СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ ПОМПАЖА Российский патент 2008 года по МПК F04D27/02 

Описание патента на изобретение RU2329404C1

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД).

Известен способ защиты ГТД от помпажа, реализованный в гидромеханической САУ с электронным сигнализатором помпажа [1]. Способ заключается в том, что по сигналу от сигнализатора помпажа выключают двигатель.

Недостатком известного способа является его низкая эффективность и невозможность использования на одномоторных летательных аппаратах (ЛА).

Наиболее близким к данному изобретению по технической сущности является способ защиты ГТД, реализуемый, например, в электронно-гидромеханических САУ [2, 3].

САУ содержит последовательно соединенные блок датчиков (БД), включающий в себя сигнализатор помпажа, электронный регулятор (ЭР), дозатор топлива (ДТ), клапан останова (КО).

Способ заключается в том, что с помощью сигнализатора помпажа определяют начало помпажа компрессора, включают КО и прекращают подачу топлива в камеру сгорания (КС) ГТД на наперед заданное время, зависящее от характеристик ГТД, после истечения этого времени выключают КО и возобновляют подачу топлива в КС ГТД.

Недостаток известного способа является следующее. Прекращение подачи топлива в КС обеспечивает вывод компрессора двигателя из помпажа. Но для ГТД с небольшими запасами газодинамической устойчивости (ГДУ) компрессора предлагаемый способ восстановления расхода топлива (броском от нуля до расхода, предшествовавшего помпажу) вызывает повторный помпаж. Это приводит к повторному срабатыванию алгоритма ликвидации помпажа. После повторной ликвидации помпажа происходит повторное восстановление расхода топлива в КС. Это приводит к новому помпажу и т.д. В конце концов это приводит к необходимости выключению двигателя. Это приводит к невозможности использования известного способа для защиты современных ГТД (ПС-90А, ПС-90А2).

Целью изобретения является повышение качества работы САУ в части защиты ГТД от помпажа и, как следствие, повышение надежности ГТД и безопасности ЛА.

Поставленная цель достигается тем, что в способе защиты газотурбинного двигателя (ГТД) от помпажа, заключающемся в том, что с помощью сигнализатора помпажа определяют начало помпажа компрессора, включают клапан останова (КО) и прекращают подачу топлива в камеру сгорания (КС) ГТД на наперед заданное время, зависящее от характеристик ГТД, после истечения этого времени выключают КО и возобновляют подачу топлива в КС ГТД, дополнительно одновременно с включением КО устанавливают ДТ в положение, соответствующее расходу топлива на режиме «малый газ» (МГ), после выключения КО в КС подают расход МГ, в случае, если после возобновления подачи топлива в КС пламя не погасло и нет повторного помпажа, с помощью ДТ увеличивают расход топлива в КС вдвое медленнее, чем требует программа приемистости, до величины, обеспечивающей поддержание частоты вращения ротора двигателя, предшествовавшей моменту помпажа.

На чертеже представлена схема устройства, реализующая заявляемый способ.

Устройство содержит последовательно соединенные БД 1, включающий в себя сигнализатор 2 помпажа, ЭР 3, ДТ 4, КО 5, причем ДТ подключен к БД 1, а КО 5 - к ЭР 3.

Устройство работает следующим образом. Электронный регулятор 2 по сигналам датчиков из блока 1 по известным зависимостям (см., например, [3]) формирует управляющее воздействие на ДТ 4, который осуществляют требуемые изменения расхода топлива в КС двигателя. При нормальной работе ГТД КО 5 выключен.

При возникновении помпажа сигнализатор 2 формирует сигнал в ЭР 3. После получения этого сигнала ЭР 3 формирует команду на включение КО 5. КО 5 прекращает подачу топлива в КС. Одновременно по команде ЭР 3 ДТ 4 устанавливается в положение, соответствующее расходу топлива на режиме МГ.

После ликвидации помпажа сигнал от сигнализатора 2 снимается, ЭР 3 выключает КО 5. Через ДТ 4 в КС начинает поступать расход топлива, соответствующее расходу топлива на режиме МГ.

По сигналам из БД 1 ЭР 3 оценивает состояние двигателя:

- по величине температуры газов в КС определяется, не было ли погасания КС,

- по отсутствию сигнала с сигнализатора 2 определяется состояние компрессора двигателя (не было ли повторного помпажа).

При наличии пламени в КС и отсутствии повторного помпажа компрессора ЭР 3 с помощью ДТ 4 увеличивает расход топлива в КС вдвое медленнее, чем требует программа приемистости, до величины, обеспечивающей поддержание частоты вращения ротора двигателя, предшествовавшей моменту помпажа.

Таким образом, обеспечивается плавное, без забросов по расходу топлива восстановление режима работы двигателя, т.е. повышается качество работы САУ и, как следствие, повышение надежности ГТД и безопасности ЛА.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Кеба И.В. «Летная эксплуатация вертолетных ГТД», М., «Транспорт», 1976 г.

2. Шляхтенко С.М. «Теория авиационных ВРД», М., «Машиностроение», 1974 г.

3. Шевяков А.А. «Теория автоматического управления силовыми установками летательных аппаратов», М., «Машиностроение», 1976 г.

Похожие патенты RU2329404C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ ПОМПАЖА 2006
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2329403C2
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ ПОМПАЖА 2007
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2351807C2
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ ПОМПАЖА 2008
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2387882C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2009
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2447418C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2010
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2468257C2
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Титов Юрий Константинович
RU2472974C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКОЙ 2009
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
RU2422683C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2010
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Титов Юрий Константинович
RU2472957C2
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Титов Юрий Константинович
RU2329388C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2010
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2436978C2

Реферат патента 2008 года СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ ПОМПАЖА

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно одновременно с включением клапана останова (КО) устанавливают дозатор топлива (ДТ) в положение, соответствующее расходу топлива на режиме «малый газ» (МГ), после выключения КО в камеру сгорания (КС) двигателя подают расход МГ, в случае, если после возобновления подачи топлива в КС пламя не погасло и нет повторного помпажа, с помощью ДТ увеличивают расход топлива в КС вдвое медленнее, чем требует программа приемистости, до величины, обеспечивающей поддержание частоты вращения ротора двигателя, предшествовавшей моменту помпажа. Технический результат изобретения - повышение надежности работы двигателя и безопасности ЛА за счет обеспечения плавного, без забросов по расходу топлива восстановления режима работы двигателя после ликвидации помпажа. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 329 404 C1

Способ защиты газотурбинного двигателя (ГТД) от помпажа, заключающийся в том, что с помощью сигнализатора помпажа определяют начало помпажа компрессора, включают клапан останова (КО) и прекращают подачу топлива в камеру сгорания (КС) ГТД на наперед заданное время, зависящее от характеристик ГТД, после истечения этого времени выключают КО и возобновляют подачу топлива в КС ГТД, отличающийся тем, что дополнительно одновременно с включением КО устанавливают дозатор топлива (ДТ) в положение, соответствующее расходу топлива на режиме «малый газ» (МГ), после выключения КО в КС подают расход МГ, в случае, если после возобновления подачи топлива в КС пламя не погасло и нет повторного помпажа, с помощью ДТ увеличивают расход топлива в КС вдвое медленнее, чем требует программа приемистости, до величины, обеспечивающей поддержание частоты вращения ротора двигателя, предшествовавшей моменту помпажа.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2329404C1

ШЕВЯКОВ А.А
Теория автоматического управления силовыми установками летательных аппаратов
- М.: Машиностроение, 1976, с.102-104
ПРОТИВОПОМПАЖНОЕ УСТРОЙСТВО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1991
  • Макасеев Л.И.
  • Рязанцев А.Т.
  • Соловьев В.А.
  • Слотин О.Б.
RU2093711C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ТУРБОКОМПРЕССОРА ОТ ПОМПАЖА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2003
  • Смирнов Ю.М.
  • Шакирьянов М.М.
  • Шакирьянов М.М.
  • Смирнова Е.Ю.
RU2254498C1
СПОСОБ ПРОТИВОПОМПАЖНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЗАЩИТЫ ТУРБОКОМПРЕССОРА 2004
  • Киселев Д.В.
RU2263232C1
Способ подготовки поверхности стекла 1974
  • Ивановский Геннадий Фомич
  • Шуранова Любовь Михайловна
  • Вязникова Тамара Александровна
  • Крупельницкий Виктор Иванович
  • Хоц Галина Ефимовна
SU500195A1
DE 4202226 A1, 08.04.1993.

RU 2 329 404 C1

Авторы

Дудкин Юрий Петрович

Гладких Виктор Александрович

Фомин Геннадий Викторович

Даты

2008-07-20Публикация

2006-10-05Подача