИАТОР Российский патент 2008 года по МПК F16H47/04 

Описание патента на изобретение RU2325570C2

Устройство, выбранное в качестве прототипа, описано в заявке ЕПВ(ЕР) №272461 от 88.06.29 за №26. Оно состоит из дифференциальной передачи, образующей механическую часть, и гидравлической части, содержащей элементы гидрообъемных передач. Недостатки этого вариатора - все недостатки, присущие гидрообъемным передачам, т.е. сложность, дороговизна гидравлических насосов и моторов с переменными объемами и т.д.

Настоящее изобретение является шестеренчатым механизмом, позволяющим бесступенчато изменять скорость передаваемого вращения и величину передаваемого крутящего момента в необходимом диапазоне. В механизме нет гибких элементов, трения скольжения, передачи мощности жидкими телами.

В основе его работы лежит свойство дифференциального механизма, позволяющее бесступенчато изменять скорость вращения его валов.

Шестеренчатый вариатор состоит из (см. фиг.1, 2):

1, 2 - дифференциальные механизмы,

3 - редуктор максимального передаточного числа вариатора,

4 - редуктор минимального передаточного числа вариатора,

5 - ведущий вал вариатора,

6, 7, 8, 9 - промежуточные валы,

10 - ведомый вал вариатора,

11, 12 - шестеренчатые маслонасосы.

Пунктирными линиями обозначены механическая связь насосов с валами.

Составляющие вариатора расположены следующим образом: входные валы редукторов являются полуосями первого дифференциала, выходные валы редукторов являются полуосями второго дифференциала. Передаточное число вариатора 3 является максимальным передаточным числом вариатора.

Передаточное число редуктора 4, которое может быть меньше еденицы, является минимальным передаточным числом вариатора. Свойство дифференциального механизма позволяет передать мощность как через каждый редуктор в отдельности, так и через оба редуктора одновременно в различных пропорциях при соответствующей регулировке ее распределения.

При этом мы имеем бесступенчатое изменение скорости вращения ведомого вала в диапазоне от до

где ω5 - скорость вращения ведущего вала 5, Umax и Umin - передаточные числа редукторов 3 и 4.

Вариатор работает следующим образом.

Вал 5 получает вращение от двигателя. К валу 10 приложен момент, препятствующий его вращению. В момент старта механизма (трогание автомобиля с места) сопротивление наибольшее, насос 11 не препятствует вращению вала 6 и всех вращающихся элементов редуктора 3, вся передаваемая мощность будет идти по линии наименьшего сопротивления через редуктор 3. При этом передаточное число вариатора, т.е. соотношение скоростей вращения вала 5 и вала 10 будет равно передаточному числу редуктора 3. По мере разгона механизма (автомобиля) сопротивление вращению вала 10 уменьшается, что позволяет увеличить передаточное число вариатора, что достигается путем уменьшения сечения регулируемого клапана, через который прокачивает жидкость насос 11. Это приводит к передаче части мощности через редуктор 4. Дальнейшее уменьшение момента сопротивления вращению вала 10 и торможения насоса 11 увеличивает долю мощности, передаваемой через редуктор 4, и при полной остановке редуктора 3 вся мощность будет передаваться через редуктор 4, передаточное число вариатора при этом равно передаточному числу редуктора 4.

Таким образом настоящий вариатор позволяет изменить бесступенчато передаточное число от максимального до минимального, а по мере растормаживания насоса 11 в обратной последовательности.

Насос 12 выполняет дополнительную функцию, а именно в случае, когда трансмиссия становится ведущим звеном, а двигатель ведомым, что имеет место при торможении автомобиля двигателем, позволяет регулировать интенсивность этого торможения.

Для обеспечения движения автомобиля задним ходом редуктор 3 должен иметь нейтральное положение и реверс, включение которого сблокировано с полным открытием клапана насоса 11. При такой конструкции редуктора 3 будет возможно длительное разъединение двигателя и трансмиссии, постоянное высокое передаточное число вариатора при движении автомобиля задним ходом.

Похожие патенты RU2325570C2

название год авторы номер документа
ШЕСТЕРЕНЧАТЫЙ ВАРИАТОР-2 2007
  • Сеитов Мурат Кайлешевич
RU2341708C2
ПРЯМАЯ ШЕСТЕРЕНЧАТАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ 2006
  • Сеитов Мурат Кайлешевич
RU2349806C2
МЕХАНИЗМ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ГИДРОБЛОКИРОВКИ ДИФФЕРЕНЦИАЛА 2008
  • Сеитов Мурат Кайлешевич
RU2376514C1
Трансмиссия гусеничного транспортного средства 1990
  • Бурцев Спартак Емельянович
  • Сафронов Владимир Сергеевич
  • Забелышинский Зиновий Эммануилович
  • Зеликовский Леонид Михайлович
  • Петухов Евгений Анатольевич
  • Рабинков Борис Иосифович
SU1766759A1
Трансмиссия гусеничного транспортного средства 1989
  • Бурцев Спартак Емельянович
  • Сафронов Владимир Сергеевич
  • Забельшинский Зиновий Эммануилович
  • Зеликовский Леонид Михайлович
SU1691207A1
ВЫСОКОМОМЕНТНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР 2007
  • Волошко Владимир Владимирович
  • Мавлеев Ильдус Рифович
RU2347966C1
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР 2006
  • Волошко Владимир Владимирович
  • Мавлеев Ильдус Рифович
RU2298125C1
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Лахтюхов Михаил Георгиевич
  • Иванов Василий Александрович
  • Лопотов Вячеслав Александрович
RU2340473C2
РЕВЕРСИВНЫЙ БЕССТУПЕНЧАТЫЙ РЕДУКТОР 2000
  • Шаньгин Е.С.
RU2188351C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Лахтюхов Михаил Георгиевич
  • Иванов Василий Александрович
  • Лопотов Вячеслав Александрович
RU2340472C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 325 570 C2

Реферат патента 2008 года ШЕСТЕРЕНЧАТЫЙ ВАРИАТОР

Изобретение относится к устройствам для бесступенчатого преобразования вращательного движения и крутящего момента. Шестеренчатый вариатор содержит два дифференциальных механизма (1, 2), два редуктора (3, 4) с разными передаточными числами. Один из валов каждого редуктора соединен с гидронасосом (11), имеющим регулируемый клапан. Два дифференциальных механизма и два редуктора расположены таким образом, что входные валы редукторов являются полуосями первого дифференциального механизма, выходные валы редукторов являются полуосями второго дифференциального механизма. Дифференциал позволяет распределять вращение между полуосями в интервале от нуля до скорости ведущего вала на одной полуоси, что соответствует интервалу от скорости ведущего вала до нуля на другой полуоси. Скорость вращения ведомого вала вариатора можно изменять с помощью регулируемых клапанов, через которые прокачивают жидкость шестеренчатые маслонасосы, вращаемые определенными валами механизма. При таком выполнении вариатор позволяет изменять величину крутящего момента в любом заданном диапазоне. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 325 570 C2

Шестеренчатый вариатор, отличающийся тем, что содержит второй дифференциальный механизм, два редуктора с разными передаточными числами, при этом один из валов каждого редуктора соединен с гидронасосом, имеющим регулируемый клапан, а два дифференциальных механизма и два редуктора расположены таким образом, что входные валы редукторов являются полуосями первого дифференциального механизма, выходные валы редукторов являются полуосями второго дифференциального механизма.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2325570C2

RU 21888351 С2, 27.08.2002
ПРОНИН Б.А., РЕВКОВ Г.А
Бесступенчатые клиноременные и фрикционные передачи (вариаторы)
- М.: Машиностроение, 1980, с.301-307, табл.24 на с.303
Капельная масленка с постоянным уровнем масла 0
  • Каретников В.В.
SU80A1
КОЖЕВНИКОВ С.Н
и др
Элементы механизмов
- М.: Оборонгиз, 1956, с.797, фиг.2560
JP 45003846 В, 09.02.1970
ВСЕСОЮЗНАЯ '?HTH9-T?X;;*i^iE-4 0
  • А. Г. Дычко В. П. Нарежний
SU375798A1

RU 2 325 570 C2

Авторы

Сеитов Мурат Кайлешевич

Даты

2008-05-27Публикация

2005-06-27Подача