Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к электрическим цепям автомобиля, и может использоваться в качестве способа включения и регулировки осветительных электроприборов в автомобиле и устройства, реализующего этот способ.
Известно электрическое устройство включения для транспортного средства, описанное в заявке ФРГ N 1814768 (опубл. 25.01.73 г.). Устройство содержит многоступенчатый переключатель, включающий в первом рабочем положении габаритные огни, а во втором - фары ближнего и дальнего света. Кроме того, устройство содержит реле, через контакты которых подключаются лампы ближнего света.
Описанное устройство усложнено использованием релейной системы, что снижает его надежность.
Из заявки Франции N 2193240 (опубл. 22.03.74 г.) известно переключающее устройство для правления светом передних фар автомобиля. Указанное устройство содержит трехпозиционный переключатель, выключатель зажигания и дополнительный переключатель, позволяющий выбрать режим "город" или "дорога" для включения ближнего света фар.
Недостатком рассмотренного технического решения является его узкая функциональная направленность и ограниченное число коммутируемых цепей.
Из литературы [1] известно техническое решение устройства включения и регулировки осветительных электроприборов, входящие в схему электрооборудования автомобиля ЗИЛ-130, взятое за прототип. Указанное устройство содержит постоянно подключенный к положительному выводу аккумуляторной батареи через биметаллический предохранитель трехпозиционный переключатель [2] с встроенным регулятором подсветки приборов. В исходном состоянии электрические цепи, коммутируемые трехпозиционным переключателем, отключены. В первом коммутационном положении включаются габаритные огни и лампы подсветки приборов. Во втором коммутационном положении включаются фары, лампы подсветки приборов также остаются включенными. Лампы подсветки приборов включены в цепь питания через регулятор тока, позволяющий изменять подсветку приборов в соответствии с условиями наружного освещения или в зависимости от индивидуальных запросов водителя.
Недостатком описанного решения является отсутствие подсветки трехпозиционного переключателя, что приводит к отвлечению водителя в темное время суток от дорожной ситуации.
Задачей изобретения является расширение функциональных возможностей устройства включения и регулировки осветительных электроприборов путем введения подсветки трехпозиционного переключателя.
Указанная задача решается способом включения и регулировки осветительных электроприборов в автомобиле посредством трехпозиционного переключателя и регулятора тока, заключающемся в переводе переключателя из нейтрального положения в первое рабочее положение, в котором включают габаритные огни и, через регулятор тока, подсветку символов, шкал и приборов, а затем во второе рабочее положение, в котором включают, дополнительно, через выключатель зажигания, фары, причем в нейтральном положении трехпозиционного переключателя через выключатель зажигания включают по крайней мере один источник подсветки трехпозиционного переключателя, а в первом и/или втором рабочих положениях по крайней мере один источник подсветки трехпозиционного переключателя включают через регулятор тока.
В качестве источника подсветки трехпозиционного переключателя используют лампу накаливания или светодиод.
Для подсветки трехпозиционного переключателя можно использовать три источника в виде ламп накаливания, идентифицирующих положение рукоятки переключателя, символы положений переключателя и место расположения переключателя.
Указанная выше задача решается также устройством включения и регулировки осветительных электроприборов в автомобиле, содержащем трехпозиционный переключатель, подключенный к положительному выводу аккумуляторной батареи и коммутирующий в своем первом рабочем положении габаритные огни и через регулятор тока - подсветку символов, шкал и приборов, а во втором рабочем положении, дополнительно, через выключатель зажигания - фары, кроме того, устройство содержит цепь включения подсветки трехпозиционного переключателя, соединенную через его подвижный контакт в нейтральном положении с выключателем зажигания, а в первом и/или во втором рабочих положениях через регулятор тока - с положительным выводом аккумуляторной батареи.
Приведенная совокупность признаков в сравнении с известным уровнем техники позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения критерию "новизна". В то же время, совокупность отличительных признаков, приводящая к решению поставленной задачи, явным образом не следует из уровня техники, поэтому заявляемое техническое решение соответствует критерию "изобретательский уровень".
Заявляемое техническое решение поясняется следующими схемами.
На фиг. 1 показана электрическая схема включения осветительных электроприборов с одним источником подсветки трехпозиционного переключателя; на фиг. 2 изображена электрическая схема включения осветительных электроприборов с тремя источниками подсветки переключателя.
Устройство включения и регулировки осветительных электроприборов в автомобиле содержит трехпозиционный переключатель 1, подключенный к положительному выводу аккумуляторной батареи 2, регулятор 3 тока и цепи включения источника подсветки переключателя 1, подсветки символов, шкал и приборов, включения габаритных огней и фар. Переключатель 1 имеет нейтральное (0) и два рабочих (1P, 2P) положения, в которых тремя независимыми подвижными контактами 4, 5, 6 коммутируются три независимых контактных группы 7, 8, 9.
В нейтральном положении переключателя 1 при разомкнутых контактах выключателя 10 зажигания обесточены все цепи осветительных электроприборов.
При включении зажигания (замыкании контактов выключателя 10) замыкается цепь питания источника 11 подсветки переключателя 1, например лампы накаливания или светодиода, или трех ламп (светодиодов). Замыкание осуществляется через нормально замкнутые подвижный контакт 4, включенный в цепь питания источника 11, и неподвижный контакт 12 контактной группы 7.
При переводе переключателя 1 в положение 1P независимо от состояния контактов выключателя 10 зажигания непосредственно к положительному выводу батареи 2 через подвижный контакт 5 и неподвижный контакт 13 группы 8 включаются габаритные огни 14 и, параллельно им, через регулятор 3 тока, источники 15.1...15.n подсветки символов, шкал и приборов. В положении 1P переключателя 1 к этому же регулятору 3 подключен источник 11 подсветки переключателя 1.
Положение 2P переключателя 1 повторяет положение 1P, только при включенном зажигании через подвижный контакт 6 и неподвижный контакт 16 группы 9 замыкается цепь питания фар 17.
Использование для подсветки переключателя 1 трех ламп (светодиодов) вызвано необходимостью идентификации его различных элементов, например положения рукоятки переключателя, символов положений переключателя, места расположения переключателя.
Параллельно источнику 11 подсветки может быть введена дополнительная цепь 18 со свободным контактом, позволяются распространить систему подсветки переключателя 1 на иные приборы автомобиля.
Источники информации
1. С. В. Акимов, Ю.И.Боровских, Ю.П.Чижков. Электрическое и электронное оборудование автомобилей. М.: Машиностроение, 1988, стр. 270.
2. Л.Л.Афанасьев и др. Справочник автомобильного механика./Под ред. Л.Л. Афанасьева, изд. 4-е, М.: Машиностроение, 1969, стр. 286-287.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МОДУЛЬ УПРАВЛЕНИЯ СВЕТОТЕХНИКОЙ АВТОМОБИЛЯ | 2007 |
|
RU2339523C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ВКЛЮЧЕНИЯ ЗАДНИХ ПРОТИВОТУМАННЫХ ФОНАРЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2178363C1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАДНИМИ ПРОТИВОТУМАННЫМИ ФОНАРЯМИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2183168C2 |
КОНТРОЛЛЕР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2002 |
|
RU2195404C1 |
СИСТЕМА ДЛЯ ЭКОНОМИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ АВТОМОБИЛЯ | 2015 |
|
RU2601369C1 |
СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ | 1999 |
|
RU2170185C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕРКИ РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРОВ | 1996 |
|
RU2110421C1 |
УСТРОЙСТВО СВЕТОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ | 2005 |
|
RU2306234C2 |
ОСВЕТИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО (ВАРИАНТЫ) | 2001 |
|
RU2256845C2 |
СПОСОБ ПОДАЧИ СВЕТОВОГО СИГНАЛА И УСТРОЙСТВО СВЕТОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ | 2004 |
|
RU2264933C1 |
Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к области электрооборудования автомобилей. Для включения и регулировки осветительных электроприборов применен трехпозиц. переключатель, подключенный к положительному выводу аккумуляторной батареи. Используются также регулятор тока и цепи включения источника подсветки переключателя, символов, шкал и приборов, включения габаритных огней и фар. Переключатель имеет нейтральное и два рабочих положения, в которых тремя независимыми подвижными контактами коммутируются три контактные группы. При включении зажигания замыкается цепь питания источника подсветки переключателя. При переводе переключателя в первое рабочее положение включаются габаритные огни и параллельно им через регулятор тока - источники подсветки символов, шкал и приборов. К регулятору подключается источник подсветки переключателя. При этом дополнительно замыкается цепь питания фар. Реализация подсветки переключателя позволяет не отвлекаться водителю от дорожной ситуации в темное время суток и в конечном счете повышает безопасность движения. 2 с. и 3 з.п. ф-лы., 2 ил.
Акимов С.В | |||
и др | |||
Электрическое и электронное оборудование автомобилей | |||
- М.: Машиностроение, 1988, с.270 | |||
Устройство для освещения пульта управления | 1980 |
|
SU987280A1 |
Комбинированный автомобильный переключатель | 1982 |
|
SU1070619A1 |
DE 4235568 A1, 28.04.1994. |
Авторы
Даты
2000-05-10—Публикация
1998-03-12—Подача