РЕДУКТОР ПРИВОДА ОДНОРЯДНОГО ВЕНТИЛЯТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2009 года по МПК F02K3/04 

Описание патента на изобретение RU2347928C1

Изобретение относится к редукторам газотурбинных двигателей сверхвысокой степени двухконтурности. Редуктор для привода однорядного вентилятора газотурбинного двигателя предназначен для передачи от турбины (на фиг. не показано) значительной мощности, что в сочетании с повышенными оборотами вала на входе в редуктор приводит к повышенным удельным нагрузкам на рабочую поверхность подшипников скольжения сателлитных шестерен в сочетании с повышенной окружной скоростью по рабочей поверхности этих подшипников, что, в свою очередь, приводит к повышенному тепловыделению в гидродинамическом подшипнике скольжения за счет работы сил трения. При этом того расхода масла, которое прокачивается через гидродинамический подшипник скольжения, оказывается недостаточно для отвода выделяющегося тепла, что может привести к перегреву и к поломке подшипника скольжения и редуктора в целом.

Известен редуктор газотурбинного турбовентиляторного двигателя с установленными на подшипниках качения сателлитными шестернями (С.А.Вьюнов. «Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей», Москва, «Машиностроение», стр.502, рис.11.9д).

Недостатком известной конструкции является низкая надежность подшипников качения, на которых установлены сателлитные шестерни редуктора, а также высокие окружные усилия и нагрузки от центробежных сил, действующих на сателлитные шестерни, приводят к снижению надежности подшипников качения и редуктора в целом.

Наиболее близким к заявляемой конструкции является редуктор для привода однорядного вентилятора газотурбинного двигателя, в котором сателлитные шестерни установлены на гидродинамических подшипниках скольжения, расположенных на неподвижных цапфах (патент US №6622473 ВВ).

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является низкая надежность подшипников скольжения при повышенных усилиях, действующих на сателлитные шестерни в сочетании с повышенной окружной скоростью на подшипнике скольжения, что приводит к повышенному тепловыделению в подшипниках скольжения, к повреждению из-за повышенной температуры антифрикционного покрытия в подшипнике и к его поломке.

Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении надежности редуктора путем снижения температуры рабочей поверхности подшипника скольжения с антифрикционным покрытием.

Сущность изобретения заключается в том, что в редукторе привода однорядного вентилятора газотурбинного двигателя с сателлитными шестернями, установленными на гидродинамических подшипниках скольжения, расположенных на неподвижных цапфах, согласно изобретению в цапфах параллельно рабочей поверхности подшипника скольжения выполнены осевые охлаждающие каналы, соединенные на входе с каналом подвода масла на гидродинамический подшипник скольжения, а на выходе - с жиклерами подвода масла на смазку и охлаждение зубьев шестерен и подшипников качения редуктора, причем охлаждающие каналы выполнены со стороны рабочей поверхности подшипника на дуге α=90...150°, а внутренняя поверхность каналов выполнена с микро- и макрорельефом.

Выполнение в неподвижных цапфах параллельно рабочей поверхности подшипника скольжения осевых охлаждающих каналов, соединенных на входе с каналами подвода масла, позволяет осуществить за счет прокачки масла по этим каналам эффективное и равномерное по длине подшипника охлаждение рабочей поверхности цапфы с нанесенным на нее антифрикционным покрытием, что повышает надежность гидродинамического подшипника скольжения.

Соединение охлаждающих каналов на выходе с жиклерами подвода масла на смазку и охлаждение зубьев шестерен и подшипников качения редуктора позволяет более полно использовать хладоресурс масла, снизить его общий расход через редуктор с одновременным снижением температуры шестерен, что повышает надежность редуктора.

Выполнение охлаждающих каналов со стороны рабочей поверхности подшипника скольжения позволяет осуществить отвод тепла непосредственно из рабочей зоны с максимальным тепловыделением, что способствует снижению общей температуры цапфы и повышению ее надежности.

Выполнение внутренней поверхности с микро- и макрорельефом позволяет интенсифицировать процесс теплоотдачи от поверхности канала в масло, что снижает температуру цапфы и антифрикционного покрытия, повышая надежность подшипника скольжения.

При α<90° - повышается температура цапфы и снижается надежность подшипника скольжения из-за уменьшения поверхности теплоотдачи.

При α>150° - снижается надежность из-за повышения температуры цапфы вследствие уменьшения скорости течения масла в каналах.

На фиг.1 изображен продольный разрез редуктора для привода однорядного вентилятора газотурбинного двигателя.

На фиг.2 изображен продольный разрез А-А на фиг.1 (подшипник скольжения с охлаждающими каналами).

На фиг.3 - элемент I на фиг.2 в увеличенном виде (микрорельеф поверхности охлаждающего канала).

На фиг.4 - сечение Б-Б на фиг.3 (макрорельеф поверхности охлаждающего канала).

Редуктор 1 состоит из входного вала 2, ведущей шестерни 3 и находящейся с ней в зацеплении сателлитной шестерни 4, установленной на неподвижной цапфе 5, которая, в свою очередь, закреплена в корпусе 6 редуктора 1. На неподвижной цапфе 5 и сателлитной шестерне 4 выполнен гидродинамический подшипник скольжения 7, включающий в себя внешнюю поверхность 8 цапфы 5 с нанесенным на ней антифрикционным покрытием 9, смазочную канавку 10, отверстия 11 подвода смазки в канавку 10 и во внутреннюю поверхность 12 сателлитной шестерни 4. Сателлитная шестерня 4, в свою очередь, находится в зацеплении с ведомой шестерней 13 внутреннего зацепления, которая совместно с выходным валом 14 установлена в подшипнике качения 15. В неподвижной цапфе 5 параллельно образующей 16 рабочей поверхности 17 подшипника скольжения 7 выполнены охлаждающие каналы 18, на входе соединенные каналом 19 подвода масла на гидродинамический подшипник, а на выходе - с жиклерами 20 и 21 смазки зубьев 22, 23, 24 шестерен 3, 4, 13 соответственно, а также с жиклером 25 смазки подшипника качения 15. Внутренняя поверхность 26 охлаждающих каналов 18 для повышения коэффициентов теплоотдачи в охлаждающее масло выполнена с макрорельефом 27 и микрорельефом 28. Каналы 18 размещены в рабочей зоне 29 гидродинамического подшипника скольжения 7, т.е. в зоне максимального тепловыделения от работы сил трения, возникающих под действием усилия Р от зацепления шестерен 3, 4 и 13.

Работает устройство следующим образом.

При работе редуктора 1 на максимальном режиме высокая окружная скорость на рабочей поверхности в гидродинамическом подшипнике скольжения 7, а также повышенное удельное давление на эту поверхность от усилий Р в зацеплении шестерен 3, 4 и 13 приводят к значительному выделению тепла в подшипнике 7, существенно превышающему хладоресурс масла, идущего на смазку подшипника 7, а также рассеивание тепла в окружающее пространство, что могло бы привести к недопустимому увеличению температуры гидродинамического подшипника скольжения 7 с потерей механических свойств покрытия 9 (например, баббита, бронзы и т.д.) и дальнейшей поломкой подшипника 7. Однако, этого не происходит, так как избыточное тепло, выделяемое в подшипнике 7, снимается с помощью масла, протекающего в охлаждающих каналах 18, что повышает надежность подшипника 7 и редуктора в целом. Эффективности такой системы охлаждения способствует размещение охлаждающих каналов 18 в рабочей зоне 29 с максимальным тепловыделением. Макрорельеф 27 и микрорельеф 28 на внутренней поверхности 26 каналов 18 способствует повышению коэффициентов теплоотдачи в масло и снижению температуры подшипника 7 с соответствующим повышением надежности.

Похожие патенты RU2347928C1

название год авторы номер документа
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ СВЕРХВЫСОКОЙ СТЕПЕНИ ДВУХКОНТУРНОСТИ 2006
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2330170C2
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ПРИВОДОМ ВЕНТИЛЯТОРА ЧЕРЕЗ ПРОСТОЙ СООСНЫЙ РЕДУКТОР С ВНУТРЕННИМ ЗАЦЕПЛЕНИЕМ 2007
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2346176C1
УСТРОЙСТВО ПОДАЧИ МАСЛА ДЛЯ РЕДУКТОРА С ЭПИЦИКЛОИДНОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ 2016
  • Жеден Патрис
  • Феро Бенжамен
RU2709066C2
Редуктор с эпициклоидной передачей, вентиляторный модуль двухконтурного турбореактивного двигателя и двухконтурный турбореактивный двигатель 2013
  • Галле Франсуа
  • Брианте Борис
  • Серей Жан-Пьер
  • Тан-Ким Александр
RU2627990C2
РЕДУКТОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2346172C2
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ СВЕРХВЫСОКОЙ СТЕПЕНИ ДВУХКОНТУРНОСТИ С РЕДУКТОРНЫМ ПРИВОДОМ ДВУХРЯДНОГО ВЕНТИЛЯТОРА ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ВРАЩЕНИЯ 2006
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
  • Пожаринский Александр Адольфович
RU2316667C2
РЕДУКТОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2347092C2
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2005
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2311554C2
ПЕРЕДНЯЯ ЧАСТЬ АВИАЦИОННОГО ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И АВИАЦИОННЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2015
  • Новаковски Натали
  • Венсан Тома Ален Кристиан
RU2686248C2
ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС С РЕДУКТОРОМ 2002
  • Гаркави Л.М.
  • Иванов Н.М.
  • Слицкий А.Е.
RU2218479C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 347 928 C1

Реферат патента 2009 года РЕДУКТОР ПРИВОДА ОДНОРЯДНОГО ВЕНТИЛЯТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Редуктор привода однорядного вентилятора газотурбинного двигателя содержит сателлитные шестерни, установленные на гидродинамических подшипниках скольжения, расположенных на неподвижных цапфах. В цапфах параллельно рабочей поверхности подшипника скольжения выполнены осевые охлаждающие каналы, соединенные на входе с каналом подвода масла на гидродинамический подшипник скольжения, а на выходе - с жиклерами подвода масла на смазку и охлаждение зубьев шестерен и подшипников качения редуктора. Охлаждающие каналы выполнены со стороны рабочей поверхности подшипника на дуге α=90...150°. Внутренняя поверхность каналов выполнена с микро- и макрорельефом. Изобретение повышает надежность редуктора путем снижения температуры рабочей поверхности подшипника скольжения с антифрикционным покрытием. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 347 928 C1

Редуктор привода однорядного вентилятора газотурбинного двигателя с сателлитными шестернями, установленными на гидродинамических подшипниках скольжения, расположенных на неподвижных цапфах, отличающийся тем, что в цапфах параллельно рабочей поверхности подшипника скольжения выполнены осевые охлаждающие каналы, соединенные на входе с каналом подвода масла на гидродинамический подшипник скольжения, а на выходе - с жиклерами подвода масла на смазку и охлаждение зубьев шестерен и подшипников качения редуктора, причем охлаждающие каналы выполнены со стороны рабочей поверхности подшипника на дуге α=90...150°, а внутренняя поверхность каналов выполнена с микро- и макрорельефом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2347928C1

Топчак-трактор для канатной вспашки 1923
  • Берман С.Л.
SU2002A1
ОПОРА РОТОРА ГТД 1991
  • Кузнецов В.А.
RU2075658C1
СПОСОБ СТОПОРЕНИЯ ОХВАТЫВАЮЩЕГО ЭЛЕМЕНТА ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОГО УСТРОЙСТВА 2001
  • Болдырев А.А.
  • Крылов В.В.
  • Каргаев Л.А.
  • Синицын В.М.
RU2195712C1
US 4817382 A, 04.04.1989
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОЛИСТИРОЛЬНОЙ ПЛЕНКИ 2001
  • Томасов С.М.
RU2198791C2
US 3646834 A, 07.03.1972
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2002
  • Гельмедов Ф.Ш.
  • Антонов А.Н.
  • Эзрохи Ю.А.
RU2238418C2

RU 2 347 928 C1

Авторы

Кузнецов Валерий Алексеевич

Даты

2009-02-27Публикация

2007-06-04Подача