ВОЗДУХОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА Российский патент 2008 года по МПК B60T15/18 

Описание патента на изобретение RU2326778C2

Изобретение относится к воздухораспределителю пневматической тормозной системы железнодорожного подвижного состава и может найти применение в системах для дросселирования газа.

Как пневматический прибор воздухораспределитель содержит каналы, камеры, как с диафрагмами, так и без, при этом некоторые из них могут быть подпружиненными, поршни и дроссельные пневмосопротивления в виде отверстий диаметром около 0,3-2 мм. Эти отверстия задействованы в той и иной мере во всех режимах работы тормозной системы, способствуя или выравниванию давлений в полостях, или выполнению последовательности изменения давлений в камерах воздухораспределителя (В.Г.Иноземцев, И.В.Абашкин, Тормозное и пневматическое оборудование подвижного состава. - М., 1984, с.114-123).

Основной недостаток используемых в этом приборе тормозной системы дроссельных отверстий обуславливается именно их малыми диаметрами. Воздух чаще всего недостаточно очищен от посторонних частиц, которые, задерживаясь в узких местах, могут полностью перекрыть отверстия и нарушить режим работы воздухораспределителя. Прочистить такие места при ремонте также довольно затруднительно, так как некоторые каналы стыкуются под прямым углом.

Известно техническое решение, в котором входные дроссельные отверстия плунжера магистральной части, сообщающие в процессе отпуска рабочую камеру с золотниковой и ускорительную полость с рабочей камерой, выполнены на разных расстояниях от торца хвостовика плунжера (А.с. №1341084, В60Т 15/18, от 18.04.86). Дополнительное дроссельное отверстие сообщает ускорительную полость с магистральной камерой. Диаметр этих отверстий не изменяется. Поэтому данному техническому решению присущи вышеуказанные недостатки. Наиболее близким техническим решением является воздухораспределитель с увеличенными дроссельными отверстиями (Пат. RU №2031025, В60Т 13/24, В60Т 15/18, от 16.06.1992). Увеличение дроссельных отверстий выполнено в строгой взаимосвязи между собой и в зависимости от уклона железнодорожного пути. Необходимая величина (диаметр d) дроссельных отверстий определяется расчетным путем исходя из времени протекания процессов торможения и отпуска с использованием известных выражений, представленных в виде:

d=2(v/tттμt1/2)1/2×Фi(Pα,β), где V - объем резервуара;

t - время перетекания воздуха из одного объема в другой;

μ - коэффициент расхода воздуха; Т - абсолютная температура воздуха;

Фi - символы, обозначающие различные функции, зависящие от переменных величин Рα и Рβ (давлений на входе и после дросселя). Максимальный темп изменения давления определяется по преобразованному выражению величиной допустимых продольно-динамических усилий, действующих в короткосоставном поезде: t=А∑КрϕкрIпвR, где А - коэффициент, учитывающий состояние поезда; Кр - расчетная сила нажатия тормозных колодок; ϕкр - коэффициент трения тормозных колодок; Iп - длина поезда; ωв - скорость тормозной волны; R - величина продольно-динамических усилий.

Утверждается, что рассчитанные таким образом диаметры определенных дроссельных отверстий не нарушают последовательности протекания отдельных процессов, в совокупности составляющих торможение или отпуск, а ускоряют их темп в соответствии с крутизной спуска. Недостатком такого подхода является ограниченность диапазона, в котором можно расширить диаметр дроссельных отверстий и области применимости: только короткосоставной промышленный подвижной состав. Кроме того, данное решение приводит к изменению режимов работы воздухораспределителя, что является совсем нежелательным в некоторых случаях работы тормозного прибора. А повышение надежности и ремонтопригодности достигается здесь для узкого круга каналов сообщения камер.

Целью изобретения является повышение надежности и ремонтопригодности при сохранении характеристик тормозного прибора.

Цель достигается тем, что в воздухораспределителе тормозной системы подвижного состава, состоящем из главной и магистральной частей с двухкамерном резервуаром, содержащем в корпусе магистральной части подвижную перегородку с шайбами, разделяющую магистральную и золотниковую камеры, в которой расположен плунжер, седло, внутри отверстия которого расположена часть плунжера с дроссельными отверстиями, сообщающими магистральную и золотниковую камеры, а на наружном выступе указанного седла находится дроссельное отверстие, сообщающее рабочую камеру магистральной части с рабочей камерой двухкамерного резервуара посредством канала, имеет в канале дроссель в виде нескольких шайб с промежуточными камерами и такой проводимостью отверстий, чтобы вместе с проводимостью дроссельного отверстия седла сохранялась величина расхода газа при всех режимах торможения.

Кроме того, дополнительный дроссель установлен в канале между двумя частями корпуса магистральной части таким образом, что стенки дросселя служат направляющими при сборке.

Установка дополнительного дросселя в канале перед основным позволяет сохранить общий расход газа при увеличении диаметра отдельного отверстия путем увеличения количества установленных в канале модулей с отверстиями. Это объясняется тем, что, как известно, в пневматике дроссели с малым (≤10) отношением диаметра отверстия к длине относятся к турбулентным и для них возможна замена одного на несколько других последовательно сообщаемых. При этом, так как расход газа (G=v/t) сохраняется, необходимо вытекает условие сохранения эффективной площади последовательно установленных пневмосопротивлений. Это вытекает из того, что общий перепад давлений всех сопротивлений равен сумме перепадов на каждом: Р0-Pn=G2/2ρμ2∑Fi-2 (давлений на входе (Р0) первого дросселя и после n-го дросселя (Рn), ρ - плотность газа, Fi - площадь i-го дроссельного отверстия), а присутствующая здесь сумма обратных квадратов площадей может быть записана посредством выражения для эффективной площади Fэ=(∑F-2)-1/2. При требовании сохранения эффективной площади возможно варьирование или числа дроссельных отверстий при некотором заданном диаметре, или диаметра при заданном количестве пневмосопротивлений. (Залмансон Л.А. Проточные элементы пневматических приборов контроля и управления. - М.: Акад. наук, 1961, 294 с.).

Проведенный заявителем анализ уровня техники, включающий поиск по доступным источникам информации и выявление источников, содержащих сведения об аналогах заявляемого изобретения, позволил установить, что заявителем не обнаружен аналог, характеризующийся признаками, идентичными всем существенным признакам заявленного изобретения, а определение из перечня выявленных аналогов прототипа как наиболее близкого по совокупности признаков аналога позволило выявить совокупность существенных по отношению к заявляемому техническому результату отличительных признаков в заявленном устройстве, изложенных в формуле изобретения. Таким образом, заявленное изобретение соответствует требованию "новизна".

Для проверки соответствия заявляемого изобретения требованию изобретательского уровня был проведен дополнительный анализ известных решений с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными, результаты которого показывают, что заявленное изобретение не следует для специалиста явным образом из известного уровня техники. То есть заявленное изобретение соответствует критерию "изобретательский уровень".

На чертеже представлена магистральная часть воздухораспределителя, продольный разрез.

Магистральная часть содержит в корпусе 1, подвижную перегородку 2 с шайбами 3 и 4, разделяющую магистральную 5 и золотниковую камеры 6, в которой расположен плунжер 7, седло 8, внутри отверстия 9 которого расположена часть плунжера с дроссельными отверстиями 10, 11 и 12, сообщающими магистральную и золотниковую камеры, а на наружном выступе указанного седла находится дроссельное отверстие 13, сообщающее промежуточную полость рабочей камеры 14 магистральной части с рабочей камерой двухкамерного резервуара(не показана) посредством канала 15, имеет в канале дополнительный дроссель 16 с двумя шайбами 17 и 18 с отверстиями и промежуточными камерами 19.

Диаметры дроссельных отверстие рассчитывались в соответствии с приведенными выше выражениями для заданного числа n=3 и составили около 0,8 мм для каждого отверстия. При этом из-за малости длины дроссельной вставки не принималось во внимание изменение общей длина канала.

Устройство работает следующим образом. Воздух по каналу 15 через дроссель 16 отверстия в шайбах 17 и 18 проходит в рабочую камеру 14 через еще одно дроссельное отверстие 13. После прохождения всех отверстий газ поступает в входные отверстия 10, 11 и 12, плунжера 7 и далее в магистральную камеру. Потеря напора в дросселе происходит при деформации потока газа и вихреобразовании при внезапном сжатии и последующем расширении потока. Площади отверстий в шайбах 17 и 18 и объемы расширительных камер 19 и канала 15 обеспечивают сохранение массового расхода дросселируемого газа постоянным, т.е. дроссель работает на докритическом режиме, обеспечивая равную нагрузку на каждое отверстие. Дроссели приведенной конструкции могут быть установлены и в других каналах.

Проведенный эксперимент подтвердил изложенные выше соображения о сохранении режимов торможения воздухораспределителя при увеличенном количестве пневмосопротивлений. Технико-экономическая эффективность по надежности достигается за счет увеличения диаметра отверстий и имеющихся промежуточных камер, что приводит к уменьшению засоряемости отверстий дросселя, кроме того, стенки дополнительного дросселя могут являться дополнительными направляющими при сборке тормозного прибора. Кроме того, предложенное техническое решение способствует и повышению ремонтопригодности, так как позволяет совершать очистку через отверстия подходящего диаметра.

На указанный воздухораспределитель разработана техническая документация для выпуска и проведения испытаний опытной партии приборов.

Похожие патенты RU2326778C2

название год авторы номер документа
ВОЗДУХОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ТОРМОЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2014
  • Егоренков Николай Анатольевич
  • Афанасьев Сергей Иванович
  • Чуев Сергей Георгиевич
  • Манушкин Евгений Владимирович
RU2578400C1
ВОЗДУХОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ТОРМОЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И СПОСОБ НАСТРОЙКИ ПАРАМЕТРОВ 2014
  • Муртазин Антон Владиславович
  • Муртазин Владислав Николаевич
  • Барбарич Сергей Сергеевич
RU2563539C2
ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ ВОЗДУХОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ ТОРМОЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Муртазин Антон Владиславович
  • Муртазин Владислав Николаевич
RU2395416C1
ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2004
  • Егоренков А.А.
  • Козюлин Л.В.
  • Крылов В.В.
  • Смелов В.Н.
  • Афанасьев С.И.
RU2241617C1
ВОЗДУХОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ТОРМОЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КАРЬЕРНОГО ТРАНСПОРТА 1992
  • Асадченко В.Р.
  • Белошевич А.А.
  • Канашевич Ф.Ф.
RU2031025C1
ВОЗДУХОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ТОРМОЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2004
  • Муртазин Владислав Николаевич
RU2271289C2
УСТРОЙСТВО МЯГКОСТИ ВОЗДУХОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ ТОРМОЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2005
  • Муртазин Антон Владиславович
  • Муртазин Владислав Николаевич
RU2301163C1
МАГИСТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ВОЗДУХОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2020
  • Стребков Фёдор Валерьевич
  • Фокин Алексей Николаевич
RU2739235C1
МАГИСТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ВОЗДУХОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ ТОРМОЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Козюлин Лев Васильевич
  • Афанасьев Сергей Иванович
  • Соколов Андрей Борисович
  • Гринио Галина Вячеславовна
  • Астахов Владимир Иванович
RU2381928C1
ВОЗДУХОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ТОРМОЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Глушко М.И.
  • Селянина Т.В.
  • Чуркин П.Т.
RU2011581C1

Реферат патента 2008 года ВОЗДУХОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Изобретение относится к области пневматических тормозных систем железнодорожного подвижного состава, в частности к воздухораспределителям. Воздухораспределитель состоит из главной и магистральной частей с двухкамерным резервуаром, содержащим в корпусе магистральной части подвижную перегородку, разделяющую магистральную и золотниковую камеры, в которой расположен плунжер, седло, внутри отверстия которого расположена часть плунжера с дроссельными отверстиями, сообщающими магистральную, золотниковую камеры и промежуточную полость рабочей камеры. На наружном выступе седла находится дроссельное отверстие, сообщающее промежуточную полость рабочей камеры с рабочей камерой двухкамерного резервуара посредством канала. В канале установлен дополнительный дроссель в виде нескольких шайб с промежуточными камерами, способствующими уменьшению засоряемости отверстий дополнительного дросселя и такой проводимости указанных отверстий, чтобы вместе с проводимостью дроссельного отверстия седла сохранялась величина расхода газа при всех режимах работы воздухораспределителя. Достигается повышение надежности и ремонтопригодности за счет увеличения диаметра отверстий и имеющихся промежуточных камер, что приводит к уменьшению засоряемости отверстий дросселя. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 326 778 C2

1. Воздухораспределитель тормозной системы подвижного состава, состоящий из главной и магистральной частей с двухкамерным резервуаром, содержащим в корпусе магистральной части подвижную перегородку, разделяющую магистральную и золотниковую камеры, в которой расположен плунжер, седло, внутри отверстия которого расположена часть плунжера с дроссельными отверстиями, сообщающими магистральную, золотниковую камеры и промежуточную полость рабочей камеры, а на наружном выступе указанного седла находится дроссельное отверстие, сообщающее промежуточную полость рабочей камеры с рабочей камерой двухкамерного резервуара посредством канала, отличающийся тем, что в канале установлен дополнительный дроссель в виде нескольких шайб с промежуточными камерами, способствующими уменьшению засоряемости отверстий дополнительного дросселя и такой проводимостью указанных отверстий, чтобы вместе с проводимостью дроссельного отверстия седла сохранялась величина расхода газа при всех режимах работы воздухораспределителя.2. Воздухораспределитель по п.1, отличающийся тем, что дополнительный дроссель установлен в канале между двумя частями корпуса магистральной части таким образом, что стенки дросселя служат направляющими при сборке.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2326778C2

Асадченко В.Р
Автоматические тормоза подвижного состава железнодорожного транспорта
- М.: УМК МПС России, 2002, с.74-75
RU 2059142 C1, 27.04.1996
DE 19728154 A1, 07.01.1999
ВОЗДУХОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ТОРМОЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2004
  • Козюлин Л.В.
  • Егоренков А.А.
  • Смелов В.Н.
  • Крылов В.В.
RU2248284C1
Автотормозное и пневматическое оборудование подвижного состава рельсового транспорта
Каталог комплектующего оборудования
- М.: АСТО, 2003, с.4-9.

RU 2 326 778 C2

Авторы

Муртазин Антон Владиславович

Даты

2008-06-20Публикация

2006-07-24Подача