СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО ТОПЛИВА Российский патент 2008 года по МПК C10L1/182 C10L1/32 

Описание патента на изобретение RU2326933C2

Изобретение относится к производству моторных топлив, а именно к технологии получения высокооктановых автомобильных топлив, и может быть использовано как на технологических линиях по получению автомобильных топлив, так и на отдельных стандартных установках, обеспечивающих простое перемешивание компонентов.

Необходимое сокращение вредных выбросов в атмосферу с отработанными газами автомобильного транспорта ведет к ужесточению экологических требований к моторным топливам. В первую очередь это касается ограничения использования свинецсодержащих присадок. Возможные пути ограничения - замены их менее токсичными октаноповышающими, например кислородсодержащими добавками, разработка октаноповышающих технологий модификации топлив.

Для получения высокооктанового топлива используются различные технологии обработки бензина и добавки к бензинам. В частности, что для получения высокооктанового топлива в состав его вводят многокомпонентные добавки, содержащие спирт.

Одним из существенных недостатков октаноповышающих технологий получения топлив с использованием этилового спирта является его малая фазовая стабильность в присутствии воды, что приводит к нарушению гомогенности фаз при понижении температуры.

Разделение композиции на бензиновый и водноспиртовой слои затрудняет работу двигателей внутреннего сгорания - двигатель, частично замерзает топливо в баках.

Для устранения указанного недостатка используют ряд приемов:

Удаление воды из спиртово-бензиновой смеси, использование различных сорастворителей и стабилизаторов.

Известны технологии получения высокооктановых топлив без использования этилового спирта и свинцовосодержащих добавок. Например, известен способ получения высооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонной бензиновой фракции, фракционирование 30-90 мас.% бензина каталитического риформинга с выделением фракции, выкипающей в интервале 35-150°С, и последующего смешения выделенной фракции с бензином каталитического риформинга и алкилатом 40-70, 10-30, до 100% от массы смеси соответственно (патент СССР №2009167, МКИ C G 59/0, 1992).

Однако этот способ не позволяет получить бензины с октановым числом 95 и выше без добавления этиловой жидкости. Кроме того, новыми ГОСТами на топливо количество ароматических углеводородов, особенно бензола, образующихся в процессе каталитического риформинга, ограничено.

Известен способ получения высокооктанового бензина, включающий каталитический риформинг бензиновой фракции, фракционирование части бензина каталитического риформинга с последующим получением целевого продукта смешением выделенных фракций с алкилатом. Перед осуществлением каталитического риформинга прямогонную бензиновую фракцию НК-160°С предварительно подвергают гидроочистке и фракционированию с получением фракций НК-85°С и НК-85°-КК, затем фракцию НК-85°С подвергают изомеризации с образованием изомеризата, 10-40 мас.% бензина каталитического риформинга подвергают фракционированию с получением фракции, выкипающей в интервале НК-110°-КК, и целевой продукт получают смешением фракции бензина каталитического риформинга НК-110°-КК, бензина каталитического риформинга, алкилата и изомеризата, взятых в определенных соотношениях (патент РФ №2078792, МКИ С10G 63/00, 1997).

Недостатком этого способа так же, как и предыдущего, является повышенное содержание ароматических углеводородов в целевом продукте, в частности бензола, что ухудшает его экологические характеристики.

Известен способ получения высокооктанового бензина, заключающийся в том, что прямогонную бензиновую фракцию НК-160° подвергают гидроочистке и затем фракционированию с получением фракций НК-85° и -85°-КК, фракцию НК-85° подвергают изомеризации с образованием изомеризата, а фракцию 85°-КК подвергают каталитическому риформингу, затем 10-60 мас.% бензина каталитического риформинга фракционируют с получением фракций НК-85°С, 85-140°С, 140-200°С, 200°С--КК и для получения целевого продукта выделенные фракции смешивают с изомеризатом в определенных соотношениях. Для снижения доли высокоароматизированных компонентов в этом способе предлагается дополнительно вводить определенные количества алкилбензина, и/или прямогонной фракции НК-85°С, и/или бензина каталитического крекинга, и/или до 15% простых эфиров спиртов С15 или их смесей с низшими спиртами C14. Без добавления этиловой жидкости могут быть получены только бензины А-76 и АИ-80 (патент РФ№2153523, от 27.07.2000, МКИ С10L 1/04, С10G 69/08).

Недостатком этого способа является многостадийность, относительно небольшое повышение октанового числа и относительно невысокое снижение доли ароматических углеводородов, в том числе бензола.

Известен способ получения высокооктанового автомобильного топлива, включающий смешение исходного прямогонного бензина или бензина А-76 с этиловой жидкостью. Причем в качестве этиловой жидкости берут этиловый спирт концентрацией 92-96%, смешение бензина и этилового спирта проводят в соотношении 75-85 об.% и 15-25 об.% или 15-25 об.% и 75-85 об.% соответственно, полученную смесь нагревают до 40-90°С и выдерживают при этой температуре 20-30 минут, затем охлаждают и выдерживают в течение 10-15 минут (патент РФ №2246526, МКИ С10L 1/18, от 05.11.2003).

Недостатком известного изобретения является недостаточно высокая устойчивость спиртово-бензиновой смеси.

Задачей способа является увеличение времени фазовой стабильности и получение высокооктанового топлива.

Поставленная задача решается путем смешения низкооктанового бензина с этиловым спиртом, который смешивают с полиоксиэтиленовым эфиром алкилфенола, затем дополнительно вводят бутиловый спирт, смешанный с бензином, далее полученную смесь диспергируют. Полученную смесь диспергируют в течение 5-20 мин. Полученную смесь можно диспергировать с помощью ультразвука. Смешение бензина с бутиловым спиртом и смешение этилового спирта с полиоксиэтиленовым эфиром алкилфенола проводят в соотношении 70-80 об.% и 20-30 об.% соответственно.

Предлагаемый способ получения высокооктанового топлива характеризуется параметрами бензино-спиртовых смесей, приведенными в таблице.

Способ получения высокооктанового топлива осуществлялся следующим образом.

Этиловый спирт концентрацией 92-96% смешивался с полиоксиэтиленовым эфиром алкилфенола. Смешения композиции бензина с бутиловым спиртом и этилового спирта с полиоксиэтиленовым эфиром алкилфенола проводят в соотношении 70-80 об.% и 20-30 об.% соответственно. Полученную смесь диспергируют с помощью ультразвукового генератора в течение 5-20 минут для повышения устойчивости фазового расслоения смеси. Время фазовой стабильности смеси составляет более 6 месяцев.

Пример 1 - с низкооктановым бензином А-76.

При смешении первой композиции - бензина А-76 с бутиловым спиртом и второй композиции - этилового спирта и полиоксиэтиленового эфира алкилфенола,

причем композиции, первую и вторую, в дальнейшем смешивали в следующих пропорциях:

первая композиция составляет 70 об./%,

вторая композиция - 30 об./%, при этом были получены следующие характеристики:

- октановое число по моторному методу - 87,6;

- октановое число по исследовательскому методу - 96,5;

- фракционный состав: температура начала перегонки композиции 47°С;

10% бензина перегоняется при температуре - 58°С;

50% бензина перегоняется при температуре - 75°С;

90% бензина перегоняется при температуре - 154°С;

конец кипения композиции - 197°С;

остаток в колбе - 1%;

остаток и потери - 1%;

содержание механических примесей и воды - отсутствует.

Пример 2 - получение композиции при участии бензина Аи-92.

При смешении первой композиции - бензина Аи-92 с бутиловым спиртом и второй композиции - этилового спирта и ПАВ, причем первая композиция составляет 70 об./%, а вторая композиция - 30 об./%, были получены следующие характеристики:

- октановое число по исследовательскому методу - 100,5;

- фракционный состав:

- 10% бензина перегоняется при температуре 57°С;

50% бензина перегоняется при температуре - 76°С;

90% бензина перегоняется при температуре - 163°С;

конец кипения композиции - 211°С;

остаток в колбе - 1,3%;

остаток и потери - 2,0%;

содержание механических примесей и воды - отсутствует.

В результате был разработан способ получения топлива с более высокими октановыми числами и низким содержанием ароматических углеводородов, а также снижение СО и окислов азота в отработанных газах. А также значительно увеличилось время фазовой стабильности и гомогенности спиртово-бензиновой смеси. К несомненным преимуществам спиртосодержащих бензинов относится и возможность увеличения степени сжатия (до ε=12-14), а следовательно, и кпд двигателя.

Полученные смеси исследовались общеизвестными способами в соответствии с ГОСТ 8226-82, ГОСТ 2177-99, ГОСТ 511-82, ГОСТ 2084-77.

Представленные результаты показывают, что для получения топлива с высокими октановыми числами разработан способ, который может быть использован в условиях больших производств, а также на автозаправочных станциях, производящих спирт заводах и т.д. Кроме получения бензинов с высокими октановыми числами с помощью предлагаемого способа увеличивается время фазовой стабильности расслоения смеси, что позволяет увеличить время хранения и сохранения гомогенности фаз.

Способ получения высокооктанового топливаНаименование показателейОбразцыА-76А-76 модиф. 70:30АИ-92АИ-92 модиф. 70:30123451. Детонационная стойкость- октановое число по моторному методу78.187.6--- октановое число по исследовательскому методу96.593.1100.52. Фракционный состав:- температура начала перегонки бензина, °С3847.0--- 10% бензина перегоняется при температуре, °С53.05856.057.0- 50% бензина перегоняется при температуре, °С94.075.0106.076.0- 90% бензина перегоняется при температуре, °С167.0154.0170.0163.0- конец кипения бензина, °С198.0197217.0211.0- остаток в колбе, %1.41.01.31.3- остаток и потери, %2.51.03.02.03. содержание механических примесей и водыотсут.отсут.отсут.отсут.

Похожие патенты RU2326933C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТОПЛИВА 2003
  • Иванов Б.Н.
  • Садыков А.Р.
  • Суханов А.П.
  • Васильев Н.А.
  • Харлампиди Х.Э.
RU2246526C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 1998
  • Сайфуллин Н.Р.
  • Калимуллин М.М.
  • Навалихин П.Г.
  • Салихов Р.Ф.
  • Теляшев Г.Г.
  • Ахметов А.Ф.
  • Абдульминев К.Г.
  • Махов А.Ф.
  • Мальцев А.П.
  • Емельянов В.Е.
  • Никитина Е.А.
RU2131909C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 1999
  • Сайфуллин Н.Р.
  • Ганцев В.А.
  • Калимуллин М.М.
  • Салихов Р.Ф.
  • Халманских П.В.
  • Мустакимов М.Х.
  • Чахеев В.П.
  • Ланин И.П.
  • Никитина Е.А.
  • Емельянов В.Е.
RU2153523C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 2008
  • Марышев Владимир Борисович
  • Боруцкий Павел Николаевич
  • Можайко Виктор Николаевич
RU2387699C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА С НИЗКИМИ СОДЕРЖАНИЯМИ АРОМАТИЧЕСКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ, СЕРЫ И НЕПРЕДЕЛЬНЫХ УГЛЕВОДОРОДОВ 2003
  • Липерт Ю.И.
  • Евсеев В.В.
  • Двинин В.А.
  • Хлытчиев А.И.
  • Алексеев Ю.А.
  • Жуков Н.Д.
RU2241734C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 1995
  • Сайфуллин Н.Р.
  • Махов А.Ф.
  • Навалихин П.Г.
  • Судовиков А.Д.
  • Мальцев А.П.
  • Звягин И.И.
  • Арбузова Т.В.
  • Никитина Е.А.
  • Емельянов В.Е.
RU2078792C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТОПЛИВА 2006
  • Сабиров Рустам Наилович
  • Иванов Борис Николаевич
  • Костромин Роман Николаевич
  • Билалов Марат Исламнурович
RU2327732C1
ВЫСОКООКТАНОВЫЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ БЕНЗИН И АНТИДЕТОНАЦИОННАЯ ДОБАВКА ДЛЯ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ 2016
  • Ершов Михаил Александрович
  • Романова Галина Николаевна
  • Александрова Елена Валентиновна
  • Потанин Дмитрий Алексеевич
RU2616606C1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 1995
  • Шапиро А.Л.
  • Емельянов В.Е.
  • Мартц Д.
  • Капустин В.М.
  • Сомов В.Е.
  • Залищевский Г.Д.
  • Варшавский О.М.
  • Цыркин Е.Б.
  • Мучинский Я.Д.
  • Воробьев О.Л.
  • Зевакова В.Г.
  • Мизгирев А.Ф.
RU2092526C1
ТОПЛИВО 2003
  • Вильданов С.Г.
  • Фатхиев И.Н.
  • Ланин И.П.
  • Никитина Е.А.
  • Емельянов В.Е.
RU2241736C1

Реферат патента 2008 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО ТОПЛИВА

Изобретение относится к производству моторных топлив. Сущность: этиловый спирт смешивают с полиоксиэтиленовым эфиром алкилфенолов, дополнительно вводят бутиловый спирт, смешанный с низкооктановым бензином. Далее полученную смесь диспергируют. Полученную смесь диспергируют в течение от 5 до 20 мин с помощью ультразвука. Смесь бензина с бутиловым спиртом и смесь этилового спирта с полиоксиэтиленовым эфиром алкилфенолов берут в соотношении 70-80 об.% и 20-30 об.% соответственно. Технический результат - повышение октанового числа, повышение устойчивости фазового расслоения. 3 з.п. ф-лы, 1 табл.

Формула изобретения RU 2 326 933 C2

1. Способ получения высокооктанового топлива, включающий смешение низкооктанового бензина с этиловым спиртом, отличающийся тем, что этиловый спирт смешивают с полиоксиэтиленовым эфиром алкилфенолов, дополнительно вводят бутиловый спирт, смешанный с бензином, далее полученную смесь диспергируют.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что полученную смесь диспергируют в течение от 5 до 20 мин.3. Способ по п.1, отличающийся тем, что полученную смесь диспергируют с помощью ультразвука.4. Способ по п.1, отличающийся тем, что смешение бензина с бутиловым спиртом и смешение этилового спирта с полиоксиэтиленовым эфиром алкилфенолов проводят в соотношении 70-80 и 20-30 об.% соответственно.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2326933C2

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТОПЛИВА 2003
  • Иванов Б.Н.
  • Садыков А.Р.
  • Суханов А.П.
  • Васильев Н.А.
  • Харлампиди Х.Э.
RU2246526C1
US 4599088 A, 08.07.1986
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ МОТОРНОГО ТОПЛИВА И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ 2002
  • Сидоренко А.Э.
  • Наумов К.В.
RU2214444C1
DE 3613652 A, 29.10.1987.

RU 2 326 933 C2

Авторы

Абрамов Иван Васильевич

Шуклин Сергей Григорьевич

Михайлов Юрий Олегович

Даты

2008-06-20Публикация

2006-06-07Подача