ОТДЕЛЯЕМЫЙ ХВОСТОВОЙ ОТСЕК СТУПЕНИ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ Российский патент 2009 года по МПК B64G1/00 

Описание патента на изобретение RU2345931C1

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано в конструкции космических транспортных средств для выведения на околоземную орбиту полезных грузов (ПГ).

Известна ракета-носитель (РН) с поперечным делением ступеней, в которой разделение сводится к осевому отбросу отработавшей ступени (см. Ракеты-носители. Под редакцией проф. С.О.Осипова. Изд. Министерства обороны СССР. - М. 1981. стр.115).

Известен отделяемый хвостовой отсек (ХО) ступени РН, оснащенной баком топлива (БТ) и двигательной установкой (ДУ), имеющий поперечные стыки с предыдущей и последующей ступенями, продольные стыки панелей ХО друг с другом, установленные на стыках узлы крепления и отделения, а именно пирозамки и пружинные толкатели (см. Ракеты-носители. /Под редакцией проф. С.О.Осипова. Изд. Министерства обороны СССР. - М. 1981. стр.117-118, 127, 173-175, 238-240).

ХО служит для размещения ДУ последующей ступени и является пассивным элементом конструкции, который после отделения предыдущей ступени и запуска ДУ последующей ступени сбрасывается для уменьшения конечной массы последующей ступени и увеличения массы ПГ, выводимого РН.

Под действием усилия толкателей поперечного стыка ХО отделяется от последующей ступени в продольном направлении, а под действием усилия толкателей продольных стыков панели ХО отделяются в поперечных направлениях.

ХО по габаритам могут быть как короткие, так и длинные, а по массе, соответственно, легкие и тяжелые. При выполнении ХО коротким уменьшается сбрасываемая пассивная масса, увеличивается конечная масса последующей ступени и уменьшается масса ПГ, выводимого РН. При выполнении ХО длинным увеличивается отделяемая масса, ухудшаются кинематические параметры отделения ХО, увеличивается «опасный» путь прохождения верхнего среза панелей от исходного положения до нижнего среза ДУ и увеличивается вероятность соударения панелей ХО с ДУ.

Задачей изобретения является увеличение массы ПГ, выводимого РН, за счет максимально возможного увеличения габаритов и массы отделяемого ХО, уменьшения конечной массы последующей ступени при гарантированном обеспечении безударного отделения ХО.

Поставленная задача достигается тем, что в известном отделяемом ХО ступени РН, оснащенной БТ и ДУ, имеющем поперечный стык с последующей ступенью и продольные стыки панелей ХО друг с другом, установленные на стыках толкатели, на продольных стыках панелей толкатели расположены в плоскостях, отстоящих от поперечной плоскости, проходящей через центры масс (ЦМ) панелей, в направлении к поперечному стыку ХО с последующей ступенью, на расстояния, составляющие (0,05÷0,15) длины ХО (L), ход толкателей продольных стыков панелей превышает ход толкателей поперечного стыка ХО с последующей ступенью в (7-8) раз, при этом среднее суммарное усилие толкателей каждого продольного стыка панелей превышает соответствующее усилие толкателей поперечного стыка ХО с последующей ступенью, поперечный стык ХО с последующей ступенью расположен на расстоянии Н от плоскости сопряжения боковой цилиндрической поверхности со сферическим днищем БТ, определяемом по зависимости

где DБТ - диаметр БТ;

dТ - диаметр толкателя;

b - толщина боковой поверхности ХО;

Δ - монтажные зазоры между толкателем и внутренней поверхностью ХО, толкателем и поверхностью днища БТ;

h - толщина шпангоута ХО на поперечном стыке с последующей ступенью.

ХО 1 последующей ступени 2 РН, оснащенной БТ 3 и ДУ 4, имеет поперечный стык 5 с последующей ступенью 2 и продольные стыки 6 панелей 7 друг с другом, установленные на стыках 5 и 6 толкатели 8 и 9.

ХО функционирует следующим образом.

После запуска ДУ 4 последующей ступени 2 производится отделение ХО 1. Под действием усилия толкателей 8 поперечного стыка 5 ХО 1 отделяется от последующей ступени 2 в продольном направлении, а под действием усилия толкателей 9 продольных стыков 6 панели 7 отделяются в поперечных направлениях.

Расположение толкателей 9 на продольных стыках 6 панелей 7 в плоскостях, отстоящих от поперечной плоскости, проходящей через ЦМ панелей 7, в направлении к поперечному стыку 5 ХО 1 с последующей ступенью 2, на расстояния, составляющие (0,05÷0,15) длины ХО 1, позволило создать момент суммарного усилия толкателей 9 продольных стыков 6 относительно ЦМ панелей 7, обеспечивающий «веерообразный» характер углового движения панелей 7 с более интенсивным отходом верхних частей панелей 7 и с угловой скоростью относительно поперечной оси, проходящей через ЦМ панели 7, составляющей ˜100°/c, в результате чего в момент прохождения верхнего среза панелей 7 в зоне нижнего среза ДУ 4 обеспечивается гарантированный зазор между разделяемыми элементами.

Превышение хода толкателей продольных стыков 6 панелей 7 над ходом толкателей 8 поперечного стыка 5 ХО 1 с последующей ступенью 2 в (7-8) раз при превышении среднего суммарного усилия толкателей 9 каждого продольного стыка 6 панелей 7 над соответствующим усилием толкателей 8 поперечного стыка 5 ХО 1 с последующей ступенью 2, в результате чего суммарная работа толкателей 9 каждого продольного стыка 6 на порядок превышает суммарную работу толкателей 8 поперечного стыка 5 ХО 1 с последующей ступенью 2, позволило обеспечить превышение поперечной составляющей линейной скорости отделения панелей 7 над продольной составляющей линейной скорости отделения ХО 1 от последующей ступени 2, что явилось дополнительным фактором обеспечения безударного отхода панелей ХО 1 от ДУ 4.

Расположение поперечного стыка ХО 1 с последующей ступенью 2 на расстоянии Н от плоскости сопряжения боковой цилиндрической поверхности со сферическим днищем БТ 3, определяемом по зависимости

где DБТ - диаметр БТ 3;

dТ - диаметр толкателя 8;

b - толщина боковой поверхности ХО 1;

Δ - монтажные зазоры между толкателем 8 и внутренней поверхностью ХО 1, толкателем 8 и поверхностью днища БТ 3;

h - толщина шпангоута ХО 1 на поперечном стыке 5 с последующей ступенью 2,

позволило максимально возможно увеличить габариты и массу отделяемого ХО 1, уменьшить конечную массу последующей ступени и увеличить массу ПГ, выводимого РН.

Использование предложенного ХО в конструкции космических транспортных средств позволяет максимально возможно увеличить пассивную массу сбрасываемого ХО, уменьшить конечную массу последующей ступени и увеличить массу ПГ, выводимого РН на околоземную орбиту, при гарантированном обеспечении безударного отделения ХО от последующей ступени.

Похожие патенты RU2345931C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ОТДЕЛЕНИЯ ХВОСТОВОГО ОТСЕКА РАКЕТНОГО БЛОКА 2012
  • Божко Александр Васильевич
  • Бурназян Сергей Римирович
  • Круглов Генрих Евгеньевич
  • Солунин Владимир Сергеевич
  • Юдинцев Вадим Вячеславович
RU2497732C1
Способ выведения полезного груза на околоземные орбиты с помощью космической ракеты-носителя 2018
  • Соломонов Юрий Семенович
  • Смазнов Андрей Николаевич
  • Первов Александр Юрьевич
  • Горбунов Николай Николаевич
  • Навагин Константин Викторович
  • Васильев Юрий Семенович
  • Солодов Александр Сергеевич
  • Сычев Антон Александрович
  • Карасёв Юрий Львович
  • Фомичев Александр Викторович
RU2703763C1
КОМПОНОВКА МНОГОСТУПЕНЧАТОЙ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ 2009
  • Ахметов Равиль Нургалиевич
  • Баранов Дмитрий Александрович
  • Богданов Сергей Дмитриевич
  • Дмитриев Вячеслав Васильевич
  • Иванеко Юрий Михайлович
  • Кирилин Александр Николаевич
  • Круглов Генрих Евгеньевич
  • Лагно Олег Геннадьевич
  • Новиков Валентин Николаевич
  • Пашистов Владимир Владимирович
  • Солунин Владимир Сергеевич
  • Федосеев Евгений Григорьевич
  • Шемендюк Вячеслав Митрофанович
RU2406660C1
ПЕРЕХОДНОЙ ОТСЕК СБОРОЧНО-ЗАЩИТНОГО БЛОКА РАКЕТЫ КОСМИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ 2013
  • Воронин Евгений Александрович
  • Горшков Геннадий Максимович
  • Гребнев Дмитрий Николаевич
  • Иванеко Юрий Михайлович
  • Солунин Владимир Сергеевич
  • Филатов Сергей Анатольевич
RU2521078C1
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОСМИЧЕСКАЯ РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ 2005
  • Соломонов Ю.С.
  • Дорофеев А.А.
  • Сухадольский А.П.
  • Гребенкин В.И.
  • Охотников Н.Н.
  • Полунин В.Д.
  • Андрюшин В.И.
  • Французов В.А.
RU2265560C1
СПОСОБ ВЫВОДА ПОЛЕЗНОГО ГРУЗА В ОКОЛОЗЕМНОЕ ПРОСТРАНСТВО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АВИАЦИОННОГО РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 2005
  • Ахметов Даниал Кенжетаевич
  • Соломонов Ю.С.
  • Дорофеев А.А.
  • Соломонов Л.С.
  • Сухадольский А.П.
  • Андрюшин В.И.
  • Французов В.А.
RU2265558C1
РАКЕТА КОСМИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ 2008
  • Ахметов Равиль Нургалиевич
  • Баранов Дмитрий Александрович
  • Богданов Сергей Дмитриевич
  • Дмитриев Вячеслав Васильевич
  • Иванеко Юрий Михайлович
  • Кирилин Александр Николаевич
  • Лагно Олег Геннадьевич
  • Новиков Валентин Николаевич
  • Пашистов Владимир Владимирович
  • Солунин Владимир Сергеевич
  • Федосеев Евгений Григорьевич
RU2368542C1
КОСМИЧЕСКАЯ ГОЛОВНАЯ ЧАСТЬ ДЛЯ ГРУППОВОГО ЗАПУСКА СПУТНИКОВ 2010
  • Гимадиев Рафаэль Рафикович
  • Евсеев Игорь Валентинович
  • Копылов Олег Андреевич
RU2428358C1
СПОСОБ СПУСКА УСКОРИТЕЛЯ РАКЕТЫ КОСМИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ПОСАДОЧНУЮ ЗОНУ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1992
  • Полухин Д.А.
  • Моисеев А.С.
  • Карраск В.К.
  • Дермичев Г.Д.
  • Мишетьян М.К.
  • Денисов В.Д.
RU2043954C1
СПОСОБ ДОСТАВКИ ПОЛЕЗНОГО ГРУЗА ТВЕРДОТОПЛИВНОЙ РАКЕТОЙ НА ОКОЛОЗЕМНУЮ ОРБИТУ И ТВЕРДОТОПЛИВНАЯ РАКЕТА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1993
  • Соломонов Юрий Семенович
  • Соломонов Лев Семенович
  • Васильев Юрий Семенович
  • Горбунов Николай Николаевич
  • Виниченко Юрий Степанович
  • Егоров Олег Михайлович
  • Сухадольский Александр Петрович
  • Щенников Игорь Евгеньевич
  • Кошкин Станислав Алексеевич
  • Пилипенко Петр Борисович
  • Французов Вячеслав Аркадьевич
  • Изьюров Эдуард Витальевич
  • Зинченко Сергей Михайлович
RU2072952C1

Реферат патента 2009 года ОТДЕЛЯЕМЫЙ ХВОСТОВОЙ ОТСЕК СТУПЕНИ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ

Изобретение относится к ракетно-космической технике. Хвостовой отсек ступени ракеты-носителя оснащен топливным баком и двигательной установкой и имеет поперечный стык с последующей ступенью и продольные стыки панелей хвостового отсека друг с другом, установленные на стыках толкатели. Поперечный стык хвостового отсека с последующей ступенью расположен на расчетном расстоянии от плоскости сопряжения боковой цилиндрической поверхности со сферическим днищем топливного бака. На продольных стыках панелей толкатели расположены в плоскостях, отстоящих от поперечной плоскости, проходящей через центры масс панелей, в направлении к поперечному стыку хвостового отсека с последующей ступенью, на расстояния, составляющие (0,05-0,15) длины хвостового отсека. Ход толкателей продольных стыков панелей превышает ход толкателей поперечного стыка хвостового отсека с последующей ступенью в 7-8 раз, при этом среднее суммарное усилие толкателей каждого продольного стыка панелей превышает соответствующее усилие толкателей поперечного стыка хвостового отсека с последующей ступенью. Изобретение направлено на увеличение массы полезной нагрузки, выводимой ракетой-носителем на орбиту и обеспечение безударного отделения хвостового отсека ракеты-носителя. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 345 931 C1

Отделяемый хвостовой отсек ступени ракеты-носителя, оснащенной баком топлива и двигательной установкой, имеющий поперечный стык с последующей ступенью и продольные стыки панелей хвостового отсека друг с другом, установленные на стыках толкатели, отличающийся тем, что на продольных стыках панелей толкатели расположены в плоскостях, отстоящих от поперечной плоскости, проходящей через центры масс панелей, в направлении к поперечному стыку хвостового отсека с последующей ступенью, на расстояния, составляющие 0,05-0,15 длины хвостового отсека, ход толкателей продольных стыков панелей превышает ход толкателей поперечного стыка хвостового отсека с последующей ступенью в 7-8 раз, при этом среднее суммарное усилие толкателей каждого продольного стыка панелей превышает соответствующее усилие толкателей поперечного стыка хвостового отсека с последующей ступенью, поперечный стык хвостового отсека с последующей ступенью расположен на расстоянии Н от плоскости сопряжения боковой цилиндрической поверхности со сферическим днищем бака топлива, определяемом по зависимости

где DБТ - диаметр бака топлива;

DТ - диаметр толкателя;

b - толщина боковой поверхности хвостового отсека;

Δ - монтажные зазоры между толкателем и внутренней поверхностью хвостового отсека, толкателем и поверхностью днища бака топлива;

h - толщина шпангоута хвостового отсека на поперечном стыке с последующей ступенью.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2345931C1

УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ОТДЕЛЕНИЯ ХВОСТОВОГО ОТСЕКА ОТ РАКЕТНОГО БЛОКА 2001
  • Ковригин А.П.
  • Кокушкин В.В.
  • Борзых С.В.
  • Щиблев Ю.Н.
  • Ососов Н.С.
RU2208562C2
РАКЕТОНОСИТЕЛЬ 1996
  • Недайвода А.К.
  • Пеструхин А.П.
  • Каменщиков В.Н.
RU2101218C1
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОСМИЧЕСКАЯ РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ 2005
  • Соломонов Ю.С.
  • Дорофеев А.А.
  • Сухадольский А.П.
  • Гребенкин В.И.
  • Охотников Н.Н.
  • Полунин В.Д.
  • Андрюшин В.И.
  • Французов В.А.
RU2265560C1
US 6616092 A, 09.09.2003.

RU 2 345 931 C1

Авторы

Шемендюк Вячеслав Митрофанович

Круглов Генрих Евгеньевич

Даты

2009-02-10Публикация

2007-05-07Подача