ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА Российский патент 2008 года по МПК F16K3/02 F16K3/316 

Описание патента на изобретение RU2342579C2

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, предназначенной для использования на трубопроводах, транспортирующих вязкие рабочие среды.

Вязкие рабочие среды отличаются высокой температурой застывания, что создает большие проблемы при их транспортировке по трубопроводам. Используемые на трубопроводах прямоточные задвижки имеют проточную часть, выполненную в виде отрезка трубы с малым коэффициентом местного гидравлического сопротивления. Наряду с этим корпусы шиберных задвижек содержат полость, в которой размещается шибер в своем крайнем нижнем положении. Транспортируемые по трубопроводу вязкие продукты, попадая в эту полость и не имея возможности дальнейшего продвижения по трубопроводу, застаиваются в ней и затвердевают, препятствуя рабочим перемещениям шибера.

Известна шиберная задвижка, защищенная патентом Германии DE 4310124, МПК (2006) F16K 3/18; F16K 3/02, дата публикации - 29.09.1994. Для предотвращения попадания рабочей среды во внутреннюю полость корпуса задвижки уплотнительные поверхности шибера снабжены герметично сваренными тонкими листовыми накладками-мембранами. Емкости, образованные мембранами у поверхностей шибера, могут быть нагружены давлением, соответствующим давлению рабочей среды в задвижке. Мембраны под воздействием давления подвергаются упругой деформации, за счет чего зашиберное пространство корпуса отсекается от проточной полости последнего.

Недостатками аналога являются его высокая трудоемкость, низкая технологичность, ремонтопригодность и работоспособность, обусловленные сложностью создания с помощью металлических мембран герметичного уплотнения между проточной полостью корпуса и его зашиберным пространством. Металлические мембраны, будучи нагруженными изнутри давлением, не обеспечивают плоскостности прилегания к корпусу по всей его уплотнительной поверхности, а также чрезмерно изнашивают эти уплотнительные поверхности за счет своей жесткости. Для подачи рабочего давления в подмембранные емкости последние должны быть сообщены с проточной частью задвижки, что значительно снижает общую герметичность задвижки.

Известна шиберная задвижка, защищенная патентом Германии DE 972087, МПК (2006) F16K 3/02; F16K 3/316, дата публикации - 21.05.1959. Задвижка-прототип содержит корпус со сквозным каналом для прохода рабочей среды, выполненными в корпусе стационарными уплотнительными седлами для подъемного шибера и установленным в пазах корпуса эластичным уплотнением. Эластичное уплотнение выполнено в виде эластичного кольца сложной конфигурации, предназначенного одновременно уплотнять как затвор задвижки, так и внутреннюю полость корпуса от попадания в нее рабочей среды.

Недостатком аналога является его низкая ремонтопригодность и экологическая безопасность, так как в случае износа элементов затвора требуется снятие задвижки с трубопровода в полевых условиях, чему сопутствует слив рабочей среды в окружающее пространство.

Прототипом заявляемого устройства является шиберная задвижка, защищенная патентом US 4281819, F16K 3/02, 04.08.1981. Прототип содержит корпус с проходным каналом для рабочей среды и подшиберным пространством, подъемный шибер со сквозным проходным отверстием и торцевыми уплотнительными поверхностями, уплотнительные седла, эластичные уплотнительные кольца и направляющие пластины для шибера. Подшиберное пространство сообщено с проточной частью корпуса сквозными отверстиями в направляющих пластинах. Попавшая в подшиберное пространство рабочая среда выводится в окружающую атмосферу через отверстие в днище корпуса.

Недостатком прототипа является его низкая экологическая безопасность при эксплуатации на нефтепроводах.

Заявляемое изобретение решает техническую задачу повышения экологической безопасности шиберной задвижки.

Поставленная техническая задача достигнута в шиберной задвижке, содержащей корпус с проходным каналом для рабочей среды и подшиберным пространством, подъемный шибер со сквозным проходным отверстием и торцевыми уплотнительными поверхностями, уплотнительные седла, эластичные уплотнительные кольца и направляющие пластины для шибера. Направляющие пластины выполнены заодно с уплотнительными седлами и снабжены уплотнительными поверхностями для шибера, эластичные уплотнительные кольца расположены на шибере, при этом по периферии торцевых уплотнительных поверхностей шибера установлены дополнительные эластичные уплотнительные кольца, изолирующие подшиберное пространство от проточной части корпуса на протяжении всего хода шибера.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где

на фиг.1 изображена шиберная задвижка, продольный разрез;

на фиг.2 - вид А фиг.1;

на фиг.3 - вид Б фиг.1;

на фиг.4 - вид В фиг.1;

на фиг.5 - разрез по Г-Г фиг.2;

на фиг.6 - элемент Д на фиг.5 без эластичных уплотнительных колец;

на фиг.7 - элемент Д на фиг.5 с эластичными уплотнительными кольцами.

Шиберная задвижка содержит корпус 1 с проходным каналом 2 для рабочей среды и подшиберным пространством 3, установленные в корпусе упруго-жестко уплотнительные седла 4 и 5, соединенный с приводным штоком 6 подъемный шибер 7. Уплотнительные седла 4 и 5 снабжены направляющими пластинами 8 и 9, на которых выполнены уплотнительные поверхности 10 и 11 для шибера 7. Шибер 7 снабжен сквозным проходным отверстием 12 для рабочей среды, торцевыми уплотнительными поверхностями 13 и 14, образующими с уплотнительными поверхностями 10 и 11 затвор. Шибер 7 выполнен составным и включает тело шибера 15, в котором по периферии торцевых поверхностей выполнены кольцевые пазы 16 и 17 для эластичных уплотнительных колец 18 и 19, и съемные крепежные элементы 20 и 21 для эластичных колец 18 и 19. На торцевых уплотнительных поверхностях 13 и 14 шибера 7 по периферии сквозного проходного отверстия 12 установлены эластичные уплотнительные кольца 22 и 23. На седлах 4 и 5 выполнены ребра жесткости 24 и 25. В корпусе 1 установлены жесткие регулировочные упоры 26 для поджатия седел 4 и 5 к шиберу 7 и эластичные элементы 27 для герметизации корпуса 1, а также упругие элементы 28 для поджатия седел 4 и 5 к шиберу 7. Тело шибера 15 включает детали 29, 30, 31 и 32.

Шиберная задвижка работает следующим образом.

В момент начала закрытия шиберной задвижки подъемный шибер 7 перемещается вдоль направляющих пластин 8 и 9 вверх, скользя по их уплотнительным поверхностям 10 и 11. Рабочая среда, находившаяся в полости сквозного проходного отверстия 12 шибера 7 и не попавшая в нагнетательный трубопровод (не показан), увлекается также вверх благодаря наличию эластичных уплотнительных колец 18 и 19, также скользящих по уплотнительным поверхностям 10 и 11 направляющих пластин 8 и 9. Соотношение размеров элементов шиберного затвора таково, что обе торцевые уплотнительные поверхности 13 и 14 шибера 7 на протяжении всего хода шибера находятся в контакте с уплотнительными поверхностями 10 и 11. В верхнем рабочем положении шибера 7 остатки рабочей среды удерживаются уплотнительными элементами затвора в замкнутом пространстве, образованном уплотнительными поверхностями 10 и 11, 13 и 14, полостью сквозного проходного отверстия 12 шибера 7, а также эластичными уплотнительными кольцами 18 и 19. Благодаря этому обеспечивается уплотнение подшиберного пространства 3 в любом рабочем положении шибера 7.

Точность расположения и жесткость направляющих пластин 8 и 9 обеспечивается их поджатием с помощью регулировочных упоров 26, установленных в корпусе 1 и взаимодействующих с ребрами жесткости 24 и 25 седел 4 и 5. Регулировочные упоры 26 наряду с упругими элементами 28 обеспечивают постоянное плотное прилегание уплотнительных поверхностей 10 и 11 к уплотнительным поверхностям 13 и 14 шибера 7.

После открытия шиберной задвижки рабочая среда, находившаяся в полости проходного отверстия 12 шибера 7, вымывается рабочей средой в нагнетательный трубопровод.

В случае износа элементов затвора (уплотнительных поверхностей 10, 11, 13, 14, эластичных уплотнительных колец 18, 19, 22, 23) из корпуса 1 шиберной задвижки извлекают поочередно шибер 7 в сборе, седла 4 и 5 и производят замену изношенных деталей комплектующими деталями и узлами без снятия корпуса задвижки с трубопровода. Взаимозаменяемость элементов затвора обеспечивает ремонтопригодность шиберной задвижки в полевых условиях без загрязнения окружающей среды.

Похожие патенты RU2342579C2

название год авторы номер документа
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА 2022
  • Безумов Андрей Арсентьевич
  • Репко Александр Валентинович
RU2822725C2
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА 2019
  • Безумов Андрей Арсентьевич
  • Репко Александр Валентинович
RU2730895C1
ЗАПОРНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРУБОПРОВОДА 2015
  • Шегельман Илья Романович
  • Суханов Юрий Владимирович
  • Васильев Алексей Сергеевич
  • Галактионов Олег Николаевич
  • Щукин Павел Олегович
RU2684460C2
ЗАПОРНАЯ АРМАТУРА ДЛЯ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА 2015
  • Шегельман Илья Романович
  • Васильев Алексей Сергеевич
  • Галактионов Олег Николаевич
  • Суханов Юрий Владимирович
  • Щукин Павел Олегович
RU2642179C2
ЗАДВИЖКА С СОСТАВНЫМ ТРЕХЭЛЕМЕНТНЫМ ШИБЕРОМ 2020
  • Сюмак Денис Леонидович
  • Степанов Андрей Иванович
RU2761889C1
Узел затвора шиберной задвижки 2022
  • Симаков Сергей Геннадьевич
  • Кириллов Антон Александрович
RU2787087C1
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА ПОВОРОТНОГО ТИПА 2004
  • Ларионов Валентин Борисович
  • Севастьянихин Георгий Иванович
  • Бондарев Игорь Валерьевич
  • Федоров Олег Иванович
  • Жердин Олег Александрович
  • Карелин Игорь Николаевич
RU2279006C2
ЗАПОРНЫЙ УЗЕЛ 2010
  • Багнюк Руслан Сергеевич
  • Карелин Игорь Николаевич
  • Мизуров Дмитрий Юрьевич
  • Карелина Наталья Сергеевна
RU2445538C1
Сейсмостойкая шиберная задвижка 2021
  • Мазов Сергей Михайлович
RU2760414C1
Проточный клапан 2024
  • Павлов Игорь Викторович
  • Малина Петр Васильевич
  • Зайков Михаил Юрьевич
RU2823413C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 342 579 C2

Реферат патента 2008 года ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для использования на трубопроводах, транспортирующих вязкие рабочие среды. Шиберная задвижка содержит корпус с проходным каналом для рабочей среды и подшиберным пространством, подъемный шибер со сквозным проходным отверстием и торцевыми уплотнительными поверхностями, уплотнительные седла, эластичные уплотнительные кольца и направляющие для шибера. Направляющие пластины выполнены заодно с уплотнительными седлами и снабжены уплотнительными поверхностями для шибера. Эластичные уплотнительные кольца расположены на шибере. По периферии торцевых уплотнительных поверхностей шибера установлены дополнительные эластичные уплотнительные кольца. Последние изолируют подшиберное пространство от проточной части корпуса на протяжении всего хода шибера. Изобретение позволяет повысить ремонтопригодность и экологичность шиберной задвижки. Взаимозаменяемость элементов затвора повышает ремонтопригодность шиберной задвижки и ее экологичность. 7 ил.

Формула изобретения RU 2 342 579 C2

Шиберная задвижка, содержащая корпус с проходным каналом для рабочей среды и подшиберным пространством, подъемный шибер со сквозным проходным отверстием и торцевыми уплотнительными поверхностями, уплотнительные седла, эластичные уплотнительные кольца и направляющие для шибера, отличающаяся тем, что направляющие пластины выполнены заодно с уплотнительными седлами и снабжены уплотнительными поверхностями для шибера, эластичные уплотнительные кольца расположены на шибере, при этом по периферии торцевых уплотнительных поверхностей шибера установлены дополнительные эластичные уплотнительные кольца, изолирующие подшиберное пространство от проточной части корпуса на протяжении всего хода шибера.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2342579C2

US 4281819 А, 04.08.1981
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА 2003
  • Козлов М.Т.
  • Шушков А.А.
  • Котин А.П.
  • Шушков А.А.
  • Тухватуллин Р.Р.
RU2244862C2
Шиберный затвор 1989
  • Миронцев Владимир Григорьевич
SU1663295A1
Шиберный затвор 1982
  • Афанасьев Владимир Павлович
  • Замятин Валерий Аркадьевич
SU1093855A1
ЗАДВИЖКА 1990
  • Брагин Борис Федорович[Ua]
  • Гонтов Александр Егорович[Ua]
  • Коломиец Александр Сергеевич[Ua]
  • Маркунтович Феликс Дезидорович[Ua]
  • Экбер Борис Яковлевич[Ua]
RU2067239C1
ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР НА БЫСТРЫХ НЕЙТРОНАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДВУХФАЗНОЙ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 2013
  • Генкин Михаил Владимирович
RU2529638C1
Струговая установка 1981
  • Левин Лев Лазаревич
  • Толубец Иван Иванович
  • Лобасов Михаил Петрович
  • Левченко Анатолий Степанович
SU972087A1
DE 4310124 A1, 29.09.1994.

RU 2 342 579 C2

Авторы

Севастьянихин Георгий Иванович

Ларионов Валентин Борисович

Измайлова Валентина Васильевна

Бондарев Игорь Валерьевич

Даты

2008-12-27Публикация

2006-12-18Подача