РЫБНОЕ КУЛИНАРНОЕ ИЗДЕЛИЕ ДЛЯ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СПОСОБ ЕГО ПРОИЗВОДСТВА Российский патент 2008 года по МПК A23L1/325 A23L1/29 

Описание патента на изобретение RU2333691C1

Изобретение относится к рыбной промышленности и общественному питанию, в частности к производству формованных продуктов из рыбного фарша для питания детей школьного возраста.

Известен способ получения формованного рыбного продукта (№1706528), предусматривающий смешивание крупноизмельченной мышечной ткани рыбной массы со связующей массой, содержащей рыбный фарш, желатин и вкусовые добавки, формование полученной смеси и тепловую обработку, при этом крупноизмельченную мышечную ткань рыбы и связующую массу берут в соотношении 1:1-3:1, а в связующую массу дополнительно вводят метилцеллюлозу при следующем соотношении компонентов, мас.%: рыбный фарш 38-73,5, 30%-ный раствор желатина 13-36, 3%-ный метилцеллюлозы 0,5-5,0, вкусовые добавки - остальное.

Однако предложенный способ обеспечивает получение готового изделия для питания взрослого человека, так как использование в его составе желатина и метилцеллюлозы существенно снижает пищевую и биологическую ценность, что является нежелательным в производстве продуктов питания для здоровых детей.

Способ приготовления рыбного полуфабриката (№1810037) предусматривает нарезание рыбного филе кусками, отваривание в жидкой среде, добавление связующего наполнителя, измельчение и введение вкусовых добавок, в качестве связующего наполнителя вводят ячневую кашу с влажностью 80-83% в количестве 25-30% от массы полуфабриката, при этом при отваривании рыбы в жидкую среду добавляют пищевые лекарственные пряности в количестве 0,1-0,3% к массе жидкости.

Недостатком этого способа является использование лекарственных пряностей, действие которых на организм ребенка непредсказуемо и поэтому также нежелательно.

Известны кулинарные изделия (голубцы, котлеты, рыбные палочки, перец фаршированный для питания детей старшего школьного возраста) и способы их получения [Криницкая Н.В. Разработка технологии рыборастительных продуктов для питания детей старшего школьного возраста. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. техн. наук. - Краснодар, 2002, - 24 с.].

Однако данные продукты и способы их производства предусматривают использование в качестве рецептурных ингредиентов мяса рапаны или мидии, что значительно усложняет технологический процесс приготовления. Но, прежде всего, мясо рапаны и мясо мидии не включены в ассортиментный перечень продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей школьного возраста Минздравом РФ [Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания при общеобразовательных школах» под общей редакцией В.Т.Лапшиной, издательство «Хлебпродинформ», 2004, - 639 с.].

Наиболее близким аналогом выбрано кулинарное изделие и способ его производства [Безуглова А.В., Касьянов Г.И., Палагина И.А. Технология производства паштетов и фаршей. Учебно-практическое пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2004, - 304 с. (Серия «Технологии пищевых производств). С.112-116)], согласно которому кулинарное изделие включает, мас.%:

рыбный фарш83,3лук пассерованный5,8крахмал картофельный2,8молоко сухое3,3соль поваренная пищевая1,0вода питьевая3,8,

а способ его производства включает подготовку рыбного сырья и компонентов, измельчение, смешивание рыбного сырья и компонентов, тонкое измельчение полученной смеси, приготовление фарша, формование полуфабрикатов, термическую обработку, замораживание, упаковку, маркировку, транспортировку, хранение.

Недостатком описанного изобретения являются плохие реологические показатели готового кулинарного изделия, а следовательно, и низкие потребительские характеристики.

Задача, решаемая изобретением, заключается в разработке технологии производства нового кулинарного изделия для питания детей школьного возраста на основе рыбного сырья с высокой пищевой и биологической ценностью, улучшенными реологическими и органолептическими свойствами.

Техническим результатом изобретения будет улучшение реологических показателей и повышение усвояемости целевого продукта.

Это достигается за счет того, что рыбное кулинарное изделие для питания детей школьного возраста, включающее рыбный фарш, лук пассерованный, молоко сухое, соль поваренную пищевую, воду питьевую, дополнительно содержит зерновую фасоль разваренную и растительное масло при следующем соотношении компонентов, мас.%:

рыбный фарш70,0-80,0лук пассерованный3,0-6,0молоко сухое1,0-3,0зерновая фасоль разваренная6,0-9,0растительное масло3,0-4,5соль поваренная пищевая0,8вода питьеваяостальное,

а в способе производства рыбного кулинарного изделия для питания детей школьного возраста, включающем подготовку рыбного сырья и компонентов, измельчение, смешивание рыбного сырья и компонентов, тонкое измельчение полученной смеси, приготовление фарша, формование полуфабрикатов, термическую обработку, замораживание, упаковку, маркировку, транспортировку, хранение, новым является то, что на стадии приготовления фарша в него дополнительно вводят белковую эмульсию из зерновой фасоли, для приготовления которой зерновую фасоль разваривают, протирают, соединяют с растительным маслом и водой в соотношении 2:1:1 и гомогенизируют, при этом компоненты берут в определенных соотношениях, мас.%:

рыбный фарш70,0-80,0лук пассерованный3,0-6,0молоко сухое1,0-3,0зерновая фасоль разваренная6,0-9,0растительное масло3,0-4,5соль поваренная пищевая0,8вода питьеваяостальное

Технический результат достигается именно заявляемой совокупностью компонентов и их экспериментально полученным количественным соотношением, а также последовательностью приемов способа производства кулинарного изделия для питания детей школьного возраста.

Способ реализуется следующим образом. Для приготовления рыбного фарша используют филе карпа без кожи и костей или с кожей без костей или филе толстолобика с кожей без костей охлажденное или замороженное. Размораживание рыбы проводят на воздухе при температуре (18±3)°С. Размороженное филе измельчают на волчке с диаметром отверстий выходной решетки 2-4 мм.

Лук инспектируют, подвергают очистке и мойке, нарезают кубиками с ребром около 1 см, затем пассеруют в растительном масле до полуготовности (продолжительность пассерования устанавливают на основании опытных обжарок каждого вида сырья с учетом специфических факторов производства и оборудования данного предприятия).

Измельченное рыбное сырье и дополнительные компоненты смешивают и смесь тонко измельчают, приготавливают фарш, используя куттер. Куттерирование проводят в течение от 4 до 7 минут, так как известно, что при этом обеспечиваются максимальное значение вязкости и водоудерживающей способности фарша. При этом в фарш вводят определенное количество белковой эмульсии из зерновой фасоли, для приготовления которой разваренную зерновую фасоль протирают, соединяют с растительным маслом и водой в соотношении 2:1:1 и полученную смесь гомогенизируют.

Формуют полуфабрикаты в виде котлет или биточков, их обжаривают, и после охлаждения замораживают. Замораживание осуществляется в морозильных камерах или скороморозильных аппаратах, где они замораживаются при температуре воздуха не выше минус 20°С с естественной подвижностью воздуха 0,1-0,2 м/с, продолжительность замораживания не менее 3 ч до температуры внутри полуфабриката не выше минус 10°С. Замораживание в скороморозильных аппаратах проводят при температуре минус 30-35°С в течение 1,5 ч до достижения температуры внутри полуфабриката не выше минус 10°С.

Затем полуфабрикаты упаковывают по 5, 10 шт. в пакеты из комбинированных и полимерных материалов, разрешенных органами здравоохранения России для контакта с пищевыми продуктами. Пакеты с замороженными полуфабрикатами укладывают в ящики из гофрированного картона или в ящики полимерные многооборотные для продовольственных товаров. На этикетках указывают: рекомендации по употреблению; пищевую и энергетическую ценность; срок годности (с указанием числа, месяца, года); надпись «Рекомендовано для школьного питания». Полученный формованный рыбный продукт транспортируют и хранят.

Заявляемое рыбное кулинарное изделие для питания детей школьного возраста и способ его производства поясняется конкретными примерами.

Пример 1. Рецептурные компоненты для рыбного кулинарного изделия для питания детей школьного возраста берут в следующем соотношении, мас.%:

рыбный фарш80,0лук пассерованный3,0молоко сухое1,0зерновая фасоль разваренная6,0растительное масло3,0соль поваренная пищевая0,8вода питьеваяостальное,

а в способе производства рыбного кулинарного изделия на стадии приготовления фарша в него дополнительно вводят белковую эмульсию из зерновой фасоли, для приготовления которой зерновую фасоль разваривают, протирают, соединяют с растительным маслом и водой в соотношении 2:1:1 и гомогенизируют, при этом компоненты берут в определенных соотношениях, мас.%:

рыбный фарш80,0лук пассерованный3,0молоко сухое1,0зерновая фасоль разваренная6,0растительное масло3,0соль поваренная пищевая0,8вода питьеваяостальное

Пример 2. Рецептурные компоненты берут в следующем соотношении, мас.%:

рыбный фарш70,0лук пассерованный4,0молоко сухое1,0зерновая фасоль разваренная9,0растительное масло4,5соль поваренная пищевая0,8вода питьеваяостальное,

а в способе производства рыбного кулинарного изделия на стадии приготовления фарша в него дополнительно вводят белковую эмульсию из зерновой фасоли, для приготовления которой зерновую фасоль разваривают, протирают, соединяют с растительным маслом и водой в соотношении 2:1:1 и гомогенизируют, при этом компоненты берут в определенных соотношениях, мас.%:

рыбный фарш70,0лук пассерованный4,0молоко сухое1,0зерновая фасоль разваренная9,0растительное масло4,5соль поваренная пищевая0,8вода питьеваяостальное

Пример 3 (оптимальный). Рецептурные компоненты берут в следующем соотношении, мас.%:

рыбный фарш78,0лук пассерованный6,0молоко сухое3,0зерновая фасоль разваренная7,0растительное масло3,5соль поваренная пищевая0,8вода питьеваяостальное,

а в способе производства рыбного кулинарного изделия на стадии приготовления фарша в него дополнительно вводят белковую эмульсию из зерновой фасоли, для приготовления которой зерновую фасоль разваривают, протирают, соединяют с растительным маслом и водой в соотношении 2:1:1 и гомогенизируют, при этом компоненты берут в определенных соотношениях, мас.%:

рыбный фарш78,0лук пассерованный6,0молоко сухое3,0зерновая фасоль разваренная7,0растительное масло3,5соль поваренная пищевая0,8вода питьеваяостальное

Использование в качестве рецептурного компонента растительного масла оптимизирует жирнокислотный состав целевого продукта, что обеспечивает повышение его пищевой ценности. Использование в составе продукта зерновой фасоли, которая содержит до 30% белка, богата витаминами группы В, РР, минеральными веществами и клетчаткой, положительно влияет как на пищевую, так и на биологическую ценность готового кулинарного изделия. При этом следует отметить, что пищевые волокна фасоли обеспечивают ряд важных функций, связанных с процессами пищеварения и обмена веществ в организме человека в целом. Их особая ценность заключается в способности снижать скорость всасывания глюкозы и стабилизировать колебание ее концентрации в крови после переваривания пищи. Более медленное всасывание простых углеводов в кровь происходит в результате образования геля при смешивании растворимой клетчатки с жидкостью, а также в связи с наличием в белках фасоли аминокислот глицина и аргинина, участвующих в снижении уровня инсулина в крови.

В процессе разваривания зерновой фасоли интенсивно протекающие процессы набухания и клейстеризации крахмала сопровождаются растворением части амилозы и частичной пептизацией амилопектина, при этом вязкость крахмального клейстера постепенно снижается, изменяются структурно-механические показатели зерновой фасоли. При достижении числового значения нормального напряжения сжатия в диапазоне от 2,00 до 2,20 Па для сортов зерновой фасоли с тонкой семенной оболочкой и от 3,75 до 4,00 Па для сортов с утолщенной семенной оболочкой, зерновая фасоль достигает полной кулинарной готовности, необходимой для ее использования в составе белковой эмульсии. Для приготовления последней разваренную таким образом зерновую фасоль протирают, соединяют с растительным маслом и водой в соотношении 2:1:1 и полученную смесь гомогенизируют. В результате этого происходит образование комплексов между белками и полисахаридами фасоли и водой, стабилизирующими структуру массы, растительное масло увеличивает пластичность, и в результате гомогенизации обеспечивается устойчивость полученной белковой эмульсии из зерновой фасоли.

Дополнительное введение в состав продукта белковой эмульсии из зерновой фасоли способствует улучшению реологических показателей целевого продукта. Результаты определения реологических характеристик рыбного кулинарного изделия для питания детей школьного возраста, полученного по известному и заявляемому способам производства, приведены в таблице 1.

Таблица 1Сравнительная оценка реологических показателей продукта, полученного по известному и заявляемому способам производстваПоказателиПродукт, полученный по известному способуПродукт, полученный по предложенному способуПример 1Пример 2Пример 3Предельное напряжение сдвига, Па2128,02056,02008,02081,0Адгезионное напряжение, Па169,982,4070,883,5Эффективный модуль упругости при максимальной нагрузке, Па165,381,4571,082,3

Заявляемый способ производства обеспечивает снижение адгезионного напряжения и эффективного модуля упругости при максимальной нагрузке примерно в 2 раза, при этом предельное напряжение сдвига изменяется незначительно. Такие реологические показатели положительно отражаются на потребительских характеристиках целевого продукта, одновременно обеспечивая оптимальные для формования структурно-механические свойства рецептурной композиции. Органолептические показатели целевого продукта при этом также улучшаются - изделие становится более пластичным и сочным, улучшаются вкус и аромат.

В таблице 2 приведены результаты изучения химического состава продуктов, полученных по известному и заявляемому способам производства, которые подтверждают более высокую пищевую и биологическую ценность продукта, полученного по заявляемому способу. Для детей школьного возраста особенно значимым является повышение содержания таких пищевых нутриентов, как белки, незаменимые аминокислоты, полиненасыщенные, жирные кислоты, полисахариды, минеральные вещества, - по данным диетологов в питании школьников наблюдается дефицит данных нутриентов.

Таблица 2Сравнительная оценка химического состава продукта, полученного по известному и заявляемому способам производстваПоказателиПродукт, полученный по известному способуПродукт, полученный по предложенному способуПример 1Пример 2Пример 3Белок, %15,46016,55215,94816,184Незаменимые аминокислоты, мг5978,0906410,8106180,0106268,410валин, мг816,270876,700844,550857,200изолейцин, мг789,660844,300814,320825,540лейцин, мг1182,5801277,2001228,4201249,240лизин, мг1345,6501434,8701386,8801402,490метионин, мг441,510446,870436,730436,190треонин, мг660,020707,180681,870691,360триптофан, мг160,750175,670168,630171,990фенилаланин, мг581,650648,020618,610634,400Заменимые аминокислоты, мг8534,0009201,5908847,7608998,690Сумма липидов, г1,5926,5386,5276,516жирные кислоты, в том числе1,2475,9525,9455,937насыщенные жирные кислоты0,5621,3411,3391,337мононенасыщенные жирные кислоты0,4613,7963,7933,789полиненасыщенные жирные кислоты0,2250,8170,8160,815Углеводы, гМоносахариды0,1630,1420,1410,142Дисахариды1,9482,1462,0792,146Полисахариды1,5294,4933,3974,493Минеральные вещества:калий, мг268,470346,680321,880341,080кальций, мг48,04058,67055,32057,970магний, мг24,16031,44029,13030,940фосфор, мг204,680236,180224,280231,580железо, мкг515,200948,400824,600938,400йод, мкг6,3707,1786,8867,078марганец, мкг70,450162,950135,650161,950фтор, мкг30,53032,70031,52032,100

Опытным путем подтверждено повышение усвояемости целевого продукта. Так, при культивировании тест-микроорганизма Tetrachymena Pyriformis в течение 36 часов при температуре 28°С накопление биомассы на продукте, полученном по предложенному способу, было больше на 15%.

Таким образом, разработана технология производства нового кулинарного изделия для питания детей школьного возраста на основе рыбного сырья с высокой пищевой и биологической ценностью, улучшенными реологическими и органолептическими свойствами, повышенной усвояемости.

Похожие патенты RU2333691C1

название год авторы номер документа
РУБЛЕНЫЙ ПОЛУФАБРИКАТ ДЛЯ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ КУРИНЫХ СУБПРОДУКТОВ И СПОСОБ ЕГО ПРОИЗВОДСТВА 2006
  • Шамкова Наталья Тимофеевна
  • Зайко Галина Михайловна
RU2333679C1
КУЛИНАРНОЕ ИЗДЕЛИЕ ИЗ РЫБНОГО ФАРША ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ 2014
  • Дзантиева Лариса Батырбековна
  • Цугкиева Валентина Батырбековна
  • Гагиева Лариса Черменовна
  • Чередникова Алёна Витальевна
RU2567205C1
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ КУЛИНАРНОГО ИЗДЕЛИЯ ИЗ РЫБНОГО ФАРША ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ 2012
  • Дзантиева Лариса Батырбековна
  • Цугкиева Валентина Батырбековна
  • Гагиева Лариса Черменовна
  • Цугкиева Ирина Борисовна
  • Чередникова Алена Витальевна
RU2496350C1
Способ приготовления кулинарного изделия из перепелиного мяса 2015
  • Дзантиева Лариса Батарбековна
  • Цугкиева Елена Борисовна
  • Кабоева Алла Николаевна
RU2616368C2
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА МЯСНОГО ФОРМОВАННОГО ПРОДУКТА С ДЕТОКСИКАЦИОННЫМИ СВОЙСТВАМИ ДЛЯ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2006
  • Шамкова Наталья Тимофеевна
  • Франченко Евгений Сергеевич
RU2326552C1
ФОРМОВАННЫЙ ПОЛУФАБРИКАТ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ И СПОСОБ ЕГО ПРОИЗВОДСТВА 2006
  • Шамкова Наталья Тимофеевна
  • Зайко Галина Михайловна
  • Колесникова Наталья Геннадьевна
  • Денбурова Ольга Владимировна
  • Жукова Татьяна Васильевна
RU2332881C1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ФОРМОВАННОГО ПИЩЕВОГО ПРОДУКТА НА ОСНОВЕ РАСТИТЕЛЬНОГО СЫРЬЯ 2006
  • Шамкова Наталья Тимофеевна
  • Зайко Галина Михайловна
  • Колесникова Наталья Геннадьевна
RU2333674C1
Рыбный полуфабрикат с повышенным содержанием витамина D 2020
  • Титова Инна Марковна
  • Куликова Алина Сергеевна
RU2745575C1
Формованное рыбное изделие 2018
  • Грициенко Елена Георгиевна
  • Долганова Наталья Вадимовна
  • Цибизова Мария Евгеньевна
  • Уразакова Алия Кабдурхановна
RU2710723C1
Полуфабрикат рыбный рубленый замороженный 2019
  • Тифанюк Алина Вячеславовна
  • Бражная Инна Эдуардовна
RU2714719C1

Реферат патента 2008 года РЫБНОЕ КУЛИНАРНОЕ ИЗДЕЛИЕ ДЛЯ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СПОСОБ ЕГО ПРОИЗВОДСТВА

Изобретение относится к рыбной промышленности и общественному питанию. Рыбное кулинарное изделие для питания детей школьного возраста в заданном соотношении содержит рыбный фарш, лук пассерованный, молоко сухое, соль поваренную пищевую, воду питьевую, разваренную зерновую фасоль и растительное масло. Способ его производства включает подготовку рыбного сырья и компонентов, измельчение, смешивание, тонкое измельчение полученной смеси, приготовление фарша, формование полуфабрикатов, термическую обработку, замораживание, упаковку, маркировку, транспортировку и хранение. При этом на стадии приготовления фарша в него дополнительно вводят белковую эмульсию из зерновой фасоли. Зерновую фасоль разваривают, протирают, соединяют с растительным маслом и водой в соотношении 2:1:1 и гомогенизируют. Изобретение позволяет получить новый целевой продукт с высокой пищевой и биологической ценностью, улучшенными реологическими и органолептическими показателями, повышенной усвояемости. 2 н.п. ф-лы, 2 табл.

Формула изобретения RU 2 333 691 C1

1. Рыбное кулинарное изделие для питания детей школьного возраста, включающее рыбный фарш, лук пассерованный, молоко сухое, соль поваренную пищевую, воду питьевую, дополнительно содержит зерновую фасоль разваренную и растительное масло при следующем соотношении компонентов, мас.%:

рыбный фарш70,0-80,0лук пассерованный3,0-6,0молоко сухое1,0-3,0зерновая фасоль разваренная6,0-9,0растительное масло3,0-4,5соль поваренная пищевая0,8вода питьеваяостальное

2. Способ производства рыбного кулинарного изделия для питания детей школьного возраста, включающий подготовку рыбного сырья и компонентов, измельчение, смешивание рыбного сырья и компонентов, тонкое измельчение полученной смеси, приготовление фарша, формование полуфабрикатов, термическую обработку, замораживание, упаковку, маркировку, транспортировку, хранение, отличающийся тем, что на стадии приготовления фарша в него дополнительно вводят белковую эмульсию из зерновой фасоли, для приготовления которой зерновую фасоль разваривают, протирают, соединяют с растительным маслом и водой в соотношении 2:1:1 и гомогенизируют, при этом компоненты берут в определенных соотношениях, мас.%:

рыбный фарш70,0-80,0лук пассерованный3,0-6,0молоко сухое1,0-3,0зерновая фасоль разваренная6,0-9,0растительное масло3,0-4,5соль поваренная пищевая0,8вода питьеваяостальное

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2333691C1

Способ получения формованного рыбного продукта 1989
  • Чимиров Юсуп Искакович
  • Буга Сергей Александрович
  • Рехина Надежда Ивановна
SU1706528A1
ДИЕТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ 2001
  • Новикова М.В.
  • Абрамова Л.С.
  • Чимиров Ю.И.
RU2193332C1
КОЗМАВА А.В., КАСЬЯНОВ Г.И., ПАЛАГИНА И.А
Технология производства паштетов и фаршей: Учебное пособие
Серия «Технологии пищевых производств»
- Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002, с.87-88, 33-35.

RU 2 333 691 C1

Авторы

Шамкова Наталья Тимофеевна

Зайко Галина Михайловна

Лизунова Оксана Борисовна

Даты

2008-09-20Публикация

2006-11-27Подача