ЗОНД ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Российский патент 2008 года по МПК E21B47/12 

Описание патента на изобретение RU2342529C2

Изобретение относится к области геофизических исследований и может быть использовано в телеметрических системах для крепления электронного модуля.

Известен зонд телеметрической системы с электромагнитным каналом связи, включающий электронный модуль, размещенный на шасси в защитном кожухе, и центратор, фиксирующий положение защитного кожуха в нижнем переводнике (патент РФ №2232888, МПК Е21В 47/12, опубл. 2004 г.).

Известен зонд телеметрической системы, включающий нижний переводник разделителя, электронный модуль, установленный на шасси и размещенный в защитном кожухе, пробку защитного кожуха электронного модуля, центратор и уплотнительные кольца. Центратор представляет собой полый цилиндр с окнами для прохождения бурового раствора, отделенными друг от друга перемычками. Он установлен на кожухе электронного модуля и соединен с нижним переводником резьбовым соединением (патент на полезную модель №52101, МПК7 Е21В 47/12, заявл. 2005 г. - прототип).

В известных конструкциях информационный сигнал от электронного модуля поступает на нижний переводник разделителя через сборку шасси-пробка-центратор. При этом электрический ток, проходя по переводнику, индуцирует магнитное поле, которое искажает показания инклинометрического датчика, расположенного в нижней части зонда.

Существенным недостатком конструкций также является интенсивный гидроабразивный износ нижнего переводника и центратора. Поток бурового раствора, проходя через разделитель, на выходе имеет максимальную скорость. Турбулентность потока, встретившего на своем пути препятствие в виде перемычек центратора, увеличивается. В результате воздействия абразивных частиц, содержащихся в буровом растворе, нижний переводник и перемычки центратора изнашиваются. Особенно быстрый износ переводника и центратора наблюдается при бурении в кондукторе, т.к. на этом этапе буровой раствор содержит песок и грубодисперсные частицы породы, а расход промывочной жидкости максимален.

В известных конструкциях для предотвращения осевого биения кожуха электронного скважинного модуля используется амортизатор, установленный между кожухом электронного модуля и кабелем. Отсутствие амортизатора в нижней части зонда создает условия для осевого перемещения кожуха под воздействием буровой жидкости. Биение кожуха передается на центратор и нижний переводник разделителя, вызывая их разрушение. Как показала практика, обычный ресурс нижнего переводника составляет около 300 час. Замена детали из дорогостоящего материала (титана) требует значительных материальных затрат.

Задачей изобретения является повышение достоверности результатов измерений и увеличение срока службы деталей зонда.

Решение поставленной задачи достигнуто тем, что зонд телеметрической системы, включающий нижний переводник разделителя, электронный модуль, установленный на шасси и размещенный в защитном кожухе, пробку защитного кожуха, центратор и уплотнительные кольца, снабжен двумя амортизаторами и изолирующей втулкой. Центратор выполнен в виде двух соосных цилиндров с радиальными перемычками между ними, на внешней поверхности центратора установлены уплотнительные кольца. Пробка защитного кожуха выполнена в виде стакана с цилиндрической и конической поверхностями. Внутренняя полость пробки профилирована для опоры шасси электронного модуля. На цилиндрической поверхности стакана выполнена резьба для соединения с защитным кожухом и установлены уплотнительные кольца, на конической поверхности стакана выполнены монтажные ребра, а на дне стакана с наружной стороны выполнен осевой стержень, на котором последовательно установлены первый амортизатор, центратор на изолирующей втулке, второй амортизатор, уплотнительные кольца и гайка. На стержне пробки после гайки установлены дополнительные уплотнительные кольца и контргайка. Стержень пробки может иметь сквозной осевой канал и сквозное радиальное отверстие.

На фиг.1 изображен зонд телеметрической системы, на фиг.2 - зонд телеметрической системы, пробка защитного кожуха которого имеет осевой канал.

Зонд включает шасси 1 и защитный кожух 2 электронного модуля 3, пробку 4, центратор 5 и нижний переводник 6. Пробка имеет форму стакана, на дне которого с наружной стороны выполнен осевой стержень 7. Внутренняя полость пробки 4 профилирована для опоры шасси 1 электронного модуля. Стакан пробки имеет цилиндрическую и коническую наружные поверхности (на чертеже показаны, но не выделены отдельными позициями). На цилиндрической поверхности выполнена резьба для соединения с кожухом 2 и установлены уплотнительные кольца 8а. На конической поверхности стакана выполнены ребра 9, предназначенные для монтажа. Дно стакана с внешней стороны профилировано под первый амортизатор 10, установленный на стержень 7 пробки. Далее на стержне 7 установлен центратор 5 на изолирующей втулке 11, второй амортизатор 12, уплотнительное кольцо 8б, гайка 13, уплотнительные кольца 8в и контргайка 14. Центратор 5 выполнен в виде двух соосных цилиндров с радиальными перемычками 15 между ними и связан с нижним переводником 6 резьбовым соединением. На внешней поверхности центратора 5 установлены уплотнительные кольца 8г.

Стержень 7 пробки может иметь сквозной осевой канал 16 и сквозное радиальное отверстие 17. На стержне пробки последовательно по оси установлены первый амортизатор 10, центратор 5 с изолирующей втулкой 11, второй амортизатор 12, уплотнительные кольца 8в и гайка 18. При этом уплотнительные кольца 8в образуют эластичную преграду, разделяющую две зоны: в одной, благодаря наличию сквозного канала и сквозного радиального отверстия, давление соответствует давлению внутри кожуха электронного модуля и составляет 1 атм., в другой - соответствует давлению в скважине и составляет 150-200 атм. Под действием избыточного давления происходит деформация уплотнительных колец 8в с частичным выдавливанием в зазор между гайкой 18 и стержнем 7, что обеспечивает герметизацию защитного кожуха.

Сборка зонда осуществляется в следующей последовательности. Устанавливают в разделитель защитный кожух 2 электронного модуля в сборе с кабельной секцией (не показана). Устанавливают в кожух шасси 1 с электронным модулем 3. Закрывают кожух пробкой 4, заворачивая ее до упора. Устанавливают на стержень 7 пробки первый амортизатор 10. Устанавливают центратор 5, вворачивая его в нижний переводник 6 до упора в амортизатор 10. Устанавливают на стержень 7 изолирующую втулку 11, второй амортизатор 12, уплотнительное кольцо 8б, гайку 13, уплотнительные кольца 8в и контргайку 14. При использовании пробки со сквозным осевым каналом и сквозным радиальным отверстием в стержне после второго амортизатора 12 устанавливают на стержень уплотнительные кольца 8в и гайку 18.

Отличие предлагаемой конструкции зонда от известной заключается в том, что центратор установлен не на кожухе электронного модуля, а на пробке. Это позволило изменить конструкцию центратора таким образом, что радиальные перемычки 15 стали размещаться внутри него. Таким образом, устранены тонкие наружные перемычки, которые с одной стороны сами являлись уязвимым, быстро изнашивающимся местом конструкции, а с другой стороны уменьшали диаметр проходного сечения, увеличивали турбулентность потока, что способствовало разрушению нижнего переводника. Установленные в нижней части зонда амортизаторы 10 и 12 предотвращают осевое биение пробки и центратора и вызванное этим механическое воздействие на нижний переводник.

Другим важным отличием является наличие в нижней части зонда изолятора, состоящего из резиновых амортизаторов 10 и 12 и изолирующей втулки 11, который обеспечивает электрическое разобщение электронного модуля и нижнего переводника разделителя. Таким образом, исключена возможность образования наведенного магнитного поля в зоне расположения инклинометра, которое могло бы исказить показания датчика.

Достоинством конструкции является также простота установки пробки защитного кожуха, обеспечивающая надежную фиксацию положения шасси с электронным модулем.

Разработанное техническое решение позволило:

1. Увеличить срок службы нижнего переводника и центратора за счет изменения конструкции центратора и пробки защитного кожуха.

2. Повысить достоверность показаний инклинометрического датчика за счет устранения наведенных магнитных полей в зоне его размещения.

3. Обеспечить надежную фиксацию положения шасси с электронным модулем.

Похожие патенты RU2342529C2

название год авторы номер документа
НИЖНЯЯ ОПОРА ЗОНДА ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 2008
  • Васильев Сергей Иванович
  • Раевский Борис Борисович
RU2380536C2
ЭЛЕКТРОННЫЙ БЛОК СКВАЖИННОГО ПРИБОРА ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 2007
  • Галкин Николай Николаевич
  • Сафонов Дмитрий Игоревич
  • Варламов Сергей Евгеньевич
RU2345217C1
КЕРНООТБОРНЫЙ СНАРЯД 2012
  • Андоскин Владимир Николаевич
  • Кобелев Константин Анатольевич
  • Тимофеев Владимир Иванович
  • Клюйков Яков Владимирович
RU2509867C1
ЗАБОЙНАЯ ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 2007
  • Галкин Николай Николаевич
  • Сафонов Дмитрий Игоревич
  • Варламов Сергей Евгеньевич
RU2347902C2
СОЕДИНИТЕЛЬ ИЗЛУЧАТЕЛЯ ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СО СКВАЖИННЫМ ПРИБОРОМ 2004
  • Григашкин Геннадий Александрович
  • Варламов Сергей Евгеньевич
RU2278970C1
ЗАБОЙНАЯ ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 2002
  • Дмитрюков Ю.Ю.
  • Шокуров В.М.
RU2232888C1
ИЗЛУЧАТЕЛЬ ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ С КАНАЛОМ СВЯЗИ, ПЕРЕДАЮЩИМ ИНФОРМАЦИЮ МАГНИТНЫМ СИГНАЛОМ ПО КОЛОННЕ ТРУБ 2004
  • Григашкин Геннадий Александрович
RU2277636C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛИТЕЛЬ-РЕТРАНСЛЯТОР СИГНАЛОВ 2014
  • Чупров Василий Прокопьевич
  • Шайхутдинов Рамиль Анварович
RU2580563C1
Телеметрическая система контроля забойных параметров 2001
  • Варламов С.Е.
  • Порваль А.М.
  • Токмань А.В.
RU2219336C2
КЕРНООТБОРНЫЙ СНАРЯД 2015
  • Тимофеев Владимир Иванович
  • Рыжов Александр Борисович
  • Журавлев Павел Михайлович
  • Назаров Олег Борисович
RU2621814C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 342 529 C2

Реферат патента 2008 года ЗОНД ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Изобретение относится к области геофизических исследований, может быть использовано в телеметрических системах для крепления электронного модуля и позволяет увеличить срок службы нижнего переводника и центратора, а также повысить достоверность результатов измерений за счет изменения конструкции центратора и пробки защитного кожуха. Пробка защитного кожуха электронного модуля выполнена в виде стакана с цилиндрической и конической поверхностями. Внутренняя полость пробки профилирована для опоры шасси электронного модуля. На цилиндрической поверхности стакана выполнена резьба для соединения с защитным кожухом и установлены уплотнительные кольца. На конической поверхности стакана выполнены монтажные ребра, а на дне стакана с наружной стороны выполнен осевой стержень, на котором установлен центратор, выполненный в виде двух соосных цилиндров с радиальными перемычками между ними. При этом на стержне пробки последовательно по оси установлены первый амортизатор, центратор на изолирующей втулке, второй амортизатор, уплотнительное кольцо и гайка. После гайки на стержне установлены дополнительные уплотнительные кольца и контргайка. Стержень пробки может иметь сквозной осевой канал и сквозное радиальное отверстие. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 342 529 C2

1. Зонд телеметрической системы, включающий нижний переводник разделителя, электронный модуль, установленный на шасси и размещенный в защитном кожухе, пробку защитного кожуха, центратор и уплотнительные кольца, отличающийся тем, что он снабжен двумя амортизаторами и изолирующей втулкой, центратор выполнен в виде двух соосных цилиндров с радиальными перемычками между ними, на внешней поверхности центратора установлены уплотнительные кольца, пробка защитного кожуха выполнена в виде стакана с цилиндрической и конической поверхностями, внутренняя полость пробки профилирована для опоры шасси электронного модуля, на цилиндрической поверхности стакана выполнена резьба для соединения с защитным кожухом и установлены уплотнительные кольца, на конической поверхности стакана выполнены монтажные ребра, а на дне стакана с наружной стороны выполнен осевой стержень, на котором последовательно установлены первый амортизатор, центратор на изолирующей втулке, второй амортизатор, уплотнительные кольца и гайка.2. Зонд телеметрической системы по п.1, отличающийся тем, что на стержне пробки после гайки установлены дополнительные уплотнительные кольца и контргайка.3. Зонд телеметрической системы по п.1, отличающийся тем, что стержень пробки имеет сквозной осевой канал и сквозное радиальное отверстие.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2342529C2

Клеточка к вытяжному аппарату ватера суконного прядения 1937
  • Радостин С.С.
  • Сновский А.М.
  • Старшинов Г.А.
SU52101A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОСИ СТВОЛА СКВАЖИНЫ 0
  • Л. Семенов
SU233575A1
О. М. КосенковЦентральная геофизическая экспедиция Главнефтегеофизики^;^а-р::^№'-ТЕ1?^НЕОШ^ ^5^-v5.^'-:iO^;;:^,>&4A •' 0
SU306437A1
Дефекатор для сухой извести 1924
  • Филипьев П.И.
SU15585A1
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ НАЖИМНОЙ ПОВОРОТНЫЙ ОДНОПОЛЮСНЫЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ 1929
  • Аронзон Д.А.
SU16759A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ЗАБОЙНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ БУРЕНИИ 1996
  • Ковшов Г.Н.
  • Алимбеков Р.И.
  • Алимбеков Л.И.
  • Шулаков А.С.
RU2132947C1
Приспособление для предупреждения обрыва шнура и рассыпания жемчужин 1931
  • Косенко А.А.
SU22180A1
ЗАБОЙНАЯ ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 1994
  • Чупров В.П.
  • Бикинеев А.А.
RU2105880C1
ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ КАРОТАЖА В ПРОЦЕССЕ БУРЕНИЯ 2000
  • Дмитрюков Ю.Ю.
RU2190097C2
ЗАБОЙНАЯ ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 2002
  • Дмитрюков Ю.Ю.
  • Шокуров В.М.
RU2232888C1
US 4181014 A, 01.01.1980
Вибрационный насос 1982
  • Усенко Владимир Павлович
  • Шкилев Владимир Дмитриевич
  • Левченко Георгий Тимофеевич
SU1035299A1
МОЛЧАНОВ А.А., Измерение геофизических

RU 2 342 529 C2

Авторы

Иванов Владимир Михайлович

Давыдов Константин Анатольевич

Латунов Сергей Николаевич

Даты

2008-12-27Публикация

2007-02-19Подача