Изобретение относится к судостроению, а именно к конструкциям поворотно-откидной колонки, предназначенной для установки на быстроходных катерах и служащей для передачи крутящего момента от двигателя к гребному валу и управления катером.
Известна поворотно-откидная колонка, содержащая верхний и нижний редукторы Z-образной передачи, дейдвуд, устройство передачи крутящего момента под углом, гребной вал, механизм реверса гребного вала и систему каналов подачи забортной воды (см. М.М.Аливагабов, В.Н.Бочкарев. Двигатели катеров. М. , Судостроение 1985 г., с.195-201).
К недостаткам известной конструкции относится то, что для передачи крутящего момента от двигателя на колонку в точке перегиба верхнего горизонтального вала Z-образной передачи по осям поворота и откидывания колонки установлен двойной карданный шарнир, который нуждается в осевом компенсаторе, что усложняет конструкцию и увеличивает вес колонки.
Расположение механизма реверса в верхнем редукторе ведет к преждевременному износу и выходу из строя всех зубчатых и шлицевых передач из-за невозможности начать вращение с нулевой скорости в момент переключения реверса.
Система каналов подачи забортной воды не обеспечивает охлаждение верхнего редуктора и двигателя.
Кроме того, при возврате колонки в исходное положение после наезда на препятствие возможно механическое повреждение как элементов колонки, так и кормовых элементов самого судна.
Технический результат, который достигается от использования предлагаемого изобретения, заключается в создании простой и удобной конструкции, позволяющей эффективно управлять катером.
Указанный технический результат достигается тем, что в поворотно-откидной колонке, содержащей верхний и нижний редукторы Z-образной передачи, дейдвуд, устройство передачи крутящего момента под углом, гребной вал, механизм реверса гребного вала и систему каналов подачи забортной воды, в качестве устройства передачи крутящего момента под углом использован шарнир равных угловых скоростей, вертикальный вал Z-образной передачи выполнен на основе торсиона, механизм реверса гребного вала размещен в нижнем редукторе и выполнен на основе шлицевой кулачковой муфты, система каналов подачи забортной воды включает в себя канал в полой шпильке, связанный через боковые отверстия в шпильке с внутренней полостью помпы, установленной в дейдвуде колонки, при этом колонка снабжена буфером отдачи.
Буфер отдачи размещен в дейдвуде колонки и содержит пружины на направляющих болтах.
На фиг.1 изображен общий вид поворотно-откидной колонки; на фиг.2 - кинематическая схема Z-образной передачи; на фиг.3 - верхний горизонтальный вал; на фиг.4 - механизм реверса гребного вала; на фиг.5 - система каналов подачи забортной воды с помпой; на фиг.6 - буфер отдачи; на фиг.7 - общий вид колонки в откинутом состоянии.
Поворотно-откидная колонка содержит подвеску 1, верхний редуктор 2, дейдвуд 3, нижний редуктор 4, гребной вал 5. Z-образная передача включает верхний горизонтальный вал 6, верхнюю коническую пару 7, 8, вертикальный вал торсионного типа 9, нижнюю коническую пару 10, 11, 12.
На верхнем горизонтальном валу 6 в точке перегиба по осям откидывания и поворота установлен шарнир равных угловых скоростей 13.
Вращение от маховика двигателя 14 передается на Z-образную передачу резиновой муфтой 15.
Механизм реверса гребного вала 5 включает шестерню 11, шестерни 12, шлицевую кулачковую муфту 16, шток 17, штифт 18, возвратную пружину 19, клин 20, тяги реверса 21 и рычаг 22.
Система каналов подачи забортной воды включает полую шпильку 23, канал которой разделен перемычкой 24. Отверстиями 25 канал шпильки связан с внутренней полостью помпы 26. С помощью гайки 27 шпилька 23 выполняет роль стяжки верхнего 2 и нижнего 4 редукторов. Канал шпильки 23 верхней частью связан с каналом водяного охлаждения верхнего редуктора 28.
Буфер отдачи содержит пружины 29, направляющие болты 30, планку 31 и упор 32.
Поворотно-откидная колонка работает следующим образом.
Вращение от маховика двигателя 14 передается на верхний горизонтальный вал 6 Z-образной передачи с помощью резиновой муфты 15 и через коническую пару 7, 8 вертикальному валу торсионного типа 9. Установленный на верхнем горизонтальном валу 6 ШРУС 13 позволяет передавать крутящий момент в положении поворота и откидывания колонки.
При реверсировании движения с помощью рычага 22 и тяг 21 происходит вертикальное перемещение клина 20, переходящее в горизонтальное движение штока 17, который в свою очередь сдвигает кулачковую муфту 16 по шлицам гребного вала 5, осуществляя тем самым сцепление кулачков муфты 16 с кулачками шестерни 11 (передний ход) или шестерни 12 (задний ход). Возвратная пружина 19 через штифт 18 возвращает кулачковую муфту в исходное положение.
Забортная вода через отверстия в корпусе нижнего редуктора 4 поступает в канал полой шпильки 23 и далее в полость помпы 26, откуда под давлением вода попадает в канал водяного охлаждения верхнего редуктора 28, после чего поступает на охлаждение двигателя.
При возврате колонки в исходное положение после наезда на подводное препятствие пружины 29 буфера отдачи смягчают удар планки 31 по упору 32, тем самым исключая разрушающие последствия от удара колонки о корму судна.
Таким образом, предлагаемая конструкция обладает следующими преимуществами: использование ШРУСа в качестве устройства передачи крутящего момента под углом упрощает обслуживание и сборку колонки, повышая ее надежность. Кроме того, наличие ШРУСа позволяет отказаться от перемещения горизонтального вала колонки, т.е. отказаться от шлицевого компенсатора осевого перемещения, который присутствует в прототипе. Предлагаемое устройство вертикального вала в виде торсиона дает возможность не предъявлять высокие требования к соосности редукторов при сборке и ремонте. Размещение механизма реверса гребного вала в нижнем редукторе улучшает условия работы зубчатых передач, увеличивает срок их службы, уменьшает виброакустический эффект момента переключения реверса. Расположение канала подачи забортной воды в полой шпильке, связанной с внутренней полостью помпы, дает возможность принудительно охлаждать верхний редуктор, кроме того, шпилька служит основной стяжкой верхнего и нижнего редукторов. Наличие буфера отдачи исключает возможность серьезных разрушений при возврате колонки в исходное положение после наезда на подводное препятствие.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОВОРОТНО-ОТКИДНАЯ КОЛОНКА ДЛЯ ПЛАВУЧИХ СРЕДСТВ | 2015 |
|
RU2599857C1 |
ВИНТОРУЛЕВАЯ ОТКИДНАЯ КОЛОНКА СУДНА^ у ,.;••'"-^^'^'^-^^>&^;^п^садя-'-'•ЛКОТЕКА | 1967 |
|
SU205629A1 |
ВИНТОРУЛЕВАЯ ОТКИДНАЯ КОЛОНКА СУДНА | 1967 |
|
SU206332A1 |
ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС | 2008 |
|
RU2374126C1 |
Движительная колонка для судов | 1977 |
|
SU635000A1 |
Судовая движительно-рулевая система | 1987 |
|
SU1728082A1 |
СПОСОБ МОНТАЖА ВОДОМЕТНОЙ НАСАДКИ ПОДВЕСНОГО ЛОДОЧНОГО МОТОРА | 2018 |
|
RU2692027C1 |
ПОДВЕСНОЙ ЛОДОЧНЫЙ МОТОР | 2015 |
|
RU2583991C1 |
Движительно-рулевой комплекс | 1987 |
|
SU1539140A1 |
ПОДВЕСНОЙ ЛОДОЧНЫЙ МОТОР | 1996 |
|
RU2098317C1 |
Изобретение относится к судостроению, а именно к поворотно-откидным колонкам, предназначенным для установки на быстроходных катерах и служащим для передачи крутящего момента от двигателя к гребному валу и управления катером. Колонка включает в себя верхний и нижний редукторы Z-образной передачи, дейдвуд, гребной вал, механизм реверса гребного вала. В качестве устройства передачи крутящего момента под углом использован шарнир равных угловых скоростей, а Z-образная передача включает в себя вертикальный вал торсионнного типа. Механизм реверса гребного вала размещен в нижнем редукторе и снабжен шлицевой кулачковой муфтой. Система каналов подачи забортной воды включает в себя канал в полой шпильке, которая с помощью гайки выполняет роль стяжки верхнего и нижнего редукторов, причем канал полой шпильки сообщен через выполненные в ней боковые отверстия с внутренней полостью помпы, установленной в дейдвуде колонки. Колонка также снабжена буфером отдачи, который может быть размещен в дейдвуде и содержать пружины на направляющих болтах. Изобретение позволяет создать простую и удобную конструкцию, позволяющую эффективно управлять катером. 1 з.п.ф-лы, 7 ил.
АЛИВАГАБОВ М.М., БОЧКАРЕВ В.Н | |||
Двигатели катеров | |||
- М.: Судостроение, 1985, с.195-201 | |||
ВИНТОРУЛЕВАЯ ОТКИДНАЯ КОЛОНКА СУДНА^ у ,.;••'"-^^'^'^-^^>&^;^п^садя-'-'•ЛКОТЕКА | 0 |
|
SU205629A1 |
Устройство подводной части подвесного руль мотора | 1956 |
|
SU107760A1 |
DE 3204355 A1, 16.09.1982 | |||
КЕРАМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ НАСАДКИ | 2003 |
|
RU2288778C2 |
Авторы
Даты
2003-12-20—Публикация
2002-06-04—Подача