ТУРБИНА ДВУХРОТОРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2014 года по МПК F02C7/06 F02C7/28 F01D25/16 F01D25/18 

Описание патента на изобретение RU2534339C1

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к конструкции турбин двигателя, в частности к устройствам регулирования температуры смазочного материала, отделения смазочного материала от воздуха и поддержания уровня масла в опорных подшипниках в зависимости от положения двигателя при движении.

Наиболее близким техническим решением к заявленному является турбина двухроторного газотурбинного двигателя, содержащая наружный корпус, воздушный коллектор, предмасляную и масляную полости, роторы высокого и низкого давлений, связанные своими цапфами через роликоподшипники и опоры с наружным корпусом, каналы подачи масла в роликоподшипники, масляные уплотнения, установленные между предмасляной и масляной полостями, межроторное лабиринтное уплотнение в воздушном зазоре между ротором низкого давления и ротором высокого давления и питающие форсунки, выполненные в вале ротора низкого давления по его периметру, сообщающие масляную ванну, образованную со стороны внутреннего диаметра вала ротора низкого давления, и воздушный зазор /RU 26819, МПК 7 F02C 7/06, опубликовано 20.12.2002 г./.

Недостатком известного технического решения является большая пропускная способность подвижных уплотнений, выполненных в виде лабиринтных уплотнений, что приводит к поступлению горячего воздуха из предмасляной полости в масляную полость и, в свою очередь, значительно повышает температуру масла в опоре, увеличивает долю испаренного масла и повышает уровень коксования в опоре. Все это увеличивает уровень невосполнимых потерь масла в окружающую среду, снижает работоспособность турбины, уменьшает ее ресурс, требует дополнительных конструктивных мероприятий для восстановления надежности и уменьшения расхода масла двигателя.

Другим недостатком является большой уровень расхода воздуха, насыщенного парами масла из маслосистемы, в окружающую среду, что снижает привлекательность двигателя из-за ухудшения экологической обстановки в окружающей среде, а также увеличивает заметность летательных аппаратов (копоть выхлопа).

Задача изобретения - увеличение ресурса и повышение экологичности двигателя, снижение заметности летательного аппарата в полете.

Техническим результатом заявленного изобретения является снижение расхода масла, в том числе от испарения за счет снижения температуры масла в опоре, а также увеличение ресурса и повышение экологичности двигателя.

Технический результат достигается тем, что известная турбина двухроторного газотурбинного двигателя, содержащая наружный корпус, воздушный коллектор, предмасляную и масляную полости, роторы высокого и низкого давлений, связанные своими цапфами через роликоподшипники и опоры с наружным корпусом, каналы подачи масла в роликоподшипники, масляные уплотнения, установленные между предмасляной и масляной полостью, межроторное лабиринтное уплотнение, расположенное в воздушном зазоре между ротором низкого давления и ротором высокого давления, и питающие форсунки, выполненные в вале ротора низкого давления и сообщающие воздушный зазор с масляной ванной, образованной со стороны внутреннего диаметра вала ротора низкого давления, по предложению снабжена опорной кольцевой обечайкой с радиальным буртом, кольцевой гайкой с радиальным буртом на ее боковой поверхности, опорной втулкой, установленной на вале ротора высокого давления и зафиксированной кольцевой гайкой, и радиально-торцевым масляным уплотнением, расположенным между опорной кольцевой обечайкой и опорной втулкой, причем опорная кольцевая обечайка выполнена за одно целое с валом ротора низкого давления и установлена с образованием верхней масляной ванны между ее радиальным буртом и валом ротора низкого давления, а радиально-торцевое масляное уплотнение выполнено в виде двух подпятников с расположенными между ними графитовыми уплотнительными кольцами и распорной втулкой с фиксирующей пружиной, при этом масляные уплотнения между предмасляной и масляной полостями выполнены в виде браслетных графитовых уплотнений, а в опорной кольцевой обечайке и в подпятнике, прилегающем к торцу вала ротора низкого давления, выполнены отверстия, сообщенные друг с другом, причем кольцевая гайка установлена с образованием средней масляной ванны между ее радиальным буртом и валом ротора высокого давления, а питающие форсунки размещены напротив средней масляной ванны.

Снабжение турбины опорной кольцевой обечайкой с радиальным буртом, выполненной за одно целое с валом ротора низкого давления, и ее размещение позволяет образовать верхнюю масляную кольцевую ванну между валом ротора и радиальным буртом на внутренней стороне кольцевой обечайки и, одновременно, подготовить место для размещения на внешней стороне опорной кольцевой обечайки радиально-торцевого масляного (контактного) уплотнения.

Выполнение радиально-торцевого масляного уплотнения виде двух подпятников с расположенными между ними двумя графитовыми уплотнительными кольцами и распорной пружиной с фиксирующей пружиной, размещение радиально-торцевого масляного уплотнения между опорной кольцевой обечайкой на вале ротора низкого давления и опорной втулкой на вале ротора высокого давления, а также регулируемое натяжение фиксирующей кольцевой гайкой создает дополнительное подвижное уплотнение между предмасляной полостью (с размещенным внутри нее межроторным лабиринтным уплотнением) и масляной полостью. Тем самым уменьшается поступление горячего масла из предмасляной в масляную полость. А так как температура воздуха выше температуры масла, то снижается теплоподвод к маслу, что не позволяет повышаться его температуре.

Выполнение масляных уплотнений между предмасляной и масляной полостями в виде браслетных графитовых (контактных) уплотнений еще больше уменьшает поступление горячего воздуха в масляную полость, что дополнительно препятствует повышению температуры масла. Размещение межроторного лабиринтного уплотнения и радиально-торцевого масляного уплотнения на пути транспортировки воздуха из предмасляной полости в масляную полость, помимо уменьшения расхода горячего воздуха, повышает надежность маслосистемы, так в случае выхода из строя радиально-торцевого масляного уплотнения маслосистема сохранит работоспособность.

Верхняя масляная (кольцевая) ванна, образованная между радиальным буртом опорной кольцевой обечайки и валом ротора низкого давления, принимает масло и эвакуирует его в масляную полость на крейсерских режимах работы турбины. В этом случае масло из средней масляной (кольцевой) ванны, образованной валом ротора высокого давления и радиальным буртом на наружной боковой поверхности кольцевой гайки, начнет переливаться через край в верхнюю масляную полость.

Отверстия, выполненные в одном из подпятников радиально-торцевого масляного уплотнения, и сообщенные с ними отверстия в опорной кольцевой обечайке позволяют сливать остатки масла в масляную полость на крейсерских режимах работ турбины. На режимах работы, близких к максимальным, масло через бурт кольцевой гайки не сливается. Через отверстия, выполненные в одном подпятнике и опорной кольцевой обечайке, воздух проходит в количестве меньшем, чем поступает через браслетные графитовые уплотнения из предмасляной полости в масляную полость.

Средняя масляная кольцевая ванна через систему кольцевых проточек и канавок, выполненных в роторе высокого давления, соединена с форсунками подшипника ротора высокого давления.

Совокупность предложенных элементов конструкции турбины позволяет уменьшить температуру масла и сократить его потери от испарения при различных режимах работы турбины.

Изобретение поясняется приведенными ниже чертежами.

На фиг.1 показан продольный разрез турбины;

на фиг.2 показан элемент турбины с масляной и предмасляной полостями;

на фиг.3 показано сечение с каналами раздачи масла под внутренним кольцом подшипника опоры турбины высокого давления.

Турбина двухроторного газотурбинного двигателя содержит наружный корпус, воздушный коллектор, предмасляную и масляную полости, ротор 1 высокого давления с лабиринтными уплотнениями 2, ротор низкого давления, опорную втулку 3, кольцевую гайку 4, опору 5 турбины высокого давления, каналы.

Также турбина содержит масляные уплотнения, установленные между предмасляной и масляной полостями и выполненные в виде графитовых браслетных (контактных) уплотнений 6 и 7, вал 8 ротора низкого давления с лабиринтными уплотнениями 9, 10, 11, радиально-торцевое масляное уплотнение (с графитовыми уплотнительными кольцами 12, 13), выполненное в виде двух подпятников (втулок) 14, 15, между которыми расположены графитовые уплотнительные кольца 12, 13 и распорная втулка 16 с фиксирующей пружиной 17, опорную кольцевую обечайку 18, имеющую отверстия 19 и радиальный бурт 20. Опорная втулка 3 установлена на вале ротора высокого давления и зафиксирована кольцевой гайкой 4. В подпятнике 14, прилегающем к торцу вала 8 ротора низкого давления, выполнены отверстия 21.

При этом радиально-торцевое масляное уплотнение установлено между опорной кольцевой обечайкой 18 на вале 8 ротора низкого давления и опорной втулкой 3.

Турбина содержит питающие форсунки 22, выполненные в вале 8 ротора низкого давления по его периметру, а также сливные отверстия 23.

Опора 24 турбины низкого давления содержит графитовое браслетное уплотнение 25, форсунки 26 и 27, роликоподшипники 28 и 29, внутреннюю масляную полость 30, масляную полость 31 опоры 24 турбины низкого давления и предмасляную полость 32. Сливные отверстия 23 сообщены с внутренней масляной полостью 30. Для поступления масла в роликоподшипники 28 и 29 в турбине имеются соответствующие каналы подачи масла (не показаны).

Отверстия 19 в опорной кольцевой обечайке 18 и отверстия 21 в подпятнике 14 сообщаются друг с другом и с масляными полостями.

Роторы высокого и низкого давлений связаны своими цапфами через роликоподшипники 28, 29 и опоры с наружным корпусом.

Кольцевая гайка 4 выполнена с радиальным буртом 33 (см. фиг.2) по ее наружной боковой поверхности и установлена с образованием средней масляной (кольцевой) ванны 34 между ее радиальным буртом 33, направленным в сторону питающих форсунок 22, и валом 8 ротора высокого давления. Питающие форсунки 22 размещены напротив средней масляной ванны 34.

Опорная кольцевая обечайка 18 выполнена за одно целое с валом 8 ротора низкого давления и установлена с образованием между ее радиальным буртом 20, направленным в сторону форсунок 22, и валом 8 ротора низкого давления верхней масляной (кольцевой) ванны 35.

Питающие форсунки 22 выполнены в вале 8 ротора низкого давления таким образом, что сообщают воздушный зазор, выполненный между ротором низкого давления и ротором высокого давления, с масляной ванной, образованной со стороны внутреннего диаметра вала 8 ротора низкого давления.

Турбина двухроторного газотурбинного двигателя работает следующим образом.

При работе на максимальных режимах масло подается форсункой 27 через питающие форсунки 22 вала 8 в среднюю масляную ванну 34 и далее на роликоподшипник 28 через систему кольцевых и наклонных проточек. Затем масло, после прохождения роликоподшипника 28, в виде пены поступает в масляную полость 30. При этом горячий воздух проходит через лабиринтные уплотнения 9,10, попадает в предмасляную полость 32, задерживается графитовым уплотнительным кольцом 12 радиально-торцевого уплотнения и дросселируется через отверстие 19.

На крейсерских режимах расход масла на роликоподшипник 28 уменьшается, заполняется внутренняя масляная ванна 34, а неиспользованное масло переливается через бурт 33 кольцевой гайки 4 в верхнюю масляную ванну 35. Расход масла дросселируется отверстием 19, расположенным в опорной кольцевой обечайке 18 вала 8 ротора низкого давления, при этом запирается воздух графитовым кольцом 12 радиально-торцевого уплотнения и маслом, находящимся в верхней масляной ванне 35.

Предложенная конструкция позволяет уменьшить подогрев масла во внутренней масляной полости, уменьшить невозвратный расход масла, а также позволяет повысить экологичность двигателя и уменьшить его заметность.

Похожие патенты RU2534339C1

название год авторы номер документа
ОПОРА ДВУХРОТОРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Канахин Юрий Александрович
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Максимов Вадим Васильевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Прокофьев Валентин Васильевич
RU2450140C1
ТУРБОМАШИНА 2012
  • Зыкунов Юрий Иосифович
  • Канахин Юрий Александрович
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Максимов Вадим Васильевич
RU2482282C1
ОПОРА ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ), КОРПУС ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КОРПУС РОЛИКОПОДШИПНИКА ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КАСКАД УПЛОТНЕНИЙ ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Орехов Дмитрий Владимирович
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2603386C1
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ С ДРОССЕЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ 2014
  • Эскин Изольд Давидович
RU2572444C1
ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА РОТОРА ВЕНТИЛЯТОРА ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Эскин Изольд Давидович
  • Старцев Николай Иванович
  • Фалалеев Сергей Викторович
RU2602470C2
ТУРБОМАШИНА 2012
  • Зыкунов Юрий Иосифович
  • Канахин Юрий Александрович
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Максимов Вадим Васильевич
RU2489590C1
МЕЖРОТОРНАЯ ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Зенкова Л.Ф.
  • Кикоть Н.В.
  • Колобов Г.И.
  • Марчуков Е.Ю.
RU2265742C1
УЗЕЛ МЕЖВАЛЬНОЙ ОПОРЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2005
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Колобов Геннадий Иванович
  • Критский Василий Юрьевич
RU2303148C1
Опора ротора газотурбинного двигателя 2018
  • Скиба Владимир Васильевич
RU2702778C1
БРАСЛЕТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ БРАСЛЕТ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КОНТАКТНАЯ ВТУЛКА БРАСЛЕТНОГО УПЛОТНЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, ОПОРА ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Орехов Дмитрий Владимирович
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
RU2603387C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 534 339 C1

Реферат патента 2014 года ТУРБИНА ДВУХРОТОРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Турбина двухроторного газотурбинного двигателя содержит наружный корпус, воздушный коллектор, предмасляную и масляную полости, роторы высокого и низкого давлений, каналы подачи масла в роликоподшипники, масляные уплотнения, межроторное лабиринтное уплотнение, питающие форсунки. В соответствии с заявленным предложением турбина снабжена опорной кольцевой обечайкой с радиальным буртом, кольцевой гайкой с радиальным буртом на ее боковой поверхности, опорной втулкой и радиально-торцевым масляным уплотнением. Опорная втулка установлена на вале ротора высокого давления и зафиксирована кольцевой гайкой. Опорная кольцевая обечайка выполнена за одно целое с валом ротора низкого давления и установлена с образованием верхней масляной ванны. Радиально-торцевое масляное уплотнение выполнено в виде двух подпятников с расположенными между ними графитовыми уплотнительными кольцами и распорной втулкой с фиксирующей пружиной. Масляные уплотнения между предмасляной и масляной полостями выполнены в виде браслетных графитовых уплотнений. В опорной кольцевой обечайке и в подпятнике, прилегающем к торцу вала ротора низкого давления, выполнены отверстия, сообщенные друг с другом. Кольцевая гайка установлена с образованием средней масляной ванны. Питающие форсунки размещены напротив средней масляной ванны. Позволяет уменьшить подогрев масла в масляной полости, уменьшить невозвратный расход масла, позволяет повысить экологичность двигателя и уменьшить его заметность. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 534 339 C1

Турбина двухроторного газотурбинного двигателя, содержащая наружный корпус, воздушный коллектор, предмасляную и масляную полости, роторы высокого и низкого давлений, связанные своими цапфами через роликоподшипники и опоры с наружным корпусом, каналы подачи масла в роликоподшипники, масляные уплотнения, установленные между предмасляной и масляной полостью, межроторное лабиринтное уплотнение, расположенное в воздушном зазоре между ротором низкого давления и ротором высокого давления, и питающие форсунки, выполненные в вале ротора низкого давления и сообщающие воздушный зазор с масляной ванной, образованной со стороны внутреннего диаметра вала ротора низкого давления, отличающаяся тем, что турбина снабжена опорной кольцевой обечайкой с радиальным буртом, кольцевой гайкой с радиальным буртом на ее боковой поверхности, опорной втулкой, установленной на вале ротора высокого давления и зафиксированной кольцевой гайкой, и радиально-торцевым масляным уплотнением, расположенным между опорной кольцевой обечайкой и опорной втулкой, причем опорная кольцевая обечайка выполнена за одно целое с валом ротора низкого давления и установлена с образованием верхней масляной ванны между ее радиальным буртом и валом ротора низкого давления, а радиально-торцевое масляное уплотнение выполнено в виде двух подпятников с расположенными между ними графитовыми уплотнительными кольцами и распорной втулкой с фиксирующей пружиной, при этом масляные уплотнения между предмасляной и масляной полостями выполнены в виде браслетных графитовых уплотнений, а в опорной кольцевой обечайке и в подпятнике, прилегающем к торцу вала ротора низкого давления, выполнены отверстия, сообщенные друг с другом, причем кольцевая гайка установлена с образованием средней масляной ванны между ее радиальным буртом и валом ротора высокого давления, а питающие форсунки размещены напротив средней масляной ванны.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2534339C1

Автоматические гидростатические весы 1930
  • Охоцкий Р.А.
SU26819A1
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ С МАСЛЯНЫМ ДЕМПФИРОВАНИЕМ 2003
  • Дюссере-Тельмон Ги
  • Плона Даниэль
RU2319870C2
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА 1999
  • Иванов В.В.
  • Кузнецов В.А.
RU2166677C2
Способ крепления сменной ручьевой вставки в корпусе штампа 1959
  • Засыпкин А.И.
SU127563A1
CN 200943528 Y, (SHENYANG LIMING AERO-ENGINE GROUP CORPORATION), 05.09.2007

RU 2 534 339 C1

Авторы

Браудэ Александр Владиславович

Зыкунов Юрий Иосифович

Максимов Вадим Васильевич

Канахин Юрий Александрович

Прокофьев Валентин Васильевич

Даты

2014-11-27Публикация

2013-09-27Подача