Изобретение относится к психофизиологии и может быть использовано при профессионально-психологическом обследовании операторов в различных областях трудовой деятельности для оценки их эмоциональной устойчивости.
Известны методы исследования особенностей эмоциональной сферы личности, основанные на анализе ответов на специально подобранные вопросы, например, многофакторного опросника личности Р.Б. Кэттелла или Айзенка личностного опросника - Eysenck Personality Questionnaire (EPQ) (Словарь-справочник по психодиагностике. Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов, Питер, 2004 г.). Однако такие методы подвержены искажениям: испытуемый может отвечать социально приемлемыми вариантами.
Известен способ оценки эмоциональной устойчивости оператора (RU 2240038 С1, Зотов М.В. и др. 20.11.2004 - ближайший аналог), состоящий в предъявлении зрительных стимулов в отсутствии искусственно созданных слуховых помех и с ними, регистрации времени сенсомоторной реакции на зрительный стимул и ошибок его распознавания. Этот способ требует значительных затрат времени из-за необходимости проводить предварительную психодиагностическую оценку испытуемого, включая использования регистратора ритмокардиограммы, и последующую подборку стрессогенных помех.
Задачей настоящего изобретения является разработка способа объективной оценки эмоциональной устойчивости без использования индивидуально значимых помех стрессогенного содержания за возможно более короткое время тестирования.
Способ оценки эмоциональной устойчивости состоит в предъявлении зрительных стимулов и искусственно созданных слуховых помех, регистрации времени реагирования на зрительный стимул и ошибок его распознавания. Зрительные стимулы формируют на экране с нейтральным фоном сериями в виде непрерывного ряда сменяющих друг друга цифр, образующих цикл тестирования (далее по тексту - тест), внутри каждой серии формируют два кадра цветового фона, между которыми размещают целевую цифру, при этом в задании предлагают определить четность упомянутой цифры сначала для зрительных стимулов, а затем для зрительных стимулов в условиях слуховых помех, предъявляемых в форме сообщений мешающего и оценивающего характера. Сообщения мешающего характера выдают в псевдослучайном порядке по содержанию как противоположные, так и совпадающие с истинной четностью цифры, причем после каждого реагирования испытуемого в псевдослучайном порядке выдается сообщение оценивающего характера четности целевой цифры с преобладанием ложных оценок четности над истинными.
Регистрируют число ошибок, время реагирования на каждую целевую цифру, среднеарифметическое время реагирования, а вывод об эмоциональной устойчивости делают при следующих показателях:
КО≤2; КП≤1; КОП≤4; КПП≤2; (КОП-КО)≤2;
В≤900; BP≤1250; (BP-В) ≤350,
где КО, КП - число ошибок и пропусков целевых цифр при отсутствии слуховой помехи соответственно;
КОП, КПП - число ошибок и пропусков целевых цифр при наличии слуховой помехи соответственно;
BP, В - среднеарифметическое время реагирования на целевые цифры в условиях слуховой помехи и без нее соответственно, мс,
причем разница между среднеквадратическими отклонениями времени реагирования при отсутствии и наличии слуховой помехи должна составлять не более 80 мс.
Способ может характеризоваться тем, что сменяющие друг друга цифры внутри непрерывного ряда предъявляют со скоростью 5 цифр в 1 секунду.
Способ может характеризоваться и тем, что число серий составляет не менее 25, при этом длительность предъявления кадров цветового фона и целевой цифры постоянна и составляет от 150 до 250 мсек, а длительность цикла тестирования составляет ≤420 сек.
Способ может характеризоваться также тем, что слуховые помехи и оценочное сообщение «Правильно!» или «Неправильно!» предъявляют с 11 по 25 серии.
Технический результат изобретения состоит в сокращении времени тестирования без заметного утомления испытуемого при повышении объективности оценки эмоциональной устойчивости. Способ обеспечивает возможность проведения массовых обследований операторов в различных областях трудовой деятельности.
Способ реализуют следующим образом.
Испытуемый наблюдает экран (фон серый), на котором вспыхивают одна за другой различные цифры от 1 до 9 со скоростью 5 цифр в секунду. Внутри непрерывного ряда цифр один раз на протяжении каждой серии (всего в тесте таких серий 25) предъявляется яркий цветовой фон (режимы: 150 мс, 200 мс, 250 мс), затем целевая цифра (режимы: 150 мс, 200 мс, 250 мс) и снова яркий цветовой фон. Испытуемый должен заметить эту целевую цифру и нажать на одну из двух кнопок «мыши» или джойстика компьютера, в зависимости от того, какая цифра предъявлена: четная или нечетная. Например, при четной цифре следует нажимать кнопку «I», при нечетной цифре - кнопку «II». Регистрируются ошибки - неправильное нажатие (в случае нажатия не той кнопки), время реагирования на каждую целевую цифру, по которому вычисляется среднеарифметическое время реагирования и среднеквадратичное отклонение.
Цикл тестирования (тест) состоит из двух последовательных частей и предъявляется в виде одного задания.
В первой части теста обследуемому предъявляются быстро сменяющие друг друга цифры от 1 до 9 в псевдослучайном порядке. Внутри быстро меняющегося ряда цифр один раз на протяжении серии предъявляется яркий цветовой фон, затем целевая цифра и снова яркий цветовой фон. Обследуемый должен заметить эту цифру и в зависимости от того, какая цифра предъявлена - четная или нечетная, как можно быстрее нажать на соответствующую кнопку. Если цифра четная - нажимается левая кнопка "мыши" либо курковая кнопка джойстика, если цифра нечетная - нажимается правая кнопка "мыши", либо верхняя кнопка джойстика. Первая часть теста содержит 10 серий.
Во время выполнения второй части теста (начиная с 11-й серии по 25 серию) из динамиков транслируется звуковая информация: одна часть этой информации мешающего характера, другая - оценивающего характера. Интенсивность звучания на расстоянии около 1 м от динамиков 65 дБ.
Трансляция осуществляется по следующей схеме. При появлении первого цветового фона из динамиков слышатся слова: «Четная!» или «Нечетная!» - это сообщения-помехи. Если целевая цифра «четная», то из динамиков слышится слово «Нечетная!» или если целевая цифра «нечетная», то - «Четная!». Таких серий всего 10. Кроме того, во второй части теста имеются 5 серий, в которых сообщения являются верными: при появлении «четной» целевой цифры из динамиков слышится «Четная!», или при появлении «нечетной» - слышится «Нечетная!». Таких серий всего 5, и предъявляются эти сообщения-помехи в псевдослучайном порядке в течение всей второй части теста.
Кроме того, во второй части теста после каждого реагирования испытуемого из динамиков выдается оценочное сообщение: «Правильно!» или «Неправильно!». Предъявление оценочного сообщения имеет псевдослучайный характер. Оценочные сообщения по содержанию чаще ложны истинной четности целевой цифры. Количество оценочных сообщений, соответствующих правильной оценке «четности/нечетности» целевой цифры, равно 4.
В первой части теста регистрируются: количество ошибок при реагировании на целевые цифры при отсутствии помехи (реакция не той кнопкой); количество пропусков целевой цифры; время реагирования. Во второй части теста регистрируются: количество ошибок при реагировании на целевые цифры при наличии помехи (реакция не той кнопкой); количество пропусков целевой цифры; время реагирования.
По зарегистрированным данным вычисляются среднеарифметическое время реагирования и среднеквадратичное отклонение времени реагирования, а также разности между всеми соответствующими данными, полученными в первой и во второй частях теста.
Продолжительность цикла тестирования составляет около 7 минут.
Тест считается успешно пройденным, то есть испытуемый характеризуется как эмоционально устойчивый, при получении следующих результатов:
Патентуемый способ может быть реализован посредством компьютерного устройства для оценки операторской деятельности (RU 2127547 C1, Бонч-Бруевич В.В. и др., 20.03.1999) с дополнением соответствующего программного обеспечения в соответствии с описанным выше тестом. Это устройство позволяет провести оценку психофизиологического состояния в персонализированных условиях при длительных наблюдениях операторов в динамике.
Проверка методики на валидность осуществлялась с помощью опросника Р.Б.Кэттелла (по шкале «С») с привлечением экспертных оценок. Исследования показали, что корреляция на разных выборках операторов составила от 0,65 до 0,69, что свидетельствует о перспективности патентуемого способа.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ВНИМАНИЯ ОПЕРАТОРА ПРИ КОМПЬЮТЕРНОМ ТЕСТИРОВАНИИ | 2010 |
|
RU2441585C1 |
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОЦЕНКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ОПЕРАТОРА | 2014 |
|
RU2546090C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ | 2007 |
|
RU2343843C1 |
Способ тестирования эффективности рекламных материалов | 2021 |
|
RU2779383C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ | 2003 |
|
RU2240038C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ВЫРАЖЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ | 2021 |
|
RU2806482C2 |
СПОСОБ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПОСТРОЕНИЯ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА | 2015 |
|
RU2627593C2 |
СПОСОБ ПСИХОЗОНДИРОВАНИЯ | 2002 |
|
RU2218867C1 |
Способ оценки свойств внимания у детей | 2021 |
|
RU2765529C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2019 |
|
RU2722453C1 |
Изобретение относится к психофизиологии и может быть использовано при профессионально-психологическом обследовании операторов в различных областях трудовой деятельности для оценки их эмоциональной устойчивости. Способ состоит в предъявлении зрительных стимулов и искусственно созданных слуховых помех (сообщения мешающего и оценивающего характера), регистрации времени сенсомоторной реакции на зрительный стимул и ошибок его распознавания. Зрительные стимулы формируют на экране с нейтральным фоном сериями в виде непрерывного ряда сменяющих друг друга цифр, образующих цикл тестирования. Внутри каждой серии формируют два кадра цветового фона, между которыми размещают целевую цифру. Сообщения мешающего и оценивающего характера выдают в псевдослучайном порядке по содержанию как противоположные, так и совпадающие с истинной четностью цифры. Регистрируют число ошибок, время реагирования на каждую целевую цифру, среднеарифметическое время реагирования. Способ направлен на сокращение времени тестирования без заметного утомления испытуемого при повышении объективности оценки эмоциональной устойчивости, а также обеспечивает возможность проведения массовых обследований операторов в различных областях трудовой деятельности. 3 з.п. ф-лы.
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ | 2003 |
|
RU2240038C1 |
Походная разборная печь для варки пищи и печения хлеба | 1920 |
|
SU11A1 |
Способ приготовления мыла | 1923 |
|
SU2004A1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ | 2005 |
|
RU2294215C1 |
Дьяченко М.И., Пономаренко В.А | |||
О подходах к изучению эмоциональной устойчивости | |||
- Вопросы психологии, №1, 1990, с.106-112 | |||
LAM LT., KIRBY SL | |||
Is emotional intelligence an advantage? An exploration of the impact of emotional and general intelligence on individual performance J | |||
Soc Psychol, |
Авторы
Даты
2009-01-20—Публикация
2007-10-15—Подача