Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении, доработке и эксплуатации силовых агрегатов машин и механизмов различного назначения на базе поршневых и роторно-поршневых двигателей внутреннего сгорания, например, для автомобильного транспорта.
Известен способ создания вращающего момента на рабочем валу поршневых и роторно-поршневых двигателей внутреннего сгорания, включающий подачу атмосферного воздуха и топлива в камеру сгорания, сжигание топлива, удаление отработанных газов сгоревшего топлива, заключающийся в том, что преобразуют движение рабочего поршня или поршня-ротора под действием давления газов сгоревшего топлива в цикле во вращение рабочего вала.
Известный способ реализован в известных поршневых и роторно-поршневых двигателях внутреннего сгорания (далее ДВС), конструктивно содержащих по меньшей мере одну камеру сгорания, образуемую деталями двигателя или их частями, и по меньшей мере одним кинематически связанным с рабочим валом рабочим поршнем или поршнем-ротором, внешний источник воспламенения топлива или без него, системы подачи атмосферного воздуха, топлива и удаления отработанных газов, например, описанных в книгах: И.М.Ленин, А.В.Костров, О.М.Малашкин и др. Автомобильные и тракторные двигатели, ч.1, издание второе, дополненное и переработанное под редакцией проф. И.М.Ленина, Высшая Школа, 1976 г., стр.1-24, стр.197-205, С.В.Вальян. Техническая термодинамика и тепловые двигатели, изд. второе дополненное и переработанное. Л., Машиностроение, 1973 г., стр.227-254, или описанных в патенте ФРГ DE 3526478, или в патентах России №2146011 С1, №2035599 C1, №2184862, или патентах США №4708096, №5193493, №4363299 (прототипы 1).
Известный способ для ряда известных ДВС предполагает повышение коэффициента полезного действия (далее кпд) или мощности повышением степени сжатия (уменьшением объема камеры сгорания) или увеличением максимального возможного наполнения в цикле (наддувом) до допустимых значений за счет создания необходимых для этого условий, например подачей в цикле охлажденного атмосферного воздуха (или его смеси с топливом), и (или) охлаждения в цикле газообразного содержимого рабочего объема двигателя принудительным расширением внутри рабочего объема (далее «внутреннее охлаждение») после прерывания подачи атмосферного воздуха (или его смеси с топливом) «ранним закрытием» впускного клапана на такте возможного впуска в цикле, и (или) ограничением максимального возможного наполнения в цикле (см. патент России №2105893 С1 и международную заявку РСТ/RU 2005/000361, номер международной публикации WO 2006/009491 А1 (прототипы 2)). Для справки: под тактом возможного впуска в цикле подразумевается такт, непосредственно предшествующий в цикле такту сжатия.
Однако, реализация известного способа в ДВС с охлаждением подаваемого в цикле атмосферного воздуха или его смеси с топливом требует наличия специальных технических средств для охлаждения и контроля температуры охлажденного воздуха, что приводит к удорожанию комплекта силового агрегата на базе такого ДВС и увеличению его веса и габаритов.
К недостаткам известного способа и известных ДВС с «внутренним охлаждением» можно отнести то, что «внутреннее охлаждение» в цикле известных ДВС сопряжено с уменьшением и ограничением максимального возможного наполнения для данного рабочего объема ДВС, в том числе недостатком является то, что увеличение эффективности «внутреннего охлаждения» в цикле известных ДВС сопряжено с еще большим уменьшением и ограничением максимального возможного наполнения в цикле, так как практически осуществляется еще более «ранним закрытием» впускного клапана на такте возможного впуска в цикле, например, применительно к известным ДВС с уже конструктивно ограниченным максимальным возможным наполнением в цикле с «ранним закрытием» впускного клапана (см. прототипы 2). Сопряженное с осуществлением «внутреннего охлаждения» на такте возможного впуска в цикле известных ДВС уменьшение и (или) ограничение максимальных количеств атмосферного воздуха и соответственно топлива, которые могли бы быть поданы в цикле для рабочего объема известных ДВС без наддува, уменьшает максимальную возможную мощность таких известных ДВС, а возможное компенсирование означенных уменьшений наполнения наддувом или более высоким наддувом для известных ДВС с наддувом сопряжено с усложнением и удорожанием систем подачи атмосферного воздуха таких известных ДВС. Известные же ДВС, получившие наибольшее распространение, серийно выпускаемые, например, для автомобильного транспорта, реализующие известный способ, не содержащие систем подачи атмосферного воздуха с наддувом, с охлаждением, в том числе ДВС, не содержащие систем подачи атмосферного воздуха уменьшающих и ограничивающих максимальное возможное наполнение для данного рабочего объема в цикле, имеют невысокую степень сжатия, низкий кпд и невысокую максимальную (номинальную) мощность (см. прототипы 1).
Задачей изобретения является расширение функциональных возможностей, повышение кпд и (или) мощности известных ДВС при реализации в них предлагаемого способа и создание поршневых и роторно-поршневых ДВС для реализации предлагаемого способа.
Для решения задачи изобретения в известном способе создания вращающего момента на рабочем валу поршневых и роторно-поршневых двигателей внутреннего сгорания, включающем подачу атмосферного воздуха и топлива в камеру сгорания, сжигание топлива, удаление отработанных газов сгоревшего топлива, заключающемся в том, что преобразуют движение рабочего поршня или поршня-ротора под действием давления газов сгоревшего топлива в цикле во вращение рабочего вала, (1) на такте возможного впуска в цикле производят принудительное расширение газообразного содержимого рабочего объема двигателя до начала подачи (до начала впуска) атмосферного воздуха (или его смеси с топливом) или после начала и прерывания подачи (впуска) атмосферного воздуха (или его смеси с топливом) на данном такте возможного впуска в данном цикле, затем начинают или возобновляют начатую и прерванную в данном цикле подачу атмосферного воздуха (или его смеси с топливом) и производят подачу атмосферного воздуха (или его смеси с топливом) до завершения такта возможного впуска в данном цикле или до последующего принудительного прерывания подачи (впуска) атмосферного воздуха (или его смеси с топливом) на данном такте возможного впуска в данном цикле; (2) многократно чередуют на такте возможного впуска в цикле процесс подачи (впуска) атмосферного воздуха (или его смеси с топливом) с процессом принудительного расширения газообразного содержимого рабочего объема двигателя; (3) устанавливают требуемую или максимально возможную степень принудительного расширения газообразного содержимого рабочего объема двигателя на такте возможного впуска в цикле, и (или) требуемое количество чередований и требуемое соотношение продолжительности принудительного расширения газообразного содержимого рабочего объема двигателя и продолжительности подачи (впуска) атмосферного воздуха (или его смеси с топливом) на такте возможного впуска в цикле; (4) увеличивают степень сжатия в цикле (уменьшают объем камеры сгорания) или (и) увеличивают интенсивность наддува, в том числе до предельных допустимых значений так, чтобы температура газообразного содержимого рабочего объема двигателя на такте сжатия в цикле не превышала своего максимального допустимого или расчетного требуемого значения на всех возможных режимах работы двигателя.
А поршневой или роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания, конструктивно содержащий, по меньшей мере, одну камеру сгорания, образуемую деталями двигателя или их частями и, по меньшей мере, одним кинематически связанным с рабочим валом рабочим поршнем или поршнем-ротором, внешний источник воспламенения топлива или без него, системы подачи атмосферного воздуха, топлива и удаления отработанных газов, (1) содержит систему подачи атмосферного воздуха (или его смеси с топливом), производящую подачу (впуск) атмосферного воздуха (или его смеси с топливом) на такте возможного впуска в цикле после принудительного расширения газообразного содержимого рабочего объема двигателя на данном такте возможного впуска в данном цикле; (2) содержит систему подачи атмосферного воздуха (или его смеси с топливом), многократно чередующую на такте возможного впуска в цикле подачу (впуск) атмосферного воздуха (или его смеси с топливом) с принудительным расширением газообразного содержимого рабочего объема двигателя; (3) содержит по меньшей мере один впускной клапан, открывающийся для подачи (впуска) атмосферного воздуха (или его смеси с топливом) в цикле после принудительного расширения газообразного содержимого рабочего объема двигателя на такте возможного впуска в данном цикле; (4) содержит в системе подачи атмосферного воздуха (или его смеси с топливом) по меньшей мере один впускной клапан, более одного раза открывающийся, закрывающийся и находящийся в закрытом состоянии на время принудительного расширения газообразного содержимого рабочего объема двигателя на такте возможного впуска в цикле; (5) содержит камеру сгорания регулируемого или нерегулируемого объема, объем которой соответствует числовому значению геометрической степени сжатия в цикле не менее 12 (двенадцати) на всех режимах работы двигателя.
Рассмотрим преимущества предлагаемого способа и его реализацию в известном поршневом ДВС, конструктивно содержащем, по меньшей мере, одну камеру сгорания, образуемую деталями двигателя или их частями и, по меньшей мере, одним кинематически связанным с рабочим валом рабочим поршнем или поршнем-ротором, внешний источник воспламенения топлива или без него, системы подачи атмосферного воздуха, топлива и удаления отработанных газов, в частности, содержащем один рабочий цилиндр с рабочим объемом V, размещенный в нем, например, один рабочий поршень, кинематически связанный с рабочим валом, например коленчатым. ДВС предназначен для четырехтактного режима работы и также содержит систему подачи атмосферного воздуха в смеси с топливом (например, известные: карбюратор, клапанный газораспределительный механизм, содержащий один впускной клапан), систему удаления отработанных газов (известный клапанный газораспределительный механизм, содержащий один выпускной клапан), внешний источник воспламенения топлива (свечу зажигания, катушку зажигания, прерыватель и т.д.).
Для реализации предлагаемого способа в данном известном ДВС оснастим его системой подачи атмосферного воздуха (или его смеси с топливом), производящей подачу (впуск) атмосферного воздуха (или его смеси с топливом) на такте возможного впуска в цикле после принудительного расширения газообразного содержимого рабочего объема двигателя на данном такте возможного впуска в данном цикле, для чего, например, изменим и подберем форму нажимного кулачка впускного клапана рабочего цилиндра так, чтобы открытие впускного клапана на такте возможного впуска в цикле происходило после начала движения рабочего поршня от верхней мертвой точки (далее в.м.т.) к нижней мертвой точке (далее н.м.т.) и после прохождения рабочим поршнем расстояния, например, равного половине хода рабочего поршня от в.м.т. до н.м.т. на такте возможного впуска в цикле. При работе такого доработанного ДВС на такте возможного впуска в цикле при движении рабочего поршня от в.м.т. к н.м.т. до момента открытия впускного клапана рабочего цилиндра, то есть до начала подачи (впуска) атмосферного воздуха в смеси с топливом, будет производиться принудительное расширение газообразного содержимого рабочего объема двигателя, которое приведет к «внутреннему охлаждению» данного газообразного содержимого и создаст разрежение в рабочем цилиндре ДВС. После открытия впускного клапана рабочего цилиндра под действием созданного разрежения и дальнейшего движения рабочего поршня от в.м.т. к н.м.т. в рабочий цилиндр будет производиться подача (впуск) атмосферного воздуха в смеси с топливом, например, до завершения такта возможного впуска в цикле, сопровождающегося закрытием впускного клапана.
Очевидно, что для ДВС нашего примера создание условий «внутреннего охлаждения» в цикле, в том числе регулирование интенсивности «внутреннего охлаждения» в цикле установкой требуемого соотношения продолжительности принудительного расширения газообразного содержимого рабочего объема двигателя и продолжительности подачи (впуска) атмосферного воздуха (или его смеси с топливом) на такте возможного впуска в цикле, например, изменением и подбором формы нажимного кулачка впускного клапана рабочего цилиндра, не сопряжено с уменьшением и ограничением максимального возможного количества атмосферного воздуха, которое может быть подано в цикле для рабочего объема V, что расширяет функциональные возможности, а именно: появляется возможность использовать при работе ДВС топливо с более низким октановым числом и (или) увеличить кпд и мощность ДВС нашего примера, реализующего предлагаемый способ, если с учетом наличия и интенсивности «внутреннего охлаждения» в его цикле увеличить степень сжатия в цикле (уменьшить объем его камеры сгорания), например, до предельно допустимого значения так, чтобы температура газообразного содержимого рабочего объема двигателя на такте сжатия в цикле не превышала своего максимального допустимого или расчетного требуемого значения на всех возможных режимах работы двигателя.
Очевидно также и то, что в ДВС нашего примера, реализующего предлагаемый способ, известными техническими средствами могут быть реализованы и все остальные признаки предлагаемого способа и ДВС, относящиеся к подаче атмосферного воздуха или его смеси с топливом, перечисленные в формуле изобретения, например, изменением и подбором формы нажимного кулачка впускного клапана рабочего цилиндра.
Обобщая показанное выше на ДВС нашего примера, отметим, что при реализации предлагаемого способа в поршневых и роторно-поршневых ДВС любых известных конструкций предшествующее подаче (впуску) атмосферного воздуха (или его смеси с топливом) на такте возможного впуска в цикле принудительное расширение газообразного содержимого рабочего объема («внутреннее охлаждение»), как следствие, приводит к снижению температуры газообразного содержимого рабочего объема ДВС на такте сжатия в цикле, но не сопряжено, в отличие от прототипов 2, с уменьшением и ограничением максимального возможного количества атмосферного воздуха, которое может быть подано в цикле для рабочего объема ДВС, что расширяет функциональные возможности ДВС. А именно: при реализации предлагаемого способа при том же рабочем объеме и максимальном возможном количестве подаваемого в цикле атмосферного воздуха за счет наличия «внутреннего охлаждения» в цикле известные ДВС с наддувом или без него (прототипы 1, 2) смогут функционировать, что очевидно для специалиста, с камерой сгорания меньшего объема (с более высокой степенью сжатия в цикле), что увеличит их мощность и кпд, кроме того, реализация предлагаемого способа в ДВС с наддувом предполагает увеличение их мощности увеличением интенсивности (степени) наддува, в том числе до предельно допустимого значения так, чтобы температура газообразного содержимого рабочего объема двигателя на такте сжатия в цикле не превышала своего максимального допустимого или расчетного требуемого значения на всех возможных режимах работы двигателя.
Таким образом, реализация в поршневых и роторно-поршневых ДВС признаков, указанных в формуле изобретения, приводит к расширению их функциональных возможностей, повышению кпд и (или) мощности известных ДВС, а вышесказанное справедливо для поршневых и роторно-поршневых ДВС любых известных конструкций, например, для ДВС с воспламенением топлива от постороннего источника или с самовоспламенением топлива, с наддувом или без него, с охлаждением подаваемого воздуха или без охлаждения, с камерой сгорания регулируемого или нерегулируемого объема, с ограничением максимального возможного наполнения в цикле или без ограничения и т.д.
Изобретение относится к области двигателестроения. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей, повышение кпд и/или мощности известных ДВС. Сущность изобретения заключается в том, что производят подачу рабочего заряда на такте возможного впуска в цикле после принудительного расширения газообразного содержимого рабочего объема двигателя, уменьшают объем камеры сгорания и/или увеличивают интенсивность наддува. Двигатель для осуществления способа содержит систему подачи рабочего заряда на такте возможного впуска в цикле после принудительного расширения газообразного содержимого рабочего объема двигателя в данном цикле. Содержит также камеру сгорания регулируемого или нерегулируемого объема, объем которой соответствует числовому значению геометрической степени сжатия в цикле не менее 12 на всех режимах работы двигателя. 2 н. и 8 з.п. ф-лы.
СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РАБОЧИХ ПРОЦЕССОВ В ДВИГАТЕЛЯХ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1998 |
|
RU2133354C1 |
СПОСОБ, УСТРОЙСТВО И СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ГАЗООБРАЗНОГО РАБОЧЕГО ТЕЛА И СРЕДЫ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2304260C2 |
СПОСОБ ВОЗДЕЛЫВАНИЯ МНОГОЛЕТНИХ ТРАВ | 2004 |
|
RU2265981C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НЕПРЕДЕЛЬНЫХ УГЛЕВОДОРОДОВ | 2008 |
|
RU2372317C1 |
СПОСОБ РАБОТЫ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1995 |
|
RU2105893C1 |
Авторы
Даты
2009-02-10—Публикация
2006-09-21—Подача