Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и предназначено для коммутации автомобильных электрических цепей управления головным освещением, передними противотуманными фарами, задними противотуманными фонарями, освещением номерного знака, углом наклона светового пучка автомобильных фар и для регулирования уровня освещения органов управления и приборов.
Известен широтно-импульсный регулятор мощности для автомобильных ламп накаливания, содержащий блок формирования импульсов напряжения в виде микросхемы, силовой транзисторный ключ, соединенный с выходом указанного блока формирования, потенциометр управления и дополнительный транзистор, включенные во входную цепь последнего, а также входящие в электрическую схему конденсаторы и резисторы (RU 29432 U1, 7 Н05В 37/02, 10.05.2003).
Известен переключатель корректора света фар, содержащий корпус с лицевой панелью, вал, установленный в корпусе с возможностью вращения вокруг оси, жестко связанное с валом колесо, плату с токосъемными площадками и резисторами, токосъемник с набором упругих проводников, стопорящий узел для переключения углового положения вала с колесом (RU 29804 U1, 7 Н01С 10/00, 27.05.2003).
Известен орган управления противотуманными фарами, выполненный на основе транзисторного ключа и управляющего им триггера с двумя установочными входами и двумя потенциальными выходами, а также содержащий предвключенный узел формирования импульсов напряжения обратной полярности (RU 31056 U1, 7 Н01Н 47/22, 10.07.2003).
Недостаток указанных известных устройств заключается в узкой области практического использования, поскольку они не предназначены для конструктивного выполнения заодно друг с другом.
Наиболее близким к заявленному техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является модуль управления светотехникой (МУС), содержащий корпус из диэлектрической пластмассы с защелками для крепления на приборной панели автомобиля, в котором размещены, по меньшей мере, три печатные платы с радиоэлементами и электромагнитным реле, стойка и штыри для подключения к схеме электрооборудования транспортного средства, а также переднюю панель, на которой расположены рукоятка и указатель положения трехпозиционного поворотного переключателя наружного освещения, выполненного с возможностью включения габаритных огней и ближнего света фар, символы, определяющие функциональное назначение МУС, контрольный сигнализатор, колесо регулятора освещения приборов, колесо переключателя корректора света фар, предназначенного для управления углом наклона светового пучка автомобильных фар, и нажимная клавиша выключателя задних противотуманных фонарей, при этом предусмотрено место для установки клавиши выключателя передних противотуманных фар (RU 24316 U1, 7 Н01Н 13/12, 27.07.2002).
Прототип обладает рядом недостатков.
1. С помощью печатных проводников трех печатных плат, установленных в корпусе МУС, осуществляется, в основном, прямая электрическая связь органов управления со штырями для подключения в схему электрооборудования автомобиля. Таким образом, в прототипе отсутствуют устройства, предназначенные для информационных и энергетических преобразований сигналов органов управления в напряжения для непосредственного питания осветительных приборов. Это существенно усложняет схему электрооборудования автомобиля, снижает надежность и повышает трудоемкость ее сборки.
2. Отсутствует режим «парковка», в котором горят ходовые огни, а панель приборов и номерной знак не освещены.
3. Отсутствует режим «AUTO», который в соответствии с новыми правилами дорожного движения обеспечивает движение автомобиля с ближним светом в дневное время. В указанном режиме при выключении замка зажигания фары выключаются автоматически и, таким образом, предотвращается разрядка аккумуляторной батареи при остановленном двигателе.
Задачей изобретения является создание компактной конструкции МУС, характеризующейся расширенными функциональными возможностями, приспособленностью к освоенным технологическим процессам, а также позволяющей упростить схему электрооборудования автомобиля и снизить трудоемкость ее монтажа. Таким образом, технический результат достигается в улучшении потребительских свойств МУС.
Поставленная задача решается тем, что в МУС автомобиля, содержащем
корпус из диэлектрического материала с защелками для крепления на приборной панели и размещенной в нем первой печатной платой, на которой установлены
поворотный переключатель наружного освещения, имеющий исходное положение «выключено» и положения, соответствующие режимам включения габаритных огней и ближнего света фар,
вторая и третья печатные платы,
каркас для колеса регулятора освещения органов управления и приборов, кинематически связанного с переменным резистором, и колеса переключателя корректора света фар, предназначенного для управления углом наклона светового пучка автомобильных фар,
стойка для крепления второй и третьей печатных плат,
штыревая колодка для подключения к цепям питания и внешним устройствам и
неподвижные контакты поворотного переключателя,
лицевую панель с расположенными на ней
символами и знаками,
ручкой поворотного переключателя наружного освещения,
указателем положения ручки,
выступающей частью колеса регулятора освещения органов управления и приборов,
выступающей частью колеса переключателя корректора света фар,
нажимными клавишами выключателей передних противотуманных фар и задних противотуманных фонарей, связанных с соответствующими блоками управления,
сигнализаторами включения нажимных клавиш,
на первой печатной плате смонтированы
элементы регулятора освещения органов управления и приборов,
электронные компоненты блока управления передними противотуманными фарами и блока управления задними противотуманными фонарями, а также размещена
упомянутая штыревая колодка,
на второй печатной плате смонтированы
упомянутый переменный резистор и
элемент подсветки регулятора освещения органов управления и приборов,
а на третьей печатной плате смонтированы
резисторы электрической схемы модуля и
элемент подсветки корректора света фар,
при этом поворотный переключатель наружного освещения выполнен пятипозиционным с дополнительными положениями, соответствующими режиму «парковки» с включением ходовых огней при неосвещенных приборной панели и номерном знаке и режиму «AUTO» с включением ближнего света при движении в дневное время, а вторая и третья печатные платы образуют совместно со стойкой конструктивный узел в виде консоли, с разных сторон которой размещены колеса регулятора освещения органов управления и приборов и переключателя корректора света фар.
На фиг.1 представлен конструктивный состав предложенного модуля управления светотехникой, а на фиг.2 показаны узлы и элементы, устанавливаемые на первую печатную плату.
Корпус 1 (фиг.1) МУС выполнен из диэлектрического материала, например пластмассы, с защелками для крепления на приборной панели автомобиля. В корпусе 1 размещена первая 2 печатная плата, на которой установлены пятипозиционный поворотный переключатель 3 наружного освещения, вторая 4 (фиг.2) и третья 5 печатные платы, каркас 6 для фиксации относительно печатных плат колеса регулятора освещения органов управления и приборов и колеса переключателя корректора света фар (фарокорректора), предназначенного для управления углом наклона светового пучка автомобильных фар, стойка 7, служащая для крепления печатных плат и являющаяся одновременно опорой для указанных колес, штыревая колодка 8 со штырями 9 для подключения МУС к цепям питания и внешним устройствам, неподвижные контакты 10 поворотного переключателя 3. Лицевая панель 11 (фиг.1), которая соединена с корпусом 1 с помощью защелок, выполнена с расположенными на ней символами и знаками, ручкой 12 поворотного переключателя 3, указателем положений ручки, обозначенных символами (13 - парковка, 14 - выключено, 15 - включены габаритные огни, 16 - включен ближний свет фар, 17 - включен режим «AUTO»), выступающей частью колеса 18 регулятора освещения органов управления и приборов (с углом поворота около 160°), выступающей частью колеса 19 переключателя корректора света фар (с углом поворота также около 160° при 9 фиксированных позициях), нажимной клавишей 20 выключателя передних противотуманных фар и нажимной клавишей 21 выключателя задних противотуманных фонарей, снабженными сигнализаторами включения (не обозначены). На первой печатной плате 2 смонтированы элементы регулятора освещения органов управления и приборов, в частности элементы подсветки в виде светодиодов и узлы различных информационных и энергетических преобразований, электронные компоненты блока управления передними противотуманными фарами и блока управления задними противотуманными фонарями (не показаны), а также размещена штыревая колодка 8. На второй печатной плате 4 смонтированы переменный резистор (не обозначен) и элемент подсветки регулятора освещения органов управления и приборов (не показан), на третьей печатной плате 5 смонтированы резисторы и элемент подсветки корректора света фар (не показаны).
Принцип действия заявленного модуля управления светотехникой состоит в следующем.
В исходном состоянии ручка 12 пятипозиционного переключателя 3 наружного освещения на лицевой панели 11 находится в положении 14 «выключено». При этом все функциональные узлы устройства находятся в обесточенном состоянии, символы и знаки на лицевой панели 11 МУС не подсвечиваются.
В других четырех положениях ручки 12 переключателя 3 МУС выполняет следующие функции:
- в положении «парковка» - подсвечивается символ 13, включаются ходовые огни, панель приборов и номерной знак автомобиля не освещены; в данном режиме клавиши включения задних и передних противотуманных огней не функционируют;
- в положении «габаритные огни» - подсвечивается символ 15, включаются габаритные огни автомобиля; создаются условия для функционирования регулятора освещения панели приборов; в данном режиме включение передних противотуманных фар возможно только после включения задних противотуманных фонарей; при выключении задних противотуманных фонарей передние противотуманные фары выключаются автоматически;
- в положении «ближний свет фар» - подсвечивается символ 16, включаются фары ближнего света; создаются условия для функционирования регулятора освещения панели приборов и корректора света фар; в данном режиме включение и выключение задних и передних противотуманных огней осуществляется независимо друг от друга;
- в положении «AUTO» - подсвечивается символ 17, включается ближний свет фар; создаются условия для функционирования регулятора освещения панели приборов и корректора света фар; в данном режиме включение и выключение задних и передних противотуманных огней осуществляется независимо друг от друга.
Для включения передних противотуманных фар или задних противотуманных фонарей на лицевой панели 11 нажимают на клавиши 20 или 21 и через соответствующие выключатели подают сигналы к блокам управления указанными фарами или фонарями. При этом воздействие на ту мили иную нажимную клавишу сопровождается включением соответствующего сигнализатора включения.
В процессе регулировании уровня освещения (значений освещенности) приборов на лицевой панели 11 вращают в соответствующем направлении колесо 18 регулятора освещения органов управления и приборов, чем добиваются изменения яркости подсветки символов светодиодами.
В процессе корректирования света фар на лицевой панели 11 вращают в соответствующем направлении колесо 19 переключателя корректора света фар и, переходя с одной фиксированной позиции на другую, управляют углом наклона светового пучка автомобильных фар.
Вращение колес 18 и 19 осуществляется с равномерным зазором, который обеспечивается каркасом 6 колес.
Формирование сигналов управления в регуляторе освещения органов управления и приборов и переключателе корректора света фар производится с участием узлов информационных и энергетических преобразований - развязывающих оптронов, усилителей мощности, преобразователей напряжения.
Таким образом, предложенный МУС обладает расширенными функциональными возможностями и характеризуется компактностью, простотой монтажа и приспособленностью к освоенным технологическим процессам.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ВКЛЮЧЕНИЯ ЗАДНИХ ПРОТИВОТУМАННЫХ ФОНАРЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2178363C1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАДНИМИ ПРОТИВОТУМАННЫМИ ФОНАРЯМИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2183168C2 |
СВЕТОСИГНАЛЬНЫЙ ПРИБОР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО СВЕТОВОГО СИГНАЛА | 2005 |
|
RU2291346C1 |
Адаптивная система переднего освещения | 2020 |
|
RU2747225C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ В АВТОМОБИЛЕ И ЗАЩИТЫ ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ДОСТУПА | 1999 |
|
RU2160674C1 |
КОНТРОЛЛЕР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2002 |
|
RU2195404C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СВЕТОВЫМИ УСТРОЙСТВАМИ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2364528C2 |
Адаптивная система головного освещения автомобиля | 2016 |
|
RU2656976C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ВКЛЮЧЕНИЯ И РЕГУЛИРОВКИ ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОПРИБОРОВ В АВТОМОБИЛЕ | 1998 |
|
RU2148510C1 |
СВЕТОФОРНАЯ СИСТЕМА | 2012 |
|
RU2539665C2 |
Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств. Модуль содержит корпус из диэлектрического материала с защелками для крепления на приборной панели и лицевую панель. В корпусе размещена первая печатная плата, на которой установлены пятипозиционный поворотный переключатель наружного освещения, вторая и третья печатные платы, каркас для колес регулятора освещения органов управления и приборов и переключателя корректора света фар, стойка для крепления второй и третьей печатных плат, штыревая колодка для подключения к цепям питания и внешним устройствам и неподвижные контакты поворотного переключателя. Переключатель имеет исходное положение «выключено», а также положения, соответствующие режимам включения габаритных огней и ближнего света фар, режиму «парковки» с включением ходовых огней при неосвещенных приборной панели и номерном знаке и режиму «AUTO» с включением ближнего света при движении в дневное время. На первой печатной плате, кроме того, смонтированы элементы регулятора освещения органов управления и приборов, электронные компоненты блока управления передними противотуманными фарами и блока управления задними противотуманными фонарями, а также размещена упомянутая штыревая колодка. На второй печатной плате смонтированы переменный резистор и элемент подсветки регулятора освещения органов управления и приборов, а на третьей печатной плате - резисторы электрической схемы модуля и элемент подсветки корректора света фар. Вторая и третья печатные платы образуют совместно со стойкой конструктивный узел в виде консоли, с разных сторон которой размещены колеса регулятора освещения органов управления и приборов и переключателя корректора света фар. Предложенный модуль обладает расширенными функциональными возможностями и характеризуется компактностью, простотой монтажа и приспособленностью к освоенным технологическим процессам. 2 ил.
Модуль управления светотехникой автомобиля, содержащий корпус из диэлектрического материала с защелками для крепления на приборной панели и размещенной в нем первой печатной платой, на которой установлены
поворотный переключатель наружного освещения, имеющий исходное положение «выключено» и положения, соответствующие режимам включения габаритных огней и ближнего света фар,
вторая и третья печатные платы,
каркас для колеса регулятора освещения органов управления и приборов, кинематически связанного с переменным резистором, и колеса переключателя корректора света фар, предназначенного для управления углом наклона светового пучка автомобильных фар,
стойка для крепления второй и третьей печатных плат,
штыревая колодка для подключения к цепям питания и внешним устройствам и
неподвижные контакты поворотного переключателя, лицевую панель с расположенными на ней
символами и знаками,
ручкой поворотного переключателя наружного освещения,
указателем положения ручки,
выступающей частью колеса регулятора освещения органов управления и приборов,
выступающей частью колеса переключателя корректора света фар,
нажимными клавишами выключателей передних противотуманных фар и задних противотуманных фонарей, связанных с соответствующими блоками управления,
сигнализаторами включения нажимных клавиш,
отличающийся тем, что
на первой печатной плате смонтированы
элементы регулятора освещения органов управления и приборов,
электронные компоненты блока управления передними противотуманными фарами и блока управления задними противотуманными фонарями, а также размещена
упомянутая штыревая колодка,
на второй печатной плате смонтированы
упомянутый переменный резистор и
элемент подсветки регулятора освещения органов управления и приборов,
а на третьей печатной плате смонтированы
резисторы электрической схемы модуля и
элемент подсветки корректора света фар, при этом поворотный переключатель наружного освещения выполнен пятипозиционным с дополнительными положениями, соответствующими режиму «парковки» с включением ходовых огней при неосвещенных приборной панели и номерном знаке и режиму «AUTO» с включением ближнего света при движении в дневное время, а вторая и третья печатные платы образуют совместно со стойкой конструктивный узел в виде консоли, с разных сторон которой размещены колеса регулятора освещения органов управления и приборов и переключателя корректора света фар.
СПОСОБ БЫСТРОГО ПАРООБРАЗОВАНИЯ | 1928 |
|
SU24316A1 |
US 6349616 B1, 26.02.2002 | |||
JP 2005332621 A, 02.12.2005 | |||
EP 1129886 A2, 27.11.2000 | |||
DE 10361716 A1, 19.05.2005. |
Авторы
Даты
2008-11-27—Публикация
2007-09-26—Подача