Изобретение относится к психофизиологии и может быть использовано при профессионально-психологическом обследовании операторов в различных областях трудовой деятельности.
Распределение внимания - способность одновременно выполнять несколько видов деятельности - характеризует индивидуально-психологические особенности личности и относится к числу важнейших психофизиологических критериев, характеризующих профессиональную психологическую пригодность.
Известен способ оценки уровня распределения внимания (Экспериментальная психология. Практикум. Под. ред. С.Д.Смирнова, Т.В.Корниловой, М.: Аспект пресс, , 2002, стр.154). Способ предусматривает выполнение двух заданий. В первом задании на бланке (из 30 строк и 30 букв в каждой строке) производится поиск и зачеркивание заданных букв. Во втором задании параллельно выполняются две деятельности: поиск и вычеркивание на бланке заданных букв и подсчет звуков высокого тона, предъявляемых с помощью магнитофона. Однако реализация данного способа перегружает зрительный и слуховой анализаторы обследуемого, а время обследования включает ручную обработку бланков.
Известен способ оценки уровня распределения внимания с использованием компьютера (RU 2033081 С1, Бондарев И.П. и др., 20.04.1995 - ближайший аналог). Обследуемому предъявляются информационные поля с двузначными числами (таблицы), а он должен отыскивать заданное число, которое указывается перед предъявлением каждого информационного поля. В случайном порядке предъявляют информационные поля с соотношением площадей 1:4, обследуемый отвечает "да" или "нет" нажатием кнопок под правой и левой рукой - находит он заданное число или нет. Измеряют время поиска, соответствующее каждому типу информационного поля и определяют среднее значение времени поиска информационного поля каждого типа. Распределение внимания оценивают по разности времени поиска в информационных полях одинаковой площади при различном количестве опознаваемых объектов. Однако этот способ позволяет оценивать только устойчивость внимания, поскольку в его стимульной ситуации обследуемому не приходится одновременно выполнять разные виды деятельности.
Патентуемый нами способ позволяет повысить достоверность оценки уровня распределения внимания за счет формирования адекватной стимульной ситуации, в которой обследуемому приходится выполнять одновременно несколько видов деятельности.
Способ оценки уровня распределения внимания состоит в предъявлении на экране компьютера стимульных полей и определении реагирования на стимульное поле заданного типа. Способ характеризуется тем, что стимульные поля содержат последовательность кадров с изображениями пар геометрических фигур, часть которых образована одинаковыми фигурами, расположенными в последовательности кадров случайным образом, а реагирование состоит в фиксации факта предъявления пары одинаковых фигур нажатием на первую кнопку. При этом дополнительно предъявляют слуховые стимулы в виде сообщений с наименованиями пары цифр, часть которых образована одинаковыми цифрами, расположенными случайным образом, а реагирование состоит в фиксации факта предъявления пары одинаковых цифр нажатием на вторую кнопку.
Первая часть задания состоит в предъявлении только изображений геометрических фигур, а вторая - одновременном предъявлении геометрических фигур и слуховых стимулов, причем для первой части задания определяют среднеарифметическое время T1 реагирования и количество RV правильных ответов на зрительные стимулы, а для второй части - среднеарифметическое время Т2 реагирования, количество правильных ответов на зрительные RVS и слуховые RS стимулы, а при соответствии следующим критериям: T1≤600 мс; (Т2-T1)≤300 мс; RV≥17; RS≥9; (RV-RVS)≤3 делают вывод, что обследуемый обладает необходимым уровнем распределения внимания для операторов динамических систем.
Способ может характеризоваться тем, что в первой части задания в течение 3 мин предъявляют 180 пар геометрических фигур, среди которых 20 пар с одинаковыми фигурами, а также тем, что во второй части задания предъявляют 30 пар слуховых стимулов, 12 из которых образованы одинаковыми цифрами, а кроме того, тем, что время предъявления и интервал между стимульных полей составляет 450-550 мс.
Технический результат состоит в сокращении времени тестирования, повышении объективности получаемых данных за счет конкретности предъявления звуковых стимулов.
Способ предусматривает последовательное выполнение двух частей задания.
В первой части задания на экране компьютера одновременно в случайном порядке появляется по две доступные для восприятия геометрические фигуры. Обследуемому в течение 3 мин предъявляют 180 пар геометрических фигур, среди которых, в случайном порядке, 20 раз появляются пары с одинаковыми фигурами. Время предъявления и интервал между предъявлениями фигур выбирают в диапазоне 450-550 мс, обычно 500 мс. Необходимо нажать на определенную кнопку при появлении двух одинаковых фигур.
Во второй части задания дополнительно к указанной задаче предъявляются слуховые стимулы: дикторский текст с перечислением последовательности пар цифр от 1 до 9 в случайном порядке, с паузами от 3 до 5 с между парами. При совпадении цифр в паре, то есть при обнаружении обследуемым двух одинаковых цифр в паре, необходимо также нажать на другую оговоренную кнопку. Обследуемому, как и в первой части, в течение 3 мин предъявляют 180 пар геометрических фигур, среди которых в случайном порядке 20 раз появляются одинаковые фигуры, на которые необходимо реагировать. Одновременно с геометрическими фигурами предъявляют 30 пар слуховых стимулов, среди которых 12 раз сформированы пары с одинаковыми цифрами. Во второй части задания соответственно задействованы две кнопки.
В совокупности по заданию регистрируются: количество пропусков одинаковых фигур; количество пар фигур, ошибочно воспринятых как одинаковые; количество пропусков пар совпадающих цифр; количество пар цифр, ошибочно воспринятых как совпадающие; время реагирования от момента предъявления одинаковых геометрических фигур до нажатия на кнопку; время реагирования от момента предъявления совпадающих слуховых стимулов до нажатия на кнопку.
Зарегистрированные значения обрабатываются: вычисляются среднеарифметические времена реагирования на зрительные стимулы в первом (T1) и втором (Т2) заданиях, а также их разность (Т2-T1), количество правильных ответов на зрительные RV, RVS и слуховые стимулы RS. Полученные значения сопоставляются с установленными критериями.
Результат тестирования считается положительным, то есть обследуемый обладает необходимым уровнем распределения внимания для операторов динамических систем, при соответствии следующим критериям:
Среднеарифметическое время T1 реагирования на зрительные стимулы: не более 600 мс.
Количество (RV) правильных ответов на зрительные стимулы: не менее 17.
Разность (Т2-T1) среднеарифметических времен реагирования на зрительные стимулы: не более 300 мс.
Количество (RS) правильных ответов на слуховые стимулы: не менее 9. Разность в количестве (RV-RVS) правильных ответов на зрительные стимулы: не более 3.
Исследования показали, что способ позволяет более дифференцированно оценить уровень распределения внимания, установить его количественные показатели и выработать критерии нормы для операторов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ВНИМАНИЯ ОПЕРАТОРА ПРИ КОМПЬЮТЕРНОМ ТЕСТИРОВАНИИ | 2010 |
|
RU2441585C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ | 2007 |
|
RU2343835C1 |
Способ исследования устойчивости непроизвольного зрительного внимания | 2018 |
|
RU2698863C1 |
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ ОПЕРАТОРА К ЭКСТРЕННЫМ ДЕЙСТВИЯМ | 2020 |
|
RU2740244C1 |
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОЦЕНКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ОПЕРАТОРА | 2014 |
|
RU2546090C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ | 2003 |
|
RU2240038C1 |
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОЦЕНКИ МОНОТОНОУСТОЙЧИВОСТИ | 2020 |
|
RU2743335C1 |
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОЦЕНКИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ | 2020 |
|
RU2741194C1 |
СПОСОБ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ИСПЫТУЕМОГО И СПОСОБ ОЦЕНКИ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ ИСПЫТУЕМОГО | 2022 |
|
RU2793542C2 |
Способ оценки свойств внимания у детей | 2021 |
|
RU2765529C1 |
Изобретение относится к психофизиологии и может быть использовано при профессионально-психологическом обследовании операторов в различных областях трудовой деятельности. Способ заключается в предъявлении на экране компьютера стимульных полей и определении реагирования на стимульное поле заданного типа. Стимульные поля содержат последовательность кадров с изображениями пар геометрических фигур, часть которых образована одинаковыми фигурами, расположенными в последовательности кадров случайным образом, а реагирование состоит в фиксации факта предъявления пары одинаковых фигур нажатием на первую кнопку. Предъявляют слуховые стимулы в виде сообщений с наименованиями пары цифр, часть которых образована одинаковыми цифрами, расположенными случайным образом, а реагирование состоит в фиксации факта предъявления пары одинаковых цифр нажатием на вторую кнопку. Определяют среднеарифметическое время T1 реагирования и количество RV правильных ответов на зрительные стимулы, среднеарифметическое время Т2 реагирования, количество правильных ответов на зрительные RVS и слуховые RS стимулы. При соответствии следующим критериям: Т1≤600 мс; (T2-T1)≤300 мс; RV≥17; RS≥9; (RV-RVS)≤3 делают вывод, что обследуемый обладает необходимым уровнем распределения внимания для операторов динамических систем. Способ направлен на сокращение времени тестирования, повышение объективности получаемых данных, а также позволяет дифференцированно оценить уровень распределения внимания, установить его количественные показатели и выработать критерии нормы для операторов. 3 з.п. ф-лы.
СПОСОБ ОЦЕНКИ ВНИМАНИЯ | 1988 |
|
RU2033081C1 |
Способ оценки переключаемости внимания | 1982 |
|
SU1466714A1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ИЗБИРАТЕЛЬНОСТИ ВНИМАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2004 |
|
RU2277374C2 |
Степанский В.И., Прыгин Г.С | |||
Измерение переключаемости внимания в сенсомоторной деятельности, ж.-л Вопросы психологии, 1987 [он-лайн], [найдено 25.06.2008], найдено из Интернета, http://hghltd.yandex.net/yandbtm?url=http%3A%2F%... |
Авторы
Даты
2009-01-20—Публикация
2007-10-16—Подача