Изобретение относится к средствам осуществления театрализованных представлений, а более точно касается сцены для театрализованного действия, и может быть использовано в театрально-зрелищных постановках.
Известен киноконцертный зал, содержащий зрительный зал и сцену, на которой расположен общий экран, состоящий из верхнего экрана и двух боковых экранов, при этом боковые экраны установлены с возможностью поворота для образования в одном положении кулисы, а в другом положении - продолжения общего экрана, который установлен с возможностью перемещения относительно пола сцены, а зрительный зал имеет установленные перед общим экраном по меньшей мере два сетчатых экрана (см. авторское свидетельство SU №1755853, кл. A63J 1/02, 23.08.1992).
Известное техническое решение направлено на повышение зрелищности путем создания иллюзии реальности в пространстве. Однако в известном киноконцертном зале зрители воспринимают сценическое действие, создаваемое исключительно техническими эффектами. Отсутствие актерской игры существенно обедняет осуществляемое сценическое действие.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является сцена для осуществления театрализованного действия, содержащая емкость, по меньшей мере одна стенка которой выполнена оптически прозрачной и служит зеркалом сцены, игровая площадка размещена внутри емкости, заполненной жидкой средой, пригодной для человеческой жизнедеятельности, а уровень и объем жидкой среды достаточны для раскрытия содержания и идеи театрализованного действия (см. патент RU №2151623, кл. A63J 1/00, 27.06.2000).
На этой сцене осуществление театрализованного действия происходит в среде, отличной от окружающего воздушного пространства, чем достигается возможность реализации художественной эстетики, позволяющей повысить зрелищность театрализованного представления, создания новых зрелищных форм и осуществления необычных жанровых комбинаций.
Однако при этом процессы, происходящие на сцене, недостаточно динамичны и необходимо расширение богатства тех зрелищных эффектов, которые отличались бы острым психологическим эффектом и необычными жанровыми комбинациями.
В основу изобретения положена задача разработать сцену для осуществления театрализованного действия с возможностью повышения динамики театрализованного действия в среде, отличной от окружающего воздушного пространства, создания новых зрелищных форм и осуществления необычных жанровых комбинаций.
Техническим результатом, достигаемым при реализации изобретения, является расширение технических возможностей сцены для повышения зрелищности театрализованного представления и реализации новой художественной эстетики.
Поставленная задача решается, а технический результат достигается за счет того, что сцена для театрализованного действия содержит игровую площадку, выполненную в виде заполненной жидкой средой емкости, по меньшей мере, одна стенка которой выполнена оптически прозрачной, причем сцена содержит размещенные в жидкой среде динамические устройства актуализации действия, снабженные устройствами их перемещения и управления и выполненные в виде управляемых источников света, устройств переноса и трансформации изображения, устройств введения дополнительного изображения и средств мобильного перемещения актеров, а уровень жидкой среды в емкости не меньше максимального вертикального размера декораций.
Устройства перемещения и управления устройств актуализации действия подключены к источнику энергии и содержат двигатель, исполнительный механизм и устройства контроля перемещения.
Устройства управления содержат компьютер с задающей программой и устройства оперативной коррекции поведения устройств актуализации действия во времени и в пространстве.
Управляемые источники света ориентированы в глубину сцены.
Устройства переноса и трансформации изображения выполнены в виде системы линз и зеркал.
Линзы выполнены в виде осесимметричных объемов, заполненных оптически прозрачным веществом с показателем преломления света в нем, отличающимся от показателя преломления света в жидкой среде, причем стенки осесимметричных объемов выполнены гибкими и соединены с устройством изменения состояния оптически прозрачного вещества и устройством изменения кривизны поверхности линзы, при этом оптическая ось осесимметричных объемов ориентирована в зрительный зал.
Сцена снабжена системой теле- и кинокамер и проекторов изображения для проектирования изображения на боковых поверхностях и падуге зрительного зала.
Сцена также снабжена экранами для проектирования изображения, расположенными на боковых поверхностях и падуге зрительного зала.
Устройства введения дополнительного изображения выполнены в виде экранов с обратной проекцией (т.н. просветных или RPS-экранов), размещенных в глубине сцены, на которые направлены устройства-проектирования изображения, например кинопроекторы.
Устройства введения дополнительного изображения могут быть выполнены в виде источника топографического изображения.
Средства мобильного перемещения актеров выполнены в виде театрального реквизита.
Как результат, описанное выше выполнение сцены позволяет расширить технические возможности сцены для усиления эмоционального воздействия театрального действия на зрителя и значительно обогатить художественно-зрительский эффект, причем размещение источников света в жидкой среде и ориентация их в глубину сцены позволяют усилить визуальное восприятие зрителями затененных или актуальных участков сцены, а динамическая коррекция освещения отдельных аспектов действия расширит сценические возможности актеров и режиссера.
Выполнение устройств переноса и трансформации изображения сцены в виде системы линз и зеркал позволяет расширить поле и области восприятия театрального действия зрителями.
Выполнение линз в виде осесимметричных объемов с оптически прозрачным веществом с показателем преломления света в нем, отличающимся от показателя преломления света в жидкой среде, причем стенки объемов выполнены гибкими и соединены с устройством изменения состояния оптически прозрачного вещества и устройства изменения кривизны поверхности линзы, при этом их оптическая ось ориентирована в зрительный зал, позволяет:
A) визуально приблизить к передней стенке емкости декорации, актеров и их действие, происходящее на заднем плане;
Б) создать иллюзию присутствия актеров в той точке сценического пространства, где их на самом деле в этот момент нет;
B) исказить пространство, воспринимаемое зрителем с целью создания эффекта, что действие происходит во всех (в том числе и невозможных) участках сценического пространства.
В зависимости от применяемого оптически прозрачного вещества и давления в линзах, изменения кривизны поверхности они могут динамически перестраиваться и обладать различными фокусными расстояниями, быть плоскими или сферическими и формировать различное изображение актуализируемых участков сценического действия.
Выполнение устройств переноса и трансформации изображения в виде системы линз и зеркал и расположение экранов для проектирования изображения на боковых поверхностях и падуге зрительного зала позволяет сместить и расширить зону восприятия театрального действия зрителем, изменив масштаб отдельных действий актеров.
Использование системы теле- и кинокамер и проекторов изображения позволяет обогатить зону восприятия театрального действия путем дополнения и трансформации изображения с помощью оперативной компьютерной его обработки и введения дополнительных зрительных и звуковых образов.
Выполнение устройств введения дополнительного изображения в виде RPS-экранов, которые размещены в глубине сцены и на которые направлены устройства проектирования изображения, например кинопроекторы, позволяет расширить возможности режиссера для раскрытия зрителям его театрального творческого замысла.
Выполнение устройств введения дополнительного изображения в виде источника голографического изображения позволяет расширить технические возможности представления на сцене динамических объемных образов и раскрытия зрителям богатство театрального действия творческого замысла режиссера.
Выполнение динамических устройств актуализации действия в виде средств мобильного перемещения актеров позволяет расширить возможности актеров в ходе театрального действия, оперативно перемещая их по всему пространству сцены, при этом эти средства могут быть выполнены в виде театрального реквизита.
Другие преимущества настоящего изобретения будут ясны из подробного описания конкретных вариантов выполнения и прилагаемых чертежей, где:
на Фиг.1 изображена предлагаемая сцена;
на Фиг.2 изображена сцена с источником голографического изображения и телевизионными экранами;
на Фиг.3 изображена сцена с динамическим зеркалом, размещенным в водной среде;
на Фиг.4 изображена сцена с динамическим зеркалом, размещенным на авансцене;
на Фиг.5 изображена сцена с динамическими зеркалами, размещенными в водной среде, и дополнительными зеркалами, размещенными в области боковых порталов зала.
Сцена для театрализованного действия представляет собой емкость 1, заполненную жидкой средой, по меньшей мере, одна стенка 2 которой прозрачна, а уровень 3 жидкой среды не меньше максимального вертикального размера декораций (не показаны) для раскрытия зрителям, находящимся в зрительном зале 4, в полной мере театрализованного действия.
Сцена характеризуется тем, что содержит динамические устройства актуализации действия, элементы которых размещены в жидкой среде. Устройства перемещения устройств актуализации действия подключены к источнику энергии и к устройствам управления и содержат двигатель, исполнительный механизм, устройства контроля состояния (не показаны). Источники энергии для приводов и исполнительных механизмов могут иметь разный характер. Они могут быть электрическими, работать на сжатом газе, или, например, быть гидравлическими. Поэтому сами исполнительные механизмы тоже могут быть различными. Они могут быть выполнены в виде винтовых или реечных пар, гидравлических или газовых цилиндров. Для обеспечения контроля и обратных связей в процессе управления механизмы должны содержать устройства контроля состояния, например магнитные датчики, тензодатчики, датчики положения или потенциометры.
Устройства управления содержат компьютер с задающей программой и устройства оперативной коррекции поведения динамических устройств актуализации действия во времени и в пространстве. Это позволяет режиссеру или оператору, обеспечивающему ход театрального действия, оперативно корректировать его техническое обеспечение.
Динамические устройства актуализации действия могут быть выполнены в виде различных устройств, включая управляемые источники света, устройства переноса и трансформации изображения, устройства введения дополнительного изображения, средства мобильного перемещения актеров в жидкой среде и с устройствами управления 5.
Динамические устройства актуализации действия могут быть выполнены в виде управляемых источников света 6, устройств переноса и трансформации изображения, например, в виде оптических устройств формирования изображения, содержащих линзы 7 и зеркала 8, или устройства введения дополнительного изображения, содержащие устройства проектирования образов театрализованного действия на экран, а также средства мобильного перемещения актеров.
Управляемые источники света 6 размещены в жидкой среде и ориентированы в глубину сцены. Это позволяет акцентировать внимание зрителя в зрительном зале 4 на тех или иных ключевых аспектах театрализованного действия оперативно и в ключевых моментах времени и сценического пространства.
Динамические устройства переноса и трансформации изображения могут быть выполнены в виде системы из линз 7 и зеркал 8, которые соединены с исполнительными механизмами привода и оперативно управляются в ходе театрального действия, при этом их оптическая ось 9 направлена в зал 4.
Линзы 7 устройств переноса и трансформации изображения выполнены в виде осесимметричных объемов, заполненных оптически прозрачным веществом. Показатель преломления света этого вещества отличается от показателя преломления света жидкой среды, стенки выполнены гибкими и соединены с устройством изменения состояния рабочего оптически прозрачного вещества, при этом оптическая ось объемов ориентирована в зрительный зал. Устройство изменения кривизны поверхности линзы изменяет ее оптическую силу при изменении давления рабочего вещества в ней и тем самым изменяет коэффициент усиления линз 7 и потому изменяет размеры объекта, проектируемого в зрительный зал 4.
Устройство переноса и трансформации изображения может быть выполнено так, что источник изображения расположен на сцене, а экран для проектирования изображения 10 или панели телевизионных экранов 11 расположены на боковых порталах 12 и падуге 13 зрительного зала 4. Это расширяет поле театрального действия и позволяет сместить внимание зрителя с его частных аспектов, происходящих на сцене, на его выделенные элементы, показываемые на экранах 10 или 11.
Устройства введения дополнительного изображения могут быть выполнены в виде телевизионных экранов и/или полупрозрачных RPS-экранов 14, размещенных в глубине сцены, так, что на них направлены устройства проектирования изображения 15, например кинопроекторы. Это позволяет расширить многообразие обстановки сцены и богатство художественных образов, создаваемых актерами на сцене.
Устройства введения дополнительного изображения могут быть выполнены в виде источника голографического изображения 16. Создаваемое объемное изображение может быть как статическим, так и динамическим. Использование подобных современных динамических устройств актуализации действия позволяет расширить возможности режиссера в реализации его творческого замысла на сцене театра.
Средства мобильного перемещения актеров (не показаны) можно выполнить в виде различного театрального реквизита, закрепленного на подключенных к источнику энергии и к устройствам управления устройствах перемещения, например на гидравлических манипуляторах. Это позволит, по мере необходимости, динамически перемещать актеров во всем объеме пространства сцены, заполненном жидкостью, и исполнять те театральные замыслы, которые ранее были невозможны.
Сцена снабжена системой теле- и кинокамер и проекторов изображения 17, причем источник изображения расположен на сцене, а экраны для проектирования изображения расположены на боковых поверхностях и падуге зрительного зала 4. Это позволяет с использованием современных компьютерных средств усилить или отредактировать те или иные аспекты театрального действия и обогатить его восприятие зрителями.
Для лучшего понимания изобретения приводится конкретный пример формирования сценического образа театрализованного действия под названием «Орфей и Эвридика» с использованием различных вариантов динамических устройств актуализации действия. В театрализованном действии принимают участие: Орфей - сын Апполона и Каллиопы. Владеет магической силой искусства. Этой силе покоряются боги, люди и природа. Его супруга - Эвридика. Эвридика внезапно умирает от укуса змеи. Орфей безутешен. Он хочет вернуть Эвридику. Для этого он спускается в Аид. Пес Аида - Кербер; Эриннии - богини мщения, Персефона - богиня царства мертвых и ее супруг - Аид - покорены искусством Орфея. Они возвращают ему Эвридику, но при одном условии : он не может даже взглянуть на жену, прежде чем они не переступят порога своего дома...
На авансцене 18 (сцена перед стенкой 2) - Орфей. Он перед входом в Аид. (Нам необходимо добиться эффекта его «вхождения» туда, в это пространство.) Зритель видит за его спиной только черную бездну. Она, эта бездна, начинает приходить «в движение». Сначала появляются странные огни в разных точках пространства (динамические устройства актуализации действия в виде управляемых источников света). Пространство начинает «двигаться» на Орфея, как бы «поглощая его». Это открываются на боковых порталах и на верхней падуге экраны - устройство переноса и трансформации изображения. Источник изображения на сцене, т.е. в водной среде, а экраны для проектирования изображения расположены на боковых порталах 12 и на падуге 13 зрительного зала. В пространстве появляются «коридоры», в которых двигаются «тени». Возникает «эффект» : пространство как бы «поглощает» героя. Световое движение и в емкости 1, и на порталах 12, и на верхней падуге 13.
В глубине пространства возникает изображение лица героя - «крупный план» Орфея. Это работает система теле- или кинокамер проекторов изображения. Герой находится на авансцене. Сначала его изображение транслируется на экраны, находящиеся внутри емкости. Потом изображение переносится на экраны, расположенные на порталах и падуге. В емкости возникает женская фигура. Это Эвридика. Орфей пытается проникнуть туда, к ней в это «Зазеркалье». Эвридика совсем рядом. Кажется, можно достать рукой. (Актриса - Эвридика находится около его виртуального изображения, на экране в глубине пространства...) Неожиданно тень Эвридики начинает множиться (это динамические устройства переноса и трансформации изображения в виде системы зеркал 8, расположенных в жидкой среде, то есть непосредственно в емкости). Эффект усиливается еще и тем, что включаются динамические устройства в виде зеркал 8, расположенных в области боковых порталов. «Тени» синхронно движутся, но по разным амплитудам. (Активность перемещения актрисы, играющей Эвридику, обеспечивается средствами мобильного перемещения, а сами зеркала оперативно управляются в ходе действия).
Орфей хочет остановить эту вакханалию. Это может сделать только его голос. Он начинает петь. И «тень» Эвридики - останавливается. И ее фигура как бы «вырастает». (Актриса фиксирует себя за системой линз 7). Мы видим крупный план героини. Исчезает. Потом появляется в другом месте пространства. Повторяется эффект появления, «крупного плана» и исчезновения. Так несколько раз. Эффект достигается системой линз 7, выполненных в виде ассиметричных объемов, заполненных оптически прозрачным веществом. И усиливается средствами мобильного перемещения актера в жидкой среде на нужной точке. Меняется световая гамма. Пространство «расцветает». В нем возникают «немыслимой красоты объемные фигуры. Напоминающие цветущие деревья». Это устройства дополнительного изображения в виде источников топографического изображения. И среди них, в каком-то танце, - тени Аида. Тени Аида множатся. (Работают динамические устройства в виде системы зеркал, расположенных в водной среде и в области боковых порталов.).
В глубине емкости «расцветает» сад и в саду мы видим Дом. Это дом Орфея и Эвридики, куда они должны вернуться. Картина возникает при помощи устройства введения дополнительного изображения в виде полупрозрачных RPS-экранов 14, размещенных в глубине сцены так, что на них направлены кинопроекторы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СБОРНО-РАЗБОРНЫЙ ПЕРЕВОЗИМЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ ПОД ВОДОЙ И НА СУШЕ "ПОДВОДНЫЙ ТЕАТР" | 2007 |
|
RU2345812C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ОБРАЗА ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ, СИСТЕМА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ И СЦЕНА ДЛЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ | 1999 |
|
RU2151623C1 |
СПОРТИВНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЕ СООРУЖЕНИЕ | 2018 |
|
RU2679326C1 |
Способ имитации взаимодействия мнимых и реального миров | 2015 |
|
RU2610107C2 |
КОМПЛЕКС ЗДАНИЙ ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА И ДОСУГА ИМЕНИ А. РАЙКИНА | 2007 |
|
RU2341630C1 |
ОТКРЫТЫЙ ТЕАТР ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА И ДОСУГА ИМЕНИ А. РАЙКИНА | 2008 |
|
RU2367754C1 |
ШКОЛА-СТУДИЯ ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА И ДОСУГА ИМЕНИ А. РАЙКИНА | 2008 |
|
RU2360085C1 |
Устройство и система для проведения, показа теневого кукольного спектакля | 2022 |
|
RU2782012C1 |
МОБИЛЬНЫЙ СЦЕНИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ | 2014 |
|
RU2583772C1 |
Театральное здание | 1930 |
|
SU26426A1 |
Настоящее изобретение относится к средствам осуществления театрализованных представлений, а более точно касается сцены для театрализованного действия, и может быть использовано в театрально-зрелищных постановках. Сцена для театрализованного действия содержит игровую площадку, выполненную в виде заполненной жидкой средой емкости, по меньшей мере, одна стенка которой выполнена оптически прозрачной, причем уровень жидкой среды в емкости не меньше максимального вертикального размера декораций, а сцена содержит размещенные в жидкой среде динамические устройства актуализации действия, соединенные с устройствами их перемещения и устройствами управления, которые выполнены в виде управляемых источников света, устройств переноса и трансформации изображения, устройств введения дополнительного изображения и средств мобильного перемещения актеров. В результате достигаются расширение технических возможностей сцены для повышения зрелищности театрализованного представления и реализация новой художественной эстетики. 11 з.п. ф-лы, 5 ил.
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ОБРАЗА ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ, СИСТЕМА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ И СЦЕНА ДЛЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ | 1999 |
|
RU2151623C1 |
US 6418670 В1, 16.07.2002 | |||
JP 5248109 А, 24.09.1993 | |||
Способ получения изображения | 1989 |
|
SU1768208A1 |
US 5078093 A, 07.01.1992. |
Авторы
Даты
2008-07-27—Публикация
2007-05-16—Подача