Изобретение относится к многоступенчатым турбинам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.
Известна многоступенчатая турбина газотурбинного двигателя с охлаждаемыми сопловыми лопатками первой ступени и неохлаждаемыми сопловыми лопатками второй ступени (С.А.Вьюнов. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. - М.: Машиностроение, стр.205, рис.4.52).
Недостатком известной конструкции является ее низкая надежность при высоких температурах газа перед турбиной из-за повышенной температуры неохлаждаемых сопловых лопаток второй ступени.
Наиболее близкой к заявляемой конструкции является многоступенчатая турбина газотурбинного двигателя с сопловыми лопатками первой ступени, охлаждаемыми воздухом из-за компрессора, и сопловыми лопатками второй ступени, охлаждаемыми воздухом из-за промежуточной ступени компрессора (патент RU №2151884).
Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является ее низкая надежность из-за высокой температуры входной кромки сопловой лопатки второй ступени, для эффективного охлаждения которой недостаточно давления охлаждающего воздуха, отбираемого из-за промежуточной ступени компрессора.
Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении надежности многоступенчатой турбины газотурбинного двигателя путем повышения эффективности охлаждения сопловых лопаток второй ступени.
Сущность технического решения заключается в том, что в многоступенчатой турбине газотурбинного двигателя с сопловыми лопатками первой ступени, воздушные полости которых соединены с выходом из-за компрессора, и с установленными в наружном корпусе турбины сопловыми лопатками второй ступени, воздушные полости которых соединены на входе с промежуточной полостью компрессора, согласно изобретению сопловые лопатки второй ступени выполнены двуполостными, причем передняя по потоку газа воздушная полость лопатки через воздушную полость переднего шипа лопатки соединена осевой трубкой с воздушной полостью подвода воздуха на сопловую лопатку первой ступени, при этом трубка размещена в воздушной полости между корпусом турбины и разрезным кольцом первой ступени и установлена в переднем и заднем по потоку радиальных ребрах корпуса.
Выполнение сопловых лопаток второй ступени двуполостными с соединением переднего по потоку газа воздушной полости лопатки с воздушной полостью подвода воздуха на сопловую лопатку первой ступени позволяет организовать эффективное охлаждение входной кромки сопловой лопатки второй ступени за счет повышенного перепада давления охлаждающего воздуха, отбираемого из-за компрессора в полость подвода на охлаждение первой сопловой лопатки, что повышает надежность турбины.
Соединение передней по потоку газа воздушной полости лопатки с воздушной полостью подвода воздуха на сопловую лопатку первой ступени через воздушную полость переднего шипа лопатки с помощью осевой трубки позволяет осуществлять подвод воздуха с минимальными паразитными утечками охлаждающего воздуха, что способствует снижению температуры сопловой лопатки второй ступени с соответствующим повышением ее надежности, а также повышению КПД турбины.
Размещение осевой трубки в воздушной полости между корпусом турбины и разрезным кольцом первой ступени позволяет повысить эффективность системы активного регулирования радиальных зазоров турбины, а установка трубок в переднем и заднем по потоку радиальных ребрах корпуса позволяет минимизировать паразитные утечки охлаждающего воздуха из полости обдува разрезного кольца первой ступени.
На фиг.1 изображен продольный разрез многоступенчатой турбины газотурбинного двигателя.
На фиг.2 - элемент I на фиг.1 в увеличенном виде.
Многоступенчатая турбина 1 газотурбинного двигателя состоит из ротора 2 с рабочими лопатками первой и второй ступеней 3 и 4 соответственно, а также из статора 5 с сопловыми лопатками первой ступени 6 и сопловыми лопатками второй ступени 7, которые выполнены двуполостными. Задняя по потоку газа 8 полость 9 лопатки 7 соединена на входе через коллектор 10 с промежуточной ступенью компрессора (не показано). Передняя по потоку 8 полость 11 лопатки 7 на входе через воздушную полость 12 в шипе 13 переднего соединения 14 типа «шип-паз» и осевую трубку 15 соединена с воздушной полостью 16 подвода закомпрессорного воздуха на сопловую лопатку первой ступени 6, которая расположена с внешней стороны от лопатки 6. Трубки 15 расположены в воздушной полости 17 охлаждения разрезного кольца первой ступени 18 между корпусом 19 турбины 1 и кольцом 18 и установлены в переднем 20 и заднем 21 по потоку 8 радиальных ребрах корпуса 19. С внешней стороны корпуса 19 расположены трубы 22 системы активного регулирования радиальных зазоров между статором 5 и ротором 2. В передней полости 11 для организации интенсивного охлаждения входной кромки 23 лопатки 7 помещен дефлектор 24.
Работает устройство следующим образом.
При работе многоступенчатой газовой турбины 1 газотурбинного двигателя высокотемпературный газовый поток 8, натекающий на входную кромку 23 сопловой лопатки второй ступени 7, мог бы вызвать перегрев и поломку лопаток 7. Однако этого не происходит, так как с помощью воздуха высокого давления, с минимальными потерями из полости 16 по трубкам 15 поступающего в дефлектор 24, осуществляется интенсивное охлаждение входной кромки 23 лопатки 7, что повышает надежность турбины.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНАЯ ГАЗОВАЯ ТУРБИНА | 2007 |
|
RU2352788C1 |
ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2008 |
|
RU2369749C1 |
ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНАЯ ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2011 |
|
RU2465466C1 |
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РАДИАЛЬНЫХ ЗАЗОРОВ ТУРБИНЫ ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2020 |
|
RU2731781C1 |
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РАДИАЛЬНЫХ ЗАЗОРОВ ТУРБИНЫ ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2020 |
|
RU2732653C1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАДИАЛЬНЫХ ЗАЗОРОВ ТУРБИНЫ ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2020 |
|
RU2738523C1 |
ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2008 |
|
RU2364729C1 |
Охлаждаемая турбина газотурбинного двигателя | 2020 |
|
RU2755451C1 |
СИЛОВАЯ ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2004 |
|
RU2287073C2 |
ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2012 |
|
RU2498087C1 |
Изобретение относится к авиационному оборудованию. Технический результат состоит в повышении надежности путем повышения эффективности охлаждения. В многоступенчатой турбине газотурбинного двигателя сопловые лопатки второй ступени выполнены двуполостными. Передняя по потоку газа воздушная полость лопатки через воздушную полость переднего шипа лопатки соединена осевой трубкой с воздушной полостью подвода воздуха на сопловую лопатку первой ступени. Трубка размещена в воздушной полости между корпусом турбины и разрезным кольцом первой ступени и установлена в переднем и заднем по потоку радиальных ребрах корпуса. С помощью воздуха высокого давления, с минимальными потерями из полости по трубкам поступающего в дефлектор, осуществляется интенсивное охлаждение входной кромки лопатки, что повышает надежность турбины. 2 ил.
Многоступенчатая турбина газотурбинного двигателя с сопловыми лопатками первой ступени, воздушные полости которых соединены с выходом из-за компрессора, и с установленными в наружном корпусе турбины сопловыми лопатками второй ступени, воздушные полости которых соединены на входе с промежуточной полостью компрессора, отличающаяся тем, что сопловые лопатки второй ступени выполнены двуполостными, причем передняя по потоку газа воздушная полость лопатки через воздушную полость переднего шипа лопатки соединена осевой трубкой с воздушной полостью подвода воздуха на сопловую лопатку первой ступени, при этом трубка размещена в воздушной полости между корпусом турбины и разрезным кольцом первой ступени и установлена в переднем и заднем по потоку радиальных ребрах корпуса.
ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1998 |
|
RU2151884C1 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ ГАЗОВАЯ ТУРБИНА | 2003 |
|
RU2263809C2 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ ГАЗОВАЯ СИЛОВАЯ ТУРБИНА | 2004 |
|
RU2263790C2 |
ОСЕВАЯ ТУРБИННАЯ СТУПЕНЬ И МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ ТУРБИНА | 2003 |
|
RU2256081C1 |
ОДНОВАЛЬНАЯ ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА С МНОГОСТУПЕНЧАТОЙ ТУРБИНОЙ | 1999 |
|
RU2167309C2 |
Механизм регулировки угла атаки почвообрабатывающих дисков | 2016 |
|
RU2621913C1 |
СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА | 2003 |
|
RU2239679C1 |
Авторы
Даты
2009-02-27—Публикация
2008-01-29—Подача