СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ГАЗОТУРБОВОЗА С УТИЛИЗАЦИЕЙ ТЕПЛА Российский патент 2009 года по МПК F02C7/14 

Описание патента на изобретение RU2349777C1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, конкретно к силовым установкам локомотива, выполненным на базе газотурбинного двигателя (турбопоезда или газотурбовоза), который в качестве топлива использует сжиженный природный газ - СПГ.

Работы по созданию газотурбовоза проведены в СССР и за рубежом. В Западной Европе наиболее интенсивные работы по газотурбовозам впервые были развернуты во Франции и привели к созданию газотурбовоза.

Известна силовая установка (патент РФ на изобретение №2137617), эта установка имеет жидкостную систему охлаждения и вентилятор для создания потока охлаждающего воздуха.

Известна силовая установка (патент РФ №2189477), которая содержит газотурбинный двигатель - ГТД, газовый тракт, соединяющий этот газотурбинный двигатель со свободной турбиной и нагрузку в виде электрогенератора, вал которого подсоединен к валу свободной турбины через муфту.

Недостатком этой силовой установки является то, что она имеет низкий КПД около 20%, что почти в 2 раза меньше, чем у современных дизельных установок.

Известна силовая установка газотурбовоза (патент РФ №2272916 - прототип), которая содержит газотурбинный двигатель с турбиной и свободную турбину, за которой установлен регенеративный теплообменник, выход из которого соединен с газотурбинным двигателем, конкретно, с системой охлаждения турбины.

Недостатками этого двигателя является низкий КПД силовой установки из-за того, что подача пара на вход в турбину резко уменьшает температуру продуктов сгорания, проходящих через нее и тем самым снижает КПД турбины и силовой установки в целом. Если же компенсировать снижение температуры газа перед турбиной увеличением расхода топлива, это приведет к дефектам в виде прогара сопловых и рабочих лопаток турбины. Кроме того, длительное пропускание большого расхода воды через систему охлаждения турбины приводит к отложению накипи в системе охлаждения турбины и ухудшению охлаждения. Применение дистиллированной воды невозможно по техническим и экономическим соображениям. Кроме того, регенеративный теплообменник имеет недостаточную поверхность теплообмена для того, чтобы полностью утилизировать тепло выхлопных газов.

Задачи создания изобретения: повышение экономичности и надежности установки.

Решение указанных задач достигнуто за счет того, что силовая установка газотурбовоза с утилизацией тепла, содержащая газотурбинный двигатель с компрессором, камерой сгорания и турбиной, соединенной газовым трактом со свободной турбиной, за которой в выхлопном устройстве установлен регенеративный теплообменник, вход которого соединен через водяной насос с емкостью для воды, отличающийся тем, что установка содержит систему охлаждения турбины, в которую входят последовательно соединенные топливопаровой и топливовоздушный теплообменники, а выход из регенеративного теплообменника через топливопаровой теплообменник и паровую турбину, установленную на валу свободной турбины соединен с емкостью для воды.

В выхлопном устройстве перед регенеративным теплообменником может быть установлена дополнительная камера сгорания. Турбина содержит воздушную систему охлаждения соплового аппарата и рабочего колеса турбины, в которую входит трубопровод отбора воздуха из-за компрессора, теплообменник охлаждения воздуха, коллектор, сопловой аппарат с полостями внутри него и дефлектор на диске турбины.

В выхлопном устройстве перед регенеративным теплообменником может быть установлена дополнительная камера сгорания. Турбина содержит воздушную систему охлаждения соплового аппарата и рабочего колеса турбины, в которую входит трубопровод отбора воздуха из-за компрессора, теплообменник охлаждения воздуха, коллектор, сопловой аппарат с полостями внутри него и дефлектор на диске турбины.

Предложенное техническое решение обладает новизной, изобретательским уровнем и промышленной применимостью, что подтверждается проведенными патентными исследованиями. Для реализации изобретения достаточно применения известных узлов и деталей, ранее разработанных и реализованных в конструкции газотурбинных двигателей и в машиностроении.

Сущность изобретения поясняется на фиг.1 и 2, где на фиг.1 приведена схема силовой установки локомотива, а на фиг.2 - схема охлаждения турбины.

Предложенное техническое решение содержит газотурбинный двигатель ГТД 1 и подсоединенную газовым трактом 2 свободную турбину 3, к которой присоединен электрогенератор 4 (фиг.1).

ГТД 1 содержит воздухозаборное устройство 5, компрессор 6, камеру сгорания 7, систему топливоподачи 8 с топливным насосом 9 и приводом топливного насоса 10, турбину 11. Турбина 11 содержит сопловой аппарат турбины 12 и рабочее колесо турбины 13. Рабочее колесо турбины 13 установлено на валу ГТД 14, на конце вала ГТД 14 установлен датчик оборотов ГТД 15. Свободная турбина 3 содержит сопловой аппарат свободной турбины 16, рабочее колесо свободной турбины 17. В выхлопном устройстве 18 установлен регенеративный теплообменник 19. Далее установлены задняя опора 20 с подшипником 21, в котором установлен вал свободной турбины 22, к которому подсоединен через муфту 23, вал нагрузки 24 с электрогенератором 4. Подшипник 21 имеет систему смазки 25. На валу свободной турбины установлена паровая турбина 26 (рабочее колесо паровой турбины).

Выход из регенеративного теплообменника 19 подключен трубопроводом подачи пара 27 к паровой турбине 26. Выход из паровой турбины 26 подсоединен трубопроводом рециркуляции 28 через топливопаровой теплообменник 35 к емкости для воды 29, выход из емкости для воды 29 трубопроводом низкого давления 30 соединен с водяным насосом 31, имеющим привод 32. Выход из водяного насоса 31 трубопроводом высокого давления 33 соединен с входом в регенеративный теплообменник 19.

Блок управления 34 соединен электрическими связями с датчиком частоты вращения 15, приводом топливного насоса 10 и приводом водяного насоса 32.

Топливопаровой теплообменник 35 по воздушной линии подключен к топливовоздушному теплообменнику 36, далее трубопроводом отбора воздуха 37 к полости за компрессором 6, а его выход трубопроводом подачи воздуха 38 подключен к сопловому аппарату турбины 12 и сообщающемуся посредством отверстий с полостью «А» внутри лопаток соплового аппарата 12. Теплообменник охлаждения воздуха 35 установлен в топливной магистрали 8 после насоса горючего 9 и через кольцевой коллектор 39 подключен к камере сгорания 7.

К кольцевому коллектору 39 подсоединен дополнительный топливный трубопровод 40, соединенный с дополнительной камерой сгорания 41, установленной в выхлопном устройстве 18 перед регенеративным теплообменником 19.

Система охлаждения рабочего колеса турбины 13 работает на воздухе и содержит трубопровод отбора воздуха 36 от полости из-за компрессора 6, теплообменник охлаждения воздуха 35 трубопровод 37, коллектор 38, выполненный над сопловым аппаратом турбины 12, трубки подвода воздуха 42 (фиг.2). Рабочее колесо турбины 13 содержит диск турбины 43, рабочие лопатки турбины 44, дефлектор 45. Турбина 11 содержит корпус 46. На бандажных полках 47 рабочих лопаток турбины 44 выполнены уплотнения 48.

При работе при помощи стартера запускается ГТД 1, при этом подается сигнал с блока управления 34 на привода 10 и 32, топливный насос 9 подает жидкое топливосжиженный природный газ сначала в теплообменник охлаждения воздуха 35, где оно испаряется и газифицируется, а потом оно подается в камеру сгорания 7, где воспламеняется при помощи электрозапальника (на фиг.1 и 2 не показано). Выхлопные газы, проходя газовый тракт, поступают сначала на турбину ГТД 11, а потом в свободную турбину 3. Рабочее колесо свободной турбины 17 с валом свободной турбины 22 раскручиваются. Крутящий момент через муфту 23 передается на вал нагрузки 24 и далее на электрогенератор 4. Дополнительная мощность паровой турбины также снимается валом свободной турбины 22. С электрогенератора 4 вся электрическая энергия подается на электродвигатели, связанные с колесными парами газотурбовоза (на фиг.1 и 2 не показано).

После запуска двигателя, который контролирует блок управления 34 по сигналу с датчика оборотов ГТД 15, блок управления 34 дает команду на включение привода водяного насоса 32, который раскручивает насос 31 и вода по трубопроводу высокого давления 33 подается в регенеративный теплообменник 19, где подогревается и испаряется, превращаясь в пар. Если энергия пара в регенеративном теплообменнике 19 недостаточно для привода мощной паровой турбины 26, по дополнительному топливному трубопроводу 39 подают топливо в дополнительную камеру сгорания 40, сжигают его, тем самым дополнительно подогревают пар.

Пар, имеющий температуру от 100 до 120°С, который по трубопроводу высокого давления 27 подается на паровую турбину 26, позволяет снять дополнительную мощность, соизмеримую с мощностью основного электрогенератора 4 и использоваться для тех же целей, т.е. привода газотурбовоза. Тем самым утилизируется тепло выхлопных газов.

Охлаждение турбины позволит создать силовую установку, работающую длительное время с температурой газов на входе в турбину более 1500°С.

Охлаждение турбины осуществляется следующим образом. Воздух высокого давления из-за компрессора 6 по трубопроводу отбора воздуха 36 подается сначала в теплообменник охлаждения воздуха 35, потом по трубопроводу подачи воздуха 37 в коллектор 40, потом в полости «А» соплового аппарата турбины 12, где охлаждает сопловой аппарат турбины 12, далее по трубкам 41 через форсунки 42 в полость «Б», потом через отверстия «В» - в полость «Г» и далее через отверстия «Д» выходит в газовый тракт турбины 11.

В результате использования новой схемы регенерации тепла КПД силовой установки возрастает более, чем в 2 раза, а именно с 20% без теплообменника до 46...53%. Это достигнуто утилизацией тепла в паровой турбине 26, применением дополнительной камеры сгорания 40 и использованием хладоресурса топлива для повышения температуры газа перед турбиной 11 за счет ее эффективного охлаждения.

Применение изобретения позволило:

1. Повысить КПД силовой установки за счет применения утилизации тепла в паровой турбине.

2. Упростить компоновку силовой установки за счет размещения на одном валу свободной турбины и паровой турбины.

3. Дополнительно увеличить мощность и КПД силовой установки на больших нагрузках за счет применения дополнительной камеры сгорания и форсирования температуры газа перед турбиной.

5. Улучшить надежность силовой установки и, в первую очередь, турбины за счет ее эффективного охлаждения.

6. Отказаться от применения воды для охлаждения турбины.

7. Предотвратить отложение накипи в системе охлаждения турбины.

Похожие патенты RU2349777C1

название год авторы номер документа
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА С УТИЛИЗАЦИЕЙ ТЕПЛА 2007
  • Болотин Николай Борисович
RU2349778C1
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ГАЗОТУРБОВОЗА 2006
  • Болотин Николай Борисович
RU2327890C1
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ГАЗОТУРБОВОЗА С УТИЛИЗАЦИЕЙ ТЕПЛА 2006
  • Болотин Николай Борисович
RU2312231C1
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ГАЗОТУРБОВОЗА С УТИЛИЗАЦИЕЙ ТЕПЛА 2006
  • Болотин Николай Борисович
RU2312230C1
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ГАЗОТУРБОВОЗА С УТИЛИЗАЦИЕЙ ТЕПЛА 2006
  • Болотин Николай Борисович
RU2320497C1
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ГАЗОТУРБОВОЗА С ОХЛАЖДАЕМОЙ ТУРБИНОЙ И УТИЛИЗАЦИЕЙ ТЕПЛА 2006
  • Болотин Николай Борисович
RU2316440C1
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ЛОКОМОТИВА С РЕГЕНЕРАЦИЕЙ ТЕПЛА 2006
  • Болотин Николай Борисович
RU2323115C1
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ЛОКОМОТИВА С ЗАМКНУТОЙ СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ ТУРБИНЫ 2006
  • Болотин Николай Борисович
RU2323114C2
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ЛОКОМОТИВА С ЗАМКНУТОЙ СХЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ ТУРБИНЫ 2006
  • Болотин Николай Борисович
RU2315881C1
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ГАЗОТУРБОВОЗА 2007
  • Болотин Николай Борисович
RU2334114C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 349 777 C1

Реферат патента 2009 года СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ГАЗОТУРБОВОЗА С УТИЛИЗАЦИЕЙ ТЕПЛА

Силовая установка газотурбовоза с утилизацией тепла содержит газотурбинный двигатель с компрессором, камерой сгорания и турбиной, соединенной газовым трактом со свободной турбиной, за которой в выхлопном устройстве установлен регенеративный теплообменник. Вход регенеративного теплообменника соединен через водяной насос с емкостью для воды. Установка содержит систему охлаждения турбины, в которую входят последовательно соединенные топливопаровой и топливовоздушный теплообменники. Выход из регенеративного теплообменника через топливопаровой теплообменник и паровую турбину, установленную на валу свободной турбины, соединен с емкостью для воды. Изобретение направлено на повышение КПД и надежности силовой установки. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 349 777 C1

1. Силовая установка газотурбовоза с утилизацией тепла, содержащая газотурбинный двигатель с компрессором, камерой сгорания и турбиной, соединенной газовым трактом со свободной турбиной, за которой в выхлопном устройстве установлен регенеративный теплообменник, вход которого соединен через водяной насос с емкостью для воды, отличающийся тем, что установка содержит систему охлаждения турбины, в которую входят последовательно соединенные топливопаровой и топливовоздушный теплообменники, а выход из регенеративного теплообменника через топливопаровой теплообменник и паровую турбину, установленную на валу свободной турбины, соединен с емкостью для воды.2. Силовая установка газотурбовоза с утилизацией тепла по п.1, отличающаяся тем, что в выхлопном устройстве перед регенеративным теплообменником установлена дополнительная камера сгорания.3. Силовая установка газотурбовоза с утилизацией тепла по п.1 или 2, отличающаяся тем, что турбина содержит воздушную систему охлаждения соплового аппарата и рабочего колеса турбины, в которую входят трубопровод отбора воздуха из-за компрессора, теплообменник охлаждения воздуха, коллектор, сопловой аппарат с полостями внутри него и дефлектор на диске турбины.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2349777C1

US 4989405 А, 05.02.1991
US 4267692 А, 19.05.1981
ДВУХКОНТУРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1988
  • Шевцов В.Ф.
RU1584492C
СПОСОБ РАБОТЫ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ (ВАРИАНТЫ) И ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА 1993
  • Особов Виктор Исаакович
RU2094636C1
US 5782081 А, 21.07.1998
US 4476674 А, 16.10.1984.

RU 2 349 777 C1

Авторы

Болотин Николай Борисович

Даты

2009-03-20Публикация

2007-09-20Подача