МЕЖРОТОРНАЯ ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2008 года по МПК F02C7/06 

Описание патента на изобретение RU2342548C1

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к опорам двухроторных газотурбинных двигателей, и может быть использовано в авиадвигателестроении и других областях техники, где используют газотурбинные двигатели.

Известна межроторная опора газотурбинного двигателя, содержащая ротор высокого давления с цапфой и ротор низкого давления с цапфой, имеющей отверстия для подвода масла, и установленный между роторами подшипник с внутренним и наружным кольцами, при этом наружное кольцо подшипника зафиксировано в цапфе ротора высокого давления при помощи фиксирующей гайки, а внутреннее кольцо подшипника зафиксировано на цапфе ротора низкого давления, при этом вал и цапфа ротора низкого давления соединены при помощи шлицевого соединения друг с другом с образованием между ними полости для подвода масла, сообщенной с отверстиями цапфы (см. Патент RU на полезную модель №40652, кл. F02C 7/06, опубл. 20.09.2004).

Недостаток известной опоры - низкая надежность подшипника из-за отрицательного влияния шлиц, расположенных под внутренним кольцом подшипника; недостаточная смазка при запуске, когда ротор низкого давления не вращается или вращается слабо, вследствие чего центробежная сила мала, и форсунки, расположенные вдоль оси двигателя, не подают достаточное количество масла на подшипник. Наружное кольцо подшипника затянуто фиксирующей гайкой, и поэтому лишено возможности прокручиваться в цапфе ротора высокого давления в случае подклинки роликов, что приводит к повреждению (выкрашиванию) беговой дорожки кольца.

Технический результат предложенного изобретения - повышение надежности работы двигателя путем обеспечения надежной работы подшипника.

Указанный технический результат достигается тем, что в межроторной опоре газотурбинного двигателя, содержащей вал, ротор высокого давления с цапфой, ротор низкого давления с цапфой, имеющей отверстия для подвода масла, и подшипник с наружным и внутренним кольцами, первое из которых зафиксировано в цапфе ротора высокого давления, и сепаратором, при этом цапфа ротора низкого давления и вал соединены при помощи шлицевого соединения друг с другом с образованием между ними полости для подвода масла, сообщенной с отверстиями цапфы, согласно изобретению при выполнении подшипника с сепаратором, ширина которого больше ширины ролика подшипника, на цапфе ротора низкого давления расположена втулка с отверстиями для подвода масла и внутреннее кольцо подшипника установлено на втулке, причем втулка расположена относительно цапфы с образованием полости, сообщенной через отверстия во втулке с щелевыми коллекторами, образованными с торцов внутреннего кольца подшипника, при этом в полости размещена перегородка, а наружное кольцо подшипника расположено с зазором относительно фиксирующего элемента.

Подшипники с сепаратором, ширина которого больше ширины ролика подшипника, известны так называемые подшипники «с крылышками» или подшипники с уширенным сепаратором (см., например, патент RU №2293193, кл. F02C 7/06, опубл. 10.02.2007).

Для обеспечения гарантированного попадания масла в подшипник при запуске и на малых оборотах используют (устанавливают) щелевые коллекторы. Щелевые коллекторы подают масло радиально непосредственно под «крылышки» сепаратора подшипника.

Установка внутреннего кольца подшипника на втулку с полостью, заполняемой при работе маслом, позволяет исключить вредное влияние шлиц на геометрию внутреннего кольца.

Перегородка в полости между цапфой и втулкой позволяет разделить поток масла в необходимой пропорции, например 2:1. Т.е. количество масла, поступающего в отверстия во втулке, расположенные за перегородкой (по ходу потока масла), в два раза больше количества масла, поступающего в отверстия, расположенные до перегородки. Это необходимо для выравнивания температуры на кольцах подшипника.

Наружное кольцо подшипника установлено в цапфе ротора высокого давления с зазором относительно фиксирующего элемента, что позволяет обеспечить возможность проворачивания наружного кольца в цапфе ротора в случае подклинки роликов подшипника и, как следствие, избежать повреждения (выкрашивания) беговой дорожки кольца. Величина зазора может быть 0,02+0,01.

Преимущество предложенного решения заключается еще в том, что при ремонте и в случае необходимой замены подшипника на подшипник с более высокими габаритными размерами обеспечение надежной работы подшипника достигается без изменения габаритных размеров элементов ротора.

На фиг.1 изображен продольный разрез межроторной опоры;

на фиг.2 - узел I фиг.1 в увеличенном масштабе.

Межроторная опора, например турбины авиационного газотурбинного двигателя, содержит вал 1, подшипник 2 с наружным кольцом 3 и внутренним кольцом 4 и сепаратором 5 с «крылышками». Ротор высокого давления выполнен с цапфой 6, а ротор низкого давления выполнен с цапфой 7. Цапфа 7 ротора низкого давления соединена с валом 1 при помощи шлицевого соединения с образованием между ними полости 8 для подвода масла. В цапфе 7 ротора низкого давления выполнены отверстия 9, 10 подвода масла, сообщенные с полостью 8. На цапфе 7 установлена втулка 11. Во втулке 11 выполнены отверстия 12, 13. Втулка 11 расположена относительно цапфы 7 ротора низкого давления с образованием полости 14. В полости 14 расположена перегородка 15 с зазором δ, равным, например, δ=0,03-0,05 мм. Перегородка 15 делит полость 14 на две части, в одну из которых масло поступает из полости 8, по одному ряду радиальных отверстий 9, а в другую часть полости по двум рядам радиальных отверстий 10. Перегородка 15 препятствует перетеканию масла из одной части полости 14 в другую часть полости 14, и одновременно при наличии зазора 5, не передает на посадочное место под внутреннее кольцо 4 подшипника 2 вредное влияние (деформацию) от работы шлиц шлицевого соединения. Перегородка 15 позволяет распределять масло по отверстиям 9 и 10 в необходимой пропорции, например, 1:2, т.е. количество масла, поступающего в щелевой коллектор 16, в два раза больше количества масла, поступающего в щелевой коллектор 17. Втулка 11 имеет посадочное место, в котором установлено внутреннее кольцо 4 подшипника 2. Внутреннее кольцо 4 фиксируется на втулке 11 при помощи втулки 18. Втулка 18 расположена относительно левого торца внутреннего кольца 4 с образованием щелевого коллектора 16. Щелевой коллектор 17 образован кольцом 19 и правым (первым по ходу потока масла) торцом внутреннего кольца 4. Щелевые коллекторы 16 и 17 подают масло под действием центробежных сил непосредственно под «крылышки» сепаратора 5. Вал 1 имеет отверстия 20. Масло через неподвижную форсунку 21 подается насосом в полость 22. Наружное кольцо 3 подшипника 2 расположено с зазором δ1, например, равным δ1=0,02+0,01 мм относительно фиксирующей гайки 23. Фиксирующая гайка 22 фиксирует наружное кольцо 3 подшипника 2 на роторе высокого давления.

Работа узла осуществляется следующим образом.

В начальный момент при запуске двигателя начинает вращаться ротор высокого давления, а вместе с ним нагнетающий насос, подающий масло через неподвижную форсунку 21 в полость 22. В этот момент вращается цапфа 6 ротора высокого давления с наружным кольцом 3 подшипника 2. Масло из масляной полости 22 самотеком по отверстиям 20 поступает в полость 8. Из полости 8 масло по отверстиям 9 и 10 в пропорции 2:1 поступает в полость 14, откуда по отверстиям 12 и 13 и через щелевые коллекторы 17 и 16 поступает под «крылышки» сепаратора 5, смазывая ролики и вращающееся наружное кольцо 3 подшипника 2. По мере раскрутки ротора низкого давления, т.е. при вращении цапфы 7, количество масла, поступающего на подшипник, все время увеличивается и достигает максимума на оборотах 30% от максимального, сохраняя необходимую пропорцию подачи масла на правый (первый по ходу потока масла) и левый торцы подшипника 2.

Похожие патенты RU2342548C1

название год авторы номер документа
УЗЕЛ ОПОРЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2005
  • Имаев Тахир Фатехович
  • Родин Евгений Валерьевич
RU2293193C1
МЕЖРОТОРНАЯ ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Зенкова Л.Ф.
  • Кикоть Н.В.
  • Колобов Г.И.
  • Марчуков Е.Ю.
RU2265742C1
ТУРБИНА ДВУХРОТОРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Браудэ Александр Владиславович
  • Зыкунов Юрий Иосифович
  • Максимов Вадим Васильевич
  • Канахин Юрий Александрович
  • Прокофьев Валентин Васильевич
RU2534339C1
СПОСОБ ПОДАЧИ МАСЛА В МЕЖРОТОРНЫЙ ПОДШИПНИК ОПОРЫ РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Назаренко Юрий Борисович
  • Никитин Александр Сергеевич
  • Добриневский Анатолий Антонович
  • Шмунк Андрей Александрович
RU2613964C1
УЗЕЛ МЕЖВАЛЬНОЙ ОПОРЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1992
  • Иванов Н.А.
  • Язев В.М.
RU2038513C1
ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА ТУРБИНЫ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ДВУХВАЛЬНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Колобов Геннадий Иванович
  • Критский Василий Юрьевич
RU2312997C2
Опора вала ротора компрессора низкого давления газотурбинного двигателя (варианты), корпус опоры вала ротора и корпус шарикоподшипника опоры вала ротора 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Кулагин Владимир Николаевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Сахибгареев Альфред Галеевич
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
RU2614020C1
ОПОРА ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ), КОРПУС ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КОРПУС РОЛИКОПОДШИПНИКА ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КАСКАД УПЛОТНЕНИЙ ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Орехов Дмитрий Владимирович
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2603386C1
Опора вала ротора компрессора низкого давления турбореактивного двигателя (варианты), цилиндрическая составляющая вала ротора, внешний стяжной элемент вала ротора 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Кулагин Владимир Николаевич
  • Сахибгареев Альфред Галеевич
  • Тарвердян Феликс Леникович
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2614018C1
Опора вала ротора компрессора низкого давления газотурбинного двигателя (варианты), корпус задней опоры вала ротора, элемент вала ротора, полифункциональный внешний стяжной элемент вала ротора, соединительный элемент вала ротора, корпус подшипника задней опоры вала ротора 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Кулагин Владимир Николаевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Сахибгареев Альфред Галеевич
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2614029C1

Реферат патента 2008 года МЕЖРОТОРНАЯ ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к опорам двухроторных газотурбинных двигателей, и может быть использовано в авиадвигателестроении и других областях техники, где используют газотурбинные двигатели. Межроторная опора газотурбинного двигателя содержит вал, ротор высокого давления с цапфой, ротор низкого давления с цапфой, имеющей отверстия для подвода масла, и подшипник с наружным и внутренним кольцами, первое из которых зафиксировано в цапфе ротора высокого давления, и сепаратором, ширина которого больше ширины ролика подшипника, при этом цапфа ротора низкого давления и вал соединены при помощи шлицевого соединения друг с другом с образованием между ними полости для подвода масла, сообщенной с отверстиями цапфы, на цапфе ротора низкого давления расположена втулка с отверстиями для подвода масла и внутреннее кольцо подшипника установлено на втулке, причем втулка расположена относительно цапфы с образованием полости, сообщенной через отверстия во втулке с щелевыми коллекторами, образованными с торцов внутреннего кольца подшипника, при этом в полости размещена перегородка, а наружное кольцо подшипника расположено с зазором относительно фиксирующего элемента. Изобретение позволяет повысить надежность работы двигателя путем обеспечения надежной работы подшипника. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 342 548 C1

Межроторная опора газотурбинного двигателя, содержащая вал, ротор высокого давления с цапфой, ротор низкого давления с цапфой, имеющей отверстия для подвода масла, и подшипник с наружным и внутренним кольцами, первое из которых зафиксировано в цапфе ротора высокого давления, и сепаратором, при этом цапфа ротора низкого давления и вал соединены при помощи шлицевого соединения друг с другом с образованием между ними полости для подвода масла, сообщенной с отверстиями цапфы, отличающаяся тем, что при выполнении подшипника с сепаратором, ширина которого больше ширины ролика подшипника, на цапфе ротора низкого давления расположена втулка с отверстиями для подвода масла и внутреннее кольцо подшипника установлено на втулке, причем втулка расположена относительно цапфы с образованием полости, сообщенной через отверстия во втулке с щелевыми коллекторами, образованными с торцов внутреннего кольца подшипника, при этом в полости размещена перегородка, а наружное кольцо подшипника расположено с зазором относительно фиксирующего элемента.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2342548C1

Приспособление для подачи стеблей льна 1933
  • Морозов М.А.
SU40652A1
УЗЕЛ ОПОРЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2005
  • Имаев Тахир Фатехович
  • Родин Евгений Валерьевич
RU2293193C1
МЕЖРОТОРНАЯ ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Зенкова Л.Ф.
  • Кикоть Н.В.
  • Колобов Г.И.
  • Марчуков Е.Ю.
RU2265742C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2001
  • Трубников В.А.
  • Проворов А.Н.
  • Сухарев В.А.
  • Коряковцев П.С.
  • Кузнецов В.А.
RU2213874C2
US 5160251 A, 03.11.1992
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕГЕТАТИВНОЙ АКТИВНОСТИ ПРИ НАГРУЗОЧНОМ ТЕСТИРОВАНИИ 2011
  • Похачевский Андрей Леонидович
  • Садельников Борис Антонович
RU2468740C2

RU 2 342 548 C1

Авторы

Бервинов Борис Петрович

Даты

2008-12-27Публикация

2007-06-27Подача