СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТОПЛИВА Российский патент 2008 года по МПК C10L1/18 

Описание патента на изобретение RU2327732C1

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, в частности к технологии получения высокооктановых автомобильных топлив, содержащих оксигенаты.

Получение товарных топлив обычно осуществляют смешением продуктов процессов нефтепереработки и различных добавок (антидетонаторов, оксигенатов, антиоксидантов и др.), улучшающих их эксплуатационные характеристики.

До сих пор в качестве антидетонаторов наиболее широко применяются металлсодержащие присадки (добавки). В результате использования подобных добавок автомобильный транспорт дает почти половину всех вредных выбросов в атмосферу.

Одним из решений проблемы сокращения вредных выбросов является разработка технологии получения более экологичного высокооктанового топлива (далее - топливо) с заменой или ограничением применения вредных добавок. В качестве замены при производстве топлива предложено использовать индивидуально или в смеси (для получения синергетического антидетонационного эффекта) металлорганические соединения, например ферроцен и его производные, ароматические амины, например N-метиланилин, и их смеси, оксигенаты (A.M.Данилов. Присадки и добавки. Улучшение экологических характеристик нефтяных топлив. М.: Химия, 1996 г., с.102-108).

Известен способ получения автомобильных бензинов смешением прямогонного бензина или бензина А-76 с многокомпонентной добавкой, содержащей N-метиланилин, антиокислитель, ферроцен, анилин, моющую присадку «Автомаг» и алифатические С15-спирты нормальные или разветвленные, или их смеси, и/или простые эфиры формулы R-O-R1, где R=C13-алкил первичный или вторичный, R135-алкил нормальный или разветвленный, или их смеси (RU, патент №2132359, МПК 6 C10L 1/18, 1/22, опубл. 27.06.99).

Недостатки этих способов обусловлены сложностью приготовления присадки, дефицитом и дороговизной таких присадок и топлива с их использованием, также недостатками каждой составляющей этой присадки.

Недостатками использования, например, ферроцена при получении топлив являются плохая растворимость в топливе и низкая стабильность растворов из-за склонности ферроцена к окислению, что обусловливает относительно невысокий срок хранения как добавки, так и получаемого топлива из-за выпадения продуктов окисления в осадок (осаждения продуктов окисления). Кроме того, в камере сгорания образуются отложения оксидов железа, что приводит к перебоям в работе двигателя. К этому нужно добавить дефицитность ферроцена, поэтому несмотря на хорошо известную еще с 40-х годов XX века его высокую эффективность в промышленном масштабе ферроцен так и не применялся.

Применение при получении автомобильных топлив добавок ароматических аминов, например N-метиланилина, и их смесей, повышает смолообразование на деталях цилиндропоршневой группы, что увеличивает их износ и не способствует уменьшению эмиссии оксидов азота (NOx) в выхлопе. Эти недостатки ограничивают количество используемой в топливе добавки, следовательно, повышение октанового числа относительно невысоко. Кроме того, с 2005 года концентрация ароматических соединений ограничена по экологическим соображениям.

Использование кислородсодержащих соединений, к которым относятся низкомолекулярные спирты (метанол, этанол и др.), простые эфиры (например, метил-трет.-бутиловый эфир) и их смеси, позволяет улучшить характеристики горения, что существенно снижает вредные выбросы, увеличивает ресурс двигателей, повышает октановое число топлива. При этом наличие в составе добавок к бензину низших спиртов снижает теплотворную способность, приводит к обеднению топливо-воздушной смеси, а использование простых эфиров, обладающих плохой способностью к биоразложению, приводит к просачиванию их в грунтовые воды и ухудшению экологической обстановки.

В то же время получение топливных композиций на основе бензина и оксигенатов, например низших спиртов (метанола и этанола), благодаря значительным экологическим преимуществам и возможности использования возобновляемого сырья как одного из компонентов топлива, является несмотря на отдельные недостатки перспективным направлением разработки технологии получения высокооктановых автомобильных топлив.

Известен способ получения высокооктанового бензина, заключающийся в том, что прямогонную бензиновую фракцию НК - 160°С подвергают гидроочистке и затем фракционированию с получением фракций НК - 85°С и 85°С - КК, фракцию НК - 85°С подвергают изомеризации с образованием изо-меризата, а фракцию 85°С - КК подвергают каталитическому риформингу, затем 10-60 мас.% бензина каталитического риформинга фракционируют с получением фракций НК-85°С, 85-140°С, 140-200°С, 200°С - КК и для получения целевого продукта выделенные фракции смешивают с изомеризатом в определенных соотношениях. Для снижения доли высокоароматизированных компонентов в этом способе предлагается дополнительно вводить определенные количества алкилбензина, и/или прямогонной фракции НК-85°С, и/или бензина каталитического крекинга, и/или до 15% простых эфиров спиртов C15 или их смесей с низшими спиртами C14. Без добавления этиловой жидкости могут быть получены только бензины А-76 и АИ-80 (патент РФ №2153523, МКИ C10L 1/04, C10G 69/08, 27.07.2000).

Недостатками этого способа являются многостадийность, относительно небольшое повышение октанового числа и относительно невысокое снижение доли ароматических углеводородов, в том числе бензола.

Основной недостаток известных топлив с определенным содержанием метанола и этанола - фазовая нестабильность при попадании воды (например, из влажного воздуха). При хранении и транспортировке топливо, содержащее этанол, поглощает воду. При этом нарушается фазовая стабильность топлива, на дне емкости образуется водно-спиртовый слой, содержание спирта в топливе сокращается, что затрудняет работу двигателей внутреннего сгорания, ведет к уменьшению октанового числа, коррозии оборудования. Поэтому использование топлива, полученного с добавлением низших спиртов в небольших концентрациях, требует обязательного включения в его состав стабилизирующих добавок, позволяющих гомогенизировать эту систему.

Известен способ получения композиции моторного топлива смешением бензиновых компонентов, ароматического компонента, азотароматической присадки, простых эфиров и/или алифатических спиртов C1-C5 (не более 20%), причем смешение осуществляют циркуляционно-акустическим перемешиванием конечной смеси компонентов при генерации в компаундирующем узле акустических колебаний в интервале частот от 12 Гц до 30 кГц (RU, патент №2214444, МПК 7 C10L 1/06, C10L 1/18, опубл. 20.10.2003).

Недостатками способа являются усложненность технологии получения, обусловленная многокомпонентностью получаемой смеси, длительностью ее циркуляционной и акустической обработки, применением специального оборудования, а также достаточно высокие концентрации ароматических соединений, являющихся канцерогенами и ядами крови.

Известен способ получения высокооктанового автомобильного топлива смешением прямогонного бензина или бензина А-76 и этилового спирта концентрацией 92-96% в соотношении 75-85 об.% и 15-25 об.% или 15-25 об.% и 75-85 об.% соответственно, нагреванием полученной смеси до 40-90°С с последующей выдержкой при этой температуре 20-30 мин с последующим охлаждением и повторным нагреванием до той же температуры и выдержкой в течение 10-15 мин (RU, патент №2246526, C10L 1/18, опубл. 20.02.2005).

Недостатками этого способа являются невысокая фазовая стабильность получаемого топлива и ухудшение ее при длительном хранении, особенно в условиях низких температур, недостаточное повышение детонационной стойкости (октанового числа) в реальных эксплуатационных условиях.

Задачей изобретения является разработка непрерывного процесса получения экологичного автомобильного топлива на основе бензина и спирта, обладающего повышенной детонационной стойкостью в реальных условиях, проявляющего высокую фазовую стабильность при длительном хранении и транспортировке, особенно в условиях низких температур, при сохранении относительно высокой теплотворной способности.

Поставленная задача решается способом получения высокооктанового автомобильного топлива, включающим смешение исходного прямогонного бензина или бензина А-76 с этиловым спиртом концентрации 92-96%. Причем компоненты берут в соотношении спирт : бензин от 55:45 об.% до 70:30 об.%, перед подачей в смеситель компоненты топлива нагревают до температуры 50÷70°С, подачу компонентов в смеситель, в котором поддерживают ту же температуру, осуществляют в ламинарном режиме при Re=1000÷1200 при полном заполнении объема смесителя и при прохождении его потоком смеси в том же ламинарном режиме в течение 20÷30 мин. Способ получения топлива может быть осуществлен и при использовании облегченного бензина А-76 с пределами выкипания 42-155°С или облегченного прямогонного бензина с пределами выкипания 42-150°С.

В таблице 1 представлены характеристики используемых компонентов. В таблицах 2, 3 представлены результаты испытаний композиций топлива, полученных в соответствии с заявленными режимами и соотношениями. Технологический процесс получения топлива представлен на схеме.

Приводим пример осуществления заявляемого способа.

Пример 1. Предварительно нагретые до 50°С этиловый спирт концентрацией 92 об.% из сырьевой емкости 1 и бензин А-76 из сырьевой емкости 2 в соотношении 55 об.%: 45 об.% (2,75 л/мин: 2,25 л/мин) непрерывно в ламинарном режиме (Re=1000) подают насосами 3 и 4 в общий смеситель 5, представляющий собой трубопровод, полностью заполняя его объем. В смесителе компоненты соединяются, смешиваясь, в один ламинарный поток (Re=1000), причем этанол подают сверху как более тяжелый компонент, после чего общий поток в том же ламинарном режиме подают в товарную емкость 6. Время прохождения смесителя 30 мин.

Одинаковый ламинарный режим разных потоков можно поддерживать, например, с помощью различных сечений сырьевых патрубков для подачи компонентов на смесителе, диаметр одного из них может быть постоянен, а диаметр другого варьируют с помощью диафрагмы.

При Re более 1200 возможны «проскальзывание» и уменьшение контакта потоков компонентов. При Re менее 1000 процесс недостаточно технологичен.

Остальные примеры осуществляли аналогично примеру 1, изменяя условия в заявленных интервалах способа. Характеристики полученного целевого продукта приведены в таблицах 2, 3.

Исследуемые характеристики сырья и полученных топлив определяли в соответствии со следующими ГОСТами:

- температура помутненияГОСТ 5066-91- фракционный составГОСТ 2177-82- октановое числоГОСТ 511-82- содержание фактических смолГОСТ 1567-97- плотностьГОСТ 3900-85

Испытания проведены на ОАО «Татнефтепродукт».

Представленные в таблицах экспериментальные данные показывают, что предлагаемый способ получения топлива на основе бензина и этанола, позволяет снизить температуру помутнения топлива до -65°С с одновременным повышением октанового числа до 90 и более по моторному методу.

Таким образом, предлагаемый способ получения высокооктанового автомобильного топлива содержит новую совокупность существенных признаков, а именно: подача компонентов в соотношении спирт: бензин от 55:45 об.% до 70:30 об.%, предварительно нагретых до 50-70°С, их смешение в течение 20÷30 мин. в ламинарном режиме при Re=1000÷1200 в смесителе при условии полного заполнения его объема, которая позволяет повысить фазовую стабильность и детонационную стойкость получаемого топлива.

Таблица 1Характеристики исходных компонентов (бензинов и этанола)ОбразцыНаименование показателейБензин А-76Бензин А-76 облегченныйБензин прямогонныйБензин прямогонный облегченныйЭтанол1. Плотность при 20°С, г/см30,72370,71280,71430,70970,8052. Детонационнаястойкость:- октановое число по73725554751моторному методу;- октановое число поисследовательскому78776060952методу3. Фракционный состав топливного компонента:- температура начала4242414276перегонки, °С;- температура перегонки 10%, °С;6161716177- температура перегонки 50%, °С;95951109577- температура перегонки 85%, °С;15515515015077- температура перегонки 90%, °С;163-152-78- конец кипения, °С;18215516515078- остаток в колбе, %1,01,01,01,01,0- остаток и потери, %2,02,12,02,01,64. Концентрация фактических смол, мг/100 см31,51,41,01,02,65. Содержание механических примесейОтсут.Отсут.Отсут.Отсут.Отсут.1 От исходного бензина отогнано 85-86 об.%.
2 Для этилового спирта определение октанового числа по гостированному методу не совсем корректно

Таблица 2Результаты сравнительных испытаний составов топлива, полученных по предложенному способу (Re=1200, t=70°С, τ=20 мин)Топливная композицияСоотношение спирт: бензин, % об.ПОКАЗАТЕЛИ ТОПЛИВАОктановое число по моторному методуГраница фазовой устойчивости, °СПродолжительность фазовой устойчивости (при нормальном давлении)Теплотворная способность, кДж/л (расчетная)Этанол - бензин А-760:10073ниже -80не нормируется3420015:851815˜2-х месяцев3170050:5081-252-3 месяца2940055:4586-35>3-х месяцев2920060:4089-40>6-х месяцев28700 70:3092-67>6-х месяцев2780085:15178ниже -80˜2-х месяцев26200100:0753-1144
-36
не нормируется
˜2-х месяцев
24200
28700
60:40584Этанол - бензин А-76 облегченный20:10072ниже -80не нормируется3450015:851826˜2-х месяцев3210050:5079-252-3 месяца3050055:4586-34>3-х месяцев2970060:4088-41>6-х месяцев2910070:3092-66>6-х месяцев2810085:15176ниже -80
-35
˜2-х месяцев
˜2-х месяцев
26400
29100
60:40585Этанол - бензин прямогонный0:10055ниже -80не нормируется3710015:8518031˜2-х месяцев3430050:507772-3 месяца3140055:4585-1>3-х месяцев3080060:4087-5>6-х месяцев2980070:3091-25>6-х месяцев2930085:15178-40
-1
˜2-х месяцев
˜2-х месяцев
26800
29800
60:40582Этанол - бензин прямогонный облегченный20:10054ниже -80не нормируется3750015:8517725˜2-х месяцев3490050:507652-3 месяца3230055:4583-3>3-х месяцев3180060:4086-7>6-х месяцев3020070:3092-28>6-х месяцев2980085:15177-32
0
˜2-х месяцев
˜2-х месяцев
26900
30200
60:405831 Компоненты взяты в соотношениях прототипа.
2 От исходного бензина отогнано 85-86% объемных.
3 Для этилового спирта определение детонационной стойкости по гостированному методу (без его модификации) затруднено и не совсем корректно.
4 Справочная температура начала кристаллизации обезвоженного этанола.
5 Топливо, полученное в условиях прототипа (t=90°С, τ1=20 мин, τ2=15 мин).

Таблица 3Результаты сравнительных испытаний составов топлива, полученных по предложенному способу (Re=1000, t=50°С, τ=30 мин.)Топливная композицияСоотношение спирт: бензин, % об.ПОКАЗАТЕЛИ ТОПЛИВАОктановое число по моторному методуГраница фазовой устойчивости, °СДлительность фазовой устойчивости (при нормальном давлении)Теплотворная способность кДж/л, (расчетная)Этанол - бензин А-760:10073ниже -80не норм-ся3420015:85182+5˜ 2-х месяцев3170050:5080-262-3 месяца2940055:4587-35>3-х месяцев2920060:4089-41>6-х месяцев2870070:3092-66>6-х месяцев2780085:15177ниже -80
-1144
˜ 2-х месяцев
не норм-ся
26200
24200
100:0753Этанол - бензин А-76 облегченный20:10072ниже -80не нормируется3450015:85181+7˜ 2-х месяцев3210050:5079-242-3 месяца3050055:4586-32>3-х месяцев2970060:4087-40>6-х месяцев2910070:30
85:151
91
77
-65
ниже -80
>6-х месяцев
˜ 2-х месяцев
28100
26400
Этанол - бензин прямогонный0:10055ниже -80не нормируется3710015:85180+32˜ 2-х месяцев3430050:5076+72-3 месяца3140055:45840>3-х месяцев3080060:4086-4>6-х месяцев2980070:30
85:151
91
78
-25
-40
>6-х месяцев
˜ 2-х месяцев
29300
26800
Этанол - бензин прямогонный облегченный20:10054ниже -80не нормируется3750015:85177+26˜ 2-х месяцев3490050:5075+52-3 месяца3230055:4582-3>3-х месяцев3180060:4085-6>6-х месяцев3020070:30
85:151
92
77
-27
-32
>6-х месяцев
˜ 2-х месяцев
29800
26900
1 Компоненты взяты в соотношениях прототипа.
2 От исходного бензина отогнано 85 - 86% объемных.
3 Для этилового спирта определение детонационной стойкости по гостированному методу (без его модификации) затруднено и не совсем корректно.
4 Справочная температура начала кристаллизации обезвоженного этанола.

Похожие патенты RU2327732C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТОПЛИВА 2003
  • Иванов Б.Н.
  • Садыков А.Р.
  • Суханов А.П.
  • Васильев Н.А.
  • Харлампиди Х.Э.
RU2246526C1
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ АВТОМОБИЛЬНОЕ ТОПЛИВО И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ 2019
  • Цыганков Дмитрий Владимирович
  • Мирошников Александр Михайлович
  • Полозова Алена Владимировна
  • Коновалов Дмитрий Сергеевич
RU2723546C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТОПЛИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ 2015
  • Пименов Юрий Александрович
  • Ефимова Наталья Леонидовна
  • Покровский Александр Владимирович
  • Зубакин Сергей Иванович
  • Кумар Анил
RU2602076C1
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ АВТОМОБИЛЬНОЕ ТОПЛИВО И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ 2015
  • Ершов Михаил Александрович
  • Григорьева Екатерина Викторовна
  • Хабибуллин Ильдус Фаридович
  • Емельянов Вячеслав Евгеньевич
RU2605954C1
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОБАВКА К АВТОМОБИЛЬНОМУ БЕНЗИНУ 2007
  • Мирошников Александр Михайлович
  • Цыганков Дмитрий Владимирович
  • Часовщиков Александр Радиевич
RU2349629C2
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОБАВКА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВ 1998
  • Утробин А.Н.
  • Митин Н.А.
  • Емельянов В.Е.
  • Симоненко Л.С.
  • Скворцов В.Н.
RU2132359C1
УНИФИЦИРОВАННЫЙ МОДИФИКАТОР МОТОРНЫХ ТОПЛИВ 2011
  • Волков Николай Михайлович
  • Решетников Виктор Николаевич
RU2457238C1
ВЫСОКООКТАНОВЫЙ КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЙ КОМПОНЕНТ К АВТОМОБИЛЬНОМУ БЕНЗИНУ 2022
  • Зеленский Константин Валентинович
  • Кузора Игорь Евгеньевич
  • Ганина Анна Александровна
  • Дьячкова Светлана Георгиевна
  • Артемьева Жанна Николаевна
  • Ковалева Екатерина Борисовна
  • Гершпигель Татьяна Николаевна
  • Седлов Дмитрий Николаевич
RU2801868C1
Альтернативное топливо для бензиновых двигателей 2022
  • Ершов Михаил Александрович
  • Савеленко Всеволод Дмитриевич
  • Климов Никита Александрович
  • Буров Никита Олегович
  • Орлов Федор Сергеевич
RU2805916C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО ТОПЛИВА 2006
  • Абрамов Иван Васильевич
  • Шуклин Сергей Григорьевич
  • Михайлов Юрий Олегович
RU2326933C2

Реферат патента 2008 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТОПЛИВА

Изобретение относится к способам получения жидких углеводородсодержащих топлив улучшенного качества путем введения кислородсодержащих соединений, а именно спиртов. Описан способ получения высокооктанового автомобильного топлива подачей в смеситель в ламинарном режиме (Re=1000÷1200) нагретых до 50÷70°С прямогонного бензина или бензина А-76 с этиловым спиртом концентрации 92-96% в соотношении спирт: бензин от 55:45 об.% до 70:30 об.% и смешением их при прохождении потоком смесителя при Re=1000÷1200, температуре в смесителе 50÷70°С, полном заполнении его объема в течение 20÷30 мин. Можно также использовать облегченный бензин А-76 с пределами выкипания 42-155°С или облегченный прямогонный бензин с пределами выкипания 42-150°С. Технический результат изобретения - получение высокооктанового автомобильного топлива с улучшенными характеристиками. 2 з.п. ф-лы, 1 ил., 3 табл.

Формула изобретения RU 2 327 732 C1

1. Способ получения высокооктанового автомобильного топлива, включающий смешение исходного прямогонного бензина или бензина А-76 с этиловым спиртом концентрации 92-96%, отличающийся тем, что компоненты берут в соотношении спирт: бензин от 55:45 об.% до 70:30 об.% перед подачей в смеситель компоненты топлива нагревают до температуры 50÷70°С, подачу компонентов в смеситель, в котором поддерживают ту же температуру, осуществляют в ламинарном режиме при Re=1000÷1200 при полном заполнении объема смесителя и при прохождении его потоком смеси в том же ламинарном режиме в течение 20÷30 мин.2. Способ получения высокооктанового автомобильного топлива по п.1, отличающийся тем, что используют облегченный бензин А-76 с пределами выкипания 42-155°С.3. Способ получения высокооктанового автомобильного топлива по п.1, отличающийся тем, что используют облегченный прямогонный бензин с пределами выкипания 42-150°С.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2327732C1

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТОПЛИВА 2003
  • Иванов Б.Н.
  • Садыков А.Р.
  • Суханов А.П.
  • Васильев Н.А.
  • Харлампиди Х.Э.
RU2246526C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВЫХ БЕНЗИНОВ 2005
  • Долинский Сергей Эрикович
  • Лищинер Иосиф Израилевич
  • Малова Ольга Васильевна
RU2284343C1
ДОБАВКА К БЕНЗИНУ И ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2001
  • Костюченко В.П.
  • Бейлисон Е.А.
  • Кузьмин В.Н.
  • Емельянов В.Е.
  • Никитина Е.А.
  • Симоненко Л.С.
RU2205202C1
Пломбировальные щипцы 1923
  • Громов И.С.
SU2006A1
Автоматический выключатель 1946
  • Галямичев П.С.
SU76688A1

RU 2 327 732 C1

Авторы

Сабиров Рустам Наилович

Иванов Борис Николаевич

Костромин Роман Николаевич

Билалов Марат Исламнурович

Даты

2008-06-27Публикация

2006-11-14Подача