СПОСОБ СОЗДАНИЯ ДВИЖУЩЕЙ СИЛЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2008 года по МПК F02K7/00 

Описание патента на изобретение RU2333377C2

Изобретение относится к движителям, которые перемещают транспортные средства путем отбрасывания массы рабочего тела, забираемой из окружающей среды, в частности к авиационным (в том числе винтовым, турбовинтовым, турбовентиляторным, винтовентиляторным, двухконтурным, форсажным, пульсирующим, детонационным), ракетным, судовым двигателям, эжекторным усилителям тяги и т.д. Кроме того, возможна комбинация вышеуказанных двигателей, например авиационный двигатель с эжекторным усилителем тяги, где в обоих агрегатах используется предлагаемые способ и устройство для забора рабочего тела. Предложенные способ и устройство создания движущей силы являются одновременно эффективными средствами шумоглушения и защиты от попадания посторонних предметов в заборник рабочего тела.

Известен способ создания движущей силы путем ускорения массы рабочего тела, забираемой из окружающей среды, и многочисленные устройства, реализующие этот способ. На этом принципе в воздушной среде работают, например, все воздушно-реактивные двигатели [1, стр.10].

Аналогично действуют движители, использующие в качестве рабочего тела воду, например водометные двигатели [2].

Недостатком известных способов и устройств создания движущей силы является то, что забор рабочего тела и его выброс после ускорения происходит в одном и том же направлении: против направления движения транспортного средства, что не позволяет эффективно использовать количество движения забираемого рабочего тела.

Известен пульсирующий двигатель, в котором воздух окружающей среды забирается в камеру сгорания по и против направления движения летательного аппарата (Патент GB 2180299, МПК F02К 7/067,1987).

Недостатком этого устройства является то, что оно работоспособно только для пульсирующих двигателей, так как после прохождения детонационной волны в камере сгорания образуется разрежение и воздух окружающей среды может поступать в камеру сгорания с любого направления; в традиционных авиадвигателях давление в камере сгорания всегда больше атмосферного.

Пульсирующие двигатели, даже традиционные, выполненные в виде почти цилиндрической трубы, имеют малую лобовую тягу (отношение тяги двигателя к его лобовой площади, т.е. наибольшей площади поперечного сечения двигателя) из-за существенно малого расхода воздуха по сравнению с другими двигателями.

Газ в камере сгорания имеет давление существенно большее, чем давление окружающей среды, поэтому при работе на земле и при малых скоростях полета истечение газов высокого давления и температуры из камеры сгорания возможно в противоположных направлениях с соответствующим уменьшением эффективной тяги; газ из камеры сгорания будет истекать через сопло (4), трубу (5) и воздухозаборник (1) в окружающую среду (Патент GB 2180299, МПК F02К 7/067,1987, фиг.3).

При увеличении скоростного напора набегающего потока воздух, проходящий через воздухозаборник (1), заблокирует течение воздуха через обратный канал (5) в камеру сгорания (2), так как донное давление в торце трубы (5) меньше атмосферного и уменьшается с ростом скорости полета, а полное давление потока, проходящего через воздухозаборник (1), существенно больше атмосферного и увеличивается с ростом скорости полета (Патент GB 2180299, МПК F02К 7/067, 1987, фиг.1, 4).

Задачей изобретения является увеличение движущей силы.

Техническим результатом изобретения является увеличение движущей силы за счет использования импульса забираемой струи и эжектирования высоконапорным газом, поступающим против направления движения транспортного средства, низконапорного газа, забираемого по направлению движения транспортного средства.

Указанный технический результат достигается тем, что низконапорное рабочее тело, забираемое по направлению движения транспортного средства, эжектируют с помощью высоконапорного рабочего тела, забираемого через клапан против направления движения транспортного средства, и подают в заборник рабочего тела, причем для увеличения донного давления кормовая часть обечайки выполнена со щелями для вдува пограничного слоя, а на кожухе движителя расположены сопла для поперечного выдува струй в набегающий поток.

Предложенный способ можно реализовать, например, с помощью устройства, схема которого представлена на чертеже. Устройство для создания движущей силы транспортного средства, перемещающегося, например, в воздушной среде, содержит обечайку (1) с клапаном (2) и с пилонами (3) для крепления обечайки к кожуху (4) движителя. Внутри кожуха движителя расположены традиционные системы забора (5), ускорения (6) и выброса (7) рабочего тела. Набор элементов (4-7) зависит от тягово-скоростных характеристик транспортного средства и конкретных свойств среды, в которой оно перемещается. Осуществление способа проиллюстрируем на примере работы устройства. При движении транспортного средства (в рассматриваемом случае летательного аппарата) обечайка движителя обтекается воздушным потоком, имеющим скорость Vп. За кормой обечайки образуется застойная зона с обратными токами. Эксперименты различных авторов показывают, что скорость возвратного течения Vо увеличивается с ростом скорости Vп набегающего потока и может составлять 20-50% от скорости этого потока [3, 4]. Итак, вместо потока со скоростью Vп, натекающего в систему забора рабочего тела традиционных движителей без обечайки, в предлагаемом варианте на входе в кормовую часть обечайки имеется поток со скоростью Yо, совпадающий с направлением перемещения транспортного средства. В носовой части обечайки происходит разворот потока на 180°. При необходимости увеличения массы рабочего тела срабатывает клапан (2), и рабочее тело начинает поступать внутрь обечайки и далее в заборник с обоих направлений. Причем высоконапорный поток, проходящий через клапан (2) со скоростью Vп, будет эжектировать низконапорный газ, втекающий из кормы обечайки со скоростью Vо. Далее процессы ускорения и выброса рабочего тела происходят одинаково как в традиционном движителе, так и в предлагаемом.

Наличие щелей (8) позволяет осуществлять вдув газа из пограничного слоя в кормовую часть обечайки (1), повышая тем самым донное давление и соответственно силу тяги движителя.

Этим же целям служит поперечный выдув струй из сопел (9), расположенных на кожухе (4) движителя в набегающий поток. При взаимодействии с потоком перед струей образуется зона повышенного давления, которая распространяется в донную область обечайки (1).

Представим некоторые расчетные соотношения в обоснование работоспособности предлагаемых способа и устройства, например, для воздушно-реактивных двигателей. Одним из важных параметров движителей является удельная тяга. Руд - отношение тяги Р к секундному расходу рабочего тела mв. Как показано в [1], удельная тяга для традиционных движителей приближенно определяется по формуле:

сс - скорость выброса рабочего тела после ускорения (скорость истечения из сопла).

Как видно из соотношения (1), с увеличением скорости полета Vп удельная тяга начинает резко уменьшаться и устремляется к нулю. Физически это означает, что входной импульс рабочего тела mвVп становится сравнимым с выходным импульсом mвсс.В предлагаемом движителе, учитывая векторный характер величин импульсов, выражение для удельного импульса будет иметь вид:

Сравнивая соотношения (1) и (2), видим, что в рамках допущений, сделанных при выводе (1), в предлагаемом устройстве удельная тяга монотонно увеличивается с ростом скорости полета Vп, а отношение удельных тяг возрастает в соответствии с соотношением:

Снижение расчетной скорости истечения сс в традиционных двигателях выгодно с точки зрения уменьшения удельного расхода топлива на дозвуковых скоростях полета. Однако оно ведет к более сильному падению удельной тяги при увеличении Vп, как это следует из формулы (1). Таким образом, предлагаемые способ и устройство наиболее эффективно проявляют свои преимущества по сравнению с традиционными при малых скоростях истечения сс.Такие скорости истечения характерны для двухконтурных авиационных двигателей с большой степенью двухконтурности на безфорсажных режимах. Винтовые, турбовинтовые, винтовентиляторные двигатели можно условно рассматривать как двухконтурные двигатели со сверхвысокой степенью двухконтурности и преимущество здесь будет еще более весомым.

ЛИТЕРАТУРА

1. Теория и расчет воздушно-реактивных двигателей. Под ред. Шляхтенко С.М. М., "Машиностроение", 1987.

2. Политехнический словарь. M., "Советская энциклопедия", 1989, с.85, см. статью "Водометный движитель".

3. Исследование течений за донным срезом тел, обтекаемых потоком газа. Обзор ЦАГИ №452-74, издательский отдел ЦАГИ, 1974 г.

4. Carpenter P.W., Tabakoff W. Survey and Evaluation of Supersonic Base Flow Theories. NASA CR-97129,1968.

Похожие патенты RU2333377C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ДВИЖУЩЕЙ СИЛЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ДВИЖИТЕЛЬ НА ЕГО ОСНОВЕ 2006
  • Кехваянц Валерий Григорьевич
RU2334116C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ДВИЖУЩЕЙ СИЛЫ В ЭЖЕКТОРНОМ УСИЛИТЕЛЕ ТЯГИ И ЭЖЕКТОРНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ ТЯГИ НА ЕГО ОСНОВЕ 2007
  • Кехваянц Валерий Григорьевич
RU2344308C2
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ВЕРТИКАЛЬНОГО ИЛИ УКОРОЧЕННОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 1997
  • Кехваянц В.Г.
RU2126904C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ СИЛЫ ТЯГИ В РЕАКТИВНОМ ДВИГАТЕЛЕ И РЕАКТИВНОЕ СОПЛО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2012
  • Кехваянц Валерий Григорьевич
RU2536460C2
СПОСОБ ГЕНЕРАЦИИ ГАЗА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ТЯГИ В ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОМ ДВИГАТЕЛЕ С МНОГОСТУПЕНЧАТЫМ ОСЕВЫМ КОМПРЕССОРОМ И ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2009
  • Кехваянц Валерий Григорьевич
RU2405959C1
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2006
  • Агафонов Юрий Михайлович
  • Брусов Владимир Алексеевич
  • Брусова Татьяна Сергеевна
  • Агафонов Николай Юрьевич
  • Аблаева Екатерина Яковлевна
  • Беломестнов Эдуард Николаевич
  • Великанова Нина Петровна
  • Гайфуллина Раиса Аглиевна
  • Жильцов Евгений Изосимович
  • Жиляев Игорь Николаевич
  • Закиев Фарит Кавиевич
  • Кадыров Раиф Ясовиевич
  • Корноухов Александр Анатольевич
  • Кузнецов Николай Ильич
  • Кокорин Владимир Анатольевич
  • Куринный Владимир Сергеевич
  • Мокшанов Александр Павлович
  • Муртазин Габбас Зуферович
  • Семенова Тамара Анатольевна
  • Симкин Эдуард Львович
  • Тумреев Валерий Иванович
  • Тонких Светлана Юрьевна
  • Ширяев Станислав Федорович
  • Хрунина Нина Ивановна
  • Исаков Ренат Григорьевич
  • Исаков Динис Ренатович
RU2320885C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ВЕКТОРОМ ТЯГИ В КОЛЬЦЕВОМ СВЕРХЗВУКОВОМ СОПЛЕ И КОЛЬЦЕВОЕ СВЕРХЗВУКОВОЕ СОПЛО 1992
  • Кехваянц В.Г.
RU2111374C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОГРАНИЧНЫМ СЛОЕМ НА АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2012
  • Пеков Алексей Николаевич
RU2508228C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ВЕКТОРОМ ТЯГИ РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ И СВЕРХЗВУКОВОЕ СОПЛО 2009
  • Кехваянц Валерий Григорьевич
RU2412368C1
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ ТЯГИ СВЕРХЗВУКОВОГО СОПЛА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Зайковский Виктор Нестерович
RU2551244C2

Реферат патента 2008 года СПОСОБ СОЗДАНИЯ ДВИЖУЩЕЙ СИЛЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Способ создания движущей силы транспортного средства связан с забором рабочего тела из окружающей среды по и против направления движения транспортного средства, ускорением и выбросом его вновь в окружающую среду. Низконапорное рабочее тело, забираемое по направлению движения транспортного средства, эжектируют с помощью высоконапорного рабочего тела, забираемого через клапан против направления движения транспортного средства, и подают в заборник рабочего тела. Для увеличения донного давления кормовая часть обечайки выполнена со щелями для вдува пограничного слоя, а на кожухе движителя расположены сопла для поперечного выдува струй в набегающий поток. Изобретение направлено на увеличение движущей силы. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 333 377 C2

Способ создания движущей силы транспортного средства, связанный с забором рабочего тела из окружающей среды по и против направления движения транспортного средства, ускорением и выбросом его вновь в окружающую среду, отличающийся тем, что низконапорное рабочее тело, забираемое по направлению движения транспортного средства, эжектируют с помощью высоконапорного рабочего тела, забираемого через клапан против направления движения транспортного средства, и подают в заборник рабочего тела, причем для увеличения донного давления кормовая часть обечайки выполнена со щелями для вдува пограничного слоя, а на кожухе движителя расположены сопла для поперечного выдува струй в набегающий поток.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2333377C2

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВИХРЕТОКОВОГО КОНТРОЛЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ 2000
  • Запускалов В.Г.
  • Маслов А.И.
  • Редькин В.И.
  • Егиазарян А.В.
RU2180299C1
Огнеупорная масса для футеровки индукционных печей 1982
  • Тонков Владимир Николаевич
  • Лебедев Николай Федорович
  • Шифрина Маргарита Григорьевна
  • Сергеев Борис Дмитриевич
  • Шабанов Иван Никитич
SU1081149A1
US 2919542 А, 05.01.1960
US 4033120 А, 05.07.1977
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КРАСНОГО ОЛИГОМЕРНОГО КРАСИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ 1-АМИНОАНТРАХИНОНА ДЛЯ ОКРАШИВАНИЯ ТЕРМОПЛАСТОВ 2023
  • Кутасевич Антон Викторович
  • Уварова Екатерина Сергеевна
RU2812635C1
US 3462955 А, 26.08.1969
0
SU78828A1

RU 2 333 377 C2

Авторы

Кехваянц Валерий Григорьевич

Даты

2008-09-10Публикация

2006-05-31Подача