Изобретение относится к средствам для осуществления театрализованных представлений, а более точно касается способа формирования сценического образа театрализованного действия, системы для осуществления театрализованного действия и сцены для театрализованного действия, и может быть использовано в театрально-зрелищных постановках.
Театральная режиссура в сочетании с инженерными разработками постоянно предпринимает попытки создать новые зрелищные формы, осуществить необычные жанровые комбинации для повышения зрелищности театрализованных и других сценических представлений. Декорации, костюмы, музыка, специальные сценические эффекты, объединение театральных представлений с кинематографией или телевидением - это важные компоненты, направленные на повышение зрелищности представлений. Все действия происходят в привычном для человека сценическом пространстве.
Так, например, известен способ пространственного изображения объектов (заявка WO 91/12864). Известный способ заключается в том, что изображение объектов разделяют на составные элементы, несущие каждый завершенную смысловую нагрузку, и проецируют каждый составной элемент на отдельный сетчатый экран. При этом из отдельных элементов составляется суммарная проекция объемного изображения.
Несмотря на изменение принципа проецирования изображения известный способ не позволяет повысить зрелищность представления и создать новые зрелищные формы
Наиболее близким техническим решением к патентуемому способу, выбранным за прототип, является способ осуществления представлений (JP 05248109 A, E 04 H 3/22). Согласно известному способу актер создает сценический образ на сцене, расположенной в резервуаре с водой. Этот способ предполагает использование воды в качестве одного из театральных атрибутов для формирования сценического образа театрализованного действия. Само театрализованное действие происходит в привычной для актеров окружающей среде, а зрители воспринимают происходящее сценическое действие, располагаясь за пределами резервуара с водой напротив сцены, то есть наблюдая действие, осуществляемое на плавучей сцене.
Такой способ осуществления театрализованного действия достаточно оригинален и привлекает зрителей необычным расположением сцены. Тем не менее, на сцене, состоящей по сути только из игровой площадки, достаточно сложно создавать художественный образ и раскрыть замысел режиссера, что не позволяет говорить о высокой зрелищности сценического действия.
Известен киноконцертный зал (SU 1755853 Al, A 63 J 1/02), являющийся наиболее близким к патентуемой системе и выбранный за прототип. В известном киноконцертном зале имеется зрительный зал и сцена, на которой расположены общий экран, состоящий из верхнего экрана и двух боковых экранов. Боковые экраны установлены с возможностью поворота для образования в одном положении кулисы, а в другом положении - продолжения общего экрана. Общий экран установлен с возможностью перемещения относительно пола сцены, а зрительный зал имеет установленные перед общим экраном по меньшей мере два сетчатых экрана.
Известное техническое решение направлено на повышение зрелищности путем создания иллюзии реальности в пространстве. Однако в известном киноконцертном зале зрители воспринимают сценическое действие, создаваемое исключительно техническими эффектами. Отсутствие актерской игры существенно обедняет осуществляемое сценическое действие.
Известна сцена для театрализованного действия, являющаяся наиболее близкой к патентуемой сцене (RU 2099124 C1, A 63 J 1/02) и выбранная за прототип, которая имеет корпусное строение и содержит игровую площадку и жесткий занавес, связанный с приводом для его перемещения. Известная сцена имеет небольшие габариты и в основном предназначена для использования в залах, не имеющих специальных сценических площадок. На такой сцене весьма затруднительно создавать необычные театрально - зрелищные представления, которые отличались бы высокой зрелищностью и необычными жанровыми комбинациями.
В основу изобретения положена задача разработать способ формирования сценического образа театрализованного действия и создать систему и сцену для осуществления театрализованного действия, в которых за счет осуществления театрализованного действия в среде, отличной от окружающего воздушного пространства, достигалась бы возможность реализации новой художественной эстетики, позволяющей повысить зрелищность театрализованного представления, создать новые зрелищные формы и осуществить необычные жанровые комбинации.
Поставленная задача решается тем, что в способе формирования сценического образа театрализованного действия, включающем создание на сцене по меньшей мере одним актером художественного образа, раскрытие содержания и идеи театрализованного действия с использованием в качестве театрального атрибута жидкой среды и восприятие зрителем театрализованного действия, согласно изобретению сцену выполняют в виде емкости, по меньшей мере одну стенку которой выполняют оптически прозрачной, жидкую среду размещают в упомянутой емкости, а театрализованное действие осуществляют внутри жидкой среды, в качестве которой используют жидкость, пригодную для человеческой жизнедеятельности, при этом уровень и объем жидкой среды выбирают достаточным для раскрытия содержания и идеи театрализованного действия, а поверхность жидкой среды изолируют от зрительского восприятия, которое направляют через прозрачную стенку вглубь объема жидкой среды.
Осуществление театрализованного действия в жидкой среде позволяет создать иллюзию другого пространства, другого измерения, что значительно обогащает художественно-зрительский эффект. Сама жидкая среда несет с собой определенный художественный образ и позволяет создать эффект "парения" (рапида). Игра актера на сцене в жидкой среде дает возможность четко фиксировать пластический рисунок, а также следовать законам драмы, что позволяет создать крупный план психофизического действия, выстроенного по всем требованиям современной режиссуры.
Целесообразно, чтобы уровень жидкой среды устанавливали выше роста актера, а его погружение в жидкую среду, в качестве которой используют воду или физиологический раствор, вдыхание и выдыхание им воздуха осуществляли незаметно для зрительского восприятия и координировали со сценарием театрализованного действия исходя из психофизических возможностей актера.
Так актеры под водой действуют согласно драматургической канве без каких-либо дыхательных аппаратов, то скрытие от зрителя момента вдоха-выдоха, обеспечивает реализацию в пластике режиссерского замысла и раскрытие художественного образа.
В совершении актером действий, регламентированных замыслом режиссера, в том числе и в нижней части емкости, фиксируют положение актера в жидкой среде.
Патентуемый способ позволяет сочетать два сценических пространства - подводное и привычное воздушное. Для этого сценический образ дополнительно формируют в воздушной среде на авансцене, которую размещают перед прозрачной стенкой емкости.
Кроме того, согласно настоящему способу возможно расширить сценическое пространство вглубь сцены. Для этого вторую стенку емкости, которую располагают напротив прозрачной стенки, также выполняют прозрачной, а сценический образ дополнительно формируют на арьерсцене, которую размещают за второй прозрачной стенкой емкости. Таким образом можно осуществлять театрализованное действие на авансцене, собственно на сцене в жидкой среде и на арьерсцене. Такое соединение сценических пространств позволяет создавать спектакли любого жанра.
Для освещения действия, происходящего на сцене, формируют по меньшей мере один световой поток, направленный сверху вглубь жидкой среды. Кроме того, возможно формировать по меньшей мере еще один световой поток, который направляют через жидкую среду на авансцену и/или световой поток, который локально направляют на актера. Для создания дополнительных сценических эффектов целесообразно использовать лазерное излучение.
Перед началом театрализованного действия или в процессе его осуществления создают воздушный занавес путем введения газовой среды в жидкую среду в непосредственной близости от прозрачной стенки емкости, который осуществляют путем барботирования жидкой среды. Воздушный занавес дает возможность скрыть за собой действие или сценическое пространство, при этом возможно создавать воздушный занавес разной интенсивности, что позволяет создавать эффект "медленного расфокусирования".
Для повышения зрелищности представления и создания специальных эффектов в жидкую среду, находящуюся в емкости, помещают дополнительную жидкую среду, плотность и/или цвет которой отличны от соответствующих показателей жидкой среды. При этом дополнительную жидкую среду заключают по меньшей мере в одну эластичную прозрачную оболочку.
Для создания эффекта "среды в среде" осуществляют локальное изменение цвета жидкой среды путем ввода по меньшей мере в часть ее объема газообразной среды, безопасной для актера и имеющей цвет, отличный от цвета жидкой среды. Это позволяет создать дополнительное место действия и эффект дополнительного объема.
Для осуществления более динамичного движения актера по меньшей мере в части объема жидкой среды осуществляют создание локального движущегося потока жидкой среды.
Поставленная задача решается также тем, что в системе для осуществления театрализованного действия, включающей зрительный зал, сцену, игровую площадку, зеркало сцены, осветительные устройства, согласно изобретению сцена представляет собой емкость, по меньшей мере одна стенка которой выполнена оптически прозрачной и служит зеркалом сцены, а игровая площадка размещена внутри емкости, которая заполнена жидкой средой, пригодной для человеческой жизнедеятельности, при этом имеется средство для изолирования поверхности жидкой среды от зрительского восприятия, а зрительный зал расположен так, что угол зрительского восприятия каждого зрителя направлен вглубь жидкой среды через прозрачную стенку.
В предлагаемой системе сцена имеет заплечники, расположенные в части объема емкости, изолированного от зрительского восприятия, что достигается архитектурным решением сценического пространства.
Для предотвращения насыщения зрительного зала парами жидкости имеются падуга и колосник, выполненные как единое целое из негигроскопичного материала и образующие указанное средство для изолирования поверхности жидкости.
Для визуального расширения зеркала сцены система содержит оптически прозрачный экран, расположенный перед прозрачной стенкой со стороны зрительного зала и образующий с упомянутой прозрачной стенкой дополнительный объем, заполненный оптически прозрачной жидкостью, при этом высота экрана и уровень жидкости в дополнительном объеме превышают уровень жидкой среды в емкости, падуга выполнена за одно целое с прозрачной стенкой емкости, а колосник изолирует от зрительского восприятия уровень жидкости в дополнительном объеме.
Для расширения сценического пространства в сторону зрительного зала в системе предусмотрена авансцена, расположенная между прозрачной стенкой и зрительным залом или между прозрачным экраном и зрительным залом.
Для расширения сценического пространства вглубь от зрителя предусмотрена арьерсцена. При этом вторая стенка емкости, расположенная напротив прозрачной, выполнена прозрачной, и за ней расположена арьерсцена.
В патентуемой системе можно использовать занавес, традиционно расположенный перед зеркалом сцены, и/или занавес, расположенный внутри емкости на жестком каркасе, и/или воздушный занавес, представляющий собой средство для подачи сжатого воздуха, расположенное в емкости в непосредственной близости от прозрачной стенки емкости и/или прозрачного экрана. Сочетание обычного театрального занавеса и воздушного занавеса позволяет точно координировать происходящее действие с режиссерским замыслом.
В связи с тем, что сцена представляет собой емкость, то для удобства попадания актера на сцену система оснащена приспособлением для входа и выхода актера на игровую площадку сцены, которое может быть выполнено в виде желоба, и/или направляющих, и/или шеста, и/или каната.
В том случае, когда не предусмотрено наличие арьерсцены, задняя стенка емкости выполнена из непрозрачного материала и представляет собой задник сцены.
Для безопасного нахождения актера в зоне верхней кромки емкости система содержит помостки, выполненные со стороны задней стенки емкости и имеющие покрытие, препятствующее проскальзыванию.
В качестве театральных атрибутов использованы декорации, размещенные внутри емкости и/или дополнительного объема и выполненные из материала, пригодного для нахождения в жидкой среде.
Для улучшения зрительского восприятия действия, происходящего на сцене, по меньшей мере часть осветительных устройств расположена в верхней части емкости, формируя световой поток, направленный вглубь емкости. При этом другая часть осветительных устройств может быть расположена на задней стенке емкости и/или на дне емкости, и/или вне емкости, формируя световой поток, направленный через жидкую среду.
Поставленная задача решается также тем, что сцена для театрализованного действия, содержащая игровую площадку, согласно изобретению, представляет собой емкость, по меньшей мере одна стенка которой выполнена оптически прозрачной, при этом игровая площадка размещена внутри емкости, которая заполнена жидкой средой, пригодной для человеческой жизнедеятельности, уровень жидкой среды установлен выше роста актера, а уровень и объем жидкой среды достаточны для раскрытия содержания и идеи театрализованного действия, при этом имеется средство для фиксации положения актера в процессе осуществления театрализованного действия.
Целесообразно, чтобы указанное средство для фиксации положения актера было бы выполнено в виде держателей для рук и для ног. В качестве театральных атрибутов разумно, чтобы внутри емкости были установлены декорации, на которых могут быть закреплены держатели, незаметные для зрителя. При этом разумно декорации и держатели выполнять из материала, пригодного для нахождения в жидкой среде. Для удобства актера держатели расположены по высоте и ширине емкости и выполнены в форме плавно изогнутых ручек или петель.
Для построения требуемой архитектуры сцены, позволяющей формировать заплечники, размещать декорации, а также свободно перемещаться актерам целесообразно, чтобы в плане емкость имела форму четырехугольника или многоугольника сложной конфигурации.
Для создания большого зеркала сцены конструктивно целесообразно прозрачную стенку выполнять из секций, жестко и герметично соединенных между собой. Для формирования участков игровой площадки, которые могут отличаться, например, по освещенности, или в которых могут одновременно происходить разные по динамике действия, желательно по меньшей мере одну секцию снабдить средством для изоляции части объема емкости, расположенного за этой секцией, от зрительского восприятия.
Для создания эффекта крупного плана исполнителя целесообразно по меньшей мере одну секцию выполнять из оптически прозрачного материала, создающего эффект увеличения или уменьшения.
Для безопасного нахождения актера на уровне верхней части емкости с ее наружной стороны выполнены помостки для выхода актера на игровую площадку с покрытием, препятствующим проскальзыванию.
Для увеличения пребывания актера под водой имеется по меньшей мере одно приспособление для резервного дыхания актера, расположенное внутри емкости в месте, недоступном для зрительского восприятия.
Другие преимущества настоящего изобретения будут ясны из подробного описания конкретных вариантов его выполнения и прилагаемых чертежей, на которых:
фиг. 1 изображает систему для осуществления театрализованного действия в продольном разрезе по длине зрительного зала согласно изобретению;
фиг. 2 - сцену для осуществления театрализованного действия, вид в перспективе со стороны зрительного зала, согласно изобретению;
фиг. 3 - фрагмент системы, изображенной на фиг. 1, вид в плане, согласно изобретению;
фиг. 4 - фрагмент системы, изображенной на фиг. 1, вид в продольном разрезе, согласно изобретению.
Патентуемый способ формирования сценического образа театрализованного действия заключается в следующем. Актер или группа актеров создают художественный образ на сцене, которую выполняют в виде емкости, по меньшей мере одну стенку которой выполняют оптически прозрачной. Упомянутую емкость заполняют жидкой средой, пригодной для человеческой жизнедеятельности - водой или физиологическим раствором. Так как наиболее распространенной жидкой средой, отвечающей названным требованиям, является вода, то в дальнейшем описании возможно использование термина жидкость или вода. При этом уровень и объем жидкой среды выбирают достаточным для раскрытия содержания и идеи театрализованного действия, а поверхность жидкой среды изолируют от зрительского восприятия, которое направляют через прозрачную стенку вглубь объема жидкой среды. Наиболее предпочтительным является вариант, когда уровень жидкой среды выбирают выше роста актера, например, порядка 2,5 м.
Указанные признаки отличают патентуемое изобретение от известных цирковых представлений и водного спорта, когда зрительское восприятие направлено на происходящее действие сверху.
Актеры действуют под водой согласно драматургической канве без каких-либо дыхательных аппаратов. Пребывание актеров под водой должно быть достаточно длительным, чтобы в пластике реализовать авторский замысел. В среднем актер пребывает под водой 1-1,5 минуты, что одновременно требует от исполнителя актерских, спортивных и хореографических способностей. Траектория движения актера под водой рассчитывается постановщиком таким образом, чтобы момент осуществления вдоха-выдоха у поверхности воды был бы для зрителя незаметен и движение актера воспринималось бы как непрерывное. Для того, чтобы актер мог четко выполнять режиссерский замысел и был способен задерживаться в определенных участках игровой площадки без видимых усилий, предусмотрены условия для фиксирования положения актера в процессе осуществления театрализованного действия.
Способ формирования сценического образа, перенесенный в непривычную для зрителя жидкую среду, не просто спортивно-балетный, но и опирается на законы драмы, что позволяет создать крупный план психофизического действия, построенного по законам режиссуры.
Необычное театрализованное действие возбуждает фантазию зрителя и может не только передать определенную сценическую ситуацию, но может достичь философских обобщений.
Погружение сценического пространства в воду позволяет постановщику использовать эту среду для реализации новой художественной эстетики. Например, плавное колыхание декораций (цветов, растений, тканей) или эффект изменения формы одежды при движении в воде становятся дополнительными выразительными компонентами в создании сценического образа спектакля.
Патентуемый способ позволяет сочетать два сценических пространства - подводное и привычное воздушное.
Для этого сценический образ дополнительно формируют в воздушной среде на авансцене, которую размещают перед прозрачной стенкой емкости.
Настоящий способ позволяет расширить сценическое пространство вглубь сцены. Для этого вторую стенку емкости, которую располагают напротив прозрачной стенки, также выполняют прозрачной, а сценический образ дополнительно формируют на арьерсцене, которую размещают за второй прозрачной стенкой емкости.
Таким образом можно осуществлять театрализованное действие на авансцене, собственно на сцене в жидкой среде и на арьерсцене, что позволяет повысить зрелищность театрализованного представления, создать новые зрелищные формы и осуществить необычные жанровые комбинации.
Перенесение сценического пространства вглубь жидкой среды требует особого внимания к освещению, так как работа со светом в таких необычных условиях создает новые эффектные возможности из-за его преломления в водном пространстве. Для этого, прежде всего, используют световой поток, направленный сверху вглубь жидкой среды. При использовании авансцены /или арьерсцены целесообразно формировать световые потоки, которые направляют через жидкую среду на авансцену /или на арьерсцену или непосредственно осуществлять освещение авансцены /или арьерсцены.
В соответствии с режиссерским замыслом, когда требуется подчеркнуть индивидуальные качества актера, на него локально направляют световой поток, что дополнительно создает эффект объема или необходимый цветовой эффект.
Для создания дополнительных сценических эффектов и элементов визуальной декорации используют лазерное излучение в той части объема, из которой желательно исключить сценическое действие, или использовать для освещения актера.
Как и в традиционном театральном действии перед началом представления или в необходимых, обусловленных сценарием моментах, используют занавес, который в патентуемом способе выполняют воздушным. Воздушный занавес создают путем введения газовой среды в непосредственной близости от прозрачной стенки емкости за счет барботирования жидкой среды. Воздушный занавес дает возможность скрыть за собой действие или сценическое пространство как непосредственно за всем зеркалом сцены, так и за ее частью. Разность интенсивности потока газовых струй дает возможность постановщику создать эффект "медленного расфокусирования" - размывания действия за потоком воздушной среды. Такое зрелище эстетически эффектно и исполнитель, попадая в подобный поток, как бы в нем растворяется. Различная цветовая подсветка дает возможность создания необходимого цветового колорита.
Для повышения зрелищности действия в части объема жидкости осуществляют локальное изменение цвета за счет ввода контрастной по цвету газообразной среды или жидкой среды, безопасной для актера.
Другой возможностью повышения зрелищности представления и создания специальных эффектов является помещение в жидкую среду, находящуюся в емкости, дополнительной жидкой среды, плотность /или цвет которой отличны от соответствующих показателей жидкой среды. При этом дополнительную жидкую среду заключают по меньшей мере в одну эластичную прозрачную оболочку, что позволяет использовать такие объемы жидкости в процессе формирования сценического образа в качестве необычных театральных атрибутов и создавать эффект "среды в среде", что зрительно увеличивает сценическое пространство.
Использование жидкой среды в качестве сценического пространства позволяет создавать по крайней мере в его части движущийся поток жидкости. Этот эффект может быть назван "порыв ветра", когда достигается необходимое парение костюма актера или гибких декораций. При этом само движение актера делает его действия более динамичными. В этот поток могут быть введены цветоконтрастные вещества, о которых говорилось выше.
Возрастает роль звукового ряда театрализованного действия. Звуковое сопровождение, а это может быть музыка, ритмический аккомпанемент, декламация или их сочетание, становится одним из основных компонентов сценического действия.
Все вышеперечисленные признаки патентуемого способа могут быть использованы в различных сочетаниях, что создает неисчерпаемые возможности для его конкретной реализации, позволяющей повысить зрелищность театрализованного представления, создать новые зрелищные формы и осуществить необычные жанровые комбинации.
Система для осуществления театрализованного действия содержит зрительный зал 1 (фиг. 1) и сцену, которая представляет собой емкость 2, по меньшей мере одна стенка 3 которой, обращенная в сторону зрительного зала 1, выполнена оптически прозрачной и служит зеркалом сцены. Игровая площадка размещена внутри емкости 2, которая заполнена жидкой средой, о которой говорилось выше. Прозрачная стенка 3 емкости 2 выполнена из стекла или из пластмассы.
Стенка емкости 2, противоположная прозрачной стенке 3, может быть выполнена как прозрачной, так и непрозрачной, что определяется конкретным архитектурным решением сценического пространства. Во втором случае для создания зрительного ощущения объема и глубины пространства указанная стенка выполнена темного цвета и служит задником 4 сцены.
Система снабжена средством для изолирования поверхности жидкой среды от зрительского восприятия и в описываемом варианте представляет собой падугу 5 и колосник 6, которые выполнены как единое целое. Для исключения повышенной влажности в зрительном зале 1 падугу 5 и колосник 6 выполняют преимущественно из негигроскопичного материала.
Для обеспечения хорошего обзора для зрителей емкость 2 установлена на планшете 7 сцены на некотором возвышении относительно первых рядов зрительного зала 1, а сам зрительный зал 1 расположен в виде амфитеатра. При этом угол зрительского восприятия, условно изображенный на чертеже для зрителя первого и последнего рядов, направлен вглубь жидкой среды через прозрачную стенку 3 емкости 2. Зрительный зал 1 отделен от сценического пространства портальной аркой 8.
В описываемом варианте на планшете 7 сцены перед емкостью 2 имеется некоторое пространство, которое может служить авансценой 9, что позволяет расширить сценическое пространство и осуществлять театрализованное действие в жидкой и воздушной среде одновременно. В этом случае вторая стенка емкости 2, расположенная напротив прозрачной стенки 3, выполнена из непрозрачного материала и является задником 4 сцены.
В описываемом варианте патентуемая система оснащена атрибутами, характерными для театрально-концертных залов - занавесом 10, кулисами 11, осветительными устройствами 12, плунжерами, лифтами, люками (не показаны) и другими современными техническими средствами, необходимыми для решения сценических задач.
Первая часть осветительных устройств 12 расположена в верхней части емкости 2 и формирует световой поток, направленный вглубь жидкой среды. Другая часть осветительных устройств 12 расположена на заднике 4 сцены и/или на дне емкости 2. Использование тех или иных осветительных устройств 12 позволяет освещать сцену в соответствии с художественным замыслом постановщика. Для визуальной изоляции части объема жидкости от зрительского восприятия или для направленного локального освещения актеров 13 могут быть использованы источники лазерного излучения.
Для подъема актера 13 с планшета 7 сцены к верхней кромке емкости 2 система включает помостки 14, выполненные со стороны задней стенки емкости 2 и для удобства актера 13 расположенные в описываемом варианте так, что колено находящегося на них актера 13 находится выше верхней кромки емкости 2. Для безопасности актера 13 помостки 14 имеют перила 15 и покрытие, препятствующее проскальзыванию, например, резиновое или пластмассовое. В связи с тем, что актер 13 при выходе со сцены - из емкости 2, может увлекать за собой жидкость, под помостками 14 предусмотрено средство для сбора воды (не показано).
В другом варианте выполнения патентуемой системы зрительный зал 1 может быть расположен горизонтально, а зрители могут быть расположены в специальных креслах полулежа так, что их взгляды устремлены в верхнюю часть зрительного зала 1. При этом сцена в виде емкости 2 расположена значительно выше того, как было описано, что позволяет зрителям в более комфортных условиях воспринимать происходящее театрализованное действие и становиться его соучастником.
На фиг. 2 представлен конкретный вариант выполнения сцены в виде емкости 2. В плане емкость 2 имеет плоскую заднюю стенку - задник 4 и переднюю прозрачную стенку 3, выполненную из секций и расположенную полукругом относительно зрительного зала. Создание и эксплуатация емкости 2 с прозрачной стенкой 3 больших размеров - достаточно сложная техническая задача, поэтому более предпочтительным является секционный вариант выполнения прозрачной стенки 3. При этом с помощью конструктивных элементов (не показаны) указанные секции образуют жесткую и герметичную конструкцию.
Такое архитектурное построение сценического пространства внутри емкости 2 позволяет органично создавать объемы, которые должны быть изолированы от зрительского восприятия, например, заплечники 16 и сценические карманы (не показаны).
Внутри емкости 2 расположены декорации 17, необходимые для создания сценического образа театрализованного действия. Для удержания актера 13 в погруженном состоянии под водой внутри емкости 2 имеется средство для фиксации его положения, выполненное в описываемом варианте в виде держателей 18 для рук и для ног. Они должны быть незаметны для зрителя и расположены по высоте и длине емкости 2 на декорациях 17 или на стенках емкости 2 в местах стыка секций. Держатели 18 имеют обтекаемую форму и выполнены в виде петель или ручек (для наглядности на чертеже выполнены в увеличенном виде).
Для безопасного нахождения актера 13 под водой в емкости 2 имеется по меньшей мере одно приспособление 19 для резервного дыхания актера, расположенное внутри емкости 2 в месте, недоступном для зрительского восприятия. Указанное приспособление 19 представляет собой загубник с обратным клапаном, соединенным с источником сжатого воздуха, расположенным вне емкости 2. Указанные приспособления 19 могут быть расположены на дне, в местах стыка поверхностей, на заднике 4 сцены, на декорациях 17 и в других местах, скрытых от зрителя.
Для входа актера 13 на игровую площадку сцены, то есть для попадания внутрь емкости 2, и для выхода с игровой площадки предусмотрено специальное приспособление, выполненное в описываемом варианте в виде желоба 20, закрепленного на задней стенке емкости 2. В других вариантах выполнения указанное приспособление может представлять собой направляющие, шест или канат, то есть такие устройства, которые позволяют быстро и беспрепятственно попадать в емкость 2 и покидать ее незаметно для зрителя.
Патентуемая система может также содержать устройство для ввода цветоконтрастной среды и/или приспособление для формирования движущегося потока жидкости или другие приспособления, предназначенные для создания специальных сценических эффектов.
На фиг. 3 изображен фрагмент патентуемой системы, в которой в поперечном разрезе сцена представляет собой многоугольник сложной формы, позволяющей делать недоступным для зрительского восприятия отдельные части игровой площадки сцены.
В частности, в описываемом варианте наряду с заплечниками 16 имеются карманы 21 сцены, в которых, например, могут находиться декорации 17, временно не используемые в отдельные моменты театрализованного действия, или могут быть установлены приспособления для входа-выхода актера на сцену, о которых было сказано выше.
В описываемом варианте имеются кулисы 11, расположенные вблизи карманов 21 сцены с возможностью их перемещения в процессе осуществления представления. Кулисы 11 по замыслу художника-постановщика одновременно могут являться частью декораций и составлять с ними единую композицию. В отличие от кулис 11, изображенных на фиг. 1, рассматриваемые кулисы 11 расположены над емкостью 2 так, что имеют возможность опускаться (подниматься) непосредственно в объем жидкой среды.
Как и в описанном выше варианте, передняя прозрачная стенка 3 емкости 2 выполнена из секций, причем секции снабжены средством для изоляции части объема емкости, расположенного за этой секцией, от зрительского восприятия. Указанное средство выполнено в описываемом варианте в виде двух светонепроницаемых экранов 22, расположенных в местах соединения секций. Таким образом, с помощью экранов 22 можно сформировать участки игровой площадки, которые могут отличаться, например, по освещенности, или в которых могут одновременно происходить разные по динамике действия.
Для создания эффекта крупного плана исполнителя по меньшей мере одну секцию прозрачной стенки 3 емкости 2 можно выполнить из оптически прозрачного материала, создающего эффект увеличения или уменьшения. Такое выполнение зеркала сцены позволит повысить зрелищность осуществляемого театрализованного действия.
В описываемом варианте выполнения имеется воздушный занавес 23, расположенный вблизи от прозрачной стенки 3 емкости 2 и представляющий собой воздушный коллектор со множеством отверстий, соединенный с источником сжатого воздуха (не показан). Воздушный занавес 23 установлен на дне емкости 2 по всей (или части) длине стенки 3, обеспечивая за счет барботирующих пузырьков воздуха создание специальных оптических эффектов и изоляцию игровой площадки от зрителя.
В других вариантах выполнения наряду с воздушным занавесом 23 может быть использован традиционный занавес, расположенный внутри емкости 2 или вне нее. В первом случае занавес целесообразно закреплять на жестком каркасе. На представленном чертеже условно изображен зрительный зал 1, при этом между емкостью 2 и зрительным залом 1 расположена авансцена 9. По направлению зрительского восприятия за авансценой 9 и собственно за сценой расположена арьерсцена 24, что позволяет расширить вглубь сценическое пространство. При этом стенка 25 емкости 2, расположенная напротив прозрачной стенки 3, также выполнена оптически прозрачной.
На фиг. 4 представлен еще один вариант выполнения патентуемой системы, в которой для зрительного увеличения зеркала сцены использован оптически прозрачный экран 26, расположенный перед прозрачной стенкой 3 емкости 2 со стороны зрительного зала 1 и образующий с упомянутой прозрачной стенкой 3 дополнительный объем 27, заполненный оптически прозрачной жидкостью. При этом высота экрана 26 и уровень жидкости в дополнительном объеме 27 превышают уровень жидкой среды в емкости 2. Для изолирования от зрительского восприятия уровня жидкости в дополнительном объеме 27 колосник 6 выполнен так, что является продолжением экрана 26, а падуга 5 выполнена заодно целое с прозрачной стенкой 3 емкости 2, так же, как это было представлено на фиг. 1.
Для лучшего зрительского восприятия театрализованного действия, происходящего на игровой площадке сцены, особенно для зрителей, находящихся на последних рядах зрительного зала 1, в описываемом варианте патентуемой системы перед прозрачным экраном 26 установлена оптическая призма 28, преломляющая ход лучей и создающая иллюзию погруженности зрителей в сценическое пространство. В том случае, если дополнительный объем 27 не предусмотрен, то указанная призма 28 может быть установлена непосредственно перед прозрачной стенкой 3 емкости 2.
Театрализованное действие в патентуемой системе на заявляемой сцене осуществляется следующим образом.
Перед началом представления актеры 13 поднимаются на помостки 14 (фиг. 1, 2) и оттуда попадают на игровую площадку сцены, используя, например, желоб 20 или другое подобное приспособление. В емкости 2, заполненной водой, оснащенной театральными атрибутами, о которых говорилось выше, осуществляется формирование сценического образа. Включают осветительные устройства 12, расположенные в разных частях системы, открывают традиционный занавес 10 или воздушный занавес 23 (фиг. 3), включают звуковое сопровождение. Зрительское восприятие устремляется внутрь сцены, перенося зрителя в необычное сценическое пространство.
Актеры 13 действуют под водой согласно драматургической канве без каких-либо дыхательных аппаратов, изредка пользуясь приспособлением 19 для резервного дыхания. Траектория движения актера 13 под водой рассчитана постановщиком таким образом, чтобы момент осуществления вдоха-выдоха у поверхности воды был бы для зрителя незаметен и движение актера воспринималось бы как непрерывное. Для четкого выполнения режиссерского замысла актер 13 может прервать плавное движение, задерживаясь с помощью держателей 18 в определенных местах сценической площадки.
Патентуемая система предусматривает возможность сочетания двух сценических пространств - подводного и привычного воздушного, для чего актеры 13 осуществляют действие на сцене в жидкой среде и на авансцене 9 и/или на арьерсцене 24 в воздушной среде, что позволяет повысить зрелищность театрализованного представления и осуществить необычные жанровые комбинации.
Применение специальных сценических атрибутов, например, таких как:
- дополнительный объем 27, расширяющий зеркало сцены;
- секции прозрачной стенки 3 емкости 2 с увеличивающим или уменьшающим эффектом;
- устройство для ввода цветоконтрастной среды;
- приспособление для создания движущегося потока и других обогащает театрализованное представление и позволяет создавать новые зрелищные формы.
Для лучшего понимания патентуемого изобретения приводится конкретный пример способа формирования сценического образа театрализованного действия под названием "Фантом".
Способ осуществляют с использованием сцены, представленной на фиг. 2. Высота уровня жидкой среды составляет 2 метра; на дне емкости и на декорациях установлены держатели для рук и ног актеров. На дне емкости и на заднике за декорациями установлены источники света; по ходу действия участники используют переносные источники света. Вблизи задней стенки емкости установлены подвижные кулисы, выполненные из материала черного цвета, используемые для создания эффекта "черного кабинета".
В театрализованном представлении участвуют три актера - два из которых Фантомы и главный герой, попавший во владение Фантомов. Для театральных костюмов использована металлизированная ткань серебристого и золотистого цвета; на запястьях, бицепсах и голове исполнителей также одеты повязки с блесками, подвергнутыми лазерной обработке. При попадании на актеров точно направленного света возникает эффект лазерного свечения.
По замыслу постановщика в определенный момент один из актеров перевоплощается и за кулисами и облачается в костюм, который выполнен из материала стального цвета длиной 14 метров для создания эффектного "хвоста-шлейфа", колыхание которого создает иллюзию дыхания.
Движения актеров строятся на четкой фиксации определенных положений тел в емкости; траектории движения точно рассчитаны так, что исполнители находятся под водой не более 1,5 минут, а вдох-выдох осуществляют незаметно для зрителей.
Для безопасного нахождения актеров в глубине сцены установлены загубники, сообщенные с источником сжатого воздуха.
По ходу театрализованного действия движение одного из исполнителей создает эффект "воздушного занавеса". Точно направленное освещение высвечивает только тело актера и воздушную пену, которую он взбивает.
В завершающей сцене главный герой появляется на авансцене, в течение определенного времени двигаясь синхронно с исполнителями, находящимися в емкости. Исполнителей отделяет непреодолимая преграда, разделяющая пространства.
Осуществляемое театрализованное представление отличается высокой зрелищностью, использованием неожиданных сценических эффектов и приемов и может вызвать большой интерес зрительской аудитории.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СЦЕНА ДЛЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ | 2007 |
|
RU2329848C1 |
СБОРНО-РАЗБОРНЫЙ ПЕРЕВОЗИМЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ ПОД ВОДОЙ И НА СУШЕ "ПОДВОДНЫЙ ТЕАТР" | 2007 |
|
RU2345812C1 |
СПОРТИВНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЕ СООРУЖЕНИЕ | 2018 |
|
RU2679326C1 |
Сцена | 1978 |
|
SU779554A1 |
ОТКРЫТЫЙ ТЕАТР ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА И ДОСУГА ИМЕНИ А. РАЙКИНА | 2008 |
|
RU2367754C1 |
КОМПЛЕКС ЗДАНИЙ ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА И ДОСУГА ИМЕНИ А. РАЙКИНА | 2007 |
|
RU2341630C1 |
ШКОЛА-СТУДИЯ ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА И ДОСУГА ИМЕНИ А. РАЙКИНА | 2008 |
|
RU2360085C1 |
Способ имитации взаимодействия мнимых и реального миров | 2015 |
|
RU2610107C2 |
СЦЕНИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ СОЗДАНИЯ СВЕТОВЫХ ЭФФЕКТОВ | 1999 |
|
RU2155296C1 |
ДЕКОРАТИВНОЕ СРЕДСТВО | 2002 |
|
RU2213604C1 |
Способ формирования сценического образа театрализованного действия для повышения зрелищности заключается в том, что сцену выполняют в виде емкости, по меньшей мере одну стенку которой выполняют оптически прозрачной, жидкую среду размещают в упомянутой емкости, а театрализованное действие осуществляют внутри жидкой среды. Система для осуществления театрализованного действия для повышения зрелищности содержит сцену, представляющую собой емкость, по меньшей мере одна стенка которой выполнена оптически прозрачной и служит зеркалом сцены, а игровая площадка размещена внутри емкости. Сцена для театрализованного действия для повышения зрелищности содержит сцену в виде емкости, одна стенка которой выполнена оптически прозрачной, а игровая площадка размещена внутри емкости, заполненной жидкой средой, пригодной для человеческой жизнедеятельности. 3 с. и 41 з.п. ф-лы, 4 ил.
JP 05248109 A, 24.09.1993 | |||
Киноконцертный зал | 1989 |
|
SU1755853A1 |
СЦЕНА | 1995 |
|
RU2099124C1 |
Устройство контроля потерь металла при порезке проката на ножницах обжимных станов | 1981 |
|
SU993038A1 |
US 3469837 A, 30.09.1969. |
Авторы
Даты
2000-06-27—Публикация
1999-07-14—Подача