ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩЕЕ ОРУДИЕ Российский патент 2008 года по МПК A01B59/04 A01B63/02 A01B73/00 

Описание патента на изобретение RU2329629C1

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, преимущественно к широкозахватным сельскохозяйственным машинам, развертываемым для работы фронтально к направлению движения.

Известен широкозахватный сельскохозяйственный агрегат, содержащий центральную секцию, правую и левую боковые секции, которые связаны с центральной посредством сниц, боковых брусьев и механизмов перевода с фиксаторами, в котором, с целью упрощения конструкции и повышения эксплуатационной надежности, механизм перевода правой секции состоит из двух вертикальных стоек, жестко закрепленных на задней части сницы центральной секции и передней части сницы правой секции, причем верхние части стоек соединены тросом, один конец которого прикреплен к правому брусу, а другой - к снице правой секции, а механизм перевода левой секции выполнен в виде двух параллельных стержней, жестко связанных между собой и установленных с зазором, при этом один из стержней выполнен с фиксирующими впадинами на концах, а сница левой боковой секции снабжена кольцевым ползуном, контактирующим с фиксирующими впадинами стержня; фиксирующая впадина на внутреннем конце левого бруса изогнута по радиусу в вертикальной плоскости (SU, авторское свидетельство №1493128 А1, М. кл.4 А01В 59/04. Широкозахватный сельскохозяйственный агрегат, 15.07.1989).

В описанном широкозахватном агрегате заслуживает внимание то, что прицепные сельскохозяйственные машины с фронтального положения при выполнении технологического процесса переводятся в положение цугом при транспортировке по полевым и шоссейным дорогам. Однако механизмы перевода левой и правой секций сложны по конструкции, имеют низкую эксплуатационную надежность и требуют ручного труда.

Известно также широкозахватное почвообрабатывающее орудие, содержащее центральную секцию со смонтированными на ее задней и боковых сторонах фиксаторами и связанные с центральной секцией вертикальными шарнирами боковые секции, на задней и боковой сторонах каждой из которых закреплены захваты для взаимодействия с фиксаторами, в котором, с целью повышения эксплуатационной надежности при транспортировании орудия на каждом из вертикальных шарниров закреплен продольно-горизонтальный шарнир, который соединен с боковой секцией посредством поперечно-горизонтального шарнира, при этом каждый из фиксаторов выполнен в виде автосцепного устройства, а каждый из захватов - в виде горизонтально размещенного ролика, причем закрепленный на боковой стороне секции ролик расположен соосно с продольно-горизонтальным шарниром, а смонтированный на задней стороне секции ролик размещен соосно с поперечно-горизонтальным шарниром (SU, авторское свидетельство №1393330 А1, М. кл.4 А01В 59/04, 07.05.1988).

В описанном почвообрабатывающем орудии заслуживает внимание шарнир (9) связи центральной секции (1) с боковыми секциями (2, 3), имеющий вертикальный и горизонтальный оси. Однако конструктивное исполнение шарнира (9) не обеспечивает эксплуатационную надежность шарнирного соединения центральной секции (1) с боковыми секциями (2, 3), как при выполнении технологического процесса, так и при транспортировке орудия в сложенном (походном) положении.

Известен широкозахватный сельскохозяйственный агрегат, содержащий боковые секции, шарнирно присоединенные к центральной, на которой смонтирована сница с механизмом перевода центральной секции в рабочее или транспортное положение, растяжки для соединения боковых секций со сницей и фиксатор, в котором, с целью упрощения конструкции и повышения эксплуатационной надежности, каждая растяжка выполнена жесткой из двух соединенных посредством карданного шарнира частей, причем один конец растяжки жестко связан со сницей, а другой - через фиксирующее и поддерживающее устройства соединены с боковой секцией, причем скоба каждого фиксирующего устройства закреплена на растяжке, а крюк - на боковой секции с возможностью взаимодействия со скобой в рабочем положении; поддерживающее устройство выполнено в виде направляющей с ползуном, на котором смонтирован вертикальный шарнир для крепления растяжки (SU, авторское свидетельство №1427607, М. кл. А01В 59/04, 27.09.1988, Бюл. №36).

К недостаткам описанного широкозахватного сельскохозяйственного агрегата, несмотря на то, что прицепные орудия (22) в походном положении сложены вдоль сницы (2), относятся большие габаритные размеры по длине агрегата в транспортном положении и недопустимо больше радиуса поворотов. Это затрудняет транспортировку прицепного орудия по полевым дорогам.

Известно устройство для присоединения боковых широкозахватных секций почвообрабатывающих орудий, включающее раму с проушинами, в котором, с целью обеспечения равномерности глубины рыхления и улучшения копирования рабочими органами обрабатываемой поверхности, в проушинах рамы установлены двухшарнирные звенья, соединенные между собой осью с телескопическим шарниром, который связан с рамой посредством винта с поворотной гайкой, причем винт расположен наклонно к горизонтальной поверхности с возможностью поворота относительно рамы в продольно-вертикальной плоскости, а поворотная гайка установлена на раме с помощью кронштейна; двухшарнирные звенья выполнены в виде вилок (SU, авторское свидетельство №614763, М. кл.2 А01В 65/06. Устройство для присоединения боковых широкозахватный секций почвообрабатывающих орудий, 15.07.1978).

В данном техническом решении заслуживает внимание соединение оси (4) с телескопическим шарниром (5) при решении проблемы перевода прицепных орудий для поверхностной обработки почвы в транспортное положение. Однако описание устройства имеет узкий диапазон угловых перемещений оси (4).

Известна рама почвообрабатывающего орудия, например широкозахватного культиватора, содержащая шарнирно связанные между собой центральную, средние и крайние секции и рычажный механизм перевода орудия в транспортное положение с шарнирно закрепленными на секциях гидроцилиндрами, в которой, с целью уменьшения габаритов рамы при переводе в транспортное положение, крайние секции дополнительно связаны со средними секциями шестеренчато-реечными механизмами, шестерни которых установлены на осях шарниров, а рейки на гидроцилиндрах реечного механизма (SU, авторское свидетельство №518173, М. кл.2 А01В 59/06. Рама почвообрабатывающего орудия, 25.06.1976).

К недостаткам описанной рамы, несмотря на схожесть решаемой технической задачи - перевод крайних и средних секций в транспортное положение для уменьшения габаритных размеров, относятся низкая техническая надежность шестеренчато-реечных механизмов.

Кроме описанных, известно широкозахватное сельскохозяйственное орудие, содержащее центральную и шарнирно соединенные с ней боковые секции с опорными колесами и механизм перевода боковых секций в рабочее или транспортное положение, в котором, с целью повышения надежности работы, опорные колеса каждой боковой секции выполнены приводными, а механизм перевода выполнен в виде кинематически соединенных гидроцилиндра, коромысла, реверсивного храпового механизма и цепной передачи, при этом шток гидроцилиндра шарнирно связан с одним концом коромысла, другой конец которого шарнирно смонтирован на имеющемся валу двойного храпового колеса с противоположным направлением зубьев и звездочки цепной передачи, причем на коромысле шарнирно установлена собачка двустороннего действия, а другая звездочка цепной передачи установлена на оси опорного колеса; собачка имеет подпружиненный фиксатор, установленный с возможностью поворота, и снабжена фиксирующим пальцем (SU, авторское свидетельство №1463148 А1, М. кл.4 А01В 59/04. Широкозахватное сельскохозяйственное орудие, 07.03.1989).

К недостаткам описанного широкозахватного орудия относятся большие затраты времени на перевод боковых секций в транспортное положение и сложность механизма привода каждого колеса секций.

Известно также широкозахватное почвообрабатывающее орудие, содержащее центральную, боковые и крайние секции, соединенные продольными горизонтальными шарнирами и связанные тягами и управляющими гидроцилиндрами, в котором, с целью расширения технологических возможностей за счет улучшения копирования поверхности почвы при уменьшенной ширине захвата и повышения надежности транспортирования, тяги, соединяющие крайние и боковые секции, выполнены двухзвенными, причем одни звенья жестко закреплены на боковых и крайних секциях, а другие присоединены к ним шарнирно и соединены между собой плоскими шарнирами, связывающими их со штоками гидроцилиндров, при этом шарнирные звенья тяг боковых секций контактируют с опорами, смонтированными на боковых секциях с образованием между шарнирными звеньями тяг угла 5-25°, а штоки гидроцилиндров снабжены ограничителями, контактирующими с короткими звеньями тяг в транспортном положении (SU, авторское свидетельство №1463151 А1, М. кл.4 А01В 59/04. Широкозахватное почвообрабатывающее орудие, 07.03.1989).

В данном широкозахватном орудии заслуживают внимания горизонтальные шарниры соединения крайних секций со средними и средних секций с центральной секцией. Однако шарнирно соединенные тяги и секторные ограничители имеют низкую эксплуатационную надежность. Орудие в транспортном положении имеет недопустимо большие габариты по высоте.

Известно почвообрабатывающее орудие, содержащее сницу, центральную, две средние и две крайние рамы с секциями рабочих органов, шарнирно соединенные между собой при помощи проушин и пальцев и управляемые гидроцилиндрами через жестко закрепленные на рамах кронштейны, эксплуатационной надежности при переводе орудия из транспортного положения в рабочее и обратно, проушины средних рам в шарнирах соединения с крайними рамами и кронштейны крайних рам имеют дугообразные пазы, изогнутые в противоположные стороны с радиусом, равным длине плеча кронштейна, при этом проушины средних рам снабжены криволинейными направляющими, охватывающими концы дугообразных пазов, а пальцы имеют эллипсообразные головки, жестко закрепленные в проушинах крайних рам и контактирующие с криволинейными направляющими проушин (SU, авторское свидетельство №1475503 А1, М. кл.4 А01В 73/00. Почвообрабатывающее орудие, 30.04.1989).

К недостаткам описанного почвообрабатывающего орудия, принятого нами в качестве наиближайшего аналога, применительно к решаемой нами задачи относятся большие габаритные размеры орудия по высоте в сложенном положении крайних и средних секций, а также низкая эксплуатационная надежность проушин средних рам.

Сущность заявленного изобретения заключается в следующем.

Задача, на решение которой направлено заявленное изобретение, - снижение затрат труда и времени на перевод крайних и боковых секций с рабочими органами из рабочего положения в транспортное и обратно.

Технический результат - повышение эксплуатационной надежности почвообрабатывающего орудия при транспортировке по полевым, грунтовым и шоссейным дорогам.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном почвообрабатывающем орудии, содержащем сницу, центральную, левую и правую средние и крайние секции с размещенными на них рабочими органами, управляемые гидроцилиндрами левый и правый механизмы перевода средних и крайних секций из рабочего положения в транспортное и механизм подъема секций в транспортное положение в виде снабженных гидроприводом опорных колес, размещенных на снице, согласно изобретению, снабженные индивидуальными опорными колесами крайние секции со средними секциями сопряжены горизонтальным в продольно-вертикальной плоскости шарниром, каждая средняя секция соединена с центральной секции посредством переходного звена, имеющего вертикальный и в продольно-вертикальной плоскости горизонтальный шарниры, последним соединены с центральной секцией, а вертикальным шарниром связан со средней секцией, управляемым гидроцилиндром механизм перевода средних и крайних секций выполнен в виде антипараллелограмма с компенсирующими звеньями на концах перекрещивающихся тяг, одна пара концов перекрещивающихся тяг посредством осей смонтирована в шарнирах на концах С-образных балки левой средней секции, вторая пара концов перекрещивающихся тяг посредством компенсирующих звеньев и осей смонтирована в шарнирах на концах С-образной балки правой средней секции, при этом поворот компенсационных звеньев на осях в шарнирах С-образной балки правой секции ограничен упорами, гидроцилиндр управления механизма перевода средних и крайних секций основанием смонтирован на переходном звене, а штоком связан с одной из осей размещения конца перекрещивающейся тяги в шарнире на переднем конце С-образной балки, геометрические оси С-образных балок на концах средних секций совмещены с вертикальными шарнирами переходных звеньев, а оси соединения концов перекрещивающихся тяг в шарнирах на концах С-образных балок размещены в продольно-вертикальных плоскостях горизонтальных шарниров переходных звеньев, взаимно фиксируемые блокираторами подвижная и неподвижная части сницы снабжены брусьями для укладки в транспортное положение крайних и средних секций, каждая секция снабжена поворотной транспортной балкой перевода рабочих органов из рабочего положения в транспортное, размещенная посредством кронштейном на силовом брусе секции и соединенная с передним брусом секции тягой и пальцем блокиратора, на концах поворотной транспортной балки крайних и боковых секций размещены призмы и вилки разъемных муфт, а на концах поворотной балки центральной секции - вилки, имеющие возможность сопряжения с призмами на концах транспортных балок средних секций, при этом поворотная транспортная балка кулаками и продольными тягами связана с кулаками механизма подъема центральной, боковой и крайних секций в транспортное положение.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг.1 схематично представлено широкозахватное секционное почвообрабатывающее орудие с крайними и средними секциями, приведенными в транспортное положение, вид в плане.

На фиг.2 - то же, при выполнении технологического процесса (крайние, средние и центральная секции размещены фронтально к направлению движения почвообрабатывающего агрегата), вид в плане.

На фиг.3 изображена кинематика звеньев механизма поворота боковых и крайних секций из рабочего положения в виде антипараллелограмма.

На фиг.4 приведена кинематика звеньев механизма поворота боковых и крайних секций из рабочего положения в транспортное в виде антипараллелограмма с компенсирующими звеньями на концах перекрещивающихся тяг.

Сведения, подтверждающие возможность реализации заявленного изобретения, заключаются в следующем.

Почвообрабатывающее орудие содержит сницу 1, центральную секцию 2, левые и правые средние секции 3, 4 и крайние секции 5, 6 с размещенными на них рабочими органами. В силу многофункциональности орудия рабочие органы на приводимых чертежах не показаны. Орудие снабжено управляемыми дистанционно гидроцилиндрами левым и правым механизмом перевода средних секций 3, 4 и крайних секций из фронтального, рабочего положения в транспортное положение с размещением вдоль сницы 1. Орудие также оборудовано механизмом подъема секций 1-5 в транспортное положение с образованием транспортного просвета между рабочими органами и поверхностью полевой дороги не менее 0,350 м. Указанный механизм смонтирован на снице, имеет коленчатую ось 7 с опорными колесами 8 на концах, коленчатая ось 7 посредством подшипников скольжения 9 смонтирована под сницей 1 и кулаком связана с гидроприводом. В силу известности конструкции гидропривода в описанном механизме последний на прилагаемых чертежах не представлен.

Крайние секции 5 и 6 и средние секции 3 и 4 снабжены индивидуальными опорными колесами 10. Крайние секции 5, 6 со средними секциями 3, 4 сопряжены горизонтальными в продольно-вертикальной плоскости, параллельной направлению движения почвообрабатывающего агрегата, шарниром 11. Каждая средняя секция 3 (4) соединена с центральной секцией 2 посредством переходного звена 12. Переходное звено 12 имеет вертикальный шарнир 13 и в продольно-вертикальной плоскости горизонтальный шарнир 14. Горизонтальным шарниром 14 переходное звено 12 соединено с центральной секцией 2. Переходное звено 12 вертикальным шарниром связан со средней секцией 3 (4). Управляемый гидроцилиндром 15 механизм перевода средних секций 3, 4 и крайних секций 5, 6 выполнен моноблоком в виде антипараллелограмма с компенсирующими звеньями 16 и 17 на концах перекрещивающихся тяг 18 и 19. Одна пара концов тяг 18, 19 посредством осей 20 и 21 смонтирована в шарнирах 22 и 23 на концах С-образных балки 24 левой средней секции 3. Вторая пара концов перекрещивающихся тяг 18, 19 посредством компенсирующих звеньев 16, 17 и осей 25, 26 смонтирована в шарнирах 27 и 28 на концах С-образной балки 29 правой средней секции 4. Поворот компенсирующих звеньев 16, 17 на осях 25, 26 в шарнирах 27, 28 С-образной балки 29 правой секции 4 ограничен упорами 30.

Гидроцилиндр 15 управления механизмами перевода средних и крайних секций 3, 4, 5 и 6 основанием смонтирован на оси 31 переходного звена 12. Штоком гидроцилиндр 15 связан с осью 20 размещения конца перекрещивающейся тяги 18 в шарнире 22 на переднем конце С-образной балки 24. Геометрические оси С-образных балок 24 и 29 на концах средних секций 3, 4 совмещены с вертикальными шарнирами 13 переходных звеньев 12. Оси 32, 33, 20 и 21 соединения концов перекрещивающихся тяг 18, 19 в шарнирах 22, 23 на концах С-образной балки 24 и компенсирующих звеньев 16 и 17 размещены в продольно-вертикальных плоскостях горизонтальных шарниров 14 переходных звеньев 12. Тяги 18 и 19 выполнены гибкими, например из многожильных стальных канатов. Упоры 30 ограничивают поворот компенсирующих звеньев 16 и 17 в сторону вертикального шарнира 13 переходного звена. Тяги 18 и 19 работают исключительно на растяжение.

Сница 1 имеет неподвижную часть, соединенную с центральной секцией 2, в виде продольных параллельных полых балок квадратного сечения и подвижную часть 34 в виде параллельных брусьев, вдвигаемых в полости балок неподвижной части. Подвижная часть 34 в неподвижной части зафиксирована блокираторами 35. Подвижная часть 34 снабжена прицепной серьгой 36 для шарнирного соединения с прицепной балкой 37 гидронавесной системы 38 агрегатируемого трактора 39. Подвижная часть 34 и неподвижная часть сницы 1 имеют брусья 40 и 41 для укладки в транспортное положение крайних секций 5 и 6 и средних секций 3 и 4.

Каждая секция 2-6 снабжена поворотной транспортной балкой 42 для перевода рабочих органов из рабочего положения в транспортное. Поворотная транспортная балка 42 размещена посредством пары кронштейнов 43 на силовом брусе 44 секции 2 (3, 4, 5 и 6) и дополнительно соединена с передним брусом 45 секции 2 (3-6) тягой 46 и пальцем 47 блокиратора. На концах поворотной транспортной балки 42 в секциях 3, 4, 5, 6 смонтированы призмы 48 и вилки 49. Призма 48 и вилка 49 в паре образуют разъемную муфту для передачи крутящих моментов. На концах поворотной транспортной балки 42 центральной секции 2 смонтированы только вилки 49. Вилки 49 поворотной транспортной балки 42 секции 2 имеют возможность сопряжения с призмами 48 на концах поворотных транспортных балок 42 средних секций 3 и 4. Образованные муфты из 49 и призм 48 размещены в продольно-вертикальных плоскостей горизонтальных шарниров 11 и 14 в кинематической связи секций 5 и 3, 3 и 2, 2 и 4, 4 и 6. Кулаки 50 поворотных транспортных балок 42 соединены с верхними концами тяг 46. Кулаки 50 поворотной транспортной балки 42, размещенной в кронштейнах 43 центральной секции 2 продольными тягами 51 связана с кулаками 52, размещенными на коленчатой оси 7 механизма подъема центральной секции 2, средних секций 3, 4 и крайних секций 5, 6 в транспортное положение для обеспечения транспортного (дорожного) просвета между стойками смонтированных рабочих органов на силовых брусьях 44 секций 2-6.

Гидронавесная система 38 агрегатируемого трактора 39 управляется силовым гидроцилиндром, полости которого гидравлически связаны со средней секцией гидрораспределителя. Силовой гидроцилиндр 15 механизма поворота секций 3, 5 и 4, 6 в горизонтальной плоскости на угол 90° при переводе из рабочего положения в транспортное рукавами высокого давления соединен с левой секцией гидрораспределителя трактора. Силовой гидроцилиндр механизма подъема секций 2-6 в полное транспортное положение кинематически связан со сницей 1 и кулаком на коленчатой оси 7 и гидравлически соединен с правой секцией гидрораспределителя трактора.

Управляет широкозахватным почвообрабатывающим агрегатом механизатор из кабины трактора.

Почвообрабатывающее орудие работает следующим образом. При завершении технологической операции, например покровного боронования зубовыми боронами ЗБС-1,0 в два следа, механизатор останавливает трактор 39 на краю поворотной полосы. Блокираторами 35 освобождает продольные брусья подвижной части 34 сницы 1 и на первой пониженной передаче посредством серьги выдвигает брус подвижной части 34 из полостей продольных балок, приводя сницу 1 в походное положение (см. последовательно фиг.2 и 1). Расстояние между брусьями 40 и 41 на неподвижной и подвижной частях сницы устанавливают таким, чтобы передними брусьями 45 крайние и средние секции 5, 6 и 3, 4 легли на них после поворота их на угол 90°. Затем части сницы, вновь блокируют. Включают в работу правую секцию гидрораспределителя переводом ручки гидрозолотника в положение «Подъем». Рабочая жидкость из гидросистемы трактора 39, например модели ВТ-200, под рабочим давлением 20 МПа поступает в полость силового гидроцилиндра механизма подъема секций 2-6 в транспортное положение. Опорные колеса 8 на концах коленчатой оси подкатываются под сницу 1. Одновременно с этим опорные колеса 10 приводят в походное положение крайние секции 5, 6 и средние секции 3, 4. При повороте коленчатой оси 7 кулаками 52 через продольные тяги 52 и кулаки 50 приводится в угловое перемещение поворотная транспортные балка 42 средней секции 2. Транспортная балка 42 средней секции 2 повернулась вместе подшипниками скольжения в паре кронштейнов 43. Вилки 49 на концах поворотной транспортной балки 42 средней секции взаимодействуют с призмами 48 на концах транспортных балок 42 средних секций 3 и 4, а их вилки 49 - с призмами на концах поворотных транспортных балок 42 крайних секций 5 и 6. Таким образом поворотом коленчатой оси 7 достигнут синхронный поворот транспортных балок 42 всех пяти секций. Передними концами зубовые бороны ЗБЗС-1,0 через понизители связаны с силовыми балками 44 секций 2-6, а задними концами посредством подъемных рычагов - с поворотными транспортными балками 42. Одновременно с поворотом транспортных балок 42 на секциях 5, 6 и 3, 4 кулаками 50 тяги 46 своими передними концами входили в пазы кронштейнов на передних балках 45 секций 3, 4, 5 и 6 и автоматически фиксировались пальцами 47. Таким образом, достигается подъем рабочих органов для поверхностной обработки на примере зубовых борон ЗБЗС-1,0 из рабочего положения в транспортное. Таким же образом производят очистку зубовых борон от пожнивных остатков и залипшей почвы с зубьев борон.

Далее левой ручкой гидрозолотника переводом ее в положение «Подъем» приводит в движение шток управляющего гидроцилиндра 15 механизма поворота крайних и средних секций 5, 3 и 4, 6 в транспортное положение.

При втягивании штока в полость силового гидроцилиндра 15 ось 22 вместе шарниром 22 С-образной балки 24 начинают свой поворот вокруг вертикального шарнира 13 переходного звена 15. С-образная балка 24 увлекает за собой передний брус 45 и силовой брус 44 средней секции 3, а через горизонтальный шарнир 11 - брусья 44 и 45 крайней секции 5. Крайняя секция 5 и средняя секция 3 на опорных колесах 10 вместе с приведенными в транспортное положение рабочими органами по дугам разновеликих окружностей перекатываются к транспортным брусьям 40 и 41 на снице 1.

Одновременно и синхронно с поворотом средней секции 3 через ось 21 в шарнире 23 С-образной балки 24 натягивается канат в перекрещивающейся тяги 19. Другим концом тяга 19 воздействует на ось 32 и через компенсационное звено 17 тянет за собой ось 25 в шарнире 27 С-образной балки 29 средней секции 4. Это перемещение вокруг вертикального шарнира 13 переходного звена 12 приводит к тому, что средняя правая секция 4 через горизонтальный шарнир 11 перекатывает правую крайнюю секцию 6 на опорных колесах 10 в направлении транспортных балок 40 и 41 на снице 1. При завершении поворотов крайних секций 5 и 6 и средних секций 3 и 4 вокруг вертикальных шарниров 13 переходных звеньев 12 подвижную часть 34 сницы 1 посредством прицепной серьги 36 и прицепной балки 37 гидронавесной системы 38 трактора 39 поднимают в транспортное положение. Транспортными брусьями 41 и 40 передние брусья 45 левой и правой крайних и средних секций 5, 3 и 6, 4 блокируются вдоль полых балок неподвижной части сницы и брусьев подвижной части 34 сницы 1. В таком положении средняя секция 2, левая крайняя секция 5, правая крайняя секция 6, левая средняя секция 3 и правая средняя секция 4 с навешенными рабочими органами приведены в полное транспортное положение.

Рассмотрим поэлементную работу (кинематику) механизмов поворота крайних и средних секций 5, 6 и 4, 3 в виде антипараллелограмма без компенсирующего звена 16 (17) (см. фиг.3) и антипараллелограмма с компенсирующим звеном 16 и 17 (см. фиг.4).

Длину балок 24 и 29, принадлежащих в реальной конструкции средним секциям 3 и 4 (см. фиг.2 и 3), обозначим в виде двуплечих рычагов к′l′ и n′m′, поворачивающихся вокруг осей O1 и О2 (вертикальные шарниры). Ведущим звеном является рычаг к′l′, приводимым в движение гидроцилиндром 15. Тяга 18 обозначена отрезком к′m′. Направление вращения двуплечего рычага 24 (к7O1 l7) - против часовой стрелки (фиг.3). Разобьем дугу k7k1 на равный отрезки с элементарными углами K1OK2, равным К0, а угол K7O1K3 дополнительно на углы K7O14′′, равными 30. Таким образом при равномерном повороте двуплечего рычага к7l7 - балки 24 вокруг вертикального шарнира 13 тягой 18 другой двуплечий рычаг n7m7 - балка 29 вокруг другого вертикального шарнира 13 перемещается по часовой стрелке по дуге n7m с убывающей угловой скоростью. Это первый существенный недостаток выбранного антипараллелограмма в качестве исполнительных звеньев механизма поворота средних секций 3 и 4. Кинематика концов другой тяги 19 (отрезок n7l7) показывает, что длина звена l7n7 (145) меньше длины отрезка 44′ (156). Последовательные замеры отрезка l7n7, 44′, 33′, 22′, 11′, l6n6, l5n5, l4n4, l3n3, l2n2, l1n1 дали следующие числовые данные условных единиц длины (в масштабе): 145, 156, 164, 168, 174, 178, 186, 182, 172, 160, 145. Таким образом антипараллелограмм в виде звеньев к′l′-l′n′-n′m′-m′k′ без компенсирующих звеньев (17) и (16) не может функционально выполнять свои действия.

Рассмотрим кинематику звеньев параллелограмма (4-К4-O1-l4-4′)-(4′-4′′)-(4′′′-m′4-O2-n4 -4′′)-(4′′-4) с компенсирующими звеньями 16 и 17 на балке 29 (рычаг m4O2n4) правой средней секции 4 на концах тяг 18 и 19. Плечо P4O1 относится к оси симметрии левой средней секции 3 так же, как и плечо О2q4 - к оси симметрии правой средней секции 4. С-образная балка 24 жестко соединена с плечом P4O1 так же, как и С-образная балка 29 с плечом O2q4. Рассмотрим кинематику С-образной балки 24 с шарнирами 22 и 23 на концах. При перемещении m.4 в направлении m.3 по часовой стрелке (см. фиг.4) тяга 18 (отрезок 4-4′′) при выполнении ее жесткой взаимодействует с осью 33 (m.4) на конце компенсирующего звена 16 и отклоняет звено 4′′n4 от упора 30 при переходе в положение 3′′ n3. Это произошло по той причине, что другой конец С-образной балки 24 через ось 21 в m.4′ в шарнире 23 тянет тягу 19 (4′4′′) в направлении вниз, увлекая за собой ось 32 на конце компенсирующего звена 17 (m.4′′′). Звено 17 доходит до упора 30 и через ось 25 увлекает за собой шарнир 27 на конце С-образной балки 29. Ось 25 из точки m4 переместилась по дуге окружности m4m3 радиусом m4O2. С-образная балка 29 заняла новое положение m3n3. Так как длина тяги 18 (отрезок 3-3′′) и компенсирующего 16 звена 16 (отрезок 3′′n3) больше отрезка 3 n3 (стороны треугольника 3-n3-3′′), то компенсирующее звено 16 в m.n3 отклонилось наружу от упора 30 на плече О2n3. Представленная кинематика антипараллелограмма показывает равномерный угловой поворот ведущего звена - балки 24 при повороте секции 3 (O1P4 в положение O1Po) и ведомого звена - балки 29 при повороте секции 4 (положения базовой линии О2q4 при переводе в положение O2qо).

Представленные сведения по кинематике звеньев антипараллелограммного механизма, компоновке секций 1-5, выполнения сницы 1, размещения опорных пневматических колес 8 на снице 1, механизма перевода крайних и средних секций 5, 3 и 6, 4 в транспортное положение и размещения на них поворотных транспортных валов 42 аргументировано доказывают выполнимость технической задачи - снижение затрат труда и времени на перевод секций с рабочими органами из рабочего положения в транспортное и достижение технического результата - повышение эксплуатационной надежности орудия при выполнении технологического процесса и в транспортном положении.

Похожие патенты RU2329629C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПЕРЕВОДА СЕКЦИЙ ШИРОКОЗАХВАТНОГО ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ОРУДИЯ ИЗ РАБОЧЕГО В ТРАНСПОРТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Салдаев Александр Макарович
RU2339204C2
РАМА ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ОРУДИЯ 2006
  • Салдаев Александр Макарович
RU2325792C1
РАМА ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ОРУДИЯ 2006
  • Салдаев Александр Макарович
RU2329630C1
ШИРОКОЗАХВАТНОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОРУДИЕ 2006
  • Салдаев Александр Макарович
RU2327326C1
ПРОТИВОЭРОЗИОННОЕ ШИРОКОЗАХВАТНОЕ ОРУДИЕ 2008
  • Кизяев Борис Михайлович
  • Бородычев Виктор Владимирович
  • Салдаев Александр Макарович
RU2370933C1
РАМА ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ОРУДИЯ 2006
  • Салдаев Александр Макарович
RU2327328C1
РАМА ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ОРУДИЯ 2006
  • Салдаев Александр Макарович
RU2329631C1
ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩИЙ АГРЕГАТ 2006
  • Зволинский Вячеслав Петрович
  • Салдаев Александр Макарович
RU2303339C1
ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩЕЕ ШИРОКОЗАХВАТНОЕ ОРУДИЕ 2008
  • Кизяев Борис Михайлович
  • Шуравилин Анатолий Васильевич
  • Бородычев Виктор Владимирович
  • Салдаев Александр Макарович
  • Скориков Василий Терентьевич
RU2374804C1
ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩИЙ АГРЕГАТ 2006
  • Зволинский Вячеслав Петрович
  • Салдаев Александр Макарович
RU2310305C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 329 629 C1

Реферат патента 2008 года ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩЕЕ ОРУДИЕ

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению. Орудие содержит сницу, центральную, средние и крайние секции с размещенными на них рабочими органами, механизм подъема секций в транспортное положение в виде снабженных гидроприводом опорных колес. Управляемый гидроцилиндром механизм перевода средних и крайних секций из рабочего положения в транспортное выполнен в виде антипараллелограмма с компенсирующими звеньями на концах перекрещивающихся тяг. Гидроцилиндр штоком связан с одной из осей размещения конца перекрещивающейся тяги в шарнире на переднем конце С-образной балки. Соединенная с центральной секцией сница имеет неподвижную часть в виде параллельных полых балок и подвижную часть в виде брусьев, вдвигаемых в полости полых балок. Подвижная часть в неподвижной части зафиксирована блокираторами. Каждая поворотная транспортная балка размещена посредством кронштейнов на силовом брусе каждой секции. Достигается повышение эксплуатационной надежности при транспортировке. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 329 629 C1

Почвообрабатывающее орудие, содержащее сницу, центральную, левые и правые средние и крайние секции с размещенными на них рабочими органами, управляемые гидроцилиндрами левый и правый механизмы перевода средних и крайних секций из рабочего положения в транспортное и механизм подъема секций в транспортное положение в виде снабженных гидроприводом опорных колес, размещенных на снице, отличающееся тем, что снабженные индивидуальными опорными колесами крайние секции со средними секциями сопряжены горизонтальным в продольно-вертикальной плоскости шарниром, каждая средняя секция соединена с центральной секцией посредством переходного звена, имеющего вертикальный и в продольно-вертикальной плоскости горизонтальный шарниры и последним соединенного с центральной секцией, а вертикальным - со средней секцией, управляемый гидроцилиндром механизм перевода средних и крайних секций выполнен в виде антипараллелограмма с компенсирующими звеньями на концах перекрещивающихся тяг, одна пара концов перекрещивающихся тяг посредством осей смонтирована в шарнирах на концах С-образной балки левой средней секции, вторая пара концов перекрещивающихся тяг посредством компенсирующих звеньев и осей смонтирована в шарнирах на концах С-образной балки правой средней секции, при этом поворот компенсирующих звеньев на осях в шарнирах С-образной балки правой средней секции ограничен упорами, гидроцилиндр управления механизмами перевода средних и крайних секций основанием смонтирован на переходном звене, а штоком связан с одной из осей размещения конца перекрещивающейся тяги в шарнире на переднем конце С-образной балки, геометрические оси С-образных балок на концах средних секций совмещены с вертикальными шарнирами переходных звеньев, а оси соединения концов перекрещивающихся тяг в шарнирах на концах С-образных балок размещены в продольно-вертикальных плоскостях горизонтальных шарниров переходных звеньев, взаимно фиксируемые блокираторами подвижная и неподвижная части сницы снабжены брусьями для укладки в транспортное положение крайних и средних секций, каждая секция снабжена поворотной транспортной балкой для перевода рабочих органов из рабочего положения в транспортное, размещенной посредством кронштейнов на силовом брусе секции и соединенной с передним брусом секции тягой и пальцем блокиратора, на концах поворотной транспортной балки крайних и средних секций размещены призмы и вилки разъемных муфт, а на концах поворотной транспортной балки центральной секции - вилки, имеющие возможность сопряжения с призмами на концах транспортных балок средних секций, при этом поворотная транспортная балка центральной секции кулаками и продольными тягами связана с кулаками механизма подъема центральной, средних и крайних секций в транспортное положение.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2329629C1

Почвообрабатывающее орудие 1987
  • Райкевич Николай Григорьевич
  • Кондратьев Виктор Николаевич
SU1475503A1
Широкозахватная сельскохозяйственная машина 1981
  • Хегай Прокопий Алексеевич
  • Пейсахович Борис Иосифович
  • Рекубрацкий Генрих Максимович
  • Поляков Алексей Георгиевич
  • Жигульский Александр Сергеевич
  • Иванов Валерий Александрович
SU1001878A1
US 5890546 A, 06.04.1999
US 4606413 A, 19.08.1986.

RU 2 329 629 C1

Авторы

Салдаев Александр Макарович

Даты

2008-07-27Публикация

2006-12-27Подача