Настоящее изобретение относится к области машиностроения, в частности к автомобильной промышленности, и может применяться в отопительных устройствах транспортных средств, а именно для управления работой отопителя салона автомобиля.
Известен кран [1] для управления отопителем транспортного средства (ТС), содержащий корпус с входным и выходным каналами и размещенную на приводном валу шиберную заслонку, перекрывающую выходной канал.
Недостатком известного крана является то, что вследствие определенных особенностей своей конструкции его трудно использовать в устройствах управления отопителем с электроприводом, так как он, в основном, предназначен для перекрывания потока теплоносителя вручную.
Наиболее близким к предлагаемому является кран [2] для управления отопителем ТС, содержащий корпус со сквозным каналом, перекрываемым запорным элементом, связанным с приводным валом, и уплотнительное кольцо, установленное на выходной части сквозного канала. Приводной вал связан с запорным элементом через зубчатую передачу с внутренним зацеплением, находящуюся внутри корпуса, при этом ведущее кольцо передачи, в виде трубки, установлено на приводном валу, а ведомое колесо с двумя опорными полуосями, расположенными в его центре, и установленным на нем плавающим клапаном выполняет роль запорного элемента.
Известный кран довольно сложен, т.к. содержит зубчатую передачу, уплотнительное кольцо, плавающий клапан и другие механические элементы. Кроме того, при изготовлении элементов зубчатой передачи из пластмассы (с целью экономии металла и удешевления устройства) они не выдерживают механических нагрузок и часто ломаются и, следовательно, кран обладает малой надежностью.
Задачами, на решение которых направлено изобретение, являются упрощение и повышение надежности крана для управления отопителем.
Поставленные задачи достигаются за счет того, что в кране, содержащем корпус со сквозным каналом, перекрываемым запорным элементом, связанным с приводным валом, согласно изобретению на приводном валу одним своим концом закреплен поворотный рычаг, другим концом прикрепленный к одному концу запорного элемента, выполненному в виде эластичной мембраны, другим своим концом прикрепленного к корпусу. Кроме того, на входном отверстии сквозного канала установлена решетка.
К существенным отличиям предложенного крана по сравнению с известным является выполнение запорного элемента в виде эластичной мембраны, связанной с приводным валом поворотным рычагом, и исключение за счет этого зубчатой передачи, уплотнителя, плавающего клапана и других сопутствующих элементов и, как следствие, значительное упрощение крана. Кроме того, исключенные элементы являются самыми ненадежными в конструкции крана и их исключение способствует повышению надежности устройства.
На фиг.1 показан вид предложенного крана сбоку в разрезе, а на фиг.2 - вид изобретенного крана сверху.
Кран состоит из корпуса 1 с находящимся в нем электродвигателем 2, имеющим приводной вал 3, конец которого выходит из торцевой части корпуса 1. На приводном валу 3 закреплен один конец поворотного рычага 4, другой конец которого прикреплен к одному концу запорного элемента 5, перекрывающего сквозной канал 6, выполненный в корпусе 1 и служащий для пропускания через него теплоносителя. Запорный элемент 5 выполнен в виде эластичной мембраны из тонкого материала, например из листовой резины. Другой конец запорного элемента 5 прикреплен к торцевой части корпуса 1. С целью удешевления устройства все его детали могут изготавливаться из пластмассы, что никак не влияет на прочность и надежность крана. На входном отверстии сквозного канала может быть установлена решетка 7, предназначенная для исключения прогиба мембраны запорного элемента 5 при повышенном давлении теплоносителя.
Предложенный кран работает следующим образом.
Когда кран находится в положении «закрыто», мембрана запорного элемента 5 перекрывает сквозной канал 6, и теплоноситель по нему не проходит. Надежность перекрытия канала 6 обеспечивается тем, что теплоноситель давит на мембрану запорного элемента 5 и прижимает ее к отверстию канала 6. Когда на электродвигатель 2 подается напряжение питания, он начинает вращать приводной вал 3 и установленный на нем рычаг 4. Рычаг 4 поворачивается и при этом начинает изгибать и отворачивать с отверстия канала 6 лежащую на нем эластичную мембрану запорного элемента 5. Когда рычаг 4 дойдет до упора (на чертежах условно не показан), то запорный элемент 5 полностью освободит отверстие канала 6, по которому на нагреватель начинает поступать теплоноситель. Питание от электродвигателя 2 отключается.
При поступлении на электродвигатель 2 сигнала на перекрывание канала 6 приводной вал 3 начинает вращаться в противоположном направлении и, поворачивая рычаг 4, разворачивает мембрану запорного элемента 5 таким образом, что она перекрывает отверстие канала 6, и поток теплоносителя прерывается. Питание от электродвигателя 2 отключается.
Заявленный кран выгодно отличается от известных устройств своей простотой, надежностью и дешевизной. Проведенные испытания показали положительные результаты.
Источники информации
1. Свидетельство РФ на полезную модель № 13242, кл. F16К 3/04, 2000 г.
2. Патент РФ на полезную модель № 34227, кл. F16К 3/04, 2003 г. (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Кран | 2002 |
|
RU2225554C2 |
ПРОХОДНОЙ ЗАПОРНЫЙ КЛАПАН, САМОЗАКРЫВАЮЩИЙСЯ ПРИ ОТСУТСТВИИ ДАВЛЕНИЯ НА ЕГО ВХОДЕ | 2003 |
|
RU2258167C1 |
СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ И БЫСТРОГО ПРОГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПОТОКАМИ ЖИДКОСТИ ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ДВИГАТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2180942C1 |
ПРИВОД ДВИГАТЕЛЬНЫЙ МАЛОГАБАРИТНЫЙ | 2017 |
|
RU2675288C1 |
ШАРОВОЙ КРАН | 2014 |
|
RU2546344C1 |
ШАРОВОЙ КРАН | 2012 |
|
RU2495312C1 |
КЛАПАН ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЪЕМНОГО РАСХОДА | 2007 |
|
RU2462637C2 |
ШАРОВОЙ КРАН | 2007 |
|
RU2364777C1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНО-ЗАПОРНЫЙ КЛАПАН | 2002 |
|
RU2234019C2 |
ДНОЧЕРПАТЕЛЬ "КРАБ" | 1993 |
|
RU2047693C1 |
Изобретение относится к автомобилестроению и предназначено для управления отопителем транспортного средства. Кран содержит корпус со сквозным каналом, перекрываемым запорным элементом. Запорный элемент связан с приводным валом. На приводном валу одним своим концом закреплен поворотный рычаг. Другой конец поворотного рычага прикреплен к запорному элементу. Запорный элемент выполнен в виде эластичной мембраны. Мембрана одним концом прикреплена к поворотному рычагу, другим - к корпусу. Изобретение позволяет повысить надежность крана и упростить его конструкцию. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Триер с приспособлением для аспирации зерна и одновременного удаления пыля из ячеистого цилиндра | 1932 |
|
SU34227A1 |
Способ получения поваренной соли из рапы морского типа | 1928 |
|
SU13242A1 |
Станок для раскладки проводов в жгуты | 1984 |
|
SU1275553A1 |
СПОСОБ ВЫРАБОТКИ ХЛЕБНОГО КВАСА | 2015 |
|
RU2598208C1 |
DE 7515806 U, 18.09.1975 | |||
DE 10313565 A1, 09.10.2003 | |||
US 3951168 A, 20.04.1976. |
Авторы
Даты
2008-08-10—Публикация
2006-09-21—Подача