ВИНТОРУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС Российский патент 2008 года по МПК B63H23/02 B63H20/14 

Описание патента на изобретение RU2330788C1

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса создания движительных, винторулевых и подруливающих комплексов и может быть использовано на судах различного типа и назначения.

Известен винторулевой комплекс в виде винторулевой угловой колонки типа "Аквамастер" (прототип), у которого крутящий момент от приводного двигателя, например дизеля или электродвигателя, расположенного выше ватерлинии (обычно в кормовой оконечности судна), передается на гребной вал, расположенный ниже ватерлинии, с помощью углового редуктора (УР) (см. рекл. проспект фирмы Aquamaster - Rauma Ltd., 2005 г.).

УР размещен в герметичном корпусе (гондоле), заполненном смазочным маслом. Выходной вал УР проходит через дейдвудное устройство (сальник) и соединен через муфту и главный упорный подшипник с гребным винтом.

Недостатками такого устройства являются:

- наличие дейдвудного устройства, которое не может полностью исключить попадание воды в редуктор, что снижает надежность всего устройства, так как редуктор не может работать на обводненном масле;

- наличие угловой редукторной передачи, которая приводит к увеличению уровня шума и вибрации (структурной и подводной компонент);

- большой диаметр гондолы, в которой располагается нижний угловой редуктор и главный упорный подшипник, по сравнению с диаметром гребного винта, что снижает пропульсивный коэффициент полезного действия движителя.

Последний недостаток связан с тем, что высокая мощность, передаваемая угловой передачей на гребной винт, требует применения шестерен большого диаметра. В то же время пропульсивный коэффициент полезного действия (КПД) зависит от отношения диаметра гондолы к диаметру гребного винта - Кд. Чем меньше Кд, тем выше КПД. В настоящее время в винторулевых комплексах с угловыми редукторами (а также в варианте со встроенными в гондолу гребными электродвигателями) значение Кд лежит в пределах 0,5-0,6.

Задачей предлагаемого изобретения является устранение указанных недостатков известного устройства.

Это достигается тем, что в состав винторулевого комплекса судна, содержащего приводной двигатель, расположенный выше ватерлинии судна и связанный через механическую передачу с размещенным на подшипниках в гондоле ниже ватерлинии судна валом, который соединен с гребным валом с установленным на нем гребным винтом, введен верхний вал, расположенный параллельно нижнему валу и соединенный с выходным валом приводного двигателя. При этом верхний и нижний валы выполнены в виде коленчатых валов, связанных друг с другом через размещенную между ними механическую передачу в виде шатунного механизма, оснащенного шатунными подшипниками. Причем шатунные и коренные подшипники нижнего коленчатого вала выполнены в виде работающих на водяной смазке подшипников скольжения, а гондола выполнена с возможностью сообщения ее полости с забортной водой.

При этом шатунный механизм с целью сужения средней части пилона, на котором крепится гондола, и таким образом уменьшения лобового сопротивления пилона может быть выполнен в виде крейцкопфного механизма. Кроме того, шатунные и коренные подшипники скольжения нижнего коленчатого вала оснащены вкладышами, выполненными на основе металлокерамики или углепластиков.

Кроме того, гондола вместе с пилоном может быть выполнена с возможностью поворота вокруг вертикальной оси для реализации функции управления направлением движения судна.

Введение двух параллельно расположенных коленчатых валов, передающих момент первичного двигателя на гребной винт, вызвано способностью кривошипно-шатунного механизма работать в водной среде в отличие от прототипа, у которого угловая зубчатая передача может работать только при заполнении маслом редуктора, что требовало применения сложного и ненадежного дейдвудного устройства. Замена дейдвудного устройства на обычный подшипник скольжения и заполнение гондолы забортной водой повышает надежность работы винторулевого комплекса. Радиус кривошипов может быть в несколько раз меньшим, чем радиус шестерен, используемых в прототипе, что позволяет уменьшить диаметр гондолы.

Коэффициент полезного действия гребного винта существенно зависит от диаметра гондолы, но практически (в известных пределах) не зависит от ее длины. Это обстоятельство позволяет наращивать передаваемую на гребной винт мощность, увеличивая число кривошипов на валах, то есть длину коленчатых валов, сохраняя малый радиус кривошипа, а значит, и гондолы в целом.

Характер взаимодействия элементов кривошипно-шатунного механизма отличается от кинематики зубчатой передачи. И в коренных, и в мотылевых шейках используются подшипники скольжения, которые надежно работают в воде при использовании современных металлокерамических или углепластиковых материалов.

Выполнение связи между коленчатыми валами с помощью крейцкопфного механизма позволяет снизить площадь поперечного сечения пилона, на котором укреплена гондола, и таким образом снизить лобовое сопротивление подводной части винторулевого комплекса судна.

Устройство предлагаемого винторулевого комплекса судна поясняется чертежом, где на фиг.1 схематически представлен общий вид винторулевого комплекса, а на фиг.2 - вид сбоку устройства на фиг.1.

Устройство включает в себя приводной двигатель 1, в качестве которого могут быть использованы любые первичные двигатели, применяемые в судостроении (дизель, дизель-редукторный агрегат, газо или турборедукторный агрегат, гребной электродвигатель), с выходным валом 2 которого соединен верхний коленчатый вал 3, связанный через шатуны 4 и ползуны крейцкопфного механизма 5 с нижним коленчатым валом 6, размещенном в гондоле 7, причем один из концов нижнего коленчатого вала через главный упорный подшипник 8 соединен с гребным винтом 9. Нижний коленчатый вал 6 имеет коренные подшипники 10 и шатунные подшипники 11. Винторулевой комплекс крепится к корпусу судна 12 и располагается ниже ватерлинии.

Устройство работает следующим образом.

Приводной двигатель 1 вращает верхний коленчатый вал 3. Момент вращения через систему шатунов 4 и ползуны крейцкопфного механизма 5 передается нижнему коленчатому валу 6, расположенному ниже ватерлинии судна и работающему в гондоле 7, заполненной забортной водой. Нижние коренные 10 и шатунные подшипники 11 работают в воде. Несущая способность воды как смазки подшипников скольжения ниже, чем у смазочного масла. Однако вкладыши подшипников на основе металлокерамики или углепластиков, например, типа "ФУТ" в паре с материалом "Анита-10" успешно применяются в современных дейдвудных устройствах гребных валов, а также в подшипниковых узлах погружных насосов, роторных механизмах гидроэлектростанций и имеют большой ресурс.

Расчеты показывают, что отношение диаметра гондолы к диаметру гребного винта с применением кривошипно-шатунной передачи может быть снижено до значений Кд<0,25. Это обстоятельство приводит к существенному повышению КПД винта по сравнению с прототипом.

Использование современных материалов для подшипников скольжения кривошипно-шатунного механизма позволяет обеспечить его надежную работу не в масляной среде, а в воде. Таким образом, устраняется недостаток прототипа винторулевого комплекса, а дейдвудное устройство можно исключить из его состава.

Наличие кривошипно-шатунной передачи в предлагаемом винторулевом комплексе судна позволяет избавиться от повышенной виброактивности, присущей прототипу, поскольку кривошипно-шатунные механизмы в диапазоне частот вращений гребных винтов работают практически бесшумно, что позволяет говорить об устранении такого недостатка, присущего зубчатым передачам.

Похожие патенты RU2330788C1

название год авторы номер документа
ВИНТОРУЛЕВАЯ КОЛОНКА 2018
  • Становской Виктор Владимирович
  • Казакявичюс Сергей Матвеевич
  • Цыганов Олег Анатольевич
  • Попов Алексей Владимирович
  • Становской Александр Викторович
  • Шестаков Александр
RU2681411C1
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ПОЛУПОГРУЖНОЕ КРУПНОТОННАЖНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО ДЛЯ ПЛАВАНИЯ В МОРЯХ С ЛЕДОВЫМ ПОКРОВОМ И НА ЧИСТОЙ ВОДЕ 2015
  • Медведев Виктор Андреевич
  • Рыманов Владимир Федорович
RU2585199C1
Винторулевая колонка 2019
  • Становской Виктор Владимирович
  • Цыганов Олег Анатольевич
  • Казакявичюс Сергей Матвеевич
  • Становской Александр Викторович
  • Шестаков Александр Александрович
RU2731811C1
СУДОВАЯ ДВИЖИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА 2022
  • Сеньков Алексей Петрович
  • Никущенко Дмитрий Владимирович
  • Сеньков Андрей Алексеевич
RU2785390C1
ДВИЖИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА СУДНА 2015
  • Мещанов Евгений Александрович
  • Фомин Николай Николаевич
RU2598697C1
МОТОРНОЕ СУДНО В.С.ГРИГОРЧУКА 1997
  • Григорчук Владимир Степанович
RU2112695C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВАЯ КОЛОНКА 2020
  • Разинков Александр Владимирович
RU2748813C1
УСТАНОВКА ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ МОДЕЛЕЙ СУДОВЫХ ДВИЖИТЕЛЕЙ 2001
  • Беззубик О.Н.
  • Беляшов В.А.
  • Холоменкова Л.В.
RU2216476C2
ПРОПУЛЬСИВНЫЙ КОМПЛЕКС ТОРПЕДЫ, СПОСОБ РАБОТЫ И ВАРИАНТЫ ДВИЖИТЕЛЯ 2020
  • Палецких Владимир Михайлович
RU2757339C1
ЧАСТИЧНО ПОГРУЖЁННЫЙ ВИНТОРУЛЕВОЙ ПРИВОД А.Г. ДАВЫДОВА (ВАРИАНТЫ), УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ ГИДРОЦИЛИНДРА ПРИВОДА К ТРАНЦУ СУДНА И ГИДРОЦИЛИНДР 2010
  • Давыдов Александр Геннадьевич
RU2537503C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 330 788 C1

Реферат патента 2008 года ВИНТОРУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса создания движительных, винторулевых и подруливающих комплексов. Винторулевой комплекс судна содержит приводной двигатель, расположенный выше ватерлинии судна и связанный через механическую передачу с размещенным на подшипниках в гондоле ниже ватерлинии судна валом, который через главный упорный подшипник соединен с гребным валом с установленным на нем гребным винтом. В состав комплекса введен верхний вал, расположенный параллельно нижнему валу и соединенный с выходным валом приводного двигателя. Верхний и нижний валы выполнены в виде коленчатых валов, связанных друг с другом через размещенную между ними механическую передачу в виде шатунного механизма, оснащенного шатунными подшипниками. Шатунные и коренные подшипники нижнего коленчатого вала выполнены в виде работающих на водной смазке подшипников скольжения. Гондола выполнена с возможностью сообщения ее полости с забортной водой. Достигается повышение надежности и коэффициента полезного действия винторулевых колонок. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 330 788 C1

1. Винторулевой комплекс судна, содержащий приводной двигатель, расположенный выше ватерлинии судна и связанный через механическую передачу с размещенными на подшипниках в гондоле ниже ватерлинии судна валом, который через главный упорный подшипник соединен с гребным валом с установленным на нем гребным винтом, отличающийся тем, что в состав комплекса введен верхний вал, расположенный параллельно нижнему валу и соединенный с выходным валом приводного двигателя, при этом верхний и нижний валы выполнены в виде коленчатых валов, связанных друг с другом через размещенную между ними механическую передачу в виде шатунного механизма, оснащенного шатунными подшипниками, причем шатунные и коренные подшипники нижнего коленчатого вала выполнены в виде работающих на водной смазке подшипников скольжения, а гондола выполнена с возможностью сообщения ее полости с забортной водой.2. Винторулевой комплекс судна по п.1, отличающийся тем, что шатунные и коренные подшипники скольжения нижнего коленчатого вала оснащены вкладышами, выполненными на основе металлокерамики или углепластиков.3. Винторулевой комплекс судна по п.1, отличающийся тем, что шатунный механизм выполнен в виде крейцкопфного механизма.4. Винторулевой комплекс судна по п.1, отличающийся тем, что гондола выполнена с возможностью поворота вокруг вертикальной оси.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2330788C1

Рабочий орган плужного снегоочистителя 1986
  • Хохлов Сергей Юрьевич
  • Иванов Александр Николаевич
  • Симонов Владимир Сергеевич
  • Важдеева Марина Викторовна
  • Потапов Владимир Иванович
SU1310472A1
US 4932907 A, 12.06.1990
ПОВОРОТНО-ОТКИДНАЯ КОЛОНКА 2002
  • Никифоров Д.А.
RU2219101C1

RU 2 330 788 C1

Авторы

Свиридов Георгий Михайлович

Пашин Валентин Михайлович

Копченов Владимир Павлович

Павлов Александр Александрович

Даты

2008-08-10Публикация

2006-11-30Подача