Изобретение относи гся к сельскохозяйственному мгидиностроению, в частности к широкозахватным культиваторам и сеялкам.
Известны конструкции дисковых лущильников, содержащие центральный бруссницу, к которому посредством шарниров с вертикальной осью поворота закреплены две боковые рамы с рабочими органами. Эти рамы с центральным брусом дополнительно сйязаны жесткими растяжками.
При переводе машины из рабочего положения в транспортное отсоединяют растяжки и с помощью трактора перемещают ее назад. При этом боковые рамы с рабочими органами поворачиваются вокруг шарнирных связей и устанавливаются параллельно центрально;Му брусу. Затем их закрепляют к цёнтРсьпьному брусу-снице. Перевод из транспортного положения в рабочее осуществляют в обратном порядке.
Недостатком такой конструкции является низкая маневренность агрегата в рабочем положении из-за большого удаления рабочих органов от точки прицепа машины к трактору, большая трудоемкость перевода машины в транспортное положение и обратно, что связано с отсоединением или присоединением растяжек, большая металлоемкость центрального бруса.
Наиболее (близкой к изобретению является широкозахватная сельскохозяйственная машина,-включающая центральную и шарнирно связанные с ней боковые секции с рабочими органами, соединяемые растяжками с продольным бру10сом, имеющим опорные, колеса 1 .
Перевод машины в транспортное положение производят с помощью, гидроцилиндров, при выдвижении штоков ,которых происходит поворот боковых секций 15 вперед на 90.
Недостатком этой конструкции является сложность механизма перевода машины в транспортное положение, приводимого мощными гидроцилиндрамй с
20 большим ходом штока, большая метал лоемкость рамы и телескопически сочлененного дышла.
Цель изобретения - упрощение кон25 струкции.
Это досггигается тем, что .продольный брус выполнен из двух соединенных между собой 3 г1мком-фиксатором частей, при зтом опорные колеса продоль30 ного бруса имеют тормозные устройства, а боковые брусья-упоры для их фиксации в транспортном положении.
На фиг. 1 изображена предлагаемая машина в рабочем положении при четном количестве секций; на фиг.2- то же, в транспортном положении; на 5 фиг. 3 - сечение А-А на фиг, 2; на фиг. 4 - машина в рабочем положении при нечетном количестве секуий; на фиг. 5 - то же, в транспортном положении; на фиг. б - сечение Б-Б на 10 фиг. 5; на фиг. 7 - стыковочный узел с замком-фиксатором передней и ЗсЩней частей составного продольного бруса в .рабочем положении машины; на фиг. 8 - сечение В-В на фиг. 7; на 15 фиг. 9 - замок-фиксатор связи рам боковых секций машины в транспортном положении; на фиг. 10 - вариант исполнения тормоза опорных колес задней части составного продольного бруса; JQ на фиг. 11 - машина в рабочем положении с четным количеством секций, у которой задняя часть составного продольного бруса опирается на три колеса; на фиг. 12 - то же, в транспорт- 25 ном положении; на фиг. 13 и 14 - то же, для машины с нечетным количеством секций.
Широкозахватная сельскохозяйственная машина с четным количеством секций (фиг. 1) включает расположенный по продольной оси симметрии состав- , ной продольный брус, содержащий переднюю часть 1 и заднюю часть 2.Они сочленены Между собой с помощью легкоразъемного стыковочного узла 3с 35 замком-фиксатором.
К задней части 2 составного продольного бруса посредством шарниров 4 и 5 с вертикальной осью вращения присоединены поворотные рычаги 6 и 40 7, являющиеся одновременно осью продольно-горизонтальных шарниров левого 8 и правого 9 брусьев рамы секц 1й с рабочими органами, опирающихся на самоустанавливающиеся колеса 10 и 45 11. К рычагам 6 и 7 посредством шарниров с вертикальной осью вращения присоединены поворотные скобы 12 и 13. В рабочем положении скобы 12 и 13 повернуты так, что они находятся ,п за пределами брусьев 8 и 9 рам секций При этом секции машины могут поворачиваться относительно рычагов 6 и 7, обеспечиваявозможность копирования неровностей поля.
Б транспортном положении () они охватывают брусья рам секций и фиксируются винтовыми зажимами 14 (фиг. 3), исключая возможность поворота секций относительно рычагов 6 60 и 7 и создавая тем самым необходимую жесткость рамы машины при ее транспортировании.
Брусья 8 и 9 рам секций связаны шарнирно с передней частью продольно- 5
го бруса 1 жесткими растяжками 15 и 16;кроме этого,на брусьях 8 и 9 жестко установлены транспортные упоры 17 и 18,которые соединяют в транспортном положении посредством замка-фиксатора 19.
К задней части продольного бруса 2 присоединена ось 20 с опорными колсами 21, 22 и тормозами-фиксаторами 23, 24 этих колес.
Широкозахватная машина из нечетного числа секций, (фиг. 4 и 5) имеет дополнительно к машине на фиг. 1 и 2 среднюю секцию 25, рама которой жестко присоединена к задней -части продольного бруса.2.
При этом шарниры 4 и 5 поворота .боковых секций расположены на ра:ме средней секции 25. На раме средней секции 25 может быть установлен также привод тормозов-фиксаторов и 24, состоящий из гидроцилиндра 26, двуплечих рычагов 27 и вала 28.
Возможный вариант ;, конструкции стыковочного узла с замком-фиксатором передней 1 и задней 2 частей продольного бруса приведен на фиг. 7 и 8. Бо.зможны также варианты этого узла гидроуправлением замка-фиксатора.
Возможный вариант конструкии замка-фиксатора 19 блокировки Ьрусьев 8 и 9 рам секций с рабочими органами в транспортном положении, оснащенного механическим приводом, показан на фиг. 9. Возможны варианты с гидравлическим приводом.
Конструктивная схема тормоза-фиксатора опорных колес задней части 2 продольного бруса приведена на фиг. 10. Возможна замена колодочного тормоза 23 на барабанный.
Для повышения прочности йонструкции в транспортном положении вместо скоб 12 и 13 (фиг. 1-6) возможна устайовка около стыковочного узла 3 задней части 2 продольного бруса кронштейна 29 с самоустанавлявающимся опорным колесом 30 (фиг. 11--14) .
Предложенная конструктивная схема широкозахватной (сельскохозяйственной машины может быть использована при разработке как пропгипных, так и зерновых сеялок, а также культиваторов и других машин для поверхностной обработки почвы. При работах на возделывании пропашных культур опорные колеса 21, 22 и 10, 11 устанавливают на колею, кратную размеру междурядий, а при севе зерновых и других работах опорные колеса для уменьшения уплотнения почвы оборудуют широкопрофильными шинами. Над опорными колесами 21, 22 при четном количестве рабочих секций возможна установка емкости для семян или удобрений, которую удобно загружать самосвалом и погрузчиками, так как она будет расположена за рабочими органами машины.
В рабочем положении (фиг. 1,4,11 и 13) тяговое усилие от трактора передается на брусья 8 и 9 рамы рабочих секций 25 через переднюю 1 и-заднюю 2 часть продольного бруса, соединенные замком-фиксатором стыковочного узла 3 и через растяжки 15 и 16.
Перевод машины из рабочего положения в транспортное осуществляют путем поворота на 90 вперед боковых брусьев 8 и 9 рам (фиг. 2,5,12 и 14) относительно неподвижной задней части 2 продольного бруса. Для этого сначала поворачивают стопорный палец замка-фиксатора стыковочного узла 3 (механически или гидроприводом) (фиг. 7,8) в такое положение, при котором возможно перемещение друг относительно друга передней 1 и зсшней 2 частей продольного бруса, а также тормозами-фиксаторами 23 и 24 блокируют от возможных перемещений опорные колеса 21, 22 задней части про- . дольного бруса. Затем, используя силу тяги трактора, .медленно перемещают вперед по ходу движения переднюю часть 1 продольного бруса, которая через растяжки 15 и 16 поворачивает боковые брусья 8 и 9 рамы вокруг шарниров 4 и 5 с вертикальной осью вращения до совмещения транспортных упоров 17 и 18.После этого срабатывает (механически или с помощью гидропривода) .Зё юк-фиксатор.19, назначение которого - фиксировать продольное расположение боковых брусьев в транспортнс положении, и прекращают тормо жение колес 21 к 22,
При конструктивной схеме по фиг. 1-5 перед поворотом боковых брусьев 8 и 9 скобы 12 и 13 иакидывают на эти брусья и зажимами 14 фиксируют от поворотов шарниры рычагов 6 и 7. При конструктивной схеме машины,изо-.
браженной на фиг..11-14,необходимос в этой операции отпадает, т.к. боковые брусья 8 и 9 опирс ются сзади через шарниры 4,5 и 6,7 на .опорное, колесо 30.
Перевод машины из транспортного положения в рабочее осуществляется в обратной последовательности.
Изобретение упрощает конструкцию машины путем исключения сложной системы гидропривода поворота боковых брусьев,повышая производительность труда на 15-25% по сравнению с производственными машинами.
Годовая экономическая эффективность в расчете на одну машину составляет 1050 руб. При планируемом годовом выпуске 10 тыс. машин годовой экономический эффект составит 10500 тыс.руб.
Формула изобретения
Широкозахватная сельскохозяйственная машина, включающая центральную и шарнирно связанные с ней боковые секции с рабочими органгили, соедненные растяжками с продольным -брусом, имеющим опорные колеса, о тличающаяся тем, целью упрощения конструции, продольный брус выполнен из двух соединенных между собой замком-фиксатором частей, при этом опорные колеса продольного бруса имеют тормозные устройства, а боковые брусья.-.упоры для их фиксации в транспортном положении. .
Источники информации, принятые во внимание.при экяпертиэё
1. Патент США 4137852, кл. 111-57, 1979.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩИЙ АГРЕГАТ | 2006 |
|
RU2303339C1 |
ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩЕЕ ОРУДИЕ | 2006 |
|
RU2329629C1 |
ШИРОКОЗАХВАТНАЯ ТЯЖЕЛАЯ ЗУБОПРУЖИННАЯ БОРОНА | 2012 |
|
RU2488986C1 |
ШИРОКОЗАХВАТНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ АГРЕГАТ | 2015 |
|
RU2603032C1 |
ШИРОКОЗАХВАТНЫЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩИЙ АГРЕГАТ | 2014 |
|
RU2556147C1 |
ШИРОКОЗАХВАТНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ АГРЕГАТ | 2016 |
|
RU2613500C1 |
ШИРОКОЗАХВАТНЫЙ ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩИЙ АГРЕГАТ | 2012 |
|
RU2511945C1 |
СПОСОБ ПЕРЕВОДА СЕКЦИЙ ШИРОКОЗАХВАТНОГО ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ОРУДИЯ ИЗ РАБОЧЕГО В ТРАНСПОРТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2339204C2 |
ШИРОКОЗАХВАТНЫЙ ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩИЙ АГРЕГАТ | 2015 |
|
RU2581532C1 |
РАМА ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ОРУДИЯ | 2006 |
|
RU2325792C1 |
/7 fff
fy
fff
Фиг. n rSl 7 гг г гд гзг //
A-A
1
S
0t/t.J Фг/г. s
2f
s-s
Фе/г.7
s-v
0fff.ff
в-3
г
- J
0lK.f
27
8
фуг. fff
Авторы
Даты
1983-03-07—Публикация
1981-04-21—Подача