Изобретение относится к медицине, а именно к физиологии и спортивной медицине, и может быть использовано для одновременного определения и оценки времени простой зрительно-моторной и аудиомоторной реакций у занимающихся легкоатлетическим бегом на короткие дистанции или бегом на коньках на те же дистанции, фехтованием, боксом, спортивными играми.
Известен способ определения времени двигательной реакции, характеризующийся продолжительностью между действием специфического раздражителя и ответным движением, а при динамических наблюдениях используются одинаковые условия и методические приемы [1]. Однако в этом исследовании не приводится данных о средних величинах зрительно-моторной и аудиомоторной реакций у представителей разного пола, возраста и видов спорта.
Время зрительно-моторной и аудиомоторной реакций организма определяется, как правило, независимо друг от друга, без учета средней величины и среднеквадратичного отклонения.
Цель изобретения: одновременное определение времени зрительно-моторной и аудиомоторной реакций, расчет полусуммы этих реакций, их оценка по 5-ти балльной шкале с учетом средних величин и среднеквадратичных отклонений (сигм) указанных реакций.
Поставленная цель достигается следующим образом.
В сентябре 2005 года на кафедре физвоспитания и здоровья РязГМУ было обследовано 150 студенток 1-го курса 17-18 лет, у которых при помощи хронорефлексометра определялось время простой зрительно-моторной реакции в мс (ВПЗМР) и тем же прибором исследовалось время аудиомоторной реакции в мс (ВАМР) путем легких ударов контактной кнопкой о твердый предмет (стол). При этом испытуемый стоял спиной к прибору, что исключало возможность зрительной реакции.
Каждый показатель определялся по 5-кратному измерению, причем лучший и худший результаты в протоколе зачеркивались, а из трех оставшихся рассчитывалась средняя величина. Кроме того, рассчитывался еще один предлагаемый показатель, представляющий собой сумму ВПЗМР+ВАМР, деленную на 2. Данный показатель дает возможность оценивать реакцию сразу двух анализаторов - зрительного и слухового у каждого из обследованных.
Статистическая обработка полученных данных позволила установить, что ВПЗМР у 150 обследованных студенток 17-18 лет в среднем составило 178,34±2,47 мс (σ=26,6 мс), а ВАМР - 147,5±2,88 мс (σ=23,9 мс), т.е. реакция организма на звук на 30,84 мс происходит быстрее (t=9,35; р<0,001). По нашему мнению указанные различия в скорости реакции организма на свет и звук обусловлены неодинаковой длиной проводящих нервных путей на участках от воспринимающих рецепторов зрительного и слухового аппаратов до соответствующих двигательных центров коры головного мозга: у зрительного анализатора этот путь длиннее, чем у слухового. Кроме того, имеет значение и тот факт, что при попадании света на сетчатку глаза в ней происходят биохимические реакции, направленные на преобразование световых потоков в нервные импульсы, а это также отражается на продолжительности скрытого периода реакции на световой раздражитель.
В наших случаях , мс, определялась не как простая сумма реакций слухового и зрительного анализаторов, а с точной статистической обработкой их индивидуальных значений нахождением средней величины (М=163,2 мс), ошибки средней величины (m=1,94 мс) и среднеквадратичного отклонения (σ=21,3 мс).
Статистические данные, представленные в таблице, позволяют оценивать получаемые результаты у отдельных испытуемых с учетом величины среднеквадратичных отклонений (δ) в состоянии относительного покоя. Они могут быть использованы для спортивного и профессионального отбора.
Пример 1. Студентка С. Имеет ВПЗМР - 151 мс, ВАМПР - 129 мс. - 140 мс. По таблице находим, что реакция зрительного анализатора несколько выше среднего, слухового - средняя, обоих анализаторов выше среднего.
Пример 2. Студентка Г. Имеет ВПЗМР - 193 мс, ВАМР - 201 мс, а их сумма деленная на 2 - 197 мс. По таблице находим, что реакция зрительного анализатора ниже среднего, слухового - ниже среднего, а - ниже среднего. Следовательно, реакции обоих анализаторов снижены.
Кроме того, выявлено, что средние показатели ВПЗМР и ВАМР у 10% обследованных равны (совпадают), у 10% испытуемых быстрее происходит реакция на свет, а в 80% случаев реакция на звук выше, чем на световой раздражитель.
В целом же полученные на достаточно большом материале (150 человек) данные могут быть приняты как стандарты хронорефлексометрии для лиц женского пола 17-18 лет.
Источники информации
1. Куколевский Г.М. Врачебные наблюдения за спортсменами / Г.М.Куколевский //. - М.: Физкультура и спорт, 1975: - 335 с.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РАЗВИТИЯ У СТРЕЛКА СЛУХО-МОТОРНОЙ РЕАКЦИИ ПРИ СТРЕЛЬБЕ ПО ПОДВИЖНЫМ МИШЕНЯМ | 2023 |
|
RU2819576C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ У ЛИЦ ЖЕНСКОГО ПОЛА 17-18 ЛЕТ | 2010 |
|
RU2441662C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ УСТАНОВЛЕНИЯ МЕЖЦЕНТРАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ В ЦНС ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ | 2012 |
|
RU2511250C2 |
СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА У МОЛОДЫХ ЛИЦ ЖЕНСКОГО ПОЛА | 2012 |
|
RU2512838C2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПАРАМЕТРАМИ ДВИГАТЕЛЬНОГО СТЕРЕОТИПА ФИЗИЧЕСКОГО УПРАЖНЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2014 |
|
RU2546421C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ДЕТЕЙ К ЗАНЯТИЯМ ФУТБОЛОМ | 2020 |
|
RU2741210C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА | 2004 |
|
RU2289297C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ДЕТЕЙ К ЗАНЯТИЯМ ДЗЮДО | 2021 |
|
RU2755228C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ДЕТЕЙ К ЗАНЯТИЯМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ | 2022 |
|
RU2780158C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТОРНЫХ ПРОГРАММ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ ЧЕЛОВЕКА | 2007 |
|
RU2340281C2 |
Изобретение относится к медицине, а именно к физиологии и спортивной медицине, и может быть использовано для одновременного определения и оценки времени простой зрительно-моторной и аудиомоторной реакций у занимающихся легкоатлетическим бегом на короткие дистанции или бегом на коньках на те же дистанции, фехтованием, боксом, спортивными играми. Осуществляют одновременное определение времени простой зрительно-моторной реакции (ВПЗМР) и времени аудиомоторной реакций (ВАМР). Вычисляют полусумму показателей ВПЗМР и ВАМР. Вывод о реакции слухового и зрительного анализаторов делают на основании сравнения полученного значения полусуммы показателей ВПЗМР и ВАМР со следующими стандартными значениями этой полусуммы: низкий уровень - более 206 мс, ниже среднего - 206-185 мс, средний уровень 184-142 мс, выше среднего - 141-120 мс, высокий уровень - менее 120 мс. Способ позволяет осуществить оценку реакции слухового и зрительного анализаторов у лиц женского пола 17-18 лет, результаты которой могут быть использованы для спортивного и профессионального отбора. 1 табл.
Способ оценки реакции слухового и зрительного анализаторов у лиц женского пола 17-18 лет, включающий одновременное определение времени простой зрительно-моторной реакции (ВПЗМР) и времени аудио-моторной реакций (ВАМР), отличающийся тем, что определяют полусумму показателей ВПЗМР и ВАМР и вывод о реакции слухового и зрительного анализаторов делают на основании сравнения полученного значения полусуммы показателей ВПЗМР и ВАМР со следующими стандартными значениями этой полусуммы: низкий уровень - более 206 мс, ниже среднего - 206-185 мс, средний уровень 184-142 мс, выше среднего - 141-120 мс, высокий уровень - менее 120 мс.
КУКОЛЕВСКИЙ Г.М | |||
Врачебное наблюдение за спортсменами | |||
- М., 1975 | |||
СПОСОБ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА | 2004 |
|
RU2289297C2 |
ЛИННИК М.А | |||
Сравнительный анализ изменения показателей сердечнососудистой системы, физической работоспособности и сенсомоторной реакции у юношей с разным уровнем двигательной активности.: Автореф | |||
дис | |||
на соискание уч | |||
ст.к.б.н | |||
- Тюмень, 2005 | |||
ЩЕРБИНА |
Авторы
Даты
2009-02-20—Публикация
2007-09-24—Подача